ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А19-5832/14 от 03.03.2015 АС Восточно-Сибирского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
664025, г. Иркутск, ул. Чкалова, 14
Тел./факс (3952) 210-170, 210-172;
http://www.fasvso.arbitr.ru; e-mail: info@ fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Иркутск

А19-5832/2014

           Резолютивная часть постановления объявлена  3 марта 2015 года.

           Постановление в полном объеме изготовлено 11 марта 2015 года.

            Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

            председательствующего судьи  Сонина А.А.,

            судей:   Кадниковой Л.А., Шелега Д.И.,

           при участии в судебном заседании представителей: Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области  - Ветошкиной Елены Георгиевны (доверенность от 10.02.2015),  Службы по тарифам Иркутской области -  Беляева Владимира Андреевича (доверенность от 09.02.2015), общества с ограниченной ответственностью «Братская электрическая компания» - Бутакова Аркадия Владимировича (доверенность от 18.09.2014),

            рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 4 августа 2014 года по делу № А19-5832/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 6 ноября 2014 года по тому же (суд первой инстанции – Мусихина Т.Ю., суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Сидоренко В.А.,                  Ячменёв Г.Г.),

            установил:

   общество с ограниченной ответственностью «Братская электрическая компания» (ОГРН 1033800917270, г. Братск, далее - заявитель, ООО «БЭК», общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству жилищной политики и энергетики Иркутской области (ОГРН 1083808000671, г. Иркутск,  далее -  Министерство жилищной политики) о признании решения от 26.03.2014 № 050 об отказе в предоставлении субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере теплоснабжения на основании заявки, поданной 17.02.2014, несоответствующим Положению о предоставлении субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро -, газо -, тепло -, и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утвержденному постановлением Правительства Иркутской области от 31.01.2011 № 20-пп. и незаконным; обязании Министерства жилищной политики немедленно после принятия Арбитражным судом Иркутской области решения о признании незаконным решения Министерства жилищной политики от 26.03.2014 № 050 принять решение о предоставлении ООО «БЭК» субсидии за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере теплоснабжения на основании заявки, поданной 17.02.2014, в размере 43 939 211 рублей 60 копеек.

Дело рассмотрено с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства финансов Иркутской области, Службы по тарифам Иркутской области.

          Решением Арбитражного суда Иркутской области от 4 августа 2014 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 6 ноября 2014 года, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе Министерство жилищной политики просит об отмене судебных актов по мотиву неправильного применения норм права и несоответствия выводов судов установленным обстоятельствам дела.

В отзыве на кассационную жалобу Служба по тарифам Иркутской области также просит об отмене судебных актов по мотиву неправильного применения норм права.

В отзыве на кассационную жалобу ООО «БЭК»  просит отказать в ее удовлетворении, обжалуемые судебные акты - оставить без изменения.

В судебном заседании представители Министерства жилищной политики, общества  и Службы по тарифам Иркутской области подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и в отзывах на нее.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа на основании частей 1, 2 статьи 163 и части 1 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв  25 февраля 2015 года до 14 часов 30 минут                      3 марта 2015 года, о чем представителям сторон было объявлено в судебном заседании и в тот же день сделано публичное извещение, размещенное в сети Интернет на сайтах Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа www.fasvso.arbitr.ru. и Арбитражных судов Российской Федерации в разделе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru).

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как установлено судами и следует из материалов дела, приказом Службы по тарифам Иркутской области от 28.12.2011 № 214-спр (т. 1 л.д. 30-31) установлены и ведены в действие с 01 января 2012 года тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ООО «БЭК».

Данным Приказом экономически обоснованный тариф на тепловую энергию                    ООО «БЭК» с учетом стоимости услуг по передаче тепловой энергии потребителям установлен в размере 1328,07 руб. /Гкал (без НДС).

Приказом от 08.02.2012 № 20-спр (т. 1 л.д. 32-34) для населения, потребляющего тепловую энергию от теплоисточников ООО «БЭК», установлен льготный тариф в размере 685,81 руб. /Гкал (с НДС).

В соответствии с пунктом 2 Приказа № 20-спр компенсация выпадающих доходов        ООО «БЭК» от реализации населению по тарифам, не обеспечивающим возмещение экономически обоснованных расходов, осуществляется за счет средств областного бюджета, предусмотренных в законе Иркутской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

В феврале 2014 года ООО «БЭК» обратилось в Министерство жилищной политики с заявкой на получение в 2014 году субсидии в размере 43 939 211 рублей 60 копеек для организации деятельности по производству коммунальных ресурсов (тепловая энергия на нужды горячего водоснабжения).

26.03.2014 по результатам рассмотрения заявки Министерством жилищной политики принято решение об отказе в предоставлении ООО «БЭК» субсидии за счет областного бюджета (т. 1 л.д. 40-41).

Отказывая в предоставлении ООО «БЭК» субсидии за счет областного бюджета Министерство жилищной политики указало следующие основания: несоответствие поданной заявки требованиям и условиям, установленным Положением о предоставлении за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-,газо-,тепло-и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 31.01.2011 № 20-пп; несоответствие поданной заявки формам, установленным Административным регламентом предоставления государственной услуги по предоставлению субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-,газо-,тепло-и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утвержденным приказом Министерства жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области от 19.07.2011 № 013-мир; приказом Службы по тарифам Иркутской области от 08.08.2013            № 180-спр в отношении ООО «БЭК» установлен тариф на горячую воду, из которого следует, что экономически обоснованный тариф равен тарифу для населения, что исключает наличие недополученных доходов ООО «БЭК» в сфере горячего водоснабжения.

Общество, считая, что данное решение является незаконным и нарушает его права, обратилось в суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суды двух инстанций исходили из того, что             ООО «БЭК» отвечает требованиям, установленным законом для получения субсидий, осуществляет реализацию продукции по регулируемым ценам и имеет недополученный доход, образованный в результате разницы между установленными тарифами.

Право указанных лиц на получение субсидий для данных целей предусмотрено статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетных территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Законом Иркутской области от 11.12.2012 № 139-ОЗ «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» предусмотрено предоставление субсидий лицам, в том числе юридическим - производителям товаров, работ, услуг, осуществляющим деятельность на территории Иркутской области, в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг в случае оказания услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод (пункт 11 части 1 статьи 21).

Постановлением Правительства Иркутской области от 31.01.2011 № 20-пп утверждено Положение о предоставлении субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод (далее - Положение).

Указанным Положением установлены условия и порядок предоставления субсидий за счет средств областного бюджета, определены критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц, имеющих право на получение субсидий, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Уполномоченным органом по предоставлению субсидий является Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области.

Недополученные доходы в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод определяются как произведение объема предоставленных населению коммунальных услуг на разницу между установленными для юридического лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуального предпринимателя, физического лица тарифами на коммунальные ресурсы и установленными льготными тарифами для населения по оплате коммунальных услуг (пункт 2 Положения).

Как следует из материалов дела, приказом Службы по тарифам Иркутской области      «Об установлении тарифов на горячую воду для ООО «БЭК», обеспечивающего горячее водоснабжение с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения)» от 8 августа 2013 года № 180-спр установлен и введен в действие с 15.08.2013 тариф на горячую воду, в том числе для следующих потребителей: прочие потребители (без учета НДС) в размере 1328,70 руб./Гкал; население (с учетом НДС) в размере   1567,87 руб./Гкал.

Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 26 июня 2014 года № 245-спр признан утратившими силу с 27 июня 2014 года приказ службы по тарифам Иркутской области от 8 августа 2013 года N 180-спр "Об установлении тарифов на горячую воду для ООО "БЭК", обеспечивающего горячее водоснабжение с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения)".

Перечисленные приказы не предполагают возникновение у ООО «БЭК» межтарифной разницы, поскольку тарифы на горячую воду для категорий потребителей «прочие потребители» и «население» идентичны.

Приказы Службы по тарифам Иркутской области           от 8 августа 2013 года № 180-спр и от 26 июня 2014 года № 245-спр в установленном порядке ООО «БЭК» не оспорены, в том числе на предмет экономической обоснованности установленного тарифа на горячую воду.

Судами при исследовании обоснованности оспариваемого решения об отказе в предоставлении субсидий данному обстоятельству не дано надлежащей правовой оценки и не указаны мотивы, по которым отклонены эти доводы Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области и Службы по тарифам Иркутской области.

Учитывая изложенное, поскольку названное могло привести к принятию неправильного решения, суд кассационной инстанции полагает, что принятые по делу судебные акты не могут быть признаны соответствующими требованиям, установленным статьей 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене на основании частей 1, 2, 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поскольку вышеуказанные фактические обстоятельства не были исследованы судами, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции в силу части 3 статьи 287 Кодекса.

При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть вышеизложенное, выполнить требования процессуального законодательства о всестороннем, полном и объективном исследовании и оценке фактических обстоятельств дела, доказательств по делу, доводов лиц, участвующих в деле; на основании установленного, с учетом положений статей 200 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации разрешить вопрос о правомерности оспариваемого решения Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области и принять законное, обоснованное и мотивированное решение.

Руководствуясь статьями  274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа 

ПОСТАНОВИЛ:

            Решение Арбитражного суда Иркутской области от 4 августа 2014 года по делу               № А19-5832/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 6 ноября 2014 года по тому же  делу отменить.  Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.

          Меры по приостановлению исполнения решения Арбитражного суда Иркутской области от 4 августа 2014 года по делу № А19-5832/2014, постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 6 ноября 2014 года по тому же  делу, принятые определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 декабря 2014 года, отменить.

            Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья

Судьи

А.А. Сонин

Л.А. Кадникова

Д.И. Шелег