ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А
Тел..факс 20-96-75
www.fasvso.arbitr.ru
e-mail: sibiria@arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
г. Иркутск | № А19-25134/06-54-Ф02-3994/2007 |
3 июля 2007 года
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рюмкиной М.Д.,
судей: Воробьевой Н.М., Соколовой Л.М.,
при участии в судебном заседании представителей: Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации – ФИО1 (доверенность № 13-17/8 от 09.01.2007), муниципального унитарного производственного теплоэнергетического предприятия«Иркутсктеплоэнерго» - ФИО2 (доверенность № 77 от 30.11.2006),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 6 марта 2007 года по делу №А19-25134/06-54 (суд первой инстанции: Кулик Е.Н.),
установил:
Муниципальное унитарное производственное теплоэнергетическое предприятие (МПТП) «Иркутсктеплоэнерго» обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с Российской Федерации убытков в сумме 16 854 860 рублей 55 копеек, возникших в результате предоставления населению города Иркутска в 2004 году льгот по оплате тепловой энергии, предусмотренных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Определением от 21 декабря 2006 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Иркутская область в лице Главного финансового управления Иркутской области, Главное управление социальной защиты населения Иркутской области, Муниципальное образование «Город Иркутск» в лице Комитета по экономике и финансам администрации г. Иркутска.
Определениями от 31 января 2007 года Главное финансовое управление Иркутской области и Главное управление социальной защиты населения Иркутской области заменены их правопреемниками - Департаментом финансов Иркутской области и Департаментом социальной защиты населения Иркутской области соответственно.
Решением от 6 марта 2007 года исковые требования удовлетворены, с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу МПТП «Иркутсктеплоэнерго» взыскано 16 854 860 рублей 55 копеек убытков.
Не согласившись с выводами Арбитражного суда Иркутской области, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение.
По мнению заявителя кассационной жалобы, арбитражным судом нарушены - пункт 2 статьи 124, статьи 401, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 15.3, 15.6 Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политике», статьи 64, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации от 01.04.2003 № 179 «О правилах предоставления из Фонда софинансирования социальных расходов дотаций на частичное возмещение расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг».
Заявитель жалобы ссылается на перечисление Иркутской области денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на 2004 год, в полном объеме; недостаточность выделенных средств для компенсации расходов не свидетельствует о нарушении государством своих обязательств; недоказанность состава правонарушения, необходимого для привлечения к ответственности вследствие причинения вреда; недопустимость взыскания за счет средств федерального бюджета денежных средств свыше утвержденных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2004 год».
Лица, участвующие в деле, отзыв на кассационную жалобу не представили.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно исковому заявлению (с учетом уточнений) материально-правовым требованием указано требование о взыскании убытков в сумме 16 854 860 рублей 55 копеек, возникших в результате предоставления населению г. Иркутска в 2004 году льгот по оплате тепловой энергии, предусмотренных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Основанием иска указано на неисполнение Российской Федерации обязанности по возмещению расходов, понесенных в период с января по декабрь 2004 года во исполнение Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В обоснование своих требований истец представил: отчеты о сумме выпадающих доходов, расшифровки к отчетам, акты сверки, договор о возмещении расходов № 221-66-164/4 от 14.04.2004, договоры на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде, списки льготников.
Возражая против заявленных требований, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации указала на отсутствие состава правонарушения, на недопустимость взыскания за счет средств федерального бюджета денежных средств, свыше утвержденных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2004 год».
Суд первой инстанции, исследовав имеющиеся в деле материалы, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме с Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в сумме 16 854 860 рублей 55 копеек.
Выводы суда основаны на установленных обстоятельствах предоставления истцом в 2004 году гражданам г.Иркутска льгот по оплате коммунальных услуг, предусмотренных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в сумме 54 468 991 рублей 40 копеек и частичной компенсации истцу расходов в сумме 37 815 746 рублей 53 копеек; льгот, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в сумме 329 128 рублей 04 копеек и частичной компенсации в сумме 127 512 рублей 36 копеек. Суд установил, что невозмещенные истцу расходы в сумме 16 854 860 рублей 55 копеек являются для истца убытками и подлежат возмещению Российской Федерацией как с источника финансирования. Выделенные из федерального бюджета денежные средства на возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот, предусмотренных указанными выше законами, использованы Иркутской областью и муниципальным образованием «Город Иркутск» в полном объеме и по целевому назначению.
По мнению суда кассационной инстанции, выводы Арбитражного суда Иркутской области о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации убытков в размере 16 854 860 рублей 55 копеек в связи с предоставлением льгот по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации, Закону Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" обоснованны.
Указанная выше сумма составляет расходы МПТП «Иркутсктеплоэнерго» по предоставлению инвалидам и гражданам, пострадавшим от воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, льгот по оплате за тепловую энергию.
Выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы МПТП «Иркутсктеплоэнерго». В этой части материальные потери являются для истца убытками.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не предусматривают возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования).
Неисполнение государством своих обязательств по компенсации затрат, произведенных организацией в связи с реализацией законно установленных и обеспеченных бюджетным финансированием льгот, влечет возникновение у такой организации убытков, подлежащих возмещению.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что факт предоставления льгот инвалидам и гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», установлен. Указанное обстоятельство подтверждается материалами дела.
Удовлетворяя исковые требования за счет Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, арбитражный суд правомерно руководствовался статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации».
В результате анализа указанных нормативно-правовых актов, регламентирующих основания и порядок предоставления льгот и последующей компенсации расходов коммерческим организациям, осуществляющим предоставление льгот, исследования представленных доказательств Арбитражный суд Иркутской области пришел к обоснованному выводу о наличии достаточных оснований для удовлетворения исковых требований за счет средств бюджета Российской Федерации.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что Арбитражным судом Иркутской области правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, определенной истцом как убытки, субъекты ответственности, размер убытков.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение Арбитражного суда Иркутской области от 6 марта 2007 года по делу № А19-25134/06-54 принято с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 6 марта 2007 года по делу №А19-25134/06-54 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий | М.Д.Рюмкина | |
Судьи: | Н.М.Воробьева | |
Л.М.Соколова |