ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А19-5427/07 от 24.10.2007 АС Восточно-Сибирского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А

 Тел..факс 20-96-75

www.fasvso.arbitr.ru

e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

г.Иркутск

А19-5427/07 -5-Ф02-7898/2007

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Косачёвой О.И.,

судей: Новогородского И.Б. Юдиной Н.М.,

стороны участие в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу города Братска на решение от 30 мая 2007 года Арбитражного суда Иркутской области по делу № А19-5427/07-5 (суд первой инстанции – Шульга Н.О.),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Илим Братск деревообрабатывающий комбинат» (общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным пункта 1 решения от 23.01.2007 № 07-1/489-э Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу города Братска (налоговая инспекция) в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 993 064 рубля 70 копеек.

Решением суда от 30 мая 2007 года заявленные обществом требования удовлетворены.

В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.

Не согласившись с решением суда, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке его законности в связи с неправильным применением норм материального права.

По мнению заявителя кассационной жалобы, наличие у налогоплательщика документов, подтверждающих приобретение лесопродукции, не является достаточным условием для получения налогового вычета. Обществом не подтвержден факт осуществления финансово-хозяйственных операций, поскольку местом регистрации поставщика – общества с ограниченной ответственностью (ООО) «Фактория» и организации-перевозчика – общества с ограниченной ответственностью (ООО) «Сигма» является несуществующий адрес и, следовательно, в счетах-фактурах указаны недостоверные сведения об адресе продавца и грузоотправителя. Согласно анализу движения денежных средств на расчетном счете ООО «Фактория» перечисление денежных средств регулярно происходит на счет общества с ограниченной ответственностью (ООО) «Интэк», общества с ограниченной ответственностью     (ООО) «БЭСТ» либо на счета других предприятий.

Налоговая инспекция считает, что в счетах-фактурах и товарно-транспортных накладных, выставленных поставщиком общества – обществом с ограниченной ответственностью (ООО) «Альфа проджект» содержатся недостоверные сведения об адресе грузоотправителя. Согласно представленным первичным документам погрузочно-разгрузочные работы проводились в течение суток, в связи с чем невозможно за указанный промежуток  времени осуществить доставку лесопродукции из города Санкт-Петербурга до города Братска.

По мнению налоговой инспекции, суммы налога на добавленную стоимость не могут быть приняты к возмещению из бюджета в апреле 2006 года, поскольку показатели исправленных счетов-фактур подлежат отражению в налоговой декларации за те налоговые периоды, в которых были внесены изменения, то есть в июне, июле и августе 2006 года.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены (уведомления №№ 42360, 42361 от 09.10.2007), однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.

Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению  в части по следующим основаниям.

Как установлено Арбитражным судом Иркутской области, налоговая инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной обществом уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке           0 процентов за апрель 2006 года и документов, подтверждающих применение указанной налоговой ставки, представленных с первоначальной налоговой декларацией, по результатам которой вынесла решение от 23.01.2007 № 07-1/489-э, в том числе об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме      993 064 рубля 70 копеек.

Вывод арбитражного суда об удовлетворении полностью заявленных обществом требований  недостаточно обоснован.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственным органом оспариваемого решения, возлагается на соответствующий орган.

В соответствии с пунктом 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение по налоговой ставке 0 процентов производится при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.

Пунктами 1, 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, и товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, а при реализации продукции на экспорт - также при представлении документов, предусмотренных статьей 165 названного Кодекса.

Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.

Анализ вышеназванных норм свидетельствует о том, что право налогоплательщика на налоговые вычеты обусловлено наличием надлежащим образом оформленных счетов-фактур, а также принятием на учет данных товаров.

В соответствии с пунктом 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом сумм налога к вычету является счет-фактура.

На основании пункта 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 данной статьи, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.

В силу подпунктов 2, 3 пункта 5 названной статьи в счете-фактуре должны быть указаны наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя, наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя.

Пунктом 29 утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 № 914 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость (Правила) предусмотрено, что в составе показателей счета-фактуры указываются показатели, в том числе места нахождения продавца в соответствии с учредительными документами и почтовый адрес грузоотправителя в случае, если продавец и грузоотправитель не являются одним и тем же лицом.

Пунктом 2 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 № 221, установлено, что «почтовый адрес» - место нахождения пользователя с указанием почтового индекса соответствующего объекта почтовой связи.

На основании пунктов 2, 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.

Поскольку указанные в спорных счетах-фактурах адреса продавца –                 ООО «Фактория» и грузоотправителя – ООО «Сигма» соответствуют адресам, указанным в учредительных документах, арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что названные счета-фактуры соответствуют требованиям, установленным пунктом 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации.

Довод заявителя кассационной жалобы об указании в счетах-фактурах недостоверных сведений об адресах продавца и грузоотправителя не соответствует вышеизложенным нормам материального права.

Статьей 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что все хозяйственные операции должны оформляться первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Согласно Указаниям по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету торговых операций, содержащимся в альбоме унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций, утвержденным постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 25.12.98 № 132, для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации применяется форма              № ТОРГ-12 «Товарная накладная». Данная форма составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания. Второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей.

Арбитражным судом по результатам исследования имеющихся в материалах дела доказательств установлено, что приобретенный у ООО «Фактория» товар принят обществом на учет на основании товарных накладных, составленных по форме                   № ТОРГ-12; выставленные счета-фактуры соответствуют требованиям пунктов 5, 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации и сделан правильный вывод о соблюдении налогоплательщиком всех условий, установленных пунктами 1, 3 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации, для реализации права на возмещение из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных указанному поставщику.

Довод налоговой инспекции о недостоверности содержащихся в  товарно-транспортных накладных сведений в связи с тем, что ООО «Альфа проджект» не могло  в течение суток осуществить доставку лесопродукции из города Санк-Петербурга до города Братска, является необоснованным.

С момента регистрации в качестве юридического лица организация может осуществлять предпринимательскую деятельности не только по месту регистрации, но и на всей территории России.

В соответствии с договором от 31.08.2005 № 410-253, заключенным между обществом и ООО «Альфа проджект», приемка лесопродукции от поставщика производится круглосуточно на складе покупателя.

Из представленных товарно-транспортных накладных формы Т-1, а также решения налоговой инспекции следует, что пунктом погрузки являлся Братский район – Шаманская трасса, пос. Кобляково, место разгрузки – склад пиловочника и фанерного сырья промплощадки БЛПК.

Фактическое принятие приобретенного товара на учет осуществлялось обществом согласно условиям договора поставки на своем складе на основании товарных накладных, составленных по форме ТОРГ-12.

 Следовательно, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о непредставлении налоговой инспекцией доказательств недобросовестных действий заявителя при предъявлении к возмещению налога на добавленную стоимость.

Вместе с тем арбитражный суд при оценке довода налоговой инспекции о том, что суммы налога на добавленную стоимость не могут быть приняты к возмещению из бюджета в апреле 2006 года, поскольку показатели исправленных счетов-фактур подлежат отражению в налоговой декларации за налоговые периоды, в которых были внесены изменения, не применил пункт 7 вышеназванных Правил с учетом  внесенных в него изменений постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2006 № 283.

Согласно пунктам 3 и 8 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации  налогоплательщик обязан вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж. Порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2006 № 283  внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 № 914.

В соответствии с новой редакцией пункта 7 вышеназванных Правил покупатели ведут книгу покупок, предназначенную для регистрации счетов-фактур, выставленных продавцами, в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету (возмещению) в установленном порядке.

При необходимости внесения изменений в книгу покупок запись об аннулировании счета-фактуры производится в дополнительном листе книги покупок за налоговый период, в котором был зарегистрирован счет-фактура до внесения в него исправлений. Дополнительные листы книги покупок являются ее неотъемлемой частью.

Счета-фактуры, полученные от продавцов, подлежат регистрации в книге покупок по мере возникновения права на налоговые вычеты в порядке, установленном статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации.

Следовательно, счет-фактура, запись об аннулировании которого производится в дополнительном листе книги покупок за налоговый период, в котором был зарегистрирован счет-фактура, подлежит регистрации в книге покупок в том налоговом периоде, в котором налогоплательщиком были получены счета-фактуры с внесенными поставщиком в установленном порядке исправлениями.

В соответствии с частью 8 статьи 23 Федерального Конституционного Закона от 17.12.97 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» постановления Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования.

Согласно пункту 6 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.96 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 28.06.2005 № 736) акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Поэтому датой вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 11.05.2006 № 283 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 № 914», опубликованного в Собрании законодательства Российской Федерации № 21 от 22.05.2006, является 30 мая                    2006 года.

Из материалов дела следует, что в счета-фактуры, выставленные поставщиками – ООО «Фактория», ООО «Альфа проджект» и ООО «Балтлес-Братск», внесены изменения в июне, июле и августе 2006 года.

Поскольку изменения в спорные счета-фактуры были внесены после вступления в законную силу постановления Правительства Российской Федерации от 11.05.2006            № 283,  исправленные счета-фактуры подлежат отражению в книге покупок не в апреле 2006 года, а в том налоговом периоде, в котором в них внесены исправления и они зарегистрированы в книге покупок.

Однако суд не исследовал и не дал оценку указанным обстоятельствам, поэтому  решение суда от 30 мая 2007 года подлежит отмене на основании части 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в части признания незаконным решения налоговой инспекции об отказе в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость по счетам-фактурам, в которые внесены исправления в июне, июле и августе 2006 года.

При новом судебном разбирательстве арбитражному суду следует установить номера и даты счетов-фактур, в которые внесены исправления в июне, июле и августе 2006 года, и указанные в них суммы налога, подлежащие вычету, а также разрешить вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 30 мая 2007 года Арбитражного суда Иркутской области по делу             № А19-5427/07-5 в части признания незаконным решения от 23.01.2007 № 07-1/489-э Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу города Братска об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость по счетам-фактурам, в которые внесены исправления в июне, июле и августе 2006 года, отменить и дело в названной части передать на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.

В остальной части решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья

О.И. Косачёва

Судьи

И.Б. Новогородский

Н.М. Юдина