ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А19-3623/08-45-Ф02-7051/2008 от 21.01.2009 АС Восточно-Сибирского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А

Тел..факс 20-96-75

www.fasvso.arbitr.ru

e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

г. Иркутск

А19-3623/08-45- Ф02-7051/2008

21 января 2009 года

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Белоножко Т.В.,

судей: Косачёвой О.И., Первушиной М.А.,

при участии в судебном заседании представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Иркутской области ФИО1 (доверенность №03-42/13165 от 11.08.2008),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Иркутской области на решение от 18 июня 2008 года Арбитражного суда Иркутской области, постановление от 16 октября 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу №А19-3623/08-45 (суд первой инстанции – Рудых А.И.; суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Лешукова Т.О., Ячменев Г.Г.),

установил:

Индивидуальный предприниматель ФИО2 (далее – предприниматель, ФИО2) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Иркутской области (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения №11-50/8 от 01.02.2008 в части непра­вомерности исключения из состава расходов суммы 717 258 рублей 50 копеек, привлечения к от­ветственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в сумме 107 588 рублей 78 копеек, начисления штраф­ных санкций в сумме 21 517 рублей 76 копеек и пени в сумме 20 954 рублей 48 копеек.

Решением суда первой инстанции от 18 июня 2008 года заявленные требования удовлетворены частично: решение налоговой инспекции признано незаконным в части несения расходов в сумме 716 925 рублей, неуплаты налога в сумме 82 538 рублей, штрафных санкций в сумме 13 601 рублей 20 копеек и пени в сумме 19 871 рублей 62 копеек. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 16 октября 2008 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции в части удовлетворенных требований предпринимателя, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.

Из кассационной жалобы следует, что предпринимателем необоснованно отнесена в состав расходов за 2004-2006 годы стоимость товарно-материальных ценностей (ТМЦ), приобретенных и оплаченных в 2003 году с учетом уплаченного налога на добавленную стоимость.

В отзыве на кассационную жалобу предприниматель сослался на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов и просил в удовлетворении жалобы налоговой инспекции отказать.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Предприниматель о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим образом, однако своих представителей в заседание суда не направил, в связи с чем Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в соответствии с пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзыве на неё и пояснениях принимавшего участие в заседании суда кассационной инстанции представителя налоговой инспекции, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдение норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.

Как установлено судами двух инстанций, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка деятельности индивидуального предпринимателя ФИО2 по вопросам соблюдения нало­гового законодательства.

По результатам проверки составлен акт № 11-30/140 от 17.12.2007 и вынесено решение № 11-50/8 от 01.02.2008, которым ФИО2 привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 25 526 рублей 60 копеек, а также предпринимателю доначислен единый налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в сумме 140 193 рублей, начислены пени в сумме 27 311 рублей 14 копеек.

Не согласившись с указанным решением, предприниматель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным в части.

Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из правомерности включения предпринимателем в затраты стоимости приобретенных и не использованных в 2003 году ТМЦ исходя из определения их размера по методу средней стоимости и с учетом налога на добавленную стоимость. По аналогичным основаниям суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными.

В соответствии со статьей 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) предприниматель в проверя­емом периоде являлся плательщиком единого налога, уплачиваемого в связи с примене­нием упрощенной системы налогообложения.

Согласно статье 346.14 Кодекса объектом налогообложения по единому налогу призна­ются доходы, уменьшенные на величину расходов.

В соответствии с подпунктами 5, 8 пунктов 1, 2 статьи 346.16 Кодекса при определении объекта на­логообложения налогоплательщик имеет право уменьшить полученные доходы на суммы материальных расходов и суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам). Расходы, указанные в пункте 1 статьи 346.16 Кодекса, прини­маются для исчисления единого налога применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций.

В силу пункта 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, при решении вопроса о возможности учета тех или иных расходов для целей исчисления единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, необходимо исходить из того, что расходы подтверждаются представленными налогоплательщиком документами. Условием для включения понесенных затрат в состав расходов является возможность на основании имеющихся документов сделать однозначный вывод о том, что расходы на приобретение товаров (работ, услуг) фактически понесены. При этом во внимание должны приниматься представленные налогоплательщиком доказательства в подтверждение факта и размера этих затрат, которые подлежат правовой оценке в совокупности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 254 Кодекса стоимость материальных расходов определя­ется исходя из цен их приобретения (без учета сумм налогов, подлежащих вычету либо включаемых в расходы в соответствии с Кодексом).

Согласно пункту 5 статьи 254 Кодекса сумма материальных расходов текущего месяца уменьшается на стоимость остатков товарно-материальных ценностей, переданных в производство, но не использованных в производстве на конец месяца. Оценка таких то­варно-материальных ценностей должна соответствовать их оценке при списании.

В силу пункта 8 указанной нормы права при определении размера материальных расходов при списании сырья и материа­лов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказа­нии услуг), в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей нало­гообложения применяется один из следующих методов оценки указанного сырья и мате­риалов: метод оценки по стоимости единицы запасов, метод оценки по средней стоимо­сти, метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО), метод оцен­ки по стоимости последних по времени приобретений.

Арбитражным судом установлено, что в проверяемом пе­риоде предприниматель, находясь на упрощенной системе налогообложения, осуществлял дея­тельность, в том числе по ремонту электродвигателей. В качестве объекта налогообложе­ния определял доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом, закупив в 2003 году ТМЦ, предприниматель фактически использовал и списывал их стоимость с учетом налога на добав­ленную стоимость в последующих налоговых периодах 2004-2006 годах.

На основе исследования представленных предпринимателем лимитно-заборных карт, инвентаризационных ведомостей, договора простого товарищества, книг учета доходов и расходов предпринимателя и участника договора простого товарищества ФИО3, счетов-фактур, платежных поручений, выписок банка, таблицы расчета средней цены судом установлены обстоятельства совершения предпринимателем сделок по приобретению ТМЦ, их неполного использования в период приобретения и использования в своей производственной деятельности в последующие налоговые периоды. В связи с этим доводы налоговой инспекции о том, что использование приобретенных ТМЦ в производственной деятельности предпринимателя документально не подтверждено, являются несостоятельными.

Судом с учетом разъяснений Министерства финансов Российской Федерации, данных в письме от 21.12.2006 №03-11-04/2/286, обоснованно признано, что норма подпункта 8 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации является специальной для налогоплательщиков, находящихся на упрощенной системе налогообложения, а включение предпринимателем в затраты в последующие налоговые периоды стоимости приобретенных и не использованных в 2003 году ТМЦ, определив из размер по методу средней стоимости с учетом налога на добавленную стоимость, не противоречит ранее изложенным нормам налогового законодательства.

Кроме того, пунктом 2 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что расходы, указанные в пункте 1 статьи 346.16 Кодекса (подпункты 5, 6, 7, 9-21), принимаются для исчисления единого налога применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций статьями 254, 255, 263, 264, 268 и 269 НК РФ. Вместе с тем в пункте 2 статьи 346.16 Кодекса отсутствует ссылка на подпункт 8 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса, определяющий включение в расходы сумм налога на добавленную стоимость по приобретаемым товарам (работам, услугам).

Таким образом, пункт 2 статьи 254 Кодекса неприменим к спорным отношениям.

Исследовав и оценив представленные предпринимателем первичные документы, в том числе платежные поручения, квитанции к приходно-кассовым ордерам, выписки банка с расчетных счетов в их совокупности и взаимосвязи, суды пришли к правильному выводу о том, что предприниматель в установленном порядке доказал факт несения расходов, связанных с приобретением товаров, в сумме 716 925 рублей.

Доводы налоговой инспекции о том, что ФИО2 не мог на собственные средства приобрести ТМЦ либо повторно учел в составе расходов в 2004-2006 годах приобретенные в 2003 году материалы, носят предположительный характер.

Судебными инстанциями обоснованно отклонены доводы налоговой инспекции о том, что при списании в расходы ТМЦ по ремонту двигателей предпринима­телем учитывался лишь показатель «мощность», без учета показателей «частота вращения» и «марка двигателя», в связи с чем невозможно определить, какой двигатель был отремонтирован и какое количество материала необходимо для его ре­монта в соответствии со сметой, поскольку налоговой инспекцией не представлено доказательств того, что для ремонта какого-либо двигателя предпринимателем было использовано большее или меньшее количество материала, чем это отражено в лимитно-заборных картах и фактически требуется для производства таких работ.

Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций на основании части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации всесторонне, полно исследовали имеющиеся в деле доказательства и дали им надлежащую юридическую оценку, поэтому у суда кассационной инстанции в силу статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют правовые основания для переоценки установленных судами двух инстанций обстоятельств и отмены принятых по делу судебных актов.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 18 июня 2008 года Арбитражного суда Иркутской области, постановление от 16 октября 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу №А19-3623/08-45 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья

Т.В. Белоножко

Судьи

О.И. Косачёва

М.А. Первушина