ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А19-4871/08-50-Ф02-6284/2008 от 11.12.2008 АС Восточно-Сибирского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А

Тел., факс 20-96-75

www.fasvso.arbitr.ru; e-mail: sibiria@arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

г. Иркутск

 А19-4871/08-50 - Ф02-6284/2008

11 декабря 2008 года

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Брюхановой Т.А.,

судей: Скубаева А.И., Юдиной Н.М.,

при участии в судебном заседании представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Иркутской области ФИО1, доверенность №СА-03-62 от 05.05.2008, ФИО2, доверенность №СА-03-75 от 21.11.2008, Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области ФИО3, доверенность №08-20/002004 от 04.02.2008, представителя ЗАО «Горнорудная компания Сухой Лог» ФИО4, доверенность 07-01/01 от 09.01.08,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества «Горнорудная компания Сухой Лог» на решение от 25 июня 2008 года Арбитражного суда Иркутской области, постановление от 02 сентября 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу № А19-4871/08-50 (суд первой инстанции – Позднякова Н.Г.; суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Лешукова Т.О., Доржиев Э.П.)

установил:

закрытое акционерное общество «Горнорудная компания Сухой Лог» (далее – общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу № 990 от 09.11.2007 и решения Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу № 26-16/32622-17 от 17.11.2008 в части отказа в возмещении 62 821 301 рубля налоговых вычетов, заявленных при исчислении налога на добавленную стоимость (НДС) за апрель 2007 года, и обязании инспекции устранить допущенные нарушения прав налогоплательщика.

Решением от 25 июня 2008 года Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены частично: оспариваемые решения признаны незаконными в части отказа в возмещении НДС в сумме 2 301 827 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Постановлением от 02 сентября 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда решение суда изменено в мотивировочной части, в резолютивной части оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить, направить дело в данной части на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

По мнению заявителя кассационной жалобы, обществом соблюдены все условия для применения права на налоговый вычет в сумме 62 821 301 рубль.

В отзыве на кассационную жалобу инспекция считает судебные акты законными и обоснованными.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представители сторон поддержали в судебном заседании свои доводы и возражения.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что налоговым органом проведена камеральная проверка представленной обществом уточненной налоговой декларации по НДС за апрель 2007 года. По результатам проверки инспекцией вынесено решение от 09.11.2007 № 990 об отказе в возмещении налоговых вычетов в сумме 62 821 301 рубль. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу № 26-16/32622-17 от 17.11.2008 оспариваемое решение инспекции оставлено без изменения.

Не согласившись с данными решениями в указанной выше части, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их в этой части недействительными.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части, суды исходили из того, что представленные обществом первичные документы имеют противоречия, в связи с чем, не подтверждают обоснованность заявленной налогоплательщиком налоговой выгоды.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении:

1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса;

2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Согласно положениям пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.

Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" определено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, подтверждаются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать установленные законом обязательные реквизиты.

Следовательно, правомерность применения вычетов по НДС должен доказать налогоплательщик. При этом данные первичных документов, составляемых при совершении хозяйственной операции и представляемых налогоплательщиком в налоговые органы, должны отвечать установленным законодательством требованиям и содержать достоверные сведения об обстоятельствах, с которыми законодательство связывает реализацию права на осуществление налоговых вычетов, а налоговый орган вправе отказать в возмещении НДС по сумме вычетов, если она не подтверждена надлежащими документами, содержащими достоверные сведения, сформировавшие вычеты хозяйственные операции нереальны либо совершены с контрагентами, не исполняющими налоговых обязанностей.

Согласно положениям альбома унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ, утвержденного Постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 года N 100, акт о приемке выполненных работ (форма КС-2) применяется для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений. Акт составляется на основании данных Журнала учета выполненных работ (форма N КС-6а) в необходимом количестве экземпляров. Акт подписывается уполномоченными представителями сторон, имеющих право подписи (производителя работ и заказчика (генподрядчика)).

На основании данных Акта о приемке выполненных работ заполняется Справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3).

В соответствии с положениями Постановления Госкомстата от 21 января 2003 года N 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств» акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма N ОС-1), акт о приеме-передаче здания (сооружения) (форма N ОС-1а), акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма N ОС-1б) применяются для оформления и учета операций приема, приема-передачи объектов основных средств в организации или между организациями для:

а) включения объектов в состав основных средств и учета их ввода в эксплуатацию (для объектов, не требующих монтажа, - в момент приобретения, для объектов, требующих монтажа, - после приема их из монтажа и сдачи в эксплуатацию),

поступивших:

по договорам купли-продажи, мены имущества, дарения, финансовой аренды (если объект основных средств находится на балансе лизингополучателя) и др.;

путем приобретения за плату денежными средствами, изготовления для собственных нужд и ввода в эксплуатацию законченных строительством зданий (сооружений, встроенных и пристроенных помещений) в установленном порядке;

б) выбытия из состава основных средств при передаче (продаже, мене и пр.) другой организации.

За апрель 2007 года обществом заявлены налоговые вычеты в сумме 67 538 812 рублей. В подтверждение их обоснованности налогоплательщиком в инспекцию представлены счета-фактуры № 234 от 01.12.2004 (стоимость основных средств - 456 197 153 рубля, НДС – 69 589 396 рублей 05 копеек) и № 00000180 от 22.10.2004 (стоимость основных средств - 16 127 277 рублей, НДС – 2 460 093 рубля 10 копеек). Счет-фактура № 234 от 01.12.2004 обществом оплачены платежными поручениями № 115 от 24.09.2004 (262 770 593 рубля) и № 00000180 от 24.11.2004 (140 500 000 рублей). Счет-фактура № 00000180 от 22.10.2004 обществом оплачена платежным поручением № 115 от 24.09.2004 (16 127 277 рублей). В подтверждение оприходования товара (работ, услуг) общество представило акты формы КС-2 и ОС-1.

По данным счетам-фактурам в исправленном варианте (исправления внесены 27 апреля 2007 года) общество приобрело основные средства.

Вместе с тем, до внесения исправлений в счете-фактуре № 234 от 01.12.2004 были прописаны выполненные строительно-монтажные работы, а не основные средства.

Таким образом, учитывая, что платежные поручение № 115 от 24.09.2004 в оплаченной сумме 262 770 593 рубля и № 00000180 от 24.11.2004 в оплаченной сумме 140 500 000 рублей оформлены до исправления указанного счета-фактуры, данными платежными поручениями в названной сумме оплачены строительно-монтажные работы, выполнение которых подтверждено актами формы КС-2. Принимая во внимание, что строительно-монтажные работы в счете-фактуре № 234 от 01.12.2004 не перечислены, суды правильно указали на то, что данный счет-фактура не соответствует требованиям статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации в части отражения наименования выполненных работ.

Кроме того, представленные обществом акты формы КС-2 противоречат следующим первичным документам ЗАО «Надеждинское»:

- данным акта от 21.04.2003 (о приемке в эксплуатацию дробильного комплекса, отделения грохочения и измельчения, модуля обогащения и классификации, доводочного отделения);

- оборотно-сальдовой ведомости (счет 01) «основные средства» за 2004 год ЗАО Надеждинское, в соответствии с которой под инвентарным номером № 00001186 отражен дробильный комплекс золотоизвлекательной фабрики (ЗИФ), № 00001187 (оборудование главного корпуса ЗИФ), № 00001162 (корпус стирального оборудования, № 00001068 (оборудование для вулканизации), № 00000969 и № 00000977 (отопительно-вентиляционная установка), № 0000960 (ячейка КРУ);

- Инвентарным карточкам учета объекта основных средств формы ОС-6 № 00001186 от 28.11.2003, в соответствии с которой на учет поставлен дробильный комплекс ЗИФ, место нахождения ГОК «Западный», и № 00001187 от 28.11.2003 - оборудование главного корпуса ЗИФ, место нахождения ГОК «Западный».

Согласно перечисленным первичным документам строительно-монтажные работы первого пускового комплекса промышленной площадки ГОК «Западный» выполнены в апреле 2003 года, результаты работ поставлены на учет в качестве объектов основных средств ЗАО «Надеждинское».

Таким образом, указанные работы не могли быть повторно приняты обществом актами формы КС-2.

В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" представление в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

В данном случае судами установлено, что счет-фактура № 234 от 01.12.2004 не содержит наименования строительно-монтажных работ, а представленные акты формы КС-2 противоречат первичным документам ЗАО «Надеждинское». Таким образом, судами правильно сделан вывод о необоснованности налоговой выгоды, заявленной налогоплательщиком в отношении счета-фактуры № 234 от 01.12.2004.

В счете-фактуре № 00000180 от 24.11.2004 и до внесения исправлений и в исправленном счете-фактуре отражены основные средства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ) вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации основных средств и (или) нематериальных активов, указанных в пунктах 2 и 4 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств и (или) нематериальных активов.

Основные средства, приобретенные на основании договора купли-продажи от 24.09.2004 в соответствии с актами формы ОС-1 приняты на учет в октябре 2004 года.

Учитывая, что суммы налоговых вычетов подлежат отражению в том налоговом периоде, в котором выполнены условия определяющие право налогоплательщика на налоговые вычеты (производственное назначение приобретенного товара, фактическое наличие, оприходование и оплата), судами сделан обоснованный вывод о том, что обществом неправомерно заявлены налоговые вычеты в отношении счета-фактуры № 00000180 от 24.11.2004 в апреле 2007 года. Изложенное правомерно также и в отношении вычетов, заявленных на основании счета-фактуры № 234 от 01.12.2004

Принимая во внимание, что в отношении счетов-фактур № 00000180 от 24.11.2004 и № 234 от 01.12.2004 налогоплательщиком не соблюдены условия применения налоговых вычетов в части периода их отражения, судами обоснованно отказано в удовлетворении требований налогоплательщика в части возмещения заявленного НДС.

Довод общества о том, что актами о приемке работ ЗАО «Надеждинское» и налогоплательщиком приняты разные объекты, суд кассационной инстанции отклоняет, так как дробильный комплекс, отделение грохочения и измельчения, модуль обогащения и классификации, доводочное отделение приняты в рамках строительства одной золотоизвлекательной фабрики.

Доводы налогоплательщика о неправомерном использовании инспекцией информации, не отвечающей требованиям допустимости доказательств, при проведении камеральной налоговой проверки, - противоречат положениям статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых судебных актов, принятых на основании всестороннего и полного исследования представленных в материалы дела доказательств и при правильном применении норм материального и процессуального права.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 25 июня 2008 года Арбитражного суда Иркутской области, постановление от 02 сентября 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу № А19-4871/08-50 оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья

Т.А. Брюханова

Судьи

А.И. Скубаев

Н.М. Юдина