ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А19-28063/19 от 03.03.2020 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

Четвертый арбитражный апелляционный суд

улица Ленина, 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело №А19-28063/2019

«03» марта 2020 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, рассмотрел без вызова сторон апелляционную жалобу Службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 января 2020 года по делу № А19-28063/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению Службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области (ОГРН 1083808001144, ИНН 3808172278) к Обществу с ограниченной ответственностью «СИБМЕТ» (ОГРН 1153850036185, ИНН 3810059819) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

установил:

Заявитель, Служба потребительского рынка и лицензирования Иркутской области, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «СИБМЕТ» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением суда первой инстанции от 22.01.2020 заявителю отказано в удовлетворении требований.

Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и об истечении срока привлечения общества к административной ответственности установленной ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Служба, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявила апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.

Из апелляционной жалобы следует, что суд первой инстанции сделал ошибочные выводы относительно срока давности привлечения общества к административной ответственности, поскольку в данном случае первичным документом, подтверждающим выявление административного правонарушения является акт плановой проверки от 01 ноября 2019, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности истекает 01 февраля 2020 года. По мнению Службы, вменяемое обществу административное правонарушение является длящимся и срок привлечения начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Пленума Верховного суда российской Федерации от 18.04.2017 года №10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главами 29, 34 АПК РФ, без вызова сторон.

Как следует из материалов дела, административный орган обратился в суд за привлечением общества к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по протоколу об административном правонарушении от 14.11.2019 №1012/06/19-ю.

Диспозиция данной статьи предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Субъектом ответственности по данной статье выступают лица, осуществляющие вид деятельности на основании специального разрешения (лицензии).

Объектом посягательства данного правонарушения являются правоотношения в области лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности.

Объективная сторона данного правонарушения состоит в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Таким образом, названная нома направлена исключительно на обеспечение требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), не зависимо от специфики тех или иных правоотношений.

Как следует из материалов дела, общество имеет лицензию № ЧЦЛ 073 от 14.04.2016 на осуществление деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов со сроком действия - бессрочно.

Как правильно указал суд первой инстанции, порядок лицензирования деятельности связанной с заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома черных и цветных металлов определяется «Положением о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов», утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 №1287.

Согласно пункту 5 Положения №1287 лицензионными требованиями к осуществлению лицензируемой деятельности являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или ином законном основании земельных участков, зданий, строений, сооружений, помещений, технических средств, оборудования и технической документации, соответствующих установленным требованиям, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности в каждом из мест ее осуществления; б) наличие у соискателя лицензии условий для выполнения требований Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 № 369, и Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 № 370, в соответствии со статьей 13.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и соблюдение лицензиатом Правил № 369 и Правил № 370.

В соответствии с пунктом 7 Правил № 370, прием лома и отходов цветных металлов осуществляется на основании письменного заявления лица, сдающего лом и отходы, при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность упомянутого лица, место нахождения (проживания), сведения о сдаваемых ломе и отходах цветных металлов (вид, краткое описание), основание возникновения права собственности на сдаваемые лом и отходы цветных металлов, дата и подпись заявителя.

После приема и оплаты лома и отходов цветных металлов лицо, осуществляющее прием, производит на заявлении запись с отметкой о приеме, указанием номера приемосдаточного акта, который составляется на каждую партию лома и отходов цветных металлов, стоимости сданных лома и отходов и ставит свою подпись.

Заявления должны храниться на объекте по приему лома и отходов цветных металлов в течение 5 лет.

Пункт 11 Правил № 370 предусматривает, что прием лома и отходов цветных металлов осуществляется с обязательным составлением на каждую партию лома и отходов приемосдаточного акта по форме согласно приложению № 1. Приемосдаточные акты составляются в 2 экземплярах (один передается лицу, сдающему лом и отходы цветных металлов, второй остается у лица, осуществляющего прием), являются документами строгой отчетности и должны иметь сквозную нумерацию.

В соответствии с приложением № 1 к Правилам обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, обязательными реквизитами приемосдаточных актов являются: наименование получателя лома и отходов; наименование сдатчика лома и отходов; ИНН сдатчика лома и отходов; банковские реквизиты сдатчика лома и отходов (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей); данные документа, удостоверяющего личность, данные о месте постоянного или преимущественного проживания (для физических лиц); сведения о транспорте (марка, номер); основания возникновения права собственности у сдатчика лома и отходов на сдаваемые лом и отходы цветных металлов; краткое описание лома и отходов цветных металлов (Наименование, Код по ОКПО, Вид, Вес брутто, Вес тары, Засоренность, Вес нетто, Цена, Сумма); вес нетто; итого на сумму, в том числе НДС.

Приемосдаточные акты регистрируются в книге учета приемосдаточных актов (далее именуется - книга учета). Страницы книги учета должны быть пронумерованы и прошнурованы (пункт 12 Правил № 370) Согласно пункту 14 Правил № 370 при каждом случае приема лома и отходов цветных металлов в книгу учета вносится следующая информация: а) регистрационный номер приемосдаточного акта; б) дата приема лома и отходов цветных металлов; в) данные о лице, сдающем лом и отходы: при приеме у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - наименование и место нахождения; при приеме у физических лиц - фамилия, имя, отчество, место постоянного проживания, данные документа, удостоверяющего личность; г) реквизиты транспортной накладной (для юридического лица и индивидуального предпринимателя); д) вид принятых лома и отходов цветных металлов; е) данные о проверке лома и отходов цветных металлов на взрывобезопасность и о радиационном контроле с подписью лиц, проводивших проверку (контроль); ж) процент засоренности принятых лома и отходов цветных металлов; з) вес принятых лома и отходов цветных металлов; и) подпись лица, сделавшего запись в книге.

Между тем, как следует из материалов дела, из акта проверки от 01.11.2019 и не оспаривается обществом, в нарушение указанных требований Правил № 370 и подпункта «б» пункта 5 Положения № 1287 после приема и оплаты лома и отходов цветных металлов работниками ООО «СИБМЕТ», осуществляющими прием, на заявлении не производилась запись с отметкой о приеме, с указанием стоимости сданных лома и отходов, не ставилась своя подпись; в приемосдаточных актах отсутствуют (не заполняются) сведения о месте постоянного или преимущественного проживания физического лица - сдатчика лома и отходов; в приемосдаточных актах не заполняются графы «Транспорт (марка, гос. номер)», «Вид», «Вес тары», «Засоренность»; в ряде случаев приема лома и отходов цветных металлов прием осуществлялся при предъявлении лицом, сдающим лом, документов, не являющихся документами, удостоверяющими личность (водительского удостоверения или иных документов) (приемосдаточные акты от 02.10.2019 №118, от 06.10.2019 №120, №122, № от 16.10.2019 №127); в книгу учета не вносились: данные о месте постоянного проживания физического лица сдающего лом и отходы, реквизиты транспортной накладной (для юридического лица и индивидуального предпринимателя), а при приеме различного оборудования - также реквизиты справки о списании этого оборудования и снятии его с учета, сведения о виде принятых лома и отходов цветных металлов, классе, категории и кратком описании принятых лома и отходов цветных металлов согласно государственному стандарту, сведения о проценте засоренности принятых лома и отходов черных и цветных металлов.

Оценив указанное, суд апелляционной инстанции полагает, что указанное свидетельствует о наличии в действиях общества события правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности. В постановлении о прекращении производства по делу по названному основанию, исходя из положения, закрепленного в пункте 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ, должны быть указаны все установленные по делу обстоятельства, а не только связанные с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Установив при рассмотрении жалобы такого лица обоснованность выводов юрисдикционного органа, а также правильность исчисления срока давности привлечения к административной ответственности в зависимости от категории дела, судья отказывает в ее удовлетворении и оставляет постановление без изменения. При этом необходимо учитывать, что в названном постановлении о прекращении производства по делу не могут содержаться выводы юрисдикционного органа о виновности лица, в отношении которого был составлен протокол об административном правонарушении. При наличии таких выводов в обжалуемом постановлении судья, с учетом положений статьи 1.5 КоАП РФ о презумпции невиновности, обязан вынести решение об изменении постановления, исключив из него указание на вину этого лица (пункт 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ).

Если при рассмотрении жалобы будет установлено, что в действиях лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, не содержится состава административного правонарушения либо отсутствовало само событие административного правонарушения, то такое постановление подлежит отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу в соответствии с пунктом 1 либо пунктом 2 статьи 24.5 КоАП РФ (п.13.1).

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП Российской Федерации).

В свою очередь, в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения, либо истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.

На основании статьи 26.1 КоАП Российской Федерации по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, виновность лица в совершении административного правонарушения, а также обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, к которым относится, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.

Пунктом 1 части 1.1 статьи 29.9 КоАП Российской Федерации предусмотрено, что постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 этого Кодекса.

Согласно ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении трех месяцев по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей.

При этом ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не устанавливает для нарушений законодательства о лицензировании, специального срока давности привлечения к административной ответственности.

Рассматриваемое правонарушение не является длящимся и считается оконченным с даты неисполнения законно установленной обязанности.

Суд первой инстанции обоснованно указал, что срок давности привлечения ООО «СИБМЕТ» к административной ответственности за правонарушения, совершенные при приеме лома и отходов цветных металлов в период с 01.10.2019 по 08.10.2019 на дату вынесения решения судом первой инстанции 22.01.2020 истек.

Совершенное обществом правонарушение не входит в перечень административных правонарушений, в отношении которых установлены специальные сроки давности привлечения к административной ответственности, вследствие чего соответствующее решение суда не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня его совершения (обнаружения).

Утверждение в апелляционной жалобе о том, что действия по ненадлежащему заполнению документации представляет собой длящееся правонарушение, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку оно считается совершенным в момент неисполнения возложенной на общество обязанности, т.е. установленным законом моментом.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", под длящимся административным правонарушением следует понимать действие (бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния, за исключением случаев, охватываемых абзацем третьим настоящего пункта. Административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся.

Учитывая, что в настоящем случае правонарушение исходя из его существа не является длящимся, срок давности привлечения к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ подлежит исчислению не с момента выявления административного правонарушения (акт плановой проверки от 01.11.2019 № 66/19), а со дня его совершения- 01.10.2019 по 08.10.2019 (дата неисполнения законно установленной обязанности). Следовательно, привлечение Общества к административной ответственности решением суда первой инстанции от 22.01.2020 является недопустимым.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и правильно установил фактические обстоятельства.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права.

Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

В связи с указанным, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Суд, руководствуясь статьями 229, 258, 268, 269, 270, 271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от «22» января 2020 года по делу №А19-28063/2019, оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий судья Е.В. Желтоухов