ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А19-5819/08-44-Ф02-4946/2008 от 13.10.2008 АС Восточно-Сибирского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А

Тел..факс 20-96-75

www.fasvso.arbitr.ru

e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

г.Иркутск

А19-5819/08-44 - Ф02-4946/2008

13 октября 2008 года

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Первушиной М.А.,

судей: Новогородского И.Б., Скубаева А.И.,

при участии в судебном заседании представителя ФИО1 (доверенность № 08-13/9234 от 14.08.2008),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Иркутской области на решение от 4 июня 2008 года Арбитражного суда Иркутской области, постановление от 13 августа 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу № А19-5819/08-44 (суд первой инстанции- Гаврилов О.В., суд апелляционной инстанции: Лешукова Т.О., Желтоухов Е.В., Доржиев Э.П.),

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 12 по Иркутской области (далее – налоговая инспекция) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению народного образования Ольхонской районной администрации (далее – управление) о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2006 год в сумме 1 035 рублей и пени в сумме 62 рублей 67 копеек.

Решением от 4 июня 2008 года Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных налоговой инспекцией требований отказано.

Постановлением от 13 августа 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно – Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Из кассационной жалобы следует, что ссылка суда на пункт 2 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации необоснованна в связи с тем, что по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по транспортному налогу за 2006 год налоговой инспекцией акта в соответствии со статьей 100 Налогового кодекса Российской Федерации не составлялось, решение о привлечении (об отказе в привлечении) налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не выносилось, следовательно, требование об уплате налога по результатам проверки в адрес налогоплательщика не направлялось. Таким образом расчет количества дней для выставления требования, приведенный в судебных актах, не соответствует фактическим обстоятельствам дела и не основан на законе. Срок направления требования в данном случае связан с неисполнением обязанности по уплате налога в установленные законодательством сроки.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании 9 октября 2008 года в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 10 часов 13 октября 2008 года.

Управление о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, но своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем дело рассматривается без их участия.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно – Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, управлением 31.01.2007 в налоговую инспекцию представлена налоговая декларация по транспортному налогу за 2006 год с суммой налога исчисленного к уплате в размере 1 035 рублей.

Налоговой инспекцией проведена камеральная проверка указанной декларации. Сумма налога исчисленного к уплате по декларации была подтверждена.

В связи с неуплатой управлением транспортного налога, налоговой инспекцией в адрес налогоплательщика направлено требование № 21552 об уплате налога по состоянию на 11.10.2007 на общую сумму 1 097 рублей 67 копеек, из которых: 1 035 рублей - транспортный налог по сроку уплаты 05.02.2007 и 62 рубля 67 копеек - пени по транспортному налогу.

Неисполнение управлением в добровольном порядке требования налоговой инспекции явилось основанием для ее обращения в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с управления задолженности по налогу и пени в судебном порядке.

Арбитражный суд, отказывая в удовлетворении заявленных налоговой инспекцией требований, исходил из того, что налоговой инспекцией пропущен срок, установленный пунктом 2 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации для обращения в суд с требованием о взыскании налога и пени. При нарушении срока направления требования об уплате налога и пени, срок для бесспорного взыскания сумм налога и пени начинает течь с момента истечения срока исполнения требова­ния об уплате налога, как если бы данное требование было направлено налоговым органом в срок. О факте наличия недоимки по транспортному налогу налоговый орган должен был узнать в течение срока проведения камеральной проверки налоговой декларации, то есть до 1 мая 2007 года, так как налог должен быть уплачен до 5 февраля 2007 года, и направить требование не позднее 12 мая 2007 года. С учетом сроков исполнения требования и шестимесячного срока обращения с иском в суд, последний пропущен более чем на 5 месяцев, поскольку истек в ноябре 2007 года.

В соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неоплаты или неполной уп­латы налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального {предпринимателя в банках.

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисле­ние в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимате­ля.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требова­нии об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечении указанного срока.

Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивиду­ального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи. При выяв­лении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Согласно пункту 2 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплатель­щику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

Как установлено арбитражным судом, налоговая декларация по транспортному налогу за 2006 год управлением представлена 31.01.2007. Камеральная налоговая проверка пред­ставленной управлением декларации не проводилась. Недоимка выявлена налоговой инспекцией 11 октября 2007 года, о чем составлен соответствующий акт.

Налоговым кодексом Российской Федерации не установлен срок выявления недоимки. При этом законода­тель установил разные сроки направления требования применительно к выявлению недо­имки и применительно к результатам проверки с принятием соответствующего решения. В данном деле наличие недоимки выявлено инспекцией без проведения проверки.

Вместе с тем, арбитражный суд обоснованно пришел к выводу, что исходя из правового принципа общности подхода к исчислению сроков взыскания недоимки по результатам проведения в отношении налогоплательщика мер на­логового контроля (камеральной, выездной налоговых проверок) и недоимки, не уплачен­ной в срок, но продекларированной налогоплательщиком в предъявленной в срок налоговой декларации, следует признать, что срок выявления такой недоимки не может превышать срока, установленного для проведения камеральной налоговой проверки представленной налоговой декларации, поскольку иное приводило бы к правовой неопределенности в части срока выявления недоимки, продекларированной налогоплательщиком.

Как следует из материалов дела, налоговая декларация представлена управлением в налоговую инспекцию 31.01.2007, с указанной даты налоговой инспекции стало известно о налоговых обязательствах управления которые не исполнены на 5 февраля 2007 года.

Таким образом, правомерным является вывод суда о том, что требование должно было быть направлено не позднее 12.05.2007. Фактически же требование № 21552 было направлено управлению по состоянию на 11.10.2007.

Налоговая инспекция обратилась в суд с заявлением 13.05.2008.

С учетом изложенного, арбитражным судом сделан правильный вывод о том, что срок для обращения в суд истекает 13.11.2007 (12.05.2007 + 10 дней + 6 месяцев). Каких-либо доказательств уважительности причин пропуска установленного срока в ходе рассмотрения дела, а также доказательств невозможности в более ранние сроки выявить недоимку, в суд налоговой инспекцией не представлено.

При указанных обстоятельствах довод налоговой инспекции о том, что срок надлежит исчислять с 11.10.2007, не может быть принят во внимание, поскольку он был рассмотрен судом апелляционной инстанции и ему дана надлежащая оценка. У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов судов первой и апелляционной инстанций.

На основании изложенного Федеральный арбитражный суд Восточно – Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения доводов кассационной жалобы и отмены или изменения принятых судебных актов.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 4 июня 2008 года Арбитражного суда Иркутской области, постановление от 13 августа 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу №А19-5819/08-44 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья

Судьи:

М.А. Первушина

И.Б. Новогородский

А.И. Скубаев