ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А19-4117/14 от 28.01.2015 АС Восточно-Сибирского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
  664025, г. Иркутск, ул. Чкалова, 14
 Тел./факс (3952) 210-170, 210-172; http://www.fasvso.arbitr.ru; e-mail: info@ fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Иркутск

А19-4117/2014

4 февраля 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 4 февраля 2015 года.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Чупрова А.И.,

судей: Кадниковой Л.А., Сонина А.А.,

при участии в судебном заседании представителей: Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области – ФИО1 (доверенность от 17.10.2014); открытого акционерного общества «Иркутская электросетевая компания» - ФИО2 (доверенность от 11.12.2014),

рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области и общества с ограниченной ответственностью «Карта» на решение Арбитражного суда Иркутской области от 1 июля 2014 года по делу № А19-4117/2014 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 сентября 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции – Мусихина Т.Ю.; суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Желтоухов Е.В., Рылов Д.Н.),

установил:

открытое акционерное общество «Иркутская электросетевая компания»
 (г. Иркутск; ОГРН <***>; далее – ОАО «ИЭСК») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным пункта 1 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (г. Иркутск; ОГРН <***>; далее – антимонопольный орган) от 03.03.2014 г. № 155 о признании жалобы общества с ограниченной ответственностью «Карта» обоснованной в части нарушения организатором открытого запроса предложений на право заключения договора пунктов 8.1.5.3., 8.3.4.8 Положения о закупке ОАО «ИЭСК» в связи с нарушением порядка рассмотрения заявок на участие в конкурсе и их оценке.

Дело рассмотрено с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «Кадастр» (п. Залари Заларинского района Иркутской области; далее –
 ООО «Кадастр»), общества с ограниченной ответственностью «Карта» (далее –
 ООО «Карта») и открытого акционерного общества «Восточно-Сибирское аэрогеодезическое предприятие» (г. Иркутск).

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 1 июля 2014 года заявленное обществом требование удовлетворено частично - признан незаконным пункт 1 решения антимонопольного органа в части признания жалобы ООО «Карта» обоснованной в части нарушения организатором открытого запроса предложений на право заключения договора пункта 8.1.5.3 Положения о закупке
 ОАО «ИЭСК» в связи с нарушением порядка рассмотрения заявок на участие в конкурсе и их оценке. В удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от
 18 сентября 2014 года решение арбитражного суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменено, по делу в данной части принят новый судебный акт - признан незаконным пункт 1 решения антимонопольного органа в части признания жалобы ООО «Карта» обоснованной в части нарушения организатором открытого запроса предложений на право заключения договора пункта 8.3.4.8 Положения о закупке ОАО «ИЭСК» в связи с нарушением порядка рассмотрения заявок на участие в конкурсе и их оценке.

Антимонопольным органом и ООО «Карта» поданы кассационные жалобы.

Антимонопольный орган не соглашается с выводом судов о незаконности пункта 1 решения в части признания жалобы ООО «Карта» обоснованной в части нарушения организатором открытого запроса предложений на право заключения договора пункта 8.1.5.3 Положения о закупке ОАО «ИЭСК», а также с выводом суда апелляционной инстанции о незаконности пункта 1 решения в части признания жалобы ООО «Карта» обоснованной в части нарушения организатором открытого запроса предложений на право заключения договора пункта 8.3.4.8 Положения о закупке ОАО «ИЭСК».

ООО «Карта» в кассационной жалобе просит отменить постановление суда апелляционной инстанции.

В отзыве на кассационную жалобу антимонопольного органа ОАО «ИЭСК» просит оставить без изменения постановление суда апелляционной инстанции.

В судебном заседании представители антимонопольного органа и ОАО «ИЭСК» подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и в отзыве на нее.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений; информация, размещенная на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, а также в общедоступной автоматизированной системе «Картотека арбитражных дел» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»), своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

В порядке, предусмотренном абзацем первым части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебное разбирательство отложено с 23 декабря 2014 года на 21 января 2015 года до 14 часов 20 минут.

После отложения судебного заседания в судебном заседании приняли участие представители антимонопольного органа и ОАО «ИЭСК», подтвердившие свои правовые позиции.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв с 21 на 28 января
 2015 года до 12 часов 40 минут, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа.

Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ОАО «ИЭСК» на официальном сайте http://zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в январе 2014 года опубликовало извещение и закупочную документацию о проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по установлению границ охранных зон ЛЭП (закупка № 31400833244).

По результатам рассмотрения заявок Центральной закупочной комиссией ОАО «ИЭСК»принято решение о недопуске к участию в закупке № 31400833244 ООО «Карта» в связи с несоответствием поданной им заявки требованиям, установленным в закупочной документации.

ООО «Карта» обратилось в антимонопольный орган с жалобой, в обоснование которой указало, что ОАО «ИЭСК» в извещении № 31400833244 указана информация, которая вводит в заблуждение участников, а именно неправильное наименование закупки (торгов или аукциона) «открытый запрос предложений», который мог быть организован и проведен в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Антимонопольный орган решением от 03.03.2014 № 155 признал жалобу ООО «Карта» обоснованной в части нарушения ОАО «ИЭСК» пунктов 8.1.5.3, 8.3.4.8 Положения о закупке ОАО «ИЭСК» (далее – Положение о закупке) в связи с нарушением порядка рассмотрения заявок на участие в конкурсе и их оценки.

Указанное решение ОАО «ИЭСК» оспорило в арбитражном суде.

Частично удовлетворяя заявленное обществом требование, арбитражный суд первой инстанции признал неверным вывод антимонопольного органа о нарушении ОАО «ИЭСК» требований пункта 8.1.5.3 Положения о закупке.

Суд, принял во внимание, что ОАО «ИЭСК» фактически провело не конкурс на выполнение работ по установлению границ охранных зон, а открытый запрос предложений на право заключения договора на выполнение таких работ.

Соглашаясь с выводом антимонопольного органа о том, что заявка
 ООО «Карта» не рассматривалась с учетом критериев оценки и сопоставления в соответствии с требованиями пункта 8.3.4.8 Положения о закупке, арбитражный суд исходил из того, что такая заявка подлежала рассмотрению и оценке в соответствии с требованиями, установленным в извещении и документации о проведении запроса предложений.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, согласился с выводом арбитражного суда в части ненарушения ОАО «ИЭСК» пункта 8.1.5.3 Положения о закупке.

Вместе с тем суд отменил решение суда первой инстанции в части вывода о законности пункта 1 решения антимонопольного органа о признании жалобы ООО «Карта» обоснованной в связи с нарушением ОАО «ИЭСК» пункта 8.3.4.8 Положения о закупке, признав, что оценке и сопоставлению на основании критериев оценки подлежат только те заявки на участие в закупке, которые в результате рассмотрения их комиссией формально соответствуют требованиям, установленным в извещении и закупочной документации и допущены к дальнейшему участию в запросе предложений.

Проверив законность судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

В силу положений главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, принявший акт (часть 5 статьи 200).

Правильно применяя приведенные нормы процессуального права, суд апелляционной инстанции обоснованно руководствовался положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

В силу части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Судами двух инстанций установлено, что ОАО «ИЭСК» вправе осуществлять закупки в соответствии с Законом о закупках, разработало и разместило в информационных системах Положение о закупке, содержание которого соответствует принципам Закона о закупках, предусматривает способы закупки, в том числе проведение запроса предложений и такой способ не является конкурсом.

Пунктом 8.1.5.3. Положения о закупке предусмотрено, что на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе закупочной комиссией оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе, который подписывается всеми присутствующими на заседании членами закупочной комиссии. Протокол должен содержать сведения об участниках закупки, подавших заявки на участие в конкурсе, решение о допуске участника закупки к участию в конкурсе и о признании его участником конкурса или об отказе в допуске участника закупки к участию в конкурсе с обоснованием такого решения и с указанием положений конкурсной документации, которым не соответствует участник закупки: которым не соответствует заявка на участие в конкурсе этого участника закупки: положений такой заявки, не соответствующих требованиям конкурсной документации.

Принимая во внимание приведённые нормы материального права, исследовав и оценив содержание Информационной карты закупочной документации, представленные ООО «Карта» для участия в закупке документы, а также учитывая, что конкурс на выполнение работ по установлению границ охранных зон ЛЭП
 ОАО «ИЭСК» не проводило, суды обоснованно признали незаконным вывод антимонопольного органа о том, что в протоколе Центральной закупочной комиссии ОАО «ИЭСК» отсутствует обоснование решения о недопуске заявки ООО «Карта» к участию в запросе предложений.

Так, судами установлено, что в нарушение документации открытого запроса предложений ООО «Карта» не представило перечень линейных сооружений с указанием протяженности сооружения, заверенный подписью Заказчика выполнения работ, и копии уведомлений органа, осуществляющего государственный кадастровый учет, о внесении охранной зоны в ГКН; копии договоров на выполнение работ по установлению охранных зон ЛЭП. Подтверждение опыта выполнения комплекса работ по установлению охранных зон ЛЭП со стороны ООО «Карта» отсутствовало.

При таких обстоятельствах суды правомерно указали на отсутствие со стороны ОАО «ИЭСК» нарушения пункта 8.1.5.3. Положения о закупке.

Признавая незаконным пункт 1 решения антимонопольного органа в части признания жалобы ООО «Карта» обоснованной о нарушении ОАО «ИЭСК» пункта 8.3.4.8 Положения о закупке и делая вывод об отсутствии факта нарушения порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, суд апелляционной инстанции правомерно руководствовался следующим.

Как установил суд апелляционной инстанции, в протоколе заседания Центральной закупочной комиссии ОАО «ИЭСК» по номеру закупки 31400833244 в таблице «Результаты по допуску заявок участников закупки» под порядковым номером 2 указано на несоответствие закупочной документации ООО «Карта» по лотам
 1, 2, 3, 4.

Пунктом 8.3.4.1 Положения о закупке предусмотрено, что закупочная комиссия в течение пяти рабочих дней, следующих за днем окончания срока подачи заявок на участие в запросе предложений, рассматривает заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении и документации о проведении запроса предложений, и оценивает такие заявки.

Согласно пункту 8.3.4.2 Положения о закупке оценка заявок на участие в запросе предложений осуществляются закупочной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, установленными документацией о запросе предложений.

Принимая во внимание смысл указанных положений, суд апелляционной инстанции правомерно признал, что оценке и сопоставлению на основании критериев оценки подлежат только те заявки на участие в закупке, которые соответствуют требованиям, установленным в извещении и закупочной документации и допущены к дальнейшему участию в запросе предложений.

Учитывая, что в протоколе заседания Центральной закупочной комиссии по номеру закупки 31400833244 указано на несоответствие закупочной документации заявки ООО «Карта» по лотам 1, 2, 3, 4, суд обоснованно пришел к выводу о том, что все необходимые в соответствии с пунктом 8.3.4.8. Положения о закупке сведения содержатся в протоколе Центральной закупочной комиссии ОАО «ИЭСК» от 05.02.2014.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно на основании части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признал пункт 1 решения антимонопольного органа незаконным.

Указанный вывод суда основан на надлежащей правовой оценке представленных доказательств в полном соответствии с положениями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы кассационных жалоб, оспаривающие указанный вывод, подлежат отклонению как свидетельствующие о несогласии с данной судом апелляционной инстанции оценкой фактических обстоятельств.

По результатам рассмотрения кассационных жалоб Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебного акта, в связи с чем постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса подлежит оставлению без изменения.

Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 октября 2014 года ООО «Карта» предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до окончания кассационного производства по данному делу.

В соответствии с положениями подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче кассационной жалобы
 ООО «Карта» надлежало уплатить государственную пошлину в сумме 1 000 рублей.

В этой связи государственная пошлина в сумме 1 000 рублей на основании статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит взысканию с ООО «Карта» в федеральный бюджет.

Руководствуясь статьями 104, 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 сентября 2014 года по делу № А19-4117/2014 Арбитражного суда Иркутской области оставить без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Карта» в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 1 000 (одной тысячи) рублей.

Арбитражному суду Иркутской области выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

А.И. Чупров

Судьи:

Л.А. Кадникова

А.А. Сонин