ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А19-26444/2021 от 06.06.2022 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

Четвертый арбитражный апелляционный суд

улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело № А19-26444/2021

«09» июня 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 09 июня 2022 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ломако Н.В.,

судей Басаева Д.В.. Корзовой Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Байкальская лесная компания» на решение Арбитражного суда Иркутской области от 09 марта 2022 года по делу № А19-26444/2021 по иску Министерства лесного комплекса Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Байкальская лесная компания» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) о внесении изменений в договор,

в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,

установил:

Министерство лесного комплекса Иркутской области (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Байкальская лесная компания" (далее - ответчик), о внесении изменений в договор аренды лесного участка № 91-301/10 от 18.10.2010, заключенного с ООО «Байкальская лесная компания», в части исключения из предмета договора аренды лесные участки, расположенные в границах заказника «Озерный», а именно Нижнеилимское лесничество, Рудногорское участковое лесничество, Северная дача, кварталы № 16, 35, 60, 84; об изложении пункта 1.1 договора в следующей редакции: «Нижнеилимское лесничество, Рудногорское участковое лесничество, Рудногорская дача, кварталы №№ 266-269, 286-290, 314-318, 346-352, 381-383; северная дача, кварталы №№ 1-3, 6-9, 17-27, 36-46, 61-70, 85-94, 114-119, 144-147, 174, 175, 211-229; об обязании ООО «Байкальская лесная компания» возвратить Министерству лесного комплекса Иркутской области по акту приема-передачи в течение 10-ти дней с момента вступления решения суда в законную силу лесные участки, расположенные в границах заказника «Озерный», а именно: Нижнеилимское лесничество, Рудногорское участковое лесничество, Северная дача, кварталы №№ 16, 35, 60, 84.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 09 марта 2022 года по делу № А19-26444/2021 исковые требования удовлетворены.

Суд внес изменения в договор аренды лесного участка № 91-301/10 от 18.10.2010, заключенный между Министерством лесного комплекса Иркутской области и обществом с ограниченной ответственностью "Байкальская лесная компания", исключив из предмета договора аренды лесные участки, расположенные в границах заказника «Озерный», а именно: Нижнеилимское лесничество, Рудногорское участковое лесничество, Северная дача, кварталы №№ 16, 35, 60, 84.

Изложен пункт 1.1 указанного договора в следующей редакции: «Нижнеилимское лесничество, Рудногорское участковое лесничество, Рудногорская дача, кварталы №№ 266-269, 286-290, 314-318, 346-352, 381-383; северная дача, кварталы №№ 1-3, 6-9, 17-27, 36-46, 61-70, 85-94, 114-119, 144-147, 174, 175, 211-229.»

Суд обязал ответчика возвратить истцу по акту приема-передачи в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу лесные участки, расположенные в границах заказника «Озерный», а именно: Нижнеилимское лесничество, Рудногорское участковое лесничество, Северная дача, кварталы №№ 16, 35, 60, 84.

Взыскана с ответчика в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 3 000 руб.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 09 марта 2022 года по делу № А19-26444/2021 отменить, принять по делу новый судебный акт.

Как следует из апелляционной жалобы, договор аренды лесного участка № 91-301/10 от 18.10.2010 на момент его заключения соответствовал действовавшему лесному и гражданскому законодательству, следовательно, основания для признания его недействительной (ничтожной) сделкой отсутствуют.

Ответчик также указывает, что истец узнал о ничтожности сделки в части в 2013 году, то есть с момента официального установления границ заказника, следовательно, срок исковой давности по признанию части сделки ничтожной истек в августе 2018 года.

Ответчик указывает, что судом первой инстанции не дана правовая оценка и проигнорирован его довод о необходимости решении вопроса по изменению стоимости арендной платы в случае изменения площади арендуемого лесного участка.

В материалы дела письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы не поступал.

О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 07.05.2022.

Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Решением Иркутского облисполкома от 09.12.1985 № 607 организован комплексный государственный охотничий заказник областного значения "Озерный" в Нижнеилимском районе, сроком на 10 лет, утверждено Положение о нем, установлены границы.

Согласно пункту IY.2 Положения о заказнике, утвержденного названным решением, ликвидация заказника может быть проведена решением облисполкома по представлению управления охотничье-промыслового хозяйства при Иркутском облисполкоме. Постановлением Губернатора Иркутской области от 12.05.1997 № 163-п срок функционирования заказника продлен на 10 лет.

Постановлением Губернатора Иркутской области от 09.10.2007 № 459-п "О сроке действий государственных природных заказников областного значения" установлено, что организованные с ограничением срока действия государственные природные заказники областного значения "Зулумайский" (Зиминский, Куйтунский, Тулунский районы), "Чайский" (Киренский район), "Кирейский" (Тулунский район), "Озерный" (Нижнеилимский район), "Таюрский" (Усть-Кутский район), "Туколонь" (КазачинскоЛенский район), "Кадинский" (Куйтунский район), "Эдучанский" (Усть-Илимский район) являются постоянно действующими, при этом сохраняются границы и режим охраны, определенные Положениями об указанных заказниках.

Между агентством лесного хозяйства Иркутской области и ЗАО «ЛДК «Игирма» заключен договор аренды лесного участка № 91-301/10 от 18.10.2010, в соответствии с условиями которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять в возмездное временное пользование лесной участок, расположенный на землях лесного фонда, имеющий местоположение: Иркутская область, Нижнеилимский район, Нижнеилимское лесничество, Рудногорское участковое лесничество, эксплуатационные леса, Рудногорская дача, кварталы №№ 261-269, 286-290, 314-318, 346-352, 381-383, Северная дача, кварталы №№ 1-3, 6-9, 16-27, 35-46, 60-70, 84-94, 114-119, 144-147, 174, 175, 211-229, общей площадью 78 719 га, в границах указанных в плане лесного участка (схеме) с номером учетной записи в государственном лесном реестре 619-2010-10 в целях заготовки древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений с возможным ежегодным отпуском ликвидной древесины – 148,0 тыс.м3., в том числе 129,0 тыс. м? по хвойному хозяйству, по сплошным рубкам составляет 142,0 тыс.м3., по хвойному хозяйству 125,0 тыс.м3., по выборочным рубкам 6,0 тыс.м3., по хвойному хозяйству 5,0 тыс.м3.

На основании соглашения от 10.12.2018 о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка № 91-301/10 от 18.10.2010 между ЗАО «ЛДК «Игирма» и ответчиком все права и обязанности арендатора по договору аренды лесного участка № 91-301/10 от 18.10.2010 перешли к ответчику.

Согласно Приказу Рослесхоза № 556 от 23.04.2019 «Об отнесении лесов на территории Иркутской области к защитным лесам и установлению их границ и о внесении изменений в приказы Федерального агентства лесного хозяйства от 16.09.2009 № 372, от 12.11.2009 № 485, от 28.12.2009 № 546» леса, расположенные на территории Братского, Зиминского, Илимского, Казачинско-Ленского, Качугского, Киренского, Куйтунского, Нижнеилимского, Северного, Слюдянского, Тулунского, Усть-Кутского, Шелеховского лесничеств Иркутской области, отнесены к категории защитных лесов "леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях" и установить их границы согласно приложениям 1 - 13. Категория лесов, расположенных в границах заказника «Озерный», изменена на защитную (категория защитности – леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях).

Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения Министерства лесного комплекса Иркутской области в арбитражный уд с настоящим иском.

Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.

Как правильно установлено судом первой инстанции, по своей правовой природе заключенный между истцом и ответчиком договор является договором аренды, регулируется Главой 34 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование.

Факты передачи истцом в рамках договора аренды и получение его ответчиком подтверждается имеющимся в материалах дела передаточным актом; ответчиком не оспорен.

Согласно статье 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования. Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов.

Согласно части 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации леса, расположенные на землях лесного фонда, делятся на следующие виды: защитные леса; эксплуатационные леса; резервные леса.

Согласно статье 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (часть 1). Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций (часть 2). В частности, эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (часть 3). Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (часть 4).

В силу части 2 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено этим Кодексом, другими федеральными законами. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков (часть 8 статьи 29).

Положениями лесного законодательства установлены ограничения в осуществлении заготовки древесины (рубок лесных насаждений) в защитных лесах.

Исходя из части 4 статьи 17, частей 1, 5, 5.1 статьи 21, части 1 статьи 55, части 1 статьи 105, части 1 статьи 106 Лесного кодекса Российской Федерации, Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14.12.2010 N 485, рубки лесных насаждений в защитных лесах могли быть осуществлены в случаях строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, необходимых для осуществления работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, для использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (если строительство, реконструкция, эксплуатация этих объектов не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации), в случае необходимости ухода за лесами (рубки ухода) и замены лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций. В иных случаях, в том числе в целях коммерческой заготовки древесины, рубки лесных насаждений в защитных лесах не допускаются ввиду того, что это противоречит целевому назначению защитных лесов и выполняемым ими полезным функциям.

Предоставление в аренду защитных лесов в целях заготовки древесины в отсутствие оснований для такой заготовки свидетельствует о нарушении договором аренды требований закона, что затрагивает публичные интересы (в области охраны окружающей природной среды) и влечет ничтожность указанного договора.

На момент заключения договора аренды лесного участка правовой статус защитных лесов определялся положениями статей 102, 103 и части 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации.

К лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относились леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях. В лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий.

Аналогичные положения установлены статьями 111, 112 Лесного кодекса Российской Федерации в соответствии с которыми в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (часть 6 статьи 11 Лесного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории могут иметь региональное значение и находиться в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона № 33-ФЗ государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Государственные природные заказники регионального значения образуются органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления (пункт 2 статьи 23).

Как установлено судом первой инстанции, решением Иркутского облисполкома от 09.12.1985 № 607 организован комплексный государственный охотничий заказник областного значения "Озерный" в Нижнеилимском районе, сроком на 10 лет, утверждено Положение о нем, установлены границы.

Согласно пункту IY.2 Положения о заказнике, утвержденного названным решением, ликвидация заказника может быть проведена решением облисполкома по представлению управления охотничье-промыслового хозяйства при Иркутском облисполкоме.

Постановлением Губернатора Иркутской области от 12.05.1997 № 163-п срок функционирования заказника продлен на 10 лет. 8 Постановлением Губернатора Иркутской области от 09.10.2007 № 459-п "О сроке действий государственных природных заказников областного значения" установлено, что организованные с ограничением срока действия государственные природные заказники областного значения "Зулумайский" (Зиминский, Куйтунский, Тулунский районы), "Чайский" (Киренский район), "Кирейский" (Тулунский район), "Озерный" (Нижнеилимский район), "Таюрский" (Усть-Кутский район), "Туколонь" (КазачинскоЛенский район), "Кадинский" (Куйтунский район), "Эдучанский" (Усть-Илимский район) являются постоянно действующими, при этом сохраняются границы и режим охраны, определенные Положениями об указанных заказниках.

Из указанного постановления на основании постановления Губернатора Иркутской области от 05.03.2008 N 67-п исключены указания в отношении государственного природного заказника "Озерный" (Нижнеилимский район). На основании указа Губернатора Иркутской области от 20.07.2015 года № 175-уг функционирование заказника восстановлено.

Из положений пункта 1 статьи 14 Закона Иркутской области от 09.10.2007 № 83-оз "Об особо охраняемых природных территориях в Иркутской области" (далее - Закон Иркутской области от 09.10.2007 № 83-оз) следует, что изменение категории особо охраняемой природной территории регионального значения или лишение статуса особо охраняемой природной территории регионального значения может осуществляться по предложениям (представлениям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц. Решение об изменении категории (лишении статуса) особо охраняемой природной территории регионального или местного значения принимается администрацией области или представительным органом муниципального образования соответственно (пункт 3 статьи 14).

Изменение категории особо охраняемой природной территории регионального значения должно осуществляться с учетом требований статей 9, 11 настоящего Закона.

Согласно пункту 7 раздела IV Приказа Минприроды России от 25.01.1993 № 14 "Об утверждении Общего положения о государственных природных заказниках общереспубликанского (федерального) значения в Российской Федерации" изменение границ, реорганизация и ликвидация государственных природных заказников осуществляется в том же порядке, что и их образование.

Порядок образования особо охраняемых природных территорий регионального значения установлен статьей 9 Закона Иркутской области от 09.10.2007 № 83-оз.

Пунктом 2 статьи 9 Закона Иркутской области от 09.10.2007 № 83-оз определено, что в целях образования особо охраняемой природной территории регионального значения осуществляется в том числе: подготовка проекта решения об образовании особо охраняемой природной территории регионального значения и проекта положения о ней; согласование проекта решения об образовании особо охраняемой природной территории регионального значения и проекта положения о ней с органами государственной власти, органами местного самоуправления в случаях, установленных законодательством; направление материалов комплексного экологического обследования участков территории, обосновывающих придание этой территории правового статуса особо охраняемой природной территории регионального значения, на государственную экологическую экспертизу.

Обязательное проведение экологической экспертизы по материалам комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения, предусмотрено и статьей 12 Федерального закона № 174-ФЗ от 23.11.1995 "Об экологической экспертизе".

В соответствие с положениями пункта 7 раздела IV Приказа Минприроды России от 25.01.1993 № 14 "Об утверждении Общего положения о государственных природных заказниках общереспубликанского (федерального) значения в Российской Федерации", статей 9, 11, 14 Закона Иркутской области от 09.10.2007 № 83-оз принятие решения об изменении категории (лишении статуса) особо охраняемой природной территории регионального значения должно приниматься на основании обосновывающих документов (государственной экспертизы) и в виде нормативного правового акта, прошедшего согласование с органами государственной власти (органами местного самоуправления).

Как правильно указал суд первой инстанции, доказательств, свидетельствующих о проведении в установленном законом порядке государственной экспертизы, принятия органами государственной власти Иркутской области нормативно-правового акта о прекращении действия заказника "Озерный", как особо охраняемой природной территории, в материалы дела не представлено.

С учетом изложенного, суд пришел к обоснованному выводу о несоответствии постановления Губернатора Иркутской области от 05.03.2008 № 67-п требованиям статей 9, 11, 14 Закона Иркутской области от 09.10.2007 № 83-оз, статей 2, 3, 22 - 24 Федерального закона № 33-ФЗ, поскольку оно не содержит положений об отмене режима охраны, лишения статуса и ликвидации заказника.

В этой связи доводы апелляционной жалобы о том, что договор аренды лесного участка № 91-301/10 от 18.10.2010 на момент его заключения соответствовал действовавшему лесному и гражданскому законодательству, следовательно, основания для признания его недействительной (ничтожной) сделкой отсутствуют, подлежат отклонению как несоответствующие установленным обстоятельствам.

При этом само по себе исключение слова "Озерный" из преамбулы и пункта 1 Постановления Губернатора Иркутской области от 09.10.2007 № 459-п "О сроке действий государственных природных заказников областного значения" не свидетельствует о прекращении в установленном законом порядке действия заказника как особо охраняемой природной территории, ранее признанного постоянно действующим.

В случае установления судом факта противоречия акта государственного органа или органа местного самоуправления (должностного лица) нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, такой акт не влечет правовых последствий.

При таких обстоятельствах, образованный 1985 году и признанный постоянно действующим в 2007 году заказник "Озерный" на момент подписания договора аренды лесного участка от 18.10.2010 имел статус особо охраняемой природной территории, в связи с чем, находящиеся в его границах лесные участки не могли быть предоставлены в аренду для целей коммерческой заготовки древесины.

В этой связи, суд первой инстанции обоснованно указал, что при заключении спорного договора аренды был нарушен установленный законом запрет на предоставление в указанных целях земель особо охраняемых территорий.

В силу статьи 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (пункт 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Согласно статье 180 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.

В пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.

Суд первой инстанции, придя к выводу о ничтожности договора аренды в части предоставления лесного участка, расположенного в границах заказника «Озерный», удовлетворил требования истца о внесении соответствующих изменений в договор аренды лесного участка.

Доводы апелляционной жалобы о необходимости применения срока исковой давности подлежат отклонению.

В пункте 82 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" приведены разъяснения о том, что в случае недействительности договора, по которому полученное одной из сторон выражалось во временном возмездном пользовании индивидуально-определенной вещью, эта сторона возмещает стоимость такого пользования другой стороне, если оно не было оплачено ранее (пункт 2 статьи 167 ГК РФ). Переданная в пользование по такому договору вещь также подлежит возврату. С учетом особого характера временного пользования индивидуально-определенной вещью срок исковой давности по иску о ее возврате, независимо от момента признания сделки недействительной, начинается не ранее отказа соответствующей стороны сделки от ее добровольного возврата (абзац второй пункта 2 статьи 200 ГК РФ).

Учитывая, что преследуемой целью заявленного министерством требования о внесении изменений в договор аренды лесного участка № 91-301/10 от 18.10.2010, заключенного с ООО «Байкальская лесная компания», в части исключения из предмета договора аренды лесные участки, расположенные в границах заказника «Озерный», а именно Нижнеилимское лесничество, Рудногорское участковое лесничество, Северная дача, кварталы № 16, 35, 60, 84, являлся возврат лесных участков, то в данном случае срок исковой давности начинается не ранее отказа соответствующей стороны договора от добровольного возврата лесного участка. По настоящему делу этот срок не пропущен.

Более того, апелляционный суд отмечает, что ответчиком суду первой инстанции не заявлялось о пропуске истцом срока исковой давности.

Доводы ответчика о решении вопроса по изменению стоимости арендной платы в случае изменения площади арендуемого лесного участка правомерно не приняты судом первой инстанции во внимание, поскольку в рамках настоящего спора такое требование министерством не заявлялось и не рассматривалось судом.

При этом апелляционный суд отмечает, что с требованием привести договор аренды в части расчета арендной платы в соответствие с действующим законодательством ООО «Байкальская лесная компания» может обратиться во внесудебном порядке в адрес Министерства, а также в судебном порядке, в случае применения нормы пункта 2 статьи 73.1 ЛК РФ.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 09 марта 2022 года по делу № А19-26444/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий Н.В. Ломако

Судьи Д.В.Басаев

Н.А.Корзова