ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А19-25188/2021 от 21.06.2022 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело № А19-25188/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 22 июня 2022 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Басаева Д.В.,

судей: Ломако Н.В., Сидоренко В.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жевтневым Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 марта 2022 года по делу № А19-25188/2021,

установил:

Иркутская городская общественная организация лодочников: рыболовов, спортсменов и садоводов «Центральная водомоторная станция» (ОГРН <***>; ИНН <***>, далее – заявитель, организация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации города Иркутска (ОГРН <***>; ИНН <***>, далее – комитет, административный орган) о признании незаконным распоряжения № 504-02-2859/21 от 02.11.2021 года об отмене распоряжения заместителя мэра - председателя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска от 7 мая 2021 №504-02-1216/21.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25 марта 2022 года по делу № А19-25188/2021 заявленные требования удовлетворены.

Административный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.

Апеллянт указал, что в результате проверки комитетом установлено, что цель использования земельного участка не соблюдается, условия распоряжения № 504-21-1216/21 пользователем (ЦВМС) не выполнены, в связи с чем принято решение об отмене распоряжения.

Апеллянт считает неверным вывод суда о том, что комитетом не была соблюдена процедура, предусмотренная Положением № 271-пп, поскольку п. 62 Положения № 271-пп предусматривает срок для устранения нарушения предусмотрен только для случаев использования земельного участка не по целевому назначению.

Вместе с тем, судом первой инстанции не была дана оценка невыполнения ЦВМС обязанностей, которые установлены в п. 7 Распоряжения № 504-21 -1216/21, например, выполнить работы по ограждению земельного участка после согласования внешнего облика (материал ограждения, архитектурный дизайн) с комитетом по управлению Октябрьским округом администрации города Иркутска и комитетом городского обустройства администрации города Иркутска. Доказательств согласования облика с уполномоченным органом заявителем представлено не было.

Заявитель в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился.

Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 19.05.2022. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.

Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением заместителя мэра - председателя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска от 07.05.2021 года №504-02-1216/21, Иркутской городской общественной организации лодочников: рыболовов, спортсменов и садоводов «Центральная водомоторная станция» выдано разрешение на использование земельного участка, общей площадью 4747 кв.м., расположенный по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, о. Мокрый (вблизи ул. Верхняя Набережная), в целях размещения лодочной станции.

Распоряжением заместителя мэра - председателя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска от 02.11.2021 года №504-02¬2859/21, на основании акта осмотра от 29.10.2021 года №441, руководствуясь п.п. 3 п. 60 Постановления Правительства Иркутской области от 04.06.2015 года №271-пп, распоряжение заместителя мэра - председателя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска от 7 мая 2021 №504-02¬1216/21 о разрешении Иркутской городской общественной организации лодочников: рыболовов, спортсменов и садоводов «Центральная водомоторная станция» на использование земельного участка, общей площадью 4757 кв.м., расположенный по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, о. Мокрый (вблизи ул. Верхняя Набережная), в целях размещения лодочной станции, отменено полностью.

Согласно пункту 2 распоряжения от 02.11.2021 года №504-02-2859/21, Иркутской городской общественной организации лодочников: рыболовов, спортсменов и садоводов «Центральная водомоторная станция» предписано в течение 30 дней освободить территорию и обеспечить демонтаж объектов с места их размещения.

Полагая, что данное распоряжение является незаконным и нарушает права и законные интересы Иркутской городской общественной организации лодочников: рыболовов, спортсменов и садоводов «Центральная водомоторная станция» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.

Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).

В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в следующих случаях, в том числе, размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1, 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014г. №1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов», руководствуясь статьей 67 Устава Иркутской области, Правительством Иркутской области утверждено Положение о порядке и условиях размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления таких земельных участков и установления сервитутов на территории Иркутской области от 04.06.2015г. №271-пп (далее - Положение).

Согласно подпункту 3 пункта 60 Положения действие разрешения на использование земель или земельного участка для размещения объектов прекращается досрочно, в том числе, со дня принятия решения уполномоченного органа о прекращении действия разрешения на использование земель или земельного участка для размещения объектов в случае использования земель или земельного участка, в отношении которых выдано такое разрешение, не в соответствии с целями, указанными в разрешении.

Из материалов дела следует, что в соответствии с распоряжением заместителя мэра-председателя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска от 07.05.2021г. №504-02-1216/21, Иркутской городской общественной организации лодочников: рыболовов, спортсменов и садоводов «Центральная водомоторная станция» выдано разрешение на использование земельного участка, общей площадью 4747 кв.м., расположенный по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, о. Мокрый (вблизи ул. Верхняя Набережная), в целях размещения лодочной станции.

На основании статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

На основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях использования акватории водных объектов.

В соответствии с договором водопользования от 27.12.2016г. №38-16.01.01.044-Р- ДРБВ-С-2016_02934/00 ОО «ЦВМС» является водопользователем водного объекта, зарегистрированного в установленном порядке в государственном водном реестре Енисейского бассейнового водного управления 27.12.2016г.

В силу пункта 62 Положения факт использования земель или земельного участка, в отношении которых (которого) выдано такое разрешение, не в соответствии с целями, указанными в разрешении на использование земель или земельного участка для размещения объектов, подтверждается актом осмотра земель или земельного участка, в отношении которых (которого) выдано такое разрешение, составленным уполномоченным органом (далее - акт осмотра).

29 октября 2021 года в 09 часов 30 минут был произведен осмотр территории площадью 4757 кв.м., расположенный по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, о. Мокрый (вблизи ул. Верхняя Набережная), в целях размещения лодочной станции, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.

Распоряжением заместителя мэра - председателя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска от 02.11.2021г. № 504-02¬2859/21, на основании акта осмотра от 29.10.2021г. № 441, руководствуясь п.п. 3 п. 60 Постановления Правительства Иркутской области от 04.06.2015г. №271 -пп, распоряжение заместителя мэра - председателя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска от 7 мая 2021 № 504-02¬1216/21 о разрешении Иркутской городской общественной организации лодочников: рыболовов, спортсменов и садоводов «Центральная водомоторная станция» на использование земельного участка, общей площадью 4757 кв.м., расположенный по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, о. Мокрый (вблизи ул. Верхняя Набережная), в целях размещения лодочной станции, отменено полностью.

Согласно пункту 2 распоряжения от 02.11.2021г. №504-02-2859/21, Иркутской городской общественной организации лодочников: рыболовов, спортсменов и садоводов «Центральная водомоторная станция» предписано в течение 30 дней освободить территорию и обеспечить демонтаж объектов с места их размещения.

В соответствии с актом осмотра от 29.10.2021г. № 441 установлено, что данная территория огорожена бетонными плитами, доступ третьих лиц на территорию лодочной станции ограничен. Ограждение со стороны р. Ангара, расположено в 5 метрах от уреза водного объекта в границах 20-ти метровой береговой полосы общего пользования.

На территории размещены плавательные средства, в виде лодок, железные контейнеры, лодочные принадлежности, припаркованы автомобили. Покрытие земельного участка, предоставлено в пользование - грунтовое, не имеющее твердого основания.

На основании указанного, Комитетом сделан вывод о нецелевом использовании предоставленного ОО «ЦВМС» земельного участка.

Комитет, ссылаясь на пункт 7 Распоряжения от 7 мая 2021 № 504-02-1216/21, указал, что на Общественную организацию «ЦВМС» возложены обязанности в связи с использованием переданного земельного участка из земель, государственная собственность на которое не разграничена, в том, числе:

- использовать земельный участок в соответствии с целями, указанными в пункте 1 Распоряжения;

- приступить к выполнению работ по ограждению земельного участка после согласования внешнего облика (материал ограждения, архитектурный дизайн) с комитетом по управлению Октябрьским округом администрации города Иркутск и комитетом городского обустройства администрации города Иркутска;

- обеспечить беспрепятственный доступ неограниченного круга лиц к водному объекту общего пользования его береговой полосе;

- обеспечить земельный участок твердым покрытием в соответствии с п. 15 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации.

Однако в ходе проведения осмотра должностными лицами Комитета не установлено достоверно, кому принадлежит ограждение бетонными плитами территории, является ли это ограждением переданного организации для использования земельного участка либо это ограждение какой-то иной территории.

На приложенных к акту фотографиях на территории земельного участка зафиксировано размещение лодок, доказательств иного использования предоставленного земельного участка судом из данных фотографий правомерно не установлено.

Нахождение нескольких припаркованных автомашин на фотографиях также не свидетельствует об использовании земельного участка под автостоянки или иных целей. Представленный акт и фотографии не подтверждают нецелевое использование земельного участка. Тем более, что невозможно с достоверностью установить, когда данные снимки были сделаны, с использованием каких технических средств и какой именно территории.

Судебной коллегией отклоняется как неправомерный и противоречащий требованиям пункта 60 Положения довод апеллянта о том, что судом первой инстанции не была дана оценка невыполнению ЦВМС обязанностей, которые установлены в п. 7 Распоряжения № 504-21-1216/21, например, выполнить работы по ограждению земельного участка после согласования внешнего облика (материал ограждения, архитектурный дизайн) с комитетом по управлению Октябрьским округом администрации города Иркутска и комитетом городского обустройства администрации города Иркутска.

В данном случае заявителем жалобы не учтено, что разрешение на использование земельного спорного земельного участка выдано заявителю в целях размещения лодочной станции, а не в целях выполнения работ по ограждению земельного участка после согласования внешнего облика.

Также судом правомерно установлено, что в нарушение пункта 62 Положения от 04.06.2015г. № 271-пп комитетом осмотр территории земельного участка, общей площадью 4757 кв.м., расположенный по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, о. Мокрый (вблизи ул. Верхняя Набережная) проводился в отсутствие представителя ОО «ЦВМС», то есть лица, которому выдано разрешение на использование земельного участка.

Исходя их требований Положения от 04.06.2015г. №271-пп, Комитет должен был выдать ОО «ЦВМС» предписание для устранения выявленных нарушений в течение 30 дней, свидетельствующих, по мнению Комитета, о нецелевом использовании земельного участка.

И только в случае неустранения выявленных нарушений, Комитет должен был повторно провести осмотр, заактировать неустранение нарушений и только после этого, принимать решение о прекращении действия разрешения на использование спорного земельного участка.

Однако такое предписание заявителю не выдавалось, а напротив, согласно пункту 2 распоряжения от 02.11.2021г. №504-02-2859/21, Иркутской городской общественной организации лодочников: рыболовов, спортсменов и садоводов «Центральная водомоторная станция» предписано в течение 30 дней освободить территорию и обеспечить демонтаж объектов с места их размещения.

Следовательно, Комитетом до принятия оспариваемого распоряжения не соблюдена процедура, установленная Положением от 04.06.2015г. № 271-пп.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для вынесения 02.11.2021г. Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации города Иркутска распоряжения № 504-02-2859/21 об отмене распоряжения заместителя мэра - председателя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска от 7 мая 2021 №504 -02-1216/21, как нес соответствующего Земельному кодексу Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 03.12.2014г. №1300, Положению о порядке и условиях размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления таких земельных участков и установления сервитутов на территории Иркутской области от 04.06.2015г. №271-пп.

При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» по адресу www.kad.arbitr.ru.

По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 марта 2022 года по делу № А19-25188/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.

Председательствующий Д.В. Басаев

Судьи В.А. Сидоренко

Н.В. Ломако