ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А19-26702/19 от 09.03.2021 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина, 100б

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело № А19-26702/2019

«16» марта 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 9 марта 2021 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 16 марта 2021 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Басаева Д.В.,

судей: Желтоухова Е.В., Сидоренко В.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 ноября 2020 года по делу № А19-26702/2019,

установил:

Муниципальное унитарное предприятие «Ритуал» г. Иркутска (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – истец, предприятие, МУП «Ритуал») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее - Минфин), Министерству социальной политики, опеки и попечительства Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее - министерство) о взыскании 265 053 руб. 03 коп.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Иркутска (ОГРН <***>, ИНН <***>).

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 30 ноября 2020 года по делу № А19-26702/2019 исковые требования удовлетворены.

Минфин обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.

Апеллянт считает, что возложение ответственности на Иркутскую область в лице министерства финансов Иркутской области является недопустимым и недостаточным с правовой точки зрения для определения указанного лица органом, представляющим интересы публично-правого образования в настоящем деле. Полагает, что при определении размера расходов, подлежащих возмещению, подлежал применению размер социального пособия на погребение, установленный статьей 10 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» и, следовательно, тарифы, установленные постановлением администрации г. Иркутска от 21 января 2013 года № 031-06-1 13/13 (в редакции постановления от 18 декабря 2014 года № 031-06-1525/14), не могут быть применены в рамках рассматриваемого спора.

Истец в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился.

Министерство социальной политики, опеки и попечительства Иркутской области в отзыве просило решение отменить.

Определением суда от 09.02.2021 года судебное разбирательство отложено на 09 час. 20 мин. 9 марта 2021 года.

Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 16.01.2021, 10.02.2021. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.

Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывов на жалобу,проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, Постановлением Администрации г. Иркутска от 05.04.2012 № 031-06-621/12 присвоен статус специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории г. Иркутска.

Согласно Порядка деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории города Иркутска (Приложение №1 к данному постановлению администрации г. Иркутска от 05.04.2012) целью деятельности специализированной службы является обеспечение государственных гарантий погребения умерших во исполнение Федерального закона «О погребении и похоронном деле», в том числе предоставление услуг согласно гарантированному перечню услуг по погребению на безвозмездной основе; погребение умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности; погребение умерших (погибших), личность которых не установлена органами внутренних дел.

Специализированная служба оказывает супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, услуги, предоставляемые согласно гарантированному перечню услуг по погребению, на безвозмездной основе. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется администрацией города Иркутска по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и утверждается постановлением администрации города Иркутска.

Предоставление специализированной службой услуг согласно гарантированному перечню услуг по погребению производится по заявлению супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, в произвольной письменной форме. Возмещение специализированной службе стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, производится в порядке и на условиях, определенных Федеральным законом «О погребении и похоронном деле».

Согласно уставу МУП «Ритуал» г. Иркутска истец осуществляет следующие виды деятельности:

- предоставление государственных гарантий осуществления погребения умерших во исполнение Федерального закона «О погребении и похоронном деле», в том числе предоставление услуг согласно гарантированному перечню услуг по погребению на безвозмездной основе; погребение умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего; погребение умерших (погибших), личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки;

- оказание ритуальных услуг населению, в том числе предоставление услуг согласно гарантированному перечню услуг по погребению по минимальным ценам (тарифам);

- обеспечение выполнения требований законодательства Российской Федерации, Иркутской области, муниципальных правовых актов города Иркутска к специализированной службе по вопросам похоронного дела в части деятельности общественных кладбищ города Иркутска.

В целях регулирования экономической деятельности истца администрацией г. Иркутска постановлением № 031-06-113/13 от 21.01.2013 утверждены тарифы на услуги, оказываемые МУП «Ритуал» г. Иркутска (в редакции постановления от 18.12.2014 № 031-06-1525/14), в том числе согласно гарантированному перечню услуг по погребению:

- в зимний период с 16 ноября по 15 мая - при захоронении на вновь отведенном участке (2,0 * 1,0 * 1,5) - 13 325 руб., при подхоронении к родственной могиле (2,0 * 1,0 * 1,5) - 14 459 руб. 73 коп.;

- в летний период с 16 мая по 15 ноября - при захоронении на вновь отведенном участке (2,0 * 1,0 * 1,5) - 8 460 руб. 37 коп., при подхоронении к родственной могиле (2,0 * 1,0 * 1,5) - 8 865 руб. 07 коп.

В период с января 2017 по декабрь 2018 года истец произвел погребение 66 умерших, не работающих и не являющихся пенсионерами на день смерти, что подтверждается представленными в материалы дела актами выполненных работ.

Общая стоимость оказанных согласно гарантированному перечню услуг по погребению составила 712 345 руб. 80 коп. Расчет стоимости погребений произведен истцом по тарифам, утвержденным постановлением администрации г. Иркутска от 18.12.2014 № 031-06-1525/14.

ОГКУ «УСЗН по городу Иркутску» произведено возмещение истцу расходов по погребению в общей сумме 447 292 руб. 77 коп. исходя из размера социального пособия на погребение: 6 332 руб. 74 коп. (с учетом районного коэффициента по Иркутской области) за погребение одного тела - если выплата производилась в 2017 году; 6 674 руб. 70 коп. (с учетом районного коэффициента по Иркутской области) - если выплата производилась в 2018 году.

Общая сумма неполученного возмещения составила 265 053 руб. 03 коп.

Истец, в целях досудебного урегулирования спора, 16.08.2019 обратился к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Иркутской области, Министерству финансов Иркутской области, Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области письмом (исх. № 01-08/2-259, № 01-08/2-260, № 01-08/261, № 01-08/2-262).

Поскольку возмещение стоимости услуг по погребению умерших в полном объеме не произведено, МУП «Ритуал» г. Иркутска обратилось в суд с исковым заявлением о взыскании убытков в размере 265 053 руб. 03 коп., рассчитанных истцом как разница между фактическими затратами на погребение и возмещенными расходами.

Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии основания для удовлетворения исковых требований.

Гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего установлены Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении). На территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируется погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатного участка земли для погребения тела (останков) или праха (пункт 1 статьи 7).

Судом установлено, что истец осуществляет предоставление государственных гарантий по погребению умерших во исполнение Закона о погребении.

Статьей 9 Закона о погребении предусмотрен гарантированный перечень услуг по погребению, оказание которых производится на безвозмездной основе. Услуги оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Согласно пунктам 1-3 статьи 9 Закона о погребении супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Указанные услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет различных источников.

В силу статьи 26 Закона о погребении финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, согласно статьям 9, 10, 11 настоящего Закона.

В абзаце 5 пункта 3 статьи 9 Закона о погребении законодателем установлено возмещение стоимости услуг специализированной службе по вопросам похоронного дела за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.

Как следует из представленных в материалы дела документов и не оспаривается лицами, участвующими в деле, истцом предъявлены к возмещению расходы, оказанные на безвозмездной основе близким родственникам (иным родственникам, супругам, законным представителям, иным лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего) на основании их заявления по гарантированному перечню услуг по погребению лиц, не подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и не являющихся пенсионерами.

Федеральный законодатель, предусматривая гарантию безвозмездного получения гражданами определенного перечня услуг по погребению, определил источники ее финансирования, к которым местные бюджеты не отнесены.

На основании пункта 3 статьи 9 Закона о погребении стоимость услуг, предоставляемых, согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет различных источников.

В целях регулирования экономической деятельности истца администрацией г. Иркутска постановлением № 031-06-113/13 от 21.01.2013 «О тарифах на ритуальные услуги муниципального унитарного предприятия «Ритуал г. Иркутска» (в редакции постановления от 18.12.2014 № 031-06-1525/14) утверждены тарифы на услуги, оказываемые МУП «Ритуал» г. Иркутска, согласованные Службой по тарифам Иркутской области.

В данном случае судом первой инстанции установлено, что Администрацией г. Иркутска произведено предписанное законом согласование стоимости спорных услуг со Службой по тарифам Иркутской области, о чем свидетельствует постановление Администрации г. Иркутска от 18.12.2014 № 031-06-1525/14 с приложением № 1 к постановлению, ответ Службы по тарифам Иркутской области № 79-37-3858/14 от 28.11.2014 «О согласовании стоимости услуг по погребению» с приложением «Заключение по согласованию стоимости услуг по погребению, оказываемых муниципальным унитарным предприятием «Ритуал» города Иркутска, согласно гарантированному перечню услуг по погребению».

Таким образом, при исчислении размера расходов МУП «Ритуал» г. Иркутска обоснованно руководствовалось названными тарифами на услуги по погребению, установленными вышеуказанным постановлением Администрации города Иркутска, что не противоречит правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 25.10.2016 № 2367-О.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11.06.2019 по делу № А19-1933/2018, от 27.11.2019 по делу А19-2710/2019 со сходными фактическими обстоятельствами.

Ссылка заявителя жалобы иную судебную практику отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку предметом судебного разбирательства по настоящему делу является возмещение стоимости услуг по погребению согласно гарантированному перечню услуг по погребению, тогда как по делу № А19-23614/2019 - возмещение стоимости услуг по погребению невостребованных умерших пенсионеров и невостребованных умерших, не подлежащих социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством на день смерти.

На основании вышеизложенного, суд первой инстанции верно признал необоснованным довод Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о том, что при определении размера расходов, подлежащих возмещению, необходимо руководствоваться размером социального пособия на погребение, установленным статьей 10 Закона о погребении.

Арифметическая правильность представленного истцом расчета суммы убытков судом проверена, признана правильной. Разница между фактическими затратами истца (712 345 руб. 80 коп.) на погребение в период с января 2017 по декабрь 2018 года 66 умерших, не работающих и не являющихся пенсионерами на день смерти, и возмещенными расходами (447 292 руб. 77 коп.) составила 265 053 руб. 03 коп.

Контррасчет лицами, участвующими в деле, не представлен, замечаний относительно представленных истцом документов в обоснование исковых требований, в том числе заявленной ко взысканию суммы, не заявлено.

Предметом исковых требований являются требования о возмещении расходов, связанных с оказанием ритуальных услуг.

Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения в силу пункта 22 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ относится к вопросам местного значения городского поселения.

Вместе с тем, органы, осуществляющие возмещение стоимости услуг, оказанных специализированной службой согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определены пунктом 3 статьи 9 Закона о погребении, в соответствии с которым такое возмещение производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.

Таким образом, в силу прямого указания закона возмещение спорных расходов следует производить за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Иркутской области.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно положениями статьей 16, 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Противоправность поведения государственных органов, уполномоченных возмещать убытки, усматривается в уклонении (бездействии) Российской Федерации в их лице от исполнения обязательства по компенсации расходов истца, понесенных в результате предоставления установленных Федеральным законом гарантий, в полном объеме.

Вышеизложенное также следует из Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», в котором указано, что, рассматривая иски, предъявленные согласно статьям 16, 1069 ГК РФ, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.

В силу статьи 1071 ГК РФ от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.

На основании пункта 3 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения судебных актов по искам к субъектам Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов субъектов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами субъектов Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации), документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации.

В абзаце четвертом пункта 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что судам следует учитывать, что положения статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 23.12.2008 № 120-пп, Министерство относится к исполнительным органам государственной власти Иркутской области и осуществляет управление областными финансами, составление проекта областного бюджета, организацию и исполнение областного бюджета, обеспечение управления областным государственным долгом, казначейское исполнение областного бюджета, представление интересов областной казны в судах общей юрисдикции, арбитражных и третейских судах. В сфере управления финансами Министерство осуществляет функции по исполнению судебных актов о взыскании средств областного бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством.

Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области полномочиями выступать от имени казны области не наделено.

Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции, что в настоящем случае взыскание денежных средств на основании судебного акта по делу должно производиться с ответчика - Иркутской области за счет казны соответствующего бюджета в лице Министерства финансов Иркутской области, как органа, осуществляющего исполнение судебных актов о взыскании средств с областного бюджета в порядке, установленном действующим законодательством.

На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска в части требований к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.

При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 ноября 2020 года по делу № А19-26702/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.

Председательствующий Д.В. Басаев

Судьи Е.В. Желтоухов

В.А. Сидоренко