ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А19-5432/16 от 10.08.2017 АС Восточно-Сибирского округа

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru

тел./факс (3952) 210-170, 210-172; e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Иркутск

Дело № А19-5432/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2017 года.

Полный текст постановления изготовлен 11 августа 2017 года.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Соколовой Л.М.,

судей: Загвоздина В.Д., Сонина А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Иркутской области в лице министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 сентября 2016 года по делу № А19-5432/2016 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 марта 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции - Гаврилов О.В.;
суд апелляционной инстанции: Бушуева Е.М., Капустина Л.В., Макарцев А.В.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Автотранс» (ОГРН: 1143850019763, ИНН: 3801991239, г. Ангарск; далее - ООО «Автотранс», общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Иркутской области в лице министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (ОГРН: 1073808028271, ИНН: 3808170986, г. Иркутск, далее – министерство социального развития, ответчик), к Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области (ОГРН: 1083808000154, ИНН: 3808171299, г. Иркутск;
далее – министерство финансов) о взыскании за счет казны Иркутской области убытков
в сумме 625 350 рублей.

Третьим лицом по делу является областное государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения по Ангарскому району»
(ОГРН: 1143850038309, ИНН: 3801992708, г. Ангарск; далее - учреждение).

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 07 сентября 2016 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 марта 2017 года, исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с принятыми судебными актами, министерство социального развития обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, по делу принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

Заявитель кассационной жалобы просит проверить законность и обоснованность судебных актов в связи с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела, не исследованием обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора, нарушением судами норм материального права и процессуального права, неправильным истолкованием закона.

Министерство социального развития в кассационной жалобе указывает на то, что истец нарушил условия предоставления субсидий, указанные в пунктах 2.1.2, 2.1.3, 3.1, 4.2 соглашения о предоставлении субсидий перевозчикам, которые осуществляют перевозку пассажиров, относящихся к отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области от
30 января 2015 года № 53-57-139/15-11 (далее – соглашение о предоставлении субсидий перевозчикам, соглашение), а именно – представленные им документы содержат недостоверные сведения. Следовательно, ООО «Автотранс» документально не обосновало фактических произведенных им расходов.

Министерство социального развития полагает выводы судов ошибочными: единый социальный проездной билет оформляется на ребенка – инвалида и его сопровождающего в единственном экземпляре, единый социальный проездной билет в один и тот же период времени невозможно приобрести несколько раз, ошибки в реестрах истца выявляются при сверке реестров с данными автоматизированной информационной системы, на министерство социального развития не возложена обязанность установления перевозчика, реализовавшего единый социальный проездной билет, при установлении дублирования.

Министерство социального развития указывает на то, что не оспаривает предоставление истцом отчетных документов, подтверждает факт частичного перечисления обществу субсидий. При этом заявитель кассационной жалобы указывает на дублирование сведений в отчетных документах истца, что послужило основанием для отказа обществу в возмещении расходов в полном объеме.

По мнению ответчика, общество не подтвердило несения расходов в заявленном размере, поскольку в ходе проверочных мероприятий документов, представленных обществом, обнаружено: не идентифицированные граждане, ошибки в реестрах истца при сверке реестров с данными автоматизированной информационной системы, неверное написание сведений о гражданах, дублирование данных.

Более того, ответчик полагает, что обязанность министерства социального развития по возмещению указанных расходов перевозчикам является дополнительной мерой социальной поддержки, а не его обязанностью.

Отзывов на кассационную жалобу не представлено.

12.07.2017 в адрес суда кассационной инстанции поступило ходатайство учреждения о рассмотрении дела в его отсутствие.

Иные лица, участвующие в деле, и их представители о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация в сети Интернет на сайтах – fasvso.arbitr.ru, kad.arbitr.ru, rad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд
Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.

Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком заключено соглашение о предоставлении субсидий перевозчикам.

Из пункта 3.1 соглашения о предоставлении субсидий перевозчикам следует, что основанием для отказа в перечислении субсидий является непредставление, несвоевременное представление документов, указанных в пунктах 2.1.2, 2.1.3 соглашения, а также, если документы, указанные в пунктах 2.1.2, 2.1.3 соглашения, не соответствуют прилагаемым к настоящему соглашению формам и (или) содержат недостоверные сведения.

Истец в период с февраля по декабрь 2015 года осуществлял перевозку отдельных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, с выдачей им месячных проездных билетов.

В целях получения субсидии в счет возмещения расходов за
период с февраля по декабрь 2015 года в размере 625 350 рублей общество представило министерству социального развития в установленные соглашением о предоставлении субсидий перевозчикам сроки реестры учета, расчеты суммы расходов, акты сверок реестров учета за февраль – декабрь 2015 года.

Частичное исполнение ответчиком обязательств по возмещению расходов по соглашению о предоставлении субсидий перевозчикам, которые осуществляют перевозку пассажиров, относящихся к отдельным категориям граждан, послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.

Суд первой инстанции, принимая оспариваемое решение, руководствовался статьей 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положением «Об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области», утвержденным Постановлением Правительства Иркутской области от 18.11.2013 № 521-пп (далее – Положение № 521-пп), разъяснениями, изложенными в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации»
(далее – постановление № 23).

Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.

Выводы судов являются правомерными связи со следующим.

Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Положением № 521-пп и соглашением сторон закреплено право граждан, относящихся к отдельным категориям, на приобретение единого социального проездного билета для проезда транспортом общего пользования в городском и пригородном сообщении.

Согласно пункту 16 постановления № 23 организации, предоставившие потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законами льгот, имеют право получить от публично-правового образования компенсацию в виде неполученной с потребителей платы (убытки).

Поскольку транспортные предприятия, осуществляющие перевозку льготной категории граждан, имеют право на получение от публичного образования компенсации в виде неполученной с потребителей платы, то при рассмотрении данной категории дел в предмет судебного исследования входит вопрос, связанный с фактом оказания услуг и размер понесенных предприятием расходов.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, с соблюдением требований главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводам об обоснованности предъявленных требований по праву и размеру. Факт оказания услуг подтвержден материалами дела, доказательства, представленные истцом в суд первой инстанции, соответствуют условиям заключенного соглашения (пункты 2.1.2, 2.1.3).

Доводы заявителя жалобы о недостоверности представленных в дело доказательств, касаются фактических обстоятельств дела, являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций.

В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания факта предоставления истцом недостоверных сведений в отчетных документах и правомерность отказа в предоставлении субсидий в заявленном размере возложена на ответчика - министерство социальной защиты.

С учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды, оценив представленные в материалы дела ответчиком доказательства в обоснование возражений, пришли к правильному выводу о неподтвержденности министерством социальной защиты обстоятельств, связанных с отказом в принятии к возмещению расходов истца в заявленном им размере при оказании услуг по перевозке пассажиров.

В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для иной оценки доказательств по делу.

Оснований для отмены обжалуемых судебных актов, указанных
частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд
Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 сентября 2016 года по делу № А19-5432/2016 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 марта 2017 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 сентября 2016 года по делу № А19-5432/2016 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от
29 марта 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу -
без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи

Л.М. Соколова

В.Д. Загвоздин

А.А. Сонин