ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А19-5327/08-14-Ф02-1569/2009 от 27.04.2009 АС Восточно-Сибирского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А

Тел..факс 20-96-75

www.fasvso.arbitr.ru

e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

г. Иркутск

А19-5327/08-14 - Ф02-1569/2009

27 апреля 2009 года

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Смоляк Л.И.,

судей: Скубаева А.И., Шелёминой М.М.,

при участии представителей общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом Кальмеера» - ФИО1 (доверенность от 15.01.2009), Правительства Иркутской области - ФИО2 (доверенность от 01.12.2008 №02-01-1044/8), Агентства имущественных отношений Иркутской области - ФИО3 (доверенность от 12.12.2008 №11-5404/1и),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом Кальмеера» на решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 октября 2008 года, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2009 года по делу № А19-5327/08-14 (суд первой инстанции: Ушакова О.В.; суд апелляционной инстанции: Борголова Г.В., Лешукова Т.О., Ткаченко Э.В.),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом Кальмеера» (далее - ООО «ТД Кальмеера», общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Агентства имущественных отношений Иркутской области (далее – Агентство), оформленного письмом от 11.04.2008 № 23-3398/1к, в части отказа по заявлениям общества от 21.03.2008 № 147 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места расположения объекта на земельном участке, расположенном по адресу: <...>; от 21.03.2008 № 148 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места расположения объекта на земельном участке, расположенном по адресу: <...>; от 26.03.2008 № 75 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места расположения объекта на земельном участке, расположенном по адресу: <...>; о признании незаконным бездействия администрации Иркутской области по указанным заявлениям общества, выразившегося в ненаправлении обращений о выборе земельных участков, непринятии в установленном статьёй 31 Земельного кодекса Российской Федерации порядке решений о предварительном согласовании мест размещения объектов и ненаправлении их в сроки, установленные Положением о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования «Город Иркутск», государственная собственность на которые не разграничена, для строительства, утвержденным постановлением администрации Иркутской области от 29.12.2006 № 263-па (далее – Положение о предоставлении земельных участков). Заявитель просил возложить на Агентство обязанность устранить допущенные нарушения его прав, а также обязать администрацию Иркутской области устранить нарушения прав заявителя путем направления обращений о проведении процедур выбора земельных участков, истребовании актов выбора и принятии решений о предварительном согласовании размещения объектов по указанным заявлениям.

В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации администрация Иркутской области заменена на Правительство Иркутской области ввиду процессуального правопреемства на основании постановления Губернатора Иркутской области от 20.08.2008 №362-п «О временных системе и структуре исполнительных органов государственной власти Иркутской области (нового субъекта Российской Федерации), временной структуре высшего исполнительного органа государственной власти Иркутской области (нового субъекта Российской Федерации)».

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 27 октября 2008 года заявленные требования удовлетворены. Решение Агентства, оформленное письмом от 11.04.2008 № 23-3398/1к, признано незаконным в обжалуемой части. На Агентство возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов общества путем рассмотрения заявлений в соответствии со статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», пунктом 10 статьи 4 Закона Иркутской области № 99-оз от 21.12.2006 «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области», пунктами 33, 34, 35 Положения о предоставлении земельных участков. Бездействие администрации Иркутской области по заявлениям общества от 21.03.2008 № 147, № 148, от 26.03.2008 № 75 также признано незаконным. На Правительство Иркутской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав заявителя путем рассмотрения заявлений в соответствии с указанными выше нормами, принять соответствующее решение о предварительном согласовании мест размещения объектов или об отказе, направить решение заявителю.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2009 года решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Правительство Иркутской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить по мотивам несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального и процессуального права, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Заявитель кассационной жалобы считает необоснованным вывод судов о незаконности решения Агентства, оформленного письмом от 11.04.2008 № 23-3398/1к, полагая, что данное письмо является информацией, не содержит какого-либо решения в отношении земельных участков и не нарушает прав и законных интересов общества; указывает на то, что обращение об обеспечении выбора испрашиваемых обществом земельных участков направлено Агентством по поручению администрации Иркутской области в орган местного самоуправления, от которого получен ответ о невозможности их предоставления, в связи с чем оснований для признания незаконным бездействия администрации Иркутской области, выразившегося в ненаправлении обращений о выборе земельных участков, не имелось; считает, что при наличии информации о невозможности предоставления испрашиваемых земельных участков решение о предварительном согласовании мест размещения объектов не могло быть принято.

По мнению заявителя жалобы, решение суда не соответствует заявленным обществом требованиям с учетом их уточнения от 16.09.2008, суд изменил предмет иска и вышел за пределы заявленных требований, допущенные нарушения норм процессуального права привели к принятию неправильного решения по делу.

В отзыве на кассационную жалобу Агентство считает доводы жалобы обоснованными, указывая на незаконность принятых по делу судебных актов.

Общество в отзыве на кассационную жалобу не соглашается с изложенными в ней доводами, просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представители участвующих в деле лиц в судебном заседании поддержали позиции, изложенные в кассационной жалобе и отзывах на жалобу.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 22 апреля до 27 апреля 2009 года до 10 часов 30 минут.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области и Четвёртым арбитражным апелляционным судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, ООО «ТД Кальмеера» обратилось в Агентство с заявлениями от 21.03.2008 № 147, от 21.03.2008 № 148, от 26.03.2008 № 75 о выборе земельных участков на правах аренды и предварительном согласовании мест расположения объектов - офисных зданий по предполагаемым адресам: <...> ФИО4, ФИО5.

Письмом от 11.04.2008 № 23-3398/1к Агентство сообщило обществу, что испрашиваемые земельные участки по ул.ФИО4, ул.ФИО5 попадают на границу зоны застройки многоэтажными жилыми домами и границу зоны размещения городского транспорта; по ул.Лапина попадают в зону застройки многоэтажными жилыми домами, кроме того, данная территория примыкает к памятникам архитектуры.

Полагая, что данное письмо является отказом в принятии решений о предварительном согласовании места размещения объектов, ссылаясь на отсутствие у Агентства полномочий по принятию решений об отказе в размещении объекта, на незаконное бездействие администрации Иркутской области по заявлениям общества о выборе земельных участков и предварительном согласовании мест размещения объектов недвижимости на территории г.Иркутска, а также считая нарушенными в связи с этим свои права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с вышеназванным заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции посчитал, что решение Агентства, оформленное письмом от 11.04.2008 №23398/1к, и оспариваемое бездействие администрации Иркутской области не соответствуют статьям 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», пункту 10 статьи 4 Закона Иркутской области от 21.12.2006 № 99-оз «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области», пунктам 33, 34, 35 Положения о предоставлении земельных участков и нарушают права и законные интересы общества.

При осуществлении в соответствии с требованиями части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверки законности оспариваемых решения Агентства и бездействия администрации Иркутской области и установлении наличия полномочий указанных органов суд первой инстанции исходил из того, что уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации – Иркутской области, по смыслу, придаваемому статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, являются администрация Иркутской области и Агентство, на которое возложена часть полномочий в сфере регулирования земельных отношений. Данный вывод суд обосновал положениями статей 29, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», пункта 10 статьи 4 Закона Иркутской области № 99-оз от 21.12.2006 «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области». Признав наличие у Агентства обязанности по соблюдению порядка рассмотрения заявлений о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, суд сделал суждение о том, что Агентство должно было передать поступившие заявления общества для дальнейшего рассмотрения. Суд посчитал, что Агентство не наделено полномочиями по рассмотрению такого рода заявлений, в то время как письмом Агентства от 11.04.2008 № 23-3398/1к фактически отказано в рассмотрении в установленном порядке заявлений общества о выборе земельных участков. Суд также исходил из обязанности администрации Иркутской области при принятии заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта осуществить меры в порядке, установленном пунктами 32-35 Положения о предоставлении земельных участков, статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, и непринятии таких мер по заявлениям общества.

Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает принятые по делу судебные акты подлежащими отмене.

Частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

Решение суда является законным, если оно вынесено в строгом соответствии с подлежащими применению по делу нормами материального права и при точном соблюдении норм процессуального права.

Решение суда является обоснованным, если в нем изложены все имеющие значение для дела обстоятельства, всесторонне и полно выясненные в судебном заседании, и приведены доказательства в подтверждение выводов об установленных обстоятельствах дела, правах и обязанностях сторон.

Согласно части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения должны быть обязательно указаны: фактические и иные обстоятельства дела, установленные арбитражным судом, а также доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.

Обжалуемые судебные акты нельзя признать соответствующими названным выше требованиям, исходя из следующего.

В соответствии с частью 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;

3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

Согласно части 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

Орган местного самоуправления по заявлению юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (часть 2 статьи 31 Земельного кодека Российской Федерации).

Частью 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Законом Иркутской области «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области» установлено, что распоряжение земельными участками, находящимися на территории муниципального образования «Город Иркутск», государственная собственность на которые не разграничена, относится к полномочиям администрации Иркутской области (пункт 10 статьи 4 данного Закона).

Постановлением губернатора Иркутской области от 20.08.2007 № 362-п «О временных системе и структуре исполнительных органов государственной власти Иркутской области (нового субъекта Российской Федерации), временной структуре высшего исполнительного органа государственной власти Иркутской области (нового субъекта Российской Федерации)» утверждена временная структура исполнительных органов государственной власти Иркутской области, согласно которой Агентство имущественных отношений входит в структуру исполнительных органов государственной власти Иркутской области и не является администрацией Иркутской области.

Согласно Положению об Агентстве имущественных отношений Иркутской области, утвержденному постановлением администрации Иркутской области от 31.12.2007 №312-па, Агентство является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению государственной собственностью Иркутской области.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 названного Положения одной из задач Агентства является управление и распоряжение землями и земельными участками.

В силу подпункта 24 пункта 7 Положения об Агентстве имущественных отношений Иркутской области Агентство в соответствии с возложенными на него задачами в сфере управления и распоряжения землями и земельными участками осуществляет все необходимые действия, связанные с распоряжением земельными участками, находящимися в государственной собственности Иркутской области, а также земельными участками, находящимися на территории муниципального образования «Город Иркутск», государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с законодательством.

Таким образом, одним из приоритетных направлений деятельности Агентства является распоряжение и управление земельными участками.

С учётом изложенного выводы судов об отсутствии у Агентства полномочий по рассмотрению заявлений общества о выборе земельных участков и предварительном согласовании мест размещения объектов, о несоответствии оспариваемых решения Агентства и бездействия администрации Иркутской области требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области», Положения о предоставлении земельных участков являются преждевременными, сделанными без надлежащего анализа данных нормативно-правовых актов в совокупности с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации, постановления губернатора Иркутской области от 20.08.2007 № 362-п и Положения об Агентстве имущественных отношений Иркутской области.

Судами обеих инстанций не принято во внимание, что Закон Иркутской области «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области» и Положение о предоставлении земельных участков приняты до введения в действие постановления губернатора Иркутской области от 20.08.2007 № 362-п и Положения об Агентстве имущественных отношений Иркутской области и регламентируют соответствующие вопросы без учета изменений в структуре органов исполнительной власти субъекта и определения компетенции Агентства.

Вопрос о возможности применения норм Положения о предоставлении земельных участков в связи с принятием новых правовых актов, устанавливающих иные положения, чем действовали ранее, судами не исследован.

В силу пункта 34 Положения о предоставлении земельных участков администрация Иркутской области в течение трех дней с момента получения заявления о выборе земельного участка направляет обращение об обеспечении выбора земельного участка, копии заявления о выборе и приложенные к нему документы в орган местного самоуправления муниципального образования «Город Иркутск», который в течение 30 дней с момента получения данного обращения обеспечивает выбор земельного участка.

Администрация Иркутской области в отзыве на заявление общества (том 3, л.д. 84-88), Правительство Иркутской области в апелляционной жалобе (том 3, л.д. 143) ссылались на то, что Агентством во исполнение пункта 34 Положения о предоставлении земельных участков было направлено в орган местного самоуправления муниципального образования город Иркутск обращение об обеспечении выбора испрашиваемых обществом земельных участков с приложением всех необходимых документов (исх. № 23-4166/1и от 18.06.2008). По результатам рассмотрения данного обращения комитет по градостроительной политике администрации г.Иркутска письмом от 01.07.2008 № 945-70-4633/8 сообщил, что предоставление земельных участков не представляется возможным по указанным в ответе мотивам.

Вместе с тем, названные обстоятельства судом первой инстанции при удовлетворении требования о признании незаконным бездействия администрации Иркутской области, выразившегося в ненаправлении обращений о выборе земельных участков, а также при возложении на Агентство и Правительство Иркутской области (правопреемника администрация Иркутской области) обязанности по рассмотрению заявлений общества в соответствии с пунктом 34 Положения о предоставлении земельных участков, оставлены без внимания.

Судом апелляционной инстанции данные обстоятельства также не исследованы.

Оценка доводам Правительства Иркутской области о совершении действия, направленного на выполнение требований пункта 34 Положения о предоставлении земельных участков, в связи с направлением Агентством в орган местного самоуправления муниципального образования город Иркутск обращений о выборе земельных участков, в нарушение требований части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не дана.

Признавая незаконным в обжалуемой части решение Агентства, оформленное письмом от 11.04.2008 № 23-3398/1к, суд первой инстанции возложил на Агентство обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов общества путем рассмотрения заявлений в соответствии со статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», пунктом 10 статьи 4 Закона Иркутской области № 99-оз от 21.12.2006 «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области», пунктами 33, 34, 35 Положения о предоставлении земельных участков.

В то же время судом признано незаконным бездействие администрации Иркутской области, выразившееся в ненаправлении обращений о выборе земельных участков (что напрямую связано с порядком, установленном пунктом 34 Положения о предоставлении земельных участков), непринятии решений о предварительном согласовании мест размещения объектов или об отказе, ненаправлении указанных решений заявителю, с возложением на Правительство Иркутской области обязанности по рассмотрению заявлений общества также в соответствии с указанными выше нормами в целях устранения допущенных нарушений прав заявителя.

Таким образом, с учётом изложенного и приведенных в решении суждений относительно полномочий Агентства и Правительства Иркутской области по рассмотрению заявлений общества, мотивировочная и резолютивная части решения суда первой инстанции содержат противоречия, оставленные без внимания судом апелляционной инстанции.

Суд кассационной инстанции считает необходимым указать на то, что заявление общества от 16.09.2008 об уточнении требований содержит требования относительно следующих заявлений общества о выборе земельного участка и предварительном согласовании места расположения объекта: от 21.03.2008 № 147 - по ул.ФИО4 г.Иркутска; от 21.03.2008 № 148 - по ул.ФИО5; от 26.03.2008 № 75 - по ул.Лапина, в то время как судом первой инстанции приняты к рассмотрению требования, связанные с оспариванием решения Агентства, принятого по заявлениям общества о выборе земельного участка и предварительном согласовании места расположения объекта от 21.03.2008 № 147 – по ул.ФИО4 г.Иркутска ; от 21.03.2008 № 148 - по ул.ФИО5; от 26.03.2008 № 75 - по ул.ФИО4, от 21.03.2008 № 148 - по ул.Лапина.

Из заявления от 16.09.2008 следует, что обществом оспорено бездействие администрации Иркутской области, выразившееся в непринятии решений о предварительном согласовании мест размещения объектов. Как пояснил представитель общества в суде кассационной инстанции, общество оспаривало именно указанное конкретное бездействие как нарушающее его права и законные интересы, а не бездействие по непринятию решения об отказе в размещении объектов.

В связи с изложенным по данному делу является необходимым уточнение заявленных требований в целях правильного определения предмета заявленного требования и юридически значимых для дела обстоятельств.

При таких условиях, учитывая, что выводы судов не могут быть признаны соответствующими фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основанными на правильном применении норм материального права и принятыми при точном соблюдении норм процессуального права, вышеназванные нарушения могли привести к принятию неправильных судебных актов, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене на основании частей 1, 2, 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с направлением дела согласно пункту 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, выполнить требования процессуального законодательства о всестороннем, полном и объективном исследовании и оценке фактических обстоятельств дела, исследовать вышеуказанные обстоятельства, дать им правовую оценку, на основании которой сделать вывод о законности оспариваемых решения и бездействия, в зависимости от установленного вынести законное, обоснованное и мотивированное решение.

Руководствуясь статьями 274, 286-289, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 октября 2008 года, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2009 года по делу № А19-5327/08-14 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья

Судьи

Л.И. Смоляк

А.И. Скубаев

М.М. Шелёмина