ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А
тел./факс (3952) 20-96-75, www.fasvso.arbitr.ru, e-mail: sibiria@arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
г. Иркутск | № А19-26789/06-34-Ф02-2954/2007 |
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Попова О.А.,
судей: Некрасовой Н.В., Палащенко И.И.,
при участии в судебном заседании представителя заявителя – Федеральной налоговой службы Российской Федерации – Готовской Т.В. (доверенность № 06-15/000076 от 09.01.2007),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Иркутска на определение от 15 января 2007 года Арбитражного суда Иркутской области по делу № А19-26789/06-34 (суд первой инстанции – Филатова В.В.),
установил:
Федеральная налоговая служба Российской Федерации в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Иркутска (далее – налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании отсутствующего должника индивидуального коммерческо-производственного предприятия фирма «ОИРА» (далее – ИЧП «ОИРА») несостоятельным (банкротом), возбуждении дела о банкротстве, включении требований заявителя в размере 213 734 рублей 17 копеек в третью очередь реестра требований кредиторов ИЧП «ОИРА», в связи с неисполнением обязанности по предоставлению бухгалтерской и налоговой отчетности с 01.07.1995 и существованием задолженности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды в размере 213 734 рублей 17 копеек; а также об утверждении арбитражного управляющего из числа членов некоммерческого партнерства «Российская саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих» с утверждением вознаграждения в размере, определенном Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2004 № 573.
Определением от 15 января 2007 года производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит определение от 15 января 2007 года отменить, заявленные требования удовлетворить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, ИЧП «ОИРА» отвечает всем предусмотренным законодательством признакам банкротства отсутствующего должника.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что выводы суда первой инстанции о недоказанности возможности обнаружения имущества должника в объеме достаточном для покрытия расходов по делу о банкротстве и погашения задолженности по обязательным платежам противоречат нормам действующего законодательства.
По утверждению заявителя кассационной жалобы, исключение из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) недействующего юридического лица невозможно, поскольку у юридического лица есть кредитор – налоговая инспекция, чьи права на взыскание обязательных платежей будут нарушены, а также налоговая инспекция будет лишена права на предъявление иска о ликвидации организации и возможности признания безнадежной к взысканию и списания задолженности.
ИЧП «ОИРА» о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако своего представителя в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без его участия по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, ИЧП «ОИРА» зарегистрировано постановлением Главы администрации Ленинского района г. Иркутска от 23.02.1993 № 851, и является юридическим лицом, единственный учредитель которого – Осипова Ирина Александровна. Юридический адрес предприятия: г. Иркутск, п.Жилкино, Мостоотряд-31, 19-10. ИНН 3810001174.
Согласно справке налоговой инспекции последняя бухгалтерская отчетность предоставлялась ИЧП «ОИРА» за 1 полугодие 1995 года.
Открытых счетов в действующих кредитных учреждениях у ИЧП «ОИРА» не имеется.
Задолженность ИЧП «ОИРА» по уплате в бюджет налогов, пени и штрафов согласно справке о задолженности по состоянию на 03.11.2006 составила 363 784 рубля 79 копеек, в том числе налоги – 55 287 рублей 55 копеек, пени – 158 446 рублей 62 копейки и штрафы – 150 050 рублей 62 копейки.
01.11.2006 в «Вестнике государственной регистрации» № 43 (94), часть 2 в отношении ИЧП «ОИРА» опубликовано решение регистрирующего органа (налоговой инспекции) о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ № 420 от 27.10.2006.
В материалах дела имеется заявление кредитора (налоговой инспекции) от 07.11.2006 с возражениями относительно принятия решения о предстоящем исключении ИЧП «ОИРА» из ЕГРЮЛ в связи с имеющейся задолженностью по платежам в бюджет и внебюджетные фонды по состоянию на 01.11.2006 в размере 363 090 рублей 96 копеек.
Неисполнение обязанностей по предоставлению бухгалтерской и налоговой отчетности, отсутствие открытых счетов в кредитных организациях и наличие задолженности по обязательным платежам в бюджет и послужило основанием для обращения налоговой инспекции в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование заявленных требований налоговая инспекция представила справку о размере задолженности по налогам (сборам), не уплаченным более чем в 3-х месячный срок, справку о последнем предоставлении бухгалтерской отчетности, сведения об открытых (закрытых) счетах в кредитных организациях, сведения о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ и заявление кредитора от 07.11.2006.
Прекращая производство по делу, суд первой инстанции сослался на отсутствие доказательств наличия у недействующего юридического лица имущества достаточного для покрытия расходов по делу о банкротстве и заявленной задолженности по обязательным платежам, а также недоказанность отсутствия возможности исключить недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ в административном порядке.
Изучив материалы дела и проверив доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, Федеральная налоговая служба (ФНС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
В силу статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее – недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
При наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения.
Недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в регистрирующий орган в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении могут направляться заявления. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 67 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц» разъяснено, что исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней. Решение вопроса о целесообразности обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом при условии наличия достаточной вероятности погашения в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам относится к компетенции уполномоченных органов в делах о банкротстве.
Согласно пунктам 4, 5 указанного Постановления одновременно с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника по смыслу статьи 39 Закона о банкротстве в системном истолковании с положениями пунктов 1 и 3 статьи 59 Закона о банкротстве и статьи 21.1 Закона о регистрации уполномоченный орган представляет доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган.
Если имущество должника недостаточно для покрытия расходов по делу о банкротстве и в дело не поступили заявления иных кредиторов, готовых нести данные расходы, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В этом случае юридическое лицо подлежит исключению из ЕГРЮЛ применительно к статье 21.1 Закона о регистрации.
Налоговая инспекция не представила в суд доказательств наличия у должника имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, в дело не поступили заявления иных кредиторов, готовых нести данные расходы.
Таким образом, Арбитражный суд Иркутской области пришел к законному и обоснованному выводу о том, что ИЧП «ОИРА» является недействующим юридическим лицом и в отношении него подлежит применению специальный (внесудебный) порядок прекращения деятельности юридического лица путем исключения из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.
В силу пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что Арбитражный суд Иркутской области полно и всесторонне исследовал доказательства по делу, дал им правильную оценку и не допустил нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, поэтому доводы заявителя кассационной жалобы необоснованны.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определение от 15 января 2007 года Арбитражного суда Иркутской области по делу № А19-26789/06-34 следует оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 274, 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Определение от 15 января 2007 года Арбитражного суда Иркутской области по делу № А19-26789/06-34 оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий | О.А.Попов | |
Судьи | Н.В.Некрасова | |
И.И.Палащенко |