ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А19-26614/2021 от 24.08.2023 АС Восточно-Сибирского округа

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru

тел./факс (3952) 210-170, 210-172

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Иркутск

29 августа 2023 года

Дело № А19-26614/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2023 года.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Ламанского В.А.,

судей: Курочкиной И.А., Тютриной Н.Н.,

при участии представителей общества с ограниченной ответственностью «Байкальская энергетическая компания» ФИО1 (доверенность от 02.12.2022), Министерства строительства Иркутской области ФИО2 (доверенность
от 19.07.2023),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области
от 09 марта 2023 года по делу № А19-26614/2021 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 05 июня 2023 года по тому же делу,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Байкальская энергетическая компания» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, г. Иркутск; далее – ООО «Байкальская энергетическая компания», истец) обратилось в Арбитражный
суд Иркутской области с исковым заявлением к Министерству строительства Иркутской области (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, г. Иркутск; далее - Министерство строительства, ответчик) о взыскании 44 504 рублей 81 копейки убытков.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 13 апреля 2022 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 июня 2022 года, исковые требования удовлетворены.

Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 октября 2022 года решение от 13 апреля 2022 года и постановление от 22 июня 2022 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 09 марта 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 июня 2023 года, исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство строительства обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
с кассационной жалобой, в которой со ссылкой на неправильное применение судами
норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов
судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит
их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.

По мнению заявителя кассационной жалобы, состав правонарушения, необходимый для взыскания убытков, не доказан, поскольку сроки реализации долгосрочной целевой программы «Подготовка зоны затопления части территории Иркутской области в связи со строительством Богучанской ГЭС» на 2012 - 2013 годы», утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 03.09.2012 № 480-пп (далее – Постановление № 480-пп), в том числе мероприятий по строительству руслового рассеивающего выпуска канализационно-очистных сооружений, на настоящий момент истекли, причинно-следственная связь между убытками ООО «Байкальская энергетическая компания» и действиями (бездействием) Министерства строительства не доказана. Ответчик утверждает, что причиной отсутствия реконструкции спорного
объекта в период с 2011 года по 2022 год явилось ненадлежащее исполнение подрядчиками обязанностей по выполнению проектных и изыскательных работ
на объекте. По мнению заявителя жалобы, обязанность по реконструкции объекта, обеспечению его работоспособности, прекращению причинения вреда окружающей среде возложена на организацию, эксплуатирующую участок системы водоотведения канализационно-очистных сооружений: с 2005 года – на ПАО «Иркутскэнерго»,
с 2020 года – на ООО «Байкальская энергетическая компания».

Истец в отзыве от 21.08.2023 доводы кассационной жалобы отклонил, указав на их несостоятельность, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

В судебном заседании представители истца и ответчика поддержали доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено арбитражными судами, истец (ООО «Байкальская энергетическая компания») является гарантирующей организацией
для централизованного водоснабжения и водоотведения на территории г. Усть-Илимска.

ООО «Байкальская энергетическая компания» осуществляется сброс сточных вод в водный объект (Богучанское водохранилище) на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 04.12.2020 № 38-16.01.03.002-Х-РСВХ-Т-2020-04803/00. Данным решением установлены тип очистных сооружений, в том числе состав оборудования, проектная и фактическая производительность очистных сооружений, степень очистки сточных вод, утвержденные свойства сточных вод, норматив допустимого сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод. Кроме указанных сведений, решением установлены морфометрическая и гидрологическая характеристики водного объекта в месте сброса, качество воды в водном объекте в месте водопользования, перечень гидротехнических и иных сооружений на водном объекте.

Нормативы допустимого сброса загрязняющих веществ с 30.09.2020 до 29.09.2027 для истца разработаны с учетом снижения скорости реки, ухудшения смешения вод и наличия функционирующих канализационно-очистных сооружений.

До строительства Богучанской ГЭС нормативы допустимых сбросов истцом соблюдались.

Настоящий иск предъявлен к Министерству строительства как ответственному исполнителю долгосрочной целевой программы «Подготовка зоны затопления части территории Иркутской области в связи со строительством Богучанской ГЭС» на
2012-2013 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 03.09.2012 № 480-пп.

В подготовленный Министерством строительства план мероприятий по реализации государственной программы (в части решения экологических проблем) в связи
с изменением условий рассеивания стоков для водохранилища включалось выполнение мероприятий по строительству руслового рассеивающего выпуска канализационно - очистных сооружений левого берега г. Усть-Илимск в водоохранной зоне р. Ангары (пункт 6 раздела 3 раздел целевой программы).

Выполнение проектно-изыскательских работ (в том числе, разработка проектной документации, проведение корректировки технического проекта) поручено специализированной организации - ОАО «Ленгидропроект», с которой Управлением капитального строительства Иркутской области (структурное подразделение Министерства) заключен муниципальный контракт от 21.03.2011.

Существующая схема канализационно-очистных сооружений не предусматривает очистку сточных вод от фосфатов. Построенный в соответствии с проектной документацией объект оказался неработоспособным. По итогам неоднократно проведенных Министерством строительства совещаний, в том числе с участием представителей истца (пункт 5 протокола совещания от 15.01.2016), установлено, что неработоспособность объекта связана с отсутствием в проектной документации работ по строительству канализационной насосной станции для обеспечения требуемых скоростей на выпуске сточных вод и блока доочистки сточных вод, которые необходимо было выполнить при строительстве объекта.

Невыполнение указанных мероприятий целевой программы привело к осуществлению сброса сточных вод в водный объект с превышением нормативов допустимого сброса по фосфатам и сверхлимитным платежам ООО «Байкальская энергетическая компания» за превышение нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ.

Считая понесенные расходы в виде сверхлимитных платежей своими убытками, истец обратился в суд с настоящим иском.

В подтверждение факта неисполнения государственной программы истцом представлены протокол совещания от 15.01.2016, переписка сторон; в подтверждение размера убытков – декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год, платежное поручение об оплате за сбросы загрязняющих веществ.

Возражая против удовлетворении иска, ответчик указал на отсутствие причинной связи между невыполнением Министерством строительства мероприятий Программы
и возникшими убытками истца.

Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что совокупностью имеющихся в деле доказательств подтверждается противоправность в действиях (бездействии) ответчика, наличие причинно-следственной связи между действиями последнего и возникшим у истца ущербом. Суды сочли, что необходимой причиной образования убытков стало бездействие Министерства строительства, своевременно не реализовавшего долгосрочную целевую программу.

Суд кассационной инстанции считает выводы судов обоснованными и правомерными в связи со следующим.

В соответствии со статьей 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В качестве способа защиты права, нарушенного причинением вреда незаконными действиями (бездействиями) органов публичной власти, статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации называет, в том числе, возмещение убытков.

В силу положений статьей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет их казны.

Противоправность поведения нарушителя при наступлении гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьей 16 названного Кодекса, выражается в незаконности действий или бездействия органов публичной власти.

Истец связывает возникновение убытков с бездействием Иркутской области в лице Министерства строительства.

В соответствии с Положением о порядке принятия решений о разработке государственных программ Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 26.07.2013 № 282-пп, реализация государственной программы осуществляется в соответствии с планом мероприятий, который разрабатывается ответственным исполнителем и содержит перечень мероприятий государственной программы с указанием сроков реализации, показателей мероприятий и объемов ресурсного обеспечения. Ответственным исполнителем государственной программы является орган государственной власти Иркутской области, определенный Правительством Иркутской области. Ответственный исполнитель организует реализацию государственной программы, координирует деятельность соисполнителей и участников программы, несет ответственность за достижение целевых показателей программы и достижение ожидаемых конечных результатов ее реализации.

Иск обусловлен тем, что расходы по сверхлимитным платежам за превышение нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водный объект р. Ангара связаны с ненадлежащим исполнением ответчиком обязанностей по обеспечению достижения целевых показателей государственной программы «Подготовка зоны затопления части территории Иркутской области в связи со строительством Богучанской ГЭС» на 2012-2013 годы.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, план мероприятий для реализации настоящей долгосрочной целевой программы Иркутской области подготовлен Министерством строительства.

Целью этой целевой программы являлось выполнение отдельных мероприятий
по подготовке зоны затопления части территории Иркутской области в связи
со строительством Богучанской ГЭС, в частности решение экологических проблем
(пункт 2 раздела 2 долгосрочной целевой программы).

В программу включаются мероприятия, входящие в состав Технического проекта.

В рамках данных мероприятий в связи с изменением условий рассеивания
стоков для Богучанского водохранилища планировалось строительство нового руслового рассеивающего выпуска канализационно-очистных сооружений левого берега
г. Усть-Илимск.

В соответствии с пунктом 1.2.1 приложения № 1 к целевой программе в качестве целевых показателей результативности названного мероприятия установлено приведение к нормативным требованиям выпуска канализационно-очистных сооружений в
г. Усть-Илимске.

Контроль за исполнением целевой программы Иркутской области и само исполнение мероприятия программы «Система водоотведения. Проект «Зона затопления Богучанской ГЭС». Этап «Водохранилище и охрана окружающей среды». Корректировка технического проекта «Богучанская ГЭС на р.Ангара» возложены на Министерство строительства (приложение 2 к целевой программе «Система мероприятий»,
подпункт 1 пункта 7 Положения о министерстве строительства, дорожного хозяйства Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 09.02.2011 № 29-пп).

Проектно-изыскательские работы, на основании которых вносились изменения и дополнения в Технический проект «Богучанская ГЭС на р. Ангара» (по этапу работ «Водохранилище и охрана окружающей среды») с целью приведения подготовки зоны водохранилища в соответствие нормам действующего законодательства и новым условиям хозяйственного устройства района строительства, были приняты уполномоченным лицом ответчика от привлеченного подрядчика без замечаний по объему и качеству. По результатам этих работ подготовлена проектная документация и получено положительное заключение государственной экспертизы, выданное Агентством государственной экспертизы в строительстве Иркутской области.

Каким-либо договором или (и) Техническим заданием не предусмотрено согласование проекта «Богучанская ГЭС на р. Ангара» (по этапу работ «Водохранилище и охрана окружающей среды») с ООО «Байкальская энергетическая компания», обязанности последнего формировать техническое задание, предоставлять необходимую для разработки проектной документации информацию, участвовать в приемке проектных работ и предъявлять претензии по качеству выполненных работ проектной организации.

Факт неисполнения Министерством строительства обязательств по обеспечению достижения целевых показателей государственной программы – факт неработоспособности построенного руслового рассеивающего выпуска канализационно-очистных сооружений левого берега г. Усть-Илимска в связи с отсутствием в проектной документации работ по строительству канализационной насосной станции и блока доочистки сточных вод подтвержден совокупностью доказательств, в том числе, протоколами совещаний Министерства строительства. Указанный факт ответчиком признан и не оспорен.

Доказательств принятия мер для надлежащего исполнения обязательства по внесению соответствующих изменений в проектную документацию в части строительства канализационной насосной станции, явившейся основной причиной неработоспособности объекта (т.е. обязательств по контролю реализации целевой программы), ответчиком не представлено.

При таких конкретных обстоятельствах следует признать, что ООО «Байкальская энергетическая компания» имеет право на возмещение убытков, связанных с уплатой сборов за сброс загрязняющих веществ за пределами допустимых нормативов, за счет виновника неисполнения государственной программы (необеспечения достижения целевых показателей программы).

Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что сроки реализации программы истекли, причиной отсутствия реконструкции спорного объекта явилось ненадлежащее исполнение подрядчиками обязанностей по выполнению проектных и изыскательных работ на объекте, подлежат отклонению, поскольку данные обстоятельства
не освобождают Министерство строительства от установленной обязанности
по обеспечению достижения целевых показателей государственной программы.

В целом доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств.
Суд округа полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд
Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей,
в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения
в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
в режиме ограниченного доступа.

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Иркутской области от 09 марта 2023 года по делу
№ А19-26614/2021 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда
от 05 июня 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную
жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок,
не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном
статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи

В.А. Ламанский

И.А. Курочкина

Н.Н. Тютрина