ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А19-5616/07 от 27.09.2007 АС Восточно-Сибирского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А

Тел.факс 20-96-75, www.fasvso.arbitr.ru, e-mail: sibiria@arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

г. Иркутск

А19-5616/07 -8-Ф02-6818/2007

            Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

            председательствующего судьи Палащенко И.И.,

            судей Васиной Т.П., Попова О.А.,

            представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились,

            рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному округу города Братска Иркутской области на определение Арбитражного суда Иркутской области от                       27 апреля 2007 года, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 июля 2007 года по делу №19-5616/07-8 (суд первой инстанции –  Апанасик С.В., суд апелляционной инстанции – Стасюк Т.В., Буркова О.Н., Куклин О.А.),

            установил:

            Производство по делу №19-5616/07-8 о признании банкротом отсутствующего должника – общества с ограниченной ответственностью «Финстройсервис» (далее – ООО «Финстройсервис»), имеющего ИНН <***> и юридический адрес:                      <...> возбуждено на основании заявления уполномоченного органа, принятого Арбитражным судом Иркутской области определением от 12 апреля 2007 года.

Предъявленное требование мотивированно тем, что ООО «Финстройсервис», состоит на учете в Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному округу города Братска Иркутской области (далее - Федеральная налоговая служба), не выполняет  возложенные на него обязанности по уплате налогов, по адресу, указанному в учредительных документах не находится, бухгалтерскую отчетность в налоговый орган не представляет, операции по счетам в кредитных учреждениях не осуществляет, имело задолженность перед бюджетами и внебюджетными фондами в размере по состоянию на 21 марта 2007 года 405.794 рубля, в том числе 260.730 рублей по налогам, 83.508 рублей по пени; 61.556 рублей по штрафу, тем, что ООО «Финстройсервис» не осуществляет финансово-хозяйственную деятельность; тем, что финансирование должника будет осуществляться за счет средств федерального бюджета.

Сославшись на  статьи 3-4, 6-7, 11, 33, 39-41, 45, 227, 230  Федерального закона от  26 октября 2002 года № 127–ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и на постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2004 года № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства», уполномоченный орган просит признать отсутствующего должника ООО «Финстройсервис» банкротом, открыть в отношении него конкурсное производство, утвердить арбитражного управляющего из числа членов некоммерческого партнерства «Российская саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих», утвердить вознаграждение в размере, определенном Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2004 № 573.

            Определением от 27 апреля 2007 года производство по делу №А19-5616/07-8 прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

            Суд первой инстанции при вынесении определения от 27 апреля 2007 года исходил из того, ООО «Финстройсервис» отвечает признакам недействующего юридического лица; факт наличия задолженности перед бюджетом не является препятствием для применения процедуры исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц;  уполномоченным органом не представлены доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве ООО «Финстройсервис», а также полностью или частично погашена задолженность по обязательным платежам.

            Арбитражный апелляционный суд признал правильными обстоятельства, установленные судом первой инстанции, ООО «Финстройсервис» отвечает признакам недействующего юридического лица, по результатам рассмотрения дела по апелляционной жалобе Федеральной налоговой службы определение от                                     27 апреля 2007 года оставил без изменения.

В кассационной жалобе Федеральная налоговая служба просит отменить определение Арбитражного суда Иркутской области от 27 апреля 2007 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 июля 2007 года.

            Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что ООО «Финстройсервис» является отсутствующим должником, в связи с чем его ликвидация  должна быть осуществлена в порядке, установленном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»; на то, что порядок и условия финансирования процедур банкротства в отношении отсутствующих должников определены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2004 № 573 «О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников», по данному делу источником финансирования процедуры банкротства являются средства федерального бюджета; на то, что исключение должника из Единого государственного реестра юридических лиц затрагивает интересы налогового органа как кредитора.

            Отзыв на кассационную жалобу не поступил.

Лица, заинтересованные в рассмотрении кассационной жалобы, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с требованиями, содержащимися в главе 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представители Федеральной налоговой службы и ООО «Финстройсервис» в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие, в порядке, установленном главой 35 вышеназванного Кодекса.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, и проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность определения от 27 апреля 2007 года и постановление арбитражного апелляционного суда от 30 июля 2007 года по делу №А19-5616/07-8, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального и норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.

Предметом кассационного обжалования являются судебные акты, принятые по результатам заявления  уполномоченного органа  о признании отсутствующего должника банкротом.

К юридическому лицу, которое в течение последних двенадцати месяцев не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, применяется административный порядок ликвидации, предусмотренный статьей 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ (в редакции Федерального закона от 2 июля 2005 года № 83-ФЗ) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон о государственной регистрации).

Судом первой инстанций установлено, что ООО «Финстройсервис»отвечает признакам  недействующего юридического лица, и этого обстоятельства не оспаривает заявитель кассационной жалобы.

Процедура исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией. Поэтому пункт 4 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов необходимо производство по делу о банкротстве, в данном случае применению не подлежит. В этой связи исключение недействующего юридического лица изЕдиного государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное юридическое лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации №67 от 20 декабря 2006 года «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц» рассматривая вопрос о принятии заявления налогового органа о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке или признании юридического лица банкротом, судам необходимо проверять, не является ли юридическое лицо недействующим и проводилась ли процедура исключения его из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа. Соблюдение этого порядка не проверяется, если в силу закона к юридическому лицу не может применяться процедура исключения из реестра по решению регистрирующего органа.

  Уполномоченный орган, обращаясь в арбитражный суд с заявлением  о признании недействующего  юридического лица банкротом, не представил доказательства того, что решение об исключении  недействующего юридического лица из Единого государственного реестра  юридических лиц не было принято ввиду поступления на основании пункта 4 статьи 21.1 Федерального закона о государственной  регистрации возражений административному порядку исключения кредиторов должника  или  от иных лиц, чьи права  и законные интересы затрагиваются  таким исключением.

Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что административному порядку исключения ООО «Финстройсервис»из Единого государственного реестра юридических лиц возражает именно уполномоченный орган, не могут повлечь отмены обжалуемых судебных актов.

Федеральная налоговая служба решает вопрос о целесообразности обращения в арбитражный суд с заявлением о признании недействующего должника банкротом при условии наличия достаточной вероятности погашения в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам. Поэтому одновременно с заявлением о признании банкротом недействующего должника по смыслу статьи 39 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в системном истолковании с положениями пунктов 1 и 3 статьи 59 этого же Федерального закона и статьи 21.1 Федерального закона о государственной регистрации уполномоченный орган представляет доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам.

Федеральная налоговая служба  не представила в арбитражный суд доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве                 ООО «Финстройсервис», а также полностью или частично погашена задолженность по обязательным платежам.

            Если установлено отсутствие указанных обстоятельств  либо имущества должника недостаточно для покрытия расходов по делу о банкротстве и в дело не поступили заявления иных кредиторов, готовых нести данные расходы, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1                    статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В этом случае юридическое лицо подлежит исключению из Единого государственного реестра юридических лиц применительно к статье 21.1 Федерального закона о государственной  регистрации.

            В материалах дела №А19-5616/07-8, поступивших в суд кассационной инстанции, отсутствуют заявления иных кредиторов, готовых нести расходы по делу о банкротстве ООО «Финстройсервис».

            Нарушений норм материального права и норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, которые  в соответствии со  статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  могли повлечь его отмену, Федеральным арбитражным судом  Восточно-Сибирского округа не установлено, в связи с чем определение Арбитражного суда Иркутской области от           27 апреля 2007 года  и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 июля 2007 года по делу № А19-5616/07-8 в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 287 этого же Кодекса подлежит оставлению без изменения, а кассационная  жалоба – без удовлетворения.

            Заявитель кассационной жалобы от уплаты государственной пошлины освобожден на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

            Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,

ПОСТАНОВИЛ:

            Определение Арбитражного суда Иркутской области 27 апреля 2007 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 июля 2007 года по делу № А19-5616/07-8 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

            Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи

И.И. Палащенко

Т.П. Васина

О.А. Попов