ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А19-3966/14 от 03.09.2015 АС Восточно-Сибирского округа

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru

тел./факс (3952) 210-170, 210-172; e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Иркутск

Дело № А19-3966/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 3 сентября 2015 года

   В полном объеме постановление изготовлено 10 сентября 2015 года

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего  Скубаева А.И.,

судей: Бандурова Д.Н., Бурковой О.Н.,

при участии директора автономной некоммерческой организации «Международный учебный Центр Моды и Эстетики» ФИО1 (протокол, паспорт), ее представителя ФИО2 (доверенность от 02.09.2015) и представителя администрации города Иркутска ФИО3 (доверенность от 25.11.2014),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу автономной некоммерческой организации «Международный учебный Центр Моды и Эстетики» на решение Арбитражного суда Иркутской области от 1 декабря 2014 года по делу
№ А19-3966/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда
от 10 июня 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции: Капустенская Е.Ф.; апелляционный суд: Гречаниченко А.В., Капустина Л.В., Скажутина Е.Н.),

установил:

автономная некоммерческая организация «Международный учебный Центр Моды и Эстетики» (далее - АНО «Международный учебный Центр Моды и Эстетики»,

 ИНН <***>, ОГРН <***>) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с исковыми требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации города Иркутска (далее – администрация, ИНН <***>, ОГРН <***>), открытому акционерному обществу «Агентство развития памятников Иркутска» (далее -
ОАО «Агентство развития памятников Иркутска», ИНН <***>,
ОГРН <***>), Думе города Иркутска о признании недействительной сделку приватизации, состоящую из: пунктов 27, 28 Решения Городской Думы г. Иркутска «О внесении муниципального имущества в качестве вклада в уставный капитал ОАО «Агентство развития памятников Иркутска» от 05.07.2012 на 36 заседании Думы города Иркутского 5-го созыва; пунктов 27, 28 постановления мэра г. Иркутска
№ 031-06-1543/2 от 24.07.2012; акта приема-передачи от 27.07.2012 в части передачи нежилого здания инвентарный номер 25:401:001:020218690, Литер А, этажность 1, расположенного по адресу: <...>, площадью 458, 5 кв.м, стоимостью 100 000 рублей и земельного участка, земли поселений, площадью
2 125 кв.м, по адресу: <...> уч. № 9А; о применении последствия недействительности ничтожной сделки в виде возврата в муниципальную собственность земельного участка, общей площадью 2 125 кв.м, расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер: 38:36:000021:0295.

 Решением Арбитражного суда Иркутской области от 1 декабря 2014 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 июня 2015 года, в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами,
истец обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности и обоснованности, в связи с нарушением судами двух инстанций норм материального и процессуального права.

Заявитель кассационной жалобы не согласен с принятыми по делу судебными актами, в кассационной жалобе приводит доводы о несоответствии фактическим обстоятельствам дела выводов судов двух инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

В отзыве на кассационную жалобу ОАО «Агентство развития памятников Иркутска» ссылается на законность принятых судебных актов.

В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы и возражения.

Иные лица, участвующие в деле и не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как установлено судами и подтверждается материалами дела, на основании акта приемки-передачи имущества от 27.07.2012, Решения городской Думы от 06.07.2012
№ 005-20-360581/2, постановления мэра города Иркутска от 24.07.2012
№ 031-06-1543/2 ОАО «Агентство развития памятников Иркутска» (ответчик) является собственном земельного участка, категория земель, земли населенных пунктов, разрешенное использование: под многоквартирный дом со всторенными нежилыми помещениями (в том числе, Центром моды) и подземной автостоянкой, общей площадью 2 125 кв.м, расположенного по адресу: Иркутская область, <...>
 уч. 9 А, что подтверждается представленными в материалы дела выпиской из ЕГРП от 22.05.2014 за №01/027/2014-896, а также свидетельством о государственной регистрации права собственности от 18.12.2013 серии 38 АЕ № 292952, выданное взамен свидетельства серии 38 АЕ № 029159 от 11.03.2013.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности серии 38 АЕ № 029159 от 11.03.2013 указанный земельный участок имел вид разрешенного использования: под эксплуатацию ателье по пошиву одежды.

На основании постановления мэра города Иркутска от 24.07.2012
№ 031-06-1543/2, Решения городской Думы города Иркутска от 06.07.2012
№ 005-20-360581/2 и акта приемки-передачи имущества от 27.07.2012 земельный участок общей площадью 2 125 кв.м, расположенный по адресу: <...>
 9 А, кадастровый номер 38:36:000021:0295, был передан в качестве оплаты уставного капитала ОАО «Агентство развития памятников Иркутск». При этом, передача объекта в уставный капитал ОАО «Агентство развития памятников Иркутск» была произведена в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставного капитала ОАО «Агентство развития памятников Иркутск», что подтверждается представленным в материалы дела решением о дополнительном выпуске ценных бумаг от 11.04.2013 и отчетом об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг от 10.07.2013, зарегистрированными в Региональном отделении Федеральной службы по финансовым рынкам России в Сибирском Федеральном округе.

Истец считает передачу права собственности на земельный участок
ОАО «Агентство развития памятников Иркутска» незаконной, нарушившей его права на выполнение действий во исполнение постановления мэра г. Иркутска от 28.02.2007 № 031-06-282/7 «О реконструкции здания, расположенного в Октябрьском районе
<...>», а также отсутствие возможности приобрести в собственность земельный участок путем участия в подлежащих проведению торгах.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

В силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственникам в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о приватизации государственного и муниципального имущества.

Отношения по приватизации муниципального имущества регулируются Федеральным законом от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Федеральный закон № 178-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона № 178-ФЗ, приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

Пунктом 9 части 1 статьи 13 Федерального закона № 178-ФЗ одним из способов приватизации установлен способ внесения муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.

Согласно условиям и порядку внесения муниципального имущества в уставный капитал открытого акционерного общества, установленному статьей 25 Федерального закона № 178-ФЗ, внесение имущества возможно при учреждении открытых акционерных обществ либо в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов уже существующих открытых акционерных обществ.

В соответствии с вышеуказанными нормами Федерального закона № 178-ФЗ, решением Думы города Иркутска от 06.07.2012 № 005-20-360581/2 «О внесении муниципального имущества в качестве вклада в уставный капитал Открытого акционерного общества «Агентство развития памятников Иркутска» была осуществлена приватизация муниципального имущества города Иркутска, поименованного в Приложении № 1 к решению, путем внесения ее в оплату увеличения уставного капитала Открытого акционерного общества «Агентство развития памятников Иркутска», в том числе, нежилое здание, площадью 458,5 кв.м, расположенное по адресу: <...> и земельный участок, площадью 2 125 кв.м, расположенный по адресу: <...>, поименованные в пунктах 27, 28 Решения Думы города Иркутска.

Решение Думы города Иркутска от 06.07.2012 № 005-20-360581/2 официально опубликовано в «Ведомостях органов местного самоуправления города Иркутска № 7 июль 2012 часть 1.

Нежилое здание, расположенное по адресу: <...>
(пункт 27 решения Думы) было включено в Прогнозный план приватизации муниципального имущества города Иркутска на 2012 год, утвержденный решением Думы города Иркутска от 30.09.2011 № 005-20-260390/1, а поскольку отчуждение здания, расположенного на земельном участке, принадлежащем одному лицу, в силу
пункта 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации проводится вместе с земельным участком, соответственно, земельный участок также был включен в перечень имущества, подлежащего приватизации (пункт 28 решения Думы).

Впоследствии постановлением мэра города Иркутска от 24.07.2012
№ 031-06-1543/2 «Об увеличении уставного капитала открытого акционерного общества «Агентства развития памятников Иркутска» определено количество дополнительных объявленных обыкновенных именных бездокументарных акций
ОАО «Агентство развития памятников Иркутска», которые представляют после их размещения те же права, что и именные бездокументарные акции, размещенные при учреждении ОАО «Агентство развития памятников Иркутска» равным 60 680 штук, номинальной стоимостью 1 000 рублей каждая акция. Увеличен уставный капитал «Агентство развития памятников Иркутска» на 60 680 000 рублей путем размещения
60 680 дополнительных обыкновенных именных бездокументарных акции номинальной стоимостью 1 000 рублей каждая акция. Форма оплаты размещаемых дополнительных обыкновенных именных бездокументарных акций - путем передачи в уставный капитал ОАО «АРПИ» муниципального имущества города Иркутска.

Таким образом, передача муниципального имущества (нежилого здания и земельного участка) в уставный капитал ОАО «Агентство развития памятников Иркутска» была произведена в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставного капитала ОАО «Агентство развития памятников Иркутска», что подтверждается представленным в материалы настоящего дела решением о дополнительном выпуске ценных бумаг от 11.04.2013 и отчетом об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг от 10.07.2013.

Как правильно отмечено судами, указание в свидетельствах о государственной регистрации права собственности на земельный участок изначально одного вида разрешенного использования земельного участка (под эксплуатацию ателье по пошиву одежды), затем другого (под строительство многоквартирного дома со встроенными нежилыми помещениями (в том числе Центром моды и подземной автостоянкой), не делает сделку недействительной, так как доводы по исполнению сделки не имеют значения, поскольку условия важны на момент ее заключения.

Оценив в совокупности порядок и условия осуществления процедуры приватизации муниципального имущества, учитывая избранный органом местного самоуправления способ приватизации, а также ее осуществление уполномоченным лицом, суды пришли к правильному выводу об отсутствии нарушений действующего законодательства о приватизации при осуществлении процедуры приватизации муниципального имущества.

Учитывая, что договор аренды № 6259 от 16.04.2004 нежилого здания по адресу: <...>, заключенный между истцом и администрацией, расторгнут 22.03.2011, что подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 18.01.2012 по делу № А19-14740/2011, а, следовательно, с 22.03.2011 истцом право аренды на нежилое здание по адресу: <...>
 г. было утрачено; на момент осуществления процедуры приватизации муниципального имущества истец не обладал никакими правами на спорное нежилое помещение, суды правомерно признали необоснованными ссылки истца на постановление мэра г. Иркутска от 28.02.2007 № 031-06-284/7, касающееся реконструкции здания.

Суды правильно указали, что оспариваемая истцом сделка по приватизации не может нарушать его права и законные интересы, поскольку истец не доказал, какие его права и законные интересы нарушены оспариваемой сделкой приватизации, учитывая, что на момент ее осуществления истец не обладал никакими правами на приватизированное нежилое здание, а договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: <...>, расторгнут в судебном порядке.

Таким образом, доводы заявителя кассационной жалобы по существу направлены на переоценку исследованных судами доказательств, что не соответствует целям и задачам кассационного судопроизводства (глава 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Обстоятельства данного спора и представленные доказательства были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили правильную правовую оценку. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа не установлено.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.

Поскольку при подаче кассационной жалобы заявителю предоставлялась отсрочка от уплаты государственной пошлины, последняя подлежит взысканию с него на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 274, 286 - 289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 1 декабря 2014 года по делу № А19-3966/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда
от 10 июня 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Взыскать с Автономной некоммерческой организации «Международный учебный Центр Моды и Эстетики» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 рублей.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном
статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи

А.И. Скубаев

Д.Н. Бандуров

О.Н. Буркова