Четвертый арбитражный апелляционный суд
улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А19-30407/2020
«30» октября 2020 года
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Никифорюк Е.О., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 июля 2020 года по делу №А19-30407/2020 по заявлению Областного государственного казенного учреждения Центр занятости населения Нукутского района (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) о признании незаконным решения от 24.07.2019г. № 048S19190017190,
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
установил:
Областное государственное казенное учреждение Центр занятости населения Нукутского района (далее – учреждение, ОГКУ ЦЗН Нукутского района, заявитель, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконными решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) (далее – Управление, ответчик, пенсионный фонд) о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 24.07.2019г. № 048S19190017190 о привлечении к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», за представление неполных, недостоверных сведений за отчетный период – 2018 год в виде штрафа в общем размере 161 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 июля 2020 года заявленные требования удовлетворены. Решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском бурятском округе Иркутской области (межрайонное) о привлечении страхователя - Областного государственного казенного учреждения Центр занятости населения Нукутского района к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 24.07.2019г. № 048S19190017190 признано незаконным. Суд обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Взыскана с заинтересованного лица в пользу заявителя государственная пошлина в размере 3000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 июля 2020 года по делу №А19-30407/2020 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из апелляционной жалобы Управления, поскольку страхователем представлена дополняющая форма СЗВ-Стаж после установленного законодательством срока за отчетный период 2018 года на 322 застрахованных лица, отсутствующих в исходных сведениях, привлечение учреждения к ответственности является обоснованным.
В материалы дела письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы не поступал.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 24.09.2020.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2.2 статьи 11 Федерального 3 закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», а так же порядка представления указанных сведений в форме электронного документа.
В результате проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления ОГКУ ЦЗН Нукутского района сведений индивидуального (персонифицированного) учета должностным лицом Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области обнаружен факт нарушения страхователем требований пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», что выразилось в представлении неполных и (или) недостоверных сведений формы СЗВ-Стаж за отчетный период 2018 год на 322 застрахованных лица.
Согласно акту от 17.06.2019 № 048S18190015757 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, при установленном до 01.03.2019 года сроке, сведения по форме СЗВ-Стаж за 2018 год представлены Учреждением в Управление Пенсионного фонда дополняющей формой СЗВ-Стаж (дополняющая) на 322 застрахованных лиц, которые отсутствовали в исходной форме СЗВ-Стаж за 2018 год.
По итогам рассмотрения вышеуказанного акта решением зам. руководителя Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области 24.07.2019 № 048S19190017190 ОГКУ ЦЗН Нукутского района привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за представление неполных, недостоверных сведений формы СЗВ-Стаж за отчетный период 2018 год на 322 застрахованных лица, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 указанного Федерального закона, в виде штрафа в общем размере 161 000 рублей 00 копеек.
Полагая, что вышеуказанное решение Управления Пенсионного фонда не соответствует закону и нарушает права и законные интересы, заявитель обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим требованием.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, пенсионный фонд обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции правильно применены следующие нормы права и правовые позиции.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и статьей 1 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» Областное государственное казенное учреждение Центр занятости населения Нукутского района является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» установлено, что страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные названным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Сроки представления указанных сведений, а также перечень представляемых сведений установлены в пункте 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
В силу требований пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены Федеральным законом № 27-ФЗ), представляют о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждения по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям; 6) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; 6 7) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 8) периоды трудовой деятельности, включаемые в пенсионный стаж застрахованного лица являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 9) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страхователю пенсии по старости.
Указанные сведения представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 4 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В развитие пункта 4 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2017 № 3п утверждена форма «Сведения о застрахованных лицах» (форма СЗВ-СТАЖ).
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.12.2018г. № 507п на 2018 год утверждена форма «Сведения о застрахованных лицах» (форма СЗВ-СТАЖ).
Постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11 января 2017 г. N 3п "Об утверждении формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", утратило силу.
На основании пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, срок представления индивидуальных сведений, указанных в пункте 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», за 2018 год истекал 01.03.2019г.
В соответствии с абзацем четвертым статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2-2.2 статьи 11 данного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Из содержания данной нормы следует, что объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена абзацем третьим статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», составляет нарушение срока представления сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 этого Федерального закона, или представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета. При этом по конструкции элементов состав указанного правонарушения является альтернативным, то есть правонарушение считается оконченным при наличии признаков любого из альтернативно указанных действий (бездействия).
Из материалов дела следует, что заявителем сведения по форме СЗВ-Стаж (исходная) за 2018 год представлены учреждением в Управление Пенсионного фонда 06.02.2019, то есть в установленный законом срок. Указанное обстоятельство представителем пенсионного фонда не оспаривается и подтверждается положительным протоколом контроля от 06.02.2019 и сведениями о получении отчетности, согласно которых сведения о застрахованных лицах СЗВ-Стаж были приняты Управлением без ошибок. Каких-либо извещений (уведомлений) об обнаружении неточностей, ошибок в отчете от Управления Пенсионного фонда не поступало.
ОГКУ ЦЗН Нукутского района самостоятельно было выявлено, что по ошибке в отчете по форме СЗВ-Стаж за май 2018 год не указано 322 застрахованных лица. В целях устранения выявленных нарушений ОГКУ ЦЗН Нукутского района 08.05.2019г. самостоятельно была направлена дополняющая форма СЗВ-Стаж (дополняющая) в отношении 322 застрахованных лиц за 2018 год, что подтверждается протоколом контроля отчетности от 08.05.2019г.
24.07.2019 зам. руководителя Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть Ордынском Бурятском округе Иркутской области вынесено решение № 048S19190017190 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в виде штрафа в общем размере 161 000 рублей 00 копеек за представление неполных, недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 указанного Федерального закона, за отчетный период 2018 год.
По мнению пенсионного органа, представление корректирующих сведений не освобождает страхователя от ответственности.
Указанная позиция пенсионного фонда обоснованно признана судом первой инстанции ошибочной ввиду следующего.
В силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Действующей в проверяемый период Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016г. № 766н (зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2017г. № 45549), установлено, что датой представления индивидуальных сведений в электронной форме считается дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи в адрес территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, подтвержденная оператором электронного документооборота или территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 32).
На основании пункта 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016г. № 766н, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Представление корректирующих сведений предусмотрено пунктом 39 Инструкции № 766н, согласно которой страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
В соответствии с приложением к Постановлению № 83п при представлении сведений о застрахованных лицах обязательно заполняется тип формы (код): "исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; "доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; "отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
С учетом приведенных взаимосвязанных положений статьи 15 Закона № 27-ФЗ, пункта 39 Инструкции № 766н и Постановления № 83п следует признать, что исправления и корректировки сведений вносятся в форму в особом порядке при выявлении страхователем ошибки (ошибок) в ранее представленных сведениях в отношении застрахованных лиц.
Из материалов настоящего дела следует, что исходные сведения за 2018 год представлены страхователем в пенсионный фонд посредством электронного документооборота 06.02.2019г, т.е. в установленный законом срок, что подтверждается извещениями о доставке с отражением даты и времени получения сведений.
В связи с самостоятельным обнаружением ошибок в первоначально поданных сведениях, страхователем в пенсионный фонд посредством электронного документооборота 08.05.2019г. представлена отчетность по форме СЗВ-Стаж (дополняющая) за 2018 год на 322 застрахованных лица, сведения в отношении которых в исходной форме отражены не были.
Таким образом, подав 08.05.2019г. дополняющую форму СЗВ-Стаж за 2018 год, ОГКУ ЦЗН Нукутского района реализовало свое право, предусмотренное статьей 15 Закона № 27-ФЗ, на дополнение и уточнение переданных сведений.
Принимая во внимание, что в рассматриваемом случае страхователем были переданы необходимые дополняющие сведения, в соответствии со статьей 15 Федерального закона № 27-ФЗ, пунктом 39 Инструкции № 766н у пенсионного фонда отсутствовали основания для привлечения заявителя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ.
В связи с чем, оспариваемое решение от 24.07.2019г. № 048S19190017190 правомерно признано не соответствующим Федеральному закону № 27-ФЗ, нарушающим права и законные интересы заявителя, необоснованно возлагая на него обязанность по уплате финансовых санкций.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 июля 2020 года по делу №А19-30407/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Н.В. Ломако
Судьи Е.О. Никифорюк
Е.В. Желтоухов