ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А
Тел.факс 20-96-75
www.fasvso.arbitr.ru
e-mail: sibiria@arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
г.Иркутск
№А19-5316/08-62-Ф02-4793/2008
30 сентября 2008 года
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Смоляк Л.И.,
судей: Пущиной Л.Ю., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителя администрации Иркутского районного муниципального образования – ФИО1 (доверенность от 23.04.2008 № 1254),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации Иркутского районного муниципального образования на решение от 25 июля 2008 года Арбитражного суда Иркутской области по делу №А19-5316/08-62 (суд первой инстанции: Ананьина Г.В.)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «НордСтар» (далее – ООО «НордСтар», общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к администрации Иркутского районного муниципального образования (далее – Администрация, лицензирующий орган) о признании незаконным и отмене постановления мэра Иркутского районного муниципального образования от 21.04.2008 № 1777 о приостановлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25 июля 2008 года заявленные обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Администрация обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также пункта 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указывает на неправомерность действий ООО «НордСтар», осуществляющего торговлю алкогольной продукцией на расстоянии менее 100 метров от общеобразовательного учреждения без ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции, установленного Порядком лицензирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Иркутской области, утверждённым постановлением администрации Иркутской области от 10.06.2008 № 152-па. В связи с чем полагает, что оспариваемое постановление, которым приостановлено действие лицензии, не нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку направлено на устранение неправомерных действий общества. Оспариваемое постановление вынесено на законных основаниях в связи с невыполнением обществом требований лицензирующего органа в соответствии с пунктами 11, 12 названного Порядка.
Заявитель жалобы оспаривает вывод суда о том, что у общества не возникла обязанность исполнения предписания ввиду отсутствия оснований для переоформления лицензии, установленных пунктом 17 Порядка, указывая, что под переоформлением подразумевалось проставление в лицензии отметки об ограничении времени розничной продажи алкогольной продукции в соответствии с пунктом 11 Порядка.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, общество своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем дело рассматривается без их участия.
Представитель Администрации в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Проверив в пределах, установленных статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 28.02.2006 лицензирующим органом принято решение № 9 о выдаче ООО «НордСтар» лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. Согласно акту обследования № 9 от 28.02.2006 территориально обособленный объект, расположенный по адресу: <...> причал-кафе «Сарма», соответствует лицензионным требованиям и условиям осуществления розничной продажи алкогольной продукции. В акте отражено, что объект расположен на расстоянии от дошкольных и образовательных организаций – 92 м.
02.03.2006 обществу выдана лицензия А 244592 регистрационный номер 0011 на розничную продажу алкогольной продукции по вышеуказанному адресу, сроком действия с 03.03.2006 по 02.03.2011.
24.05.2007 при проведении мероприятий по контролю соблюдения ООО «НордСтар» действующего законодательства в области правил продажи алкогольной продукции лицензирующим органом совместно с представителем Управления Роспотребнадзора по Иркутской области установлено, что в проверяемом объекте - кафе «Сарма», принадлежащем обществу, имеется копия лицензии А 244592 регистрационный номер 0011 от 02.03.2006, которая не заверена ни руководителем предприятия, ни лицензирующим органом. На оборотной стороне данной лицензии отсутствует информация об ограничении времени розничной продажи алкогольной продукции с 8 до 18 часов, в то время как указанная информация имеется на копии лицензии, находящейся в лицензирующем органе. В акте № 8 от 24.05.2007, составленном по результатам мероприятий по контролю, отражено, что в нарушение установленных ограничений в 12 час. 52 мин. обществом осуществлялась продажа алкогольной продукции вблизи средней школы.
31.01.2008 в 13 час. 40 мин. отделом торговли, общественного питания и бытового обслуживания Администрации совместно с должностным лицом ОВД по Иркутскому району в целях устранения противоречий между бланком имеющейся лицензии, находящейся в лицензионном отделе и у лицензиата, проведена проверка деятельности ООО «НордСтар» по вопросам соблюдения действующего законодательства в области правил продажи алкогольной продукции, в ходе которой установлено, что в проверяемом объекте - кафе «Сарма», принадлежащем обществу, в нарушение установленных ограничений осуществляется реализация алкогольной продукции вблизи средней школы.
08.02.2008 лицензирующим органом ООО «НордСтар» выдано предписание №22 о переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, в соответствии с которым обществу необходимо в срок до 20.02.2008 представить заявление о переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
20.03.2008 в связи с неисполнением обществом указанного предписания по истечении установленного срока лицензирующим органом выдано предписание №44 о переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, в соответствии с которым обществу необходимо в срок до 20.04.2008 представить заявление о переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
Предписания обществом не исполнены, в связи с чем 21.04.2008 мэром Иркутского районного муниципального образования вынесено постановление № 1777 о приостановлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции ООО «НордСтар».
Полагая, что постановление от 21.04.2008 № 1777 не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции признал оспариваемое постановление незаконным, как не соответствующее требованиям статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ, пункту 22 Порядка, обязав Администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Суд исходил из того, что основанием для принятия оспариваемого постановления послужило невыполнение обществом предписаний о переоформлении лицензии, в то время как предусмотренные законом основания для переоформления лицензии, перечень которых является исчерпывающим, отсутствовали.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает принятый по делу судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для принятия арбитражным судом решения о признании оспариваемого решения или действия (бездействия) незаконным является одновременно несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других не приспособленных для продажи данной продукции местах.
Прилегающие территории определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами Российской Федерации.
Пунктом 3.1. статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ определено, что субъекты Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции.
В период возникновения спорных правоотношений действовали Порядок лицензирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Иркутской области и Порядок определения территорий, прилегающих к местам массового скопления граждан и к местам нахождения источников повышенной опасности, утвержденные постановлением администрации Иркутской области от 13.12.2005 № 190-па (далее- Порядок лицензирования, Порядок определения территорий).
В соответствии с пунктом 5 указанного постановления на территории Иркутской области введены ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в жилых домах с 23-00 до 7-00 часов и на территориях, прилегающих к дошкольным и общеобразовательным организациям, с 8-00 до 18-00 часов.
Согласно пункту 11 Порядка лицензирования если территориально обособленный объект расположен на территории, прилегающей к дошкольным и общеобразовательным организациям, лицензирующим органом на оборотной стороне бланка лицензии в отношении указанного объекта машинописным способом делается отметка об ограничении времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции с 8-00 часов до 18-00 часов.
Прилегающие территории определяются органами местного самоуправления путем установления расстояния в метрах от границ земельных участков отдельно в отношении дошкольных и общеобразовательных организаций до возможного размещения территориально обособленных объектов, на которых вводится ограничение времени продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции с 8-00 часов до 18-00 часов.
Указанные отметки заверяются подписью уполномоченного должностного лица и печатью лицензирующего органа.
Постановлением главы администрации Иркутского района от 06.03.2006 № 844 утвержден Порядок определения территорий, прилегающих к дошкольным и общеобразовательным организациям на которых вводятся ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции.
Согласно указанному порядку территории, прилегающие к дошкольным и общеобразовательным организациям, определяются путем установления расстояния в метках от границ земельных участков указанных мест до возможного размещения территориально обособленных объектов. Данные территории ограничиваются расстоянием не менее 100 метров.
Постановлением мэра Иркутского районного муниципального образования от 21.08.2007 № 3538 определена территория, прилегающая к дошкольным и общеобразовательным организациям, на которых вводится ограничения времени продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции с 08.00 часов до 18.00 часов, в 100 метров от границ земельного участка, на котором фактически расположена дошкольная и общеобразовательная организация до границ земельного участка, на котором фактически расположен объект, в котором осуществляется розничная продажа алкогольной продукции.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что расстояние от границ земельного участка, на котором расположена общеобразовательная организация, до границ земельного участка, на котором расположен принадлежащий обществу объект, в котором осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, составляет менее 100 метров.
Согласно представленной лицензирующим органом в материалы дела копии лицензии от 02.03.2006 А 244592 регистрационный номер 0011, находящейся в отделе торговли, общественного питания Администрации, на оборотной стороне указанной лицензии имеется отметка об ограничении времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции с 8.00 часов до 18.00 часов. Указанная отметка заверена подписью должностного лица и печатью лицензирующего органа, имеется подпись руководителя ООО «НордСтар» об ознакомлении, датированная 06.03.2006.
Представленный обществом оригинал лицензии от 02.03.2006 А 244592 регистрационный номер 0011 таких отметок на оборотной стороне не имеет.
Учитывая, что ООО «НордСтар» осуществляется розничная продажа алкогольной продукции на расстоянии менее 100 метров от границ территории общеобразовательного учреждения, без соблюдения установленных ограничений времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, Администрацией в отношении общества вынесены предписания с требованием обратиться в лицензирующий орган для переоформления лицензии в соответствии с пунктом 11 Порядка.
Между тем, как правильно посчитал суд, указанные лицензирующим органом основания для переоформления обществом действующей лицензии не соответствуют пунктам 11, 12 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ, пунктам 16,17 Порядка лицензирования и у общества отсутствовали законные основания для подачи в лицензирующий орган заявления на переоформление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
В силу пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть приостановлено решением лицензирующего органа в случае невыполнения организацией предписаний лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 22 Порядка лицензирования невыполнение лицензиатом предписаний лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии является одним из оснований приостановления действия лицензии.
Учитывая, что основанием вынесения оспариваемого постановления от 21.04.2008 № 1777 о приостановлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции явилось невыполнение ООО «НордСтар» предписаний лицензирующего органа о переоформлении лицензии, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о несоответствии оспариваемого постановления требованиям статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ, пункту 22 Порядка, признав его незаконным и обязав лицензирующий орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
С учетом изложенного доводы заявителя жалобы о том, что Администрацией правомерно вынесено предписание о переоформления лицензии ввиду того, что под переоформлением лицензии подразумевалось проставление в лицензии отметки об ограничении времени розничной продажи алкогольной продукции, порядок проставления которой на уже выданной лицензии законодательством не регулируется, подлежат отклонению.
Ссылка в кассационной жалобе на Порядок лицензирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Иркутской области, утвержденный постановлением администрации области от 10.06.2008 № 152-па, не может быть принята во внимание, поскольку названный нормативный правовой акт не регулировал спорные правоотношения ввиду более позднего его принятия.
Выводы суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств. У суда кассационной инстанции, учитывая положения статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о пределах его компетенции, отсутствуют правовые основания для их переоценки.
Неправильного применения норм материального и нарушения норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 25 июля 2008 года Арбитражного суда Иркутской области по делу №А19-5316/08-62 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Судьи
Л.И. Смоляк
Л.Ю. Пущина
М.М. Шелёмина