Четвертый арбитражный апелляционный суд
улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело №А19-5168/2018
«16» августа 2018 года
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 августа 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей Ломако Н.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бобровой Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г.Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 01 июня 2018 года по делу №А19-5168/2018 по заявлению акционерного общества «Восточно-Сибирское аэрогеодезическое предприятие» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664011, <...>) к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г.Иркутска (ОГРН <***>,ИНН <***>, место нахождения: 664007, <...>) о признании незаконным решения от 14.02.2018 №048V12180000087 в части,
(суд первой инстанции – Н.Г. Позднякова),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
установил:
Акционерное общество «Восточно-Сибирское аэрогеодезическое предприятие» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании решения Государственного учреждения -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г.Иркутска (далее – Управление Пенсионного фонда, Учреждение, заинтересованное лицо, фонд) от 14.02.2018 №048V12180000087 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах незаконным в части привлечения к ответственности за неуплату сумм страховых взносов по дополнительному тарифу в виде штрафа в размере 15269 руб. 60 коп., начисления пени на страховую часть трудовой пенсии по дополнительному тарифу в размере 39449 руб. 99 коп. и недоимки на страховую часть трудовой пенсии по дополнительному тарифу в размере 201367 руб. 46 коп.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования Акционерного общества "Восточно-Сибирское аэрогеодезическое предприятие" удовлетворены. Признано решение Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в Октябрьском районе города Иркутска от 14.02.2018 №048V12180000087 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части:
уплаты недоимки на страховую часть трудовой пенсии по дополнительному тарифу в размере 201 367,46 руб.,
привлечения Акционерное общество "Восточно-Сибирское аэрогеодезическое предприятие" к ответственности за неуплату сумм страховых взносов по дополнительному тарифу в виде уплаты штрафа в размере 15 269,60 руб.,
начисления пени на страховую часть трудовой пенсии по дополнительному тарифу в размере 39 449,99 руб., недействительным, как не соответствующее Федеральному закону от 24.07.2009 №212-ФЗ « О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Суд обязал Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в Октябрьском районе города Иркутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Акционерное общество "Восточно-Сибирское аэрогеодезическое предприятие". Взыскано с Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в Октябрьском районе города Иркутска в пользу Акционерное общество "ВосточноСибирское аэрогеодезическое предприятие" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб.
В обосновании суд первой инстанции указал, что частичная занятость работников общества на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда оформлена надлежащим образом (трудовые договоры, должностные инструкции, приказы о начале и окончании сезонных полевых работ, правила внутреннего трудового распорядка), на предприятии ведется раздельный учет выплат за работу в нормальных условиях труда и работу во вредных, тяжелых и опасных условиях труда. Доказательств обратного в материалы дела учреждением не представлено. Также в материалы дела не представлены доказательств того, что спорные периоды занятости работников общества включаются в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, а равно данных о том, что работники в спорные периоды считались занятыми на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области 01.06,2018 г. по делу № А19-5168/2018 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Полагает, что работники выполняли работу в рамках одного договора по основному месту работы, поэтому работникам, непосредственно занятым на полевых геолого-разведочных, поисковых и изыскательных работах, сезонно, от 6 месяцев за календарный год, дополнительные тарифы страховых взносов должны начисляться со всей суммы выплат, начисленных за год (за расчетный период), а не пропорционально отработанному времени.
На апелляционную жалобу фонда поступил отзыв общества, в котором оно соглашается с выводами суда первой инстанции и просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 12.07.2018.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Общество просило о рассмотрении дела в его отсутствие.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Акционерное общество «Восточно-Сибирское аэрогеодезическое предприятие» 08.08.2012 зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером <***>. Основными видами деятельности Общества согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц являются геодезическая и картографическая деятельность, дополнительными видами деятельности являются, в том числе, геолого-разведочные, геофизические и геохимические работы в области излучения недр.
В период с 07.09.2017 по 03.11.2017 должностными лицами Управления Пенсионного фонда проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) Обществом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, своевременности и правильности представления индивидуальных сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования за период с 01.01.2014 по 31.12.2016.
Итоги выездной проверки отражены Управлением Пенсионного фонда в акте от 29.12.2017 №30-01-47/295.
По результатам рассмотрения вышеуказанного акта заместителем начальника Управления Пенсионного фонда принято решение от 14.02.2018 №048V12180000087 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Основанием принятия данного решения послужили, в частности, выводы Управления Пенсионного фонда о нарушении плательщиком страховых взносов положений статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», что работникам, непосредственно занятым на полевых геологоразведочных, поисковых и изыскательных работах, сезонно, от 6 месяцев за календарный год, дополнительные тарифы страховых взносов должны начисляться со всей суммы выплат, начисленных за год, а не пропорционально отработанному времени. В связи с чем, Управление пришло к выводу о занижении базы для исчисления страховых взносов в сумме 3490172 руб. 24 коп., в том числе:
-1997419 руб. 75 коп. за 2014 год;
-514053 руб. 39 коп. за 2015 год;
-978699 руб. 10 коп. за 2016 год.
По мнению Управления Пенсионного фонда, страховые выплаты в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам начисляются в общеустановленном порядке на все выплаты и вознаграждения в пользу работников, признаваемых объектом обложения в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ, за исключением сумм, поименованных в статье 9 указанного Федерального закона. Указанное обстоятельство послужило поводом для привлечения Общества к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», доначисления страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии по дополнительному тарифу, начисления пени.
Полагая, что решение Управления Пенсионного фонда в оспариваемой части не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы Общества в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель оспорил его в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь, заявитель по смыслу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы в рассматриваемый период времени Федеральным законом от 24.07.2009 №212-ФЗ.
Как правильно указывает суд первой инстанции, в силу положений статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ Акционерное общество «Восточно-Сибирское аэрогеодезическое предприятие» относится к категории страхователей по обязательному пенсионному страхованию, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в связи с чем, обязано правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, а также вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений и перечислений страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
На основании статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ с 01.01.2013 плательщики страховых взносов должны применять дополнительные тарифы страховых взносов, если физические лица заняты на работах, которые указаны в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ).
При этом в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на работах, перечисленных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ, и выплат и иных вознаграждений лицам, занятым на работах, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ, предусмотрены дополнительные тарифы разной величины (части 1 и 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
Пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 №537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, подлежит применению Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10.
Согласно названному Списку, помимо прочих, к лицам, имеющим право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного возраста, отнесены работники Общества, работающие в должностях и по профессиям геолога, техника-геолога, помощника бурильщика, машиниста бульдозера, инженеры по бурению.
Подпунктом «б» (инженерно-технические работники) раздела II (Геологоразведочные работы (поверхностные) Списка №2 предусмотрено право на льготное пенсионное обеспечение для инженерно-технических работников экспедиций, партий, отрядов, участков и полевых баз, занятых на геологоразведочных и поисковых работ.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: «мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет».
Согласно пункту 6 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ периоды работы, предусмотренные пунктами 1-18 этой статьи, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначении страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным пунктом 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ.
По смыслу указанной нормы в рассматриваемом случае критериями, определяющими право застрахованных лиц на досрочное пенсионное обеспечение, являются: непосредственная занятость работников на выполнении геологоразведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательных работ; выполнение работниками указанных работ непосредственно в полевых условиях в составе экспедиции, партии, отряда, бригады или на участке. Основными критериями уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам являются непосредственная занятость работников на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, а также включение сумм выплат и вознаграждений, начисляемых работнику, в объект для начисления страховых взносов.
Порядок исчисления стажа, дающего право на льготное назначение пенсии, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 №516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Правила исчисления).
Пунктом 4 Правил исчисления предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее – стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из пунктов 5 и 6 Правил исчисления, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.
Исходя из пункта 5 Правил исчисления, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, в календарном порядке. При этом периоды работы, которая выполнялась в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства (за исключением работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 13 и 19 - 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ), а также иные периоды работ, которые по условиям организации труда не могут выполняться постоянно, исчисляются по фактически отработанному времени (пункт 6 Правил исчисления).
Таким образом, в случае полной занятости работника в течение месяца на работах, указанных в подпунктах 1 и 2 – 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ, исчисление страховых взносов осуществляется организацией по соответствующим дополнительным тарифам со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений (включая премии за прошлые периоды), включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии с положениями части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ.
В случае если работник в течение месяца, в котором начисляются выплаты (в том числе премии за прошлые периоды), не был занят на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, поименованных в подпунктах 1 и 2 – 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ, и при этом период такой работы не включается согласно Правилам исчисления в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, то исчисление страховых взносов по дополнительным тарифам с выплат и вознаграждений, начисленных в этом месяце в пользу данного работника, не производится.
В пункте 25 Постановления от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» Пленумом Верховного Суда Российской Федерации отмечено, что для работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и связанных с полевыми геологоразведочными, поисковыми, топографо-геодезическими, геофизическими, гидрографическими, гидрологическими, лесоустроительными и изыскательскими работами в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах, установлен особый порядок исчисления стажа.
Так, в силу пункта 7 Правил исчисления при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с полевыми геологоразведочными, поисковыми, топографо-геодезическими, геофизическими, гидрографическими, гидрологическими, лесоустроительными и изыскательскими работами в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах периоды указанных работ непосредственно в полевых условиях учитываются в следующем порядке: работа от 6 месяцев до одного года - как один год; работа менее 6 месяцев – по фактической продолжительности.
Как правильно установлено судом первой инстанции, в 2014 году Общество осуществляло исчисление страховых взносов по дополнительным тарифам в отношении 14 работников, в 2015 году - по 2 работникам, в 2016 году – по 3 работникам, частичная занятость работников Общества на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда оформлена надлежащим образом. Сроки нахождения работников на работах в полевых условиях отражаются в организации издаваемыми приказами о направлении на работы в полевые условия и о возвращении работников с объектов работ, выполняемых в полевых условиях.
Если работник часть месяца числится занятым на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, а часть месяца – на работах с нормальными условиями труда (при переводе в установленный порядок), то исчисление страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам осуществляется на все начисленные в этом месяце в пользу данного работника вознаграждения и выплаты пропорционально количеству дней, когда работник числится занятым на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, в общем количестве календарных дней отчетного периода.
Указанная правовая позиция корреспондирует с разъяснениями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, изложенными в целях реализации статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ в письме от 05.06.2013 N 17-3/10/2-3105, согласно которым в случае частичной занятости работника в течение месяца на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда дополнительные тарифы страховых взносов применяются пропорционально количеству дней (часов), фактически отработанных на соответствующих видах работ.
Как правильно указывает суд первой инстанции, частичная занятость работников общества на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда оформлена надлежащим образом (трудовые договоры, должностные инструкции, приказы о начале и окончании сезонных полевых работ, правила внутреннего трудового распорядка), на предприятии ведется раздельный учет выплат за работу в нормальных условиях труда и работу во вредных, тяжелых и опасных условиях труда. Также в материалы дела не представлены доказательств того, что спорные периоды занятости работников общества включаются в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, а равно данных о том, что работники в спорные периоды считались занятыми на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.
Доводы апелляционной жалобы соответствуют доводам, приводившимся суду первой инстанции, и отклоняются апелляционным судом по тем же мотивам, что и судом первой инстанции, как основанные на ошибочном толковании указанных выше норм.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что Общество обоснованно начисляло страховые взносы по дополнительным тарифам с выплат, исчисленных за период непосредственной занятости работников на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, поэтому решение Управления Пенсионного фонда в оспариваемой заявителем части не соответствует Федеральному закону от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», нарушает права и законные интересы заявителя в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности, необоснованно возлагая обязанность по уплате штрафных санкций, доначисленных страховых взносов и пени, в связи с чем, а заявленные Обществом требования подлежат удовлетворению.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 01 июня 2018 года по делу №А19-5168/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Е.О.Никифорюк
Судьи Н.В.Ломако
В.А.Сидоренко