Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru
тел./факс (3952) 210-170, 210-172
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Иркутск
26 февраля 2024 года
Дело № А19-25730/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Рудых А.И., Шелёминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ивановой И.Г.,
при участии в судебном заседании представителей: путем использования системы веб-конференции – Администрации муниципального образования города Братска – ФИО1 (доверенность № Д-307/01/23 от 19.12.2023, паспорт, диплом), в помещении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа – Общества с ограниченной ответственностью «Бах-управление» – ФИО2 (доверенность от 30.11.2022, паспорт, диплом),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования города Братска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 сентября 2023 года по делу № А19-25730/2022 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2023 года по тому же делу,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Бах-управление»
(ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Администрации муниципального образования города Братска (далее – администрация) с иском, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о взыскании убытков в виде неполученного дохода в размере 1 528 745 рублей 13 копеек.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 06 сентября 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2023 года, иск удовлетворен.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, администрация обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просила решение и постановление судов отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы оспаривает выводы судов о наличии оснований для взыскания с администрации убытков в виде недополученного дохода, полагает, что в связи с внесением изменений в Порядок предоставления юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям субсидии из бюджета города Братска в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных перевозок муниципального образования города Братска, утвержденный постановлением администрации от 20.05.2021 № 988 (далее – Порядок № 988), общество утратило право на получение субсидии; судами необоснованно принят отчет общества о достижении показателей результативности, составленный за период с мая по октябрь 2022 года и не соответствующий методике расчета показателей, предусмотренной муниципальной программой города Братска «Транспорт» на 2020-2024 годы, утвержденной постановлением администрации от 15.11.2017 № 1774 (далее – Муниципальная программа); в данном случае результативность должна рассчитываться исходя из показателей количества фактически выполненных рейсов без нарушения расписания движения к общему количеству выполненных рейсов за 10 месяцев 2022 года.
Общество в отзыве на кассационную жалобу выразило согласие с обжалуемыми судебными актами.
Участвующие в судебном заседании представители администрации и общества поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва на нее соответственно.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Предметом настоящего спора является требование общества к администрации о взыскании убытков в виде недополученного дохода в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров и багажа транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных перевозок муниципального образования города Братска по регулируемым тарифам в период май – октябрь 2022 года.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 21.05.2021 между администрацией и обществом (получатель) заключено Соглашение № 3 о предоставлении субсидии из бюджета города Братска в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных перевозок муниципального образования города Братска.
25.04.2022 между администрацией и обществом заключены муниципальные контракты №№ МК2022.062 (1у, 16, 18), МК2022.063 (8, 25, 50, 106, 108), МК2022.064 (1, 7, 9, 12), по условиям которых общество обязалось оказать услуги, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по регулируемым тарифам по маршрутам, параметры которых установлены приложениями к контрактам, в период с мая по октябрь 2022 года, а администрация – принять и оплатить эти работы.
Обществом в период с мая по октябрь 2022 года были оказаны услуги по пассажирским перевозкам транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных перевозок муниципального образования города Братска по регулируемым тарифам.
По факту оказанных услуг истец в адрес ответчика направил расчеты фактической суммы недополученных доходов за период май-октябрь 2022 года на общую сумму
1 528 745 рублей 13 копеек и требование об их оплате.
Возвращая указанные расчеты в адрес общества, администрация указала на заключение муниципальных контрактов в апреле 2022 года, что в связи с измененным Порядком № 988 исключает право общества на получение соответствующей субсидии.
Неисполнение администрацией обязанности по предоставлению из бюджета города Братска субсидии послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя иск, суды первой и апелляционной инстанции исходили из обоснованности требований общества по праву и по размеру.
Согласно статье 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами (пункт 1); плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами (пункт 2); в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета (пункт 5).
Статьей 10 Закона Иркутской области от 28.12.2015 №145-03 «Об отдельных вопросах организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Иркутской области» установлено, что регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам в границах одного городского поселения Иркутской области, за исключением городского округа Иркутской области, устанавливаются органом местного самоуправления соответствующего городского поселения Иркутской области, за исключением городского округа Иркутской области (часть 1); регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам в границах городского округа Иркутской области устанавливаются органом местного самоуправления соответствующего городского округа Иркутской области (часть 2).
На основании части 1 статьи 42 Устава городского округа муниципального образования города Братска Иркутской области, принятого решением Братской городской Думы от 31.07.1998 № 187/г-Д, администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Братска, наделенным настоящим уставом полномочиями по решению вопросов местного значения города Братска и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Братска федеральными законами и законами Иркутской области.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, решением Думы города Братска
от 25.12.2020 № 166/г-Д «О бюджете города Братска на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (далее – Решение № 166/г-Д), на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1492 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» администрацией разработан и утвержден Порядок № 988, устанавливающий: общие положения о предоставлении субсидии юридическим лицам из бюджета города Братска в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных перевозок муниципального образования города Братска по регулируемым тарифам; условия и порядок предоставления субсидий; требования к отчетности; требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение.
Субсидия предоставляется в рамках мероприятия 1.1.1 Приложения к Муниципальной программе в целях повышения качества транспортного обслуживания населения города Братска.
Согласно подпункту 3 пункта 14 Решения № 166/г-Д (в редакции № 4
от 12.01.2023) получателем субсидии является, в том числе общество.
Из статьи 15 ГК РФ следует, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (пункт 1); под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2).
В силу положений статей 16, 1069 данного Кодекса убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Таким образом, по общему правилу, основанием для возложения гражданско-правовой ответственности за причинение вреда является совокупность следующих юридически значимых обстоятельств: наличие убытков и доказанность их размера; противоправное поведение причинителя вреда; причинно-следственная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и возникшими у потерпевшего убытками; вина причинителя вреда. При отсутствии хотя бы одного из перечисленных условий привлечение к имущественной ответственности не представляется возможным.
Исследовав и оценив представленные участвующими в деле лицами доказательства с соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ и правильно применив изложенные нормы материального права к конкретным установленным по настоящему делу обстоятельствам, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно установили, что между администрацией и обществом в соответствии с Порядком № 988 было заключено Соглашение № 3 от 21.05.2021 о предоставлении субсидии, 25.04.2022 между администрацией и обществом заключены муниципальные контракты №№ МК2022.062, МК2022.063, МК2022.064, на момент заключения которых общество соответствовало всем критериям, предусмотренным Порядком № 988, а введение постановлением администрации от 13.09.2022 № 1658 в пункт 1 раздела 2 Порядка
№ 988 подпункта 8, предусматривающего дополнительные требования к получателю субсидии, не влияет на право общества на получение субсидии, поскольку данные изменения в силу положений статей 4, 422 ГК РФ неприменимы к ранее возникшим между администрацией и обществом договорным правоотношениям; учли, что обществом документально подтверждено достижение за период мая по октябрь 2022 года целевого показателя результативности «Регулярность движения пассажирского транспорта по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города», установленного Муниципальной программой, (99,37%), при этом представленный администрацией расчет достижения соответствующего показателя результативности за 10 месяцев 2022 года обоснованно отклонен судами, как не отвечающий требованиям допустимости доказательств, поскольку не являлся основанием для отказа в удовлетворении требований общества во внесудебном порядке и не отвечал требованиям Муниципальной программы, устанавливающим достижение указанного показателя по итогам года; приняли во внимание отсутствие у администрации мотивированных возражений относительно фактов оказания услуг по перевозке, их объемов и качества, а также размеров недополученных доходов, в связи с чем пришли к обоснованным выводам о наличии у последней обязанности по возмещению обществу недополученных доходов в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных перевозок муниципального образования города Братска и правомерно удовлетворили заявленные исковые требования.
Доводы заявителя жалобы по существу основаны на неверном толковании вышеизложенных норм права, сводятся к несогласию с выводами судов по существу спора и направлены на переоценку представленных участвующими в деле лицами доказательств и установление обстоятельств, отличных от установленных судами первой и апелляционной инстанций, что в силу требований статьи 286 АПК РФ и разъяснений, содержащихся в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции», не входит в полномочия суда округа.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд
Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей,
в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения
в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 сентября 2023 года по делу № А19-25730/2022 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда
от 14 декабря 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
А.Н. Левошко
А.И. Рудых
М.М. Шелёмина