ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А19-6468/2021 от 07.12.2021 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело № А19-6468/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2021 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 13 декабря 2021 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Басаева Д.В.,

судей: Сидоренко В.А., Никифорюк Е.О.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства ФИО1 на решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 сентября 2021 года по делу № А19-6468/2021,

установил:

Министерство сельского хозяйства Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – истец, министерство) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского фермерского хозяйства ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>, далее – ответчик, предприниматель) о взыскании гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства по соглашению от 18.05.2016 №078-НФ в размере 1 294 000 руб.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 13 сентября 2021 года по делу № А19-6468/2021 исковые требования удовлетворены. С индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства ФИО1 в пользу Министерства сельского хозяйства Иркутской области взыскан грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства по соглашению от 18.05.2016 №078-НФ в размере 1 294 000 руб., а также в доход федерального бюджета Российской Федерации государственная пошлина в сумме 25 940 руб.

Предприниматель обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.

Апеллянт указал, что поскольку соглашение, заключенное между предпринимателем ФИО1 и Министерством сельского хозяйством Иркутской области, является действующим, в установленном законом порядке не было ранее расторгнуто, постольку у предпринимателя ИП КФХ ФИО1 отсутствует обязанность возврата полученной субсидии.

Кроме того, указывает, что судебная корреспонденция направлялась не по адресу регистрации предпринимателя.

Истец в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился.

Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 11.11.2021. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.

Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу,проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, в соответствии с Положением о предоставлении начинающим фермерам Иркутской области грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в случае производства и (или) переработки (в том числе на арендованных основных средствах) сельскохозяйственной продукции, выполнения работ и оказания услуг в области сельского хозяйства, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 11 июля 2013 года № 255-пп (в ред. от 08.02.2016) (далее - Положение), между министерством сельского хозяйства Иркутской области и индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (далее - Получатель) заключено 18 мая 2016 года соглашение № 078-НФ о предоставлении начинающему фермеру Иркутской области гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - Соглашение).

Предметом указанного Соглашения является предоставление Получателю гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйств, главой которого является Получатель, а Получатель обязался принять грант и распорядиться им исключительно в соответствии с целями, предусмотренными оглашением (далее - грант).

Получатель гранта обязан, в том числе:

1) создать не менее одного рабочего места на каждые 500 тыс. рублей гранта в соответствии со сроками и в количестве, указанном в бизнес-пане (подпункт 4 пункта 7 Соглашения);

2) использовать грант в течение 18 месяцев дня его поступления на расчетный счет исключительно в соответствии с планом расходов;

3) представлять в Министерство заверенные копии документов на оплату либо в установленном законом порядке через российскую кредитную организацию, в которой открыт расчетный счет, отсканированные копии документов на оплату, для проведения проверки, предусмотренной в подпункте 2 пункта 5 настоящего Соглашения, и выдачи Министерством разрешения на перечисление денежных средств;

4) обеспечить увеличение объемов реализуемой сельскохозяйственной продукции, формирование производственной базы крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии с бизнес-планом;

5) обеспечить выполнение плана расходов в полном объеме;

6) зарегистрировать по получателя имущество, приобретенные за счет гранта на территории Иркутской области,

7) зарегистрировать на получателя транспортные средства, приобретенные за счет гранта на территории Иркутской области,

8) осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства не менн 5 лет после получения гранта,

9) представлять следующие отчёты:

- один раз в полгода в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, отчет о расходовании средств гранта по форме, утвержденной приказом Министерства,

- один раз в полгода в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, отчёт об эффективности реализации бизнес-плана по форме, утвержденной приказом Министерства.

Размер гранта составлял 1 299 000 рублей, в том числе: за счет средств областного бюджета - 300 000 рублей, за счет средств федерального бюджета -999 000 рублей.

Министерство свои обязательства по соглашению исполнило, что подтверждается платежными поручениями: от 20 мая 2016 года № 501577, 995809.

Отчёт об эффективности реализации бизнес-плана по состоянию на 1 января 2019 года предоставлен фермером 30 января 2019 года по электронной почте при установленном сроке - до 15 числа, из которого следует, что Получателем не создано рабочее место для доярки, по плану в июле 2018 года, объем реализации сельскохозяйственной продукции составил 545 000 рублей при установленном в плане - 1 512 000 рублей.

Установив нарушения ответчиком обязательств, предусмотренных соглашением, истец требованием от 11.04.2019 предложил главе крестьянского (фермерского) хозяйства возвратить денежные средства.

Предпринимателем в адрес Министерства платежным поручением от 21.10.2019 №121475 возвращено 5000 руб. гранта.

Поскольку требование о возврате суммы субсидии предпринимателем не исполнено в полном объеме, Министерство обратилось в арбитражный суд с иском о ее взыскании.

Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определяют субсидию как форму предоставления юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг бюджетных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

Согласно статье 6 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такие средства предоставляются в форме субсидий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов), выполнением работ, оказанием услуг.

В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 БК РФ).

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Согласно статье 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

В пункте 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что статьей 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.

В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.

Материалами дела установлено, что для конкурсного отбора для получения гранта, Получателем конкурсной комиссии представлен бизнес-план, согласно которому предпринимателем запланировано создать 4 рабочих места, в том числе в 2018 году - 1, в 2020 году -3.

Указанные плановые показатели позволили предпринимателю получить дополнительно 5 баллов, что способствовало победе в конкурсном отборе среди фермеров в 2016 году.

В соответствии с Положением о предоставлении начинающим фермерам Иркутской области грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в случае производства и (или) переработки (в том числе на арендованных основных средствах) сельскохозяйственной продукции, выполнения работ и оказания услуг в области сельского хозяйства, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 11 июля 2013 года № 255-пп (в ред. от 08.02.2016), между министерством сельского хозяйства Иркутской области и индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (далее - Получатель) заключено 18 мая 2016 года соглашение № 078- НФ о предоставлении начинающему фермеру Иркутской области гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - Соглашение).

По условиям указанного соглашения предприниматель обязан:

- создать не менее одного рабочего места на каждые 500 тыс. рублей гранта в соответствии со сроками и в количестве, указанным в бизнес-плане (подпункт 4 пункта 7 соглашения);

- представлять раз в полгода в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, отчет об эффективности реализации бизнес-плана по форме, утвержденной правовым актом министерства (подпункт 12 пункта 7 Соглашения).

В соответствии с соглашением, за период с 18 мая 2016 гола по настоящее время ИП ГКФХ ФИО1 должен предоставлять отчеты об эффективности реализации бизнес-плана.

Отчёт об эффективности реализации бизнес-плана по состоянию на 1 января 2019 года предоставлен фермером 30 января 2019 года по электронной почте.

Вместе с тем, Получателем не выполнены принятые обязательства, а именно:

- не создано рабочее место (доярка) (по плану в июле 2018 года рабочее место);

- реализации сельскохозяйственной продукции составил 545 000 рублей, при установленном в плане - 1 512 000 рублей,

- отчет предоставлен 30 января 2019 года при установленном сроке - до 15 числа.

14 марта 2019 года Получателем представлен Отчет за 2018 года «Информация о производственной деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств) (1-КФХ), который также не содержит информации о наличии работников 2018 года.

Таким образом, судом правильно установлено, что предпринимателем не выполнены обязательства, а также не представлены документы, подтверждающие исполнение условий соглашения, Положения.

Согласно пункту 27 Положения в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств, установленных в пункте 12 Положения министерство в течение 10 рабочих дней со дня выявления указанных фактов, направляет ему требование о возврате полученного гранта. Грант подлежит возврату в областной бюджет в течение 10 банковских дней со дня получения соответствующего требования.

Таким образом, в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательств, в том числе по достижению результата по предоставлению гранта у Министерства имеются основания для требования с ответчика возврата субсидии.

Требования Министерства, ответчиком не оспорены, отзыв на заявление ответчик не представил.

По существу, исходя из буквального содержания текста апелляционной жалобы, доводы истца ответчиком не оспорены и не опровергнуты, каких-либо доводов о наличии уважительных причин неисполнения заключенного соглашения ответчиком также не приводится.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Министерства сельского хозяйства Иркутской области о взыскании с индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства ФИО1 полученного гранта по соглашению от 18.05.2016 №078-НФ в размере 1 294 000 руб.

Доводы апеллянта о направлении судебной корреспонденции не по адресу ответчика отклоняются судебной коллегией в силу следующего.

В силу части 4 статьи 121 АПК РФ судебные извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства. При этом место жительства индивидуального предпринимателя определяется на основании выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Частью 2 статьи 123 АПК РФ предусмотрено, что гражданин считается извещенным надлежащим образом, если судебное извещение вручено ему лично или совершеннолетнему лицу, проживающему совместно с этим гражданином, под расписку на подлежащем возврату в арбитражный суд уведомлении о вручении либо ином документе с указанием даты и времени вручения, а также источника информации.

Как следует из материалов дела, копия определения о принятии искового заявления направлена ответчику по двум адресам, один и которых указан как адрес регистрации по месту жительства с 2016 года: <...>.

Согласно почтовой квитанции с трек-номером 66402558856546 указанное почтовой отправление получено 17.04.2021 отцом ИП ФИО1 (т.1 л.д.4).

Таким образом, ответчик был надлежащим образом извещен о начале процесса.

Как разъяснено в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", по смыслу частей 1 и 6 статьи 121 АПК РФ, под получением первого судебного акта лицом, участвующим в деле, иным участником процесса следует понимать получение, в том числе по электронной почте, копии определения по делу (например, определения о принятии искового заявления к производству и возбуждении производства по делу, назначении времени и места судебного заседания).

Таким образом, по общему правилу, лица, участвующие в деле, самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи и несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела только в случае, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе.

То обстоятельство, что копия обжалуемого решения была направлена по иному адресу, было учтено судом апелляционной инстанции при восстановлении пропущенного срока на апелляционное обжалование.

При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» по адресу www.kad.arbitr.ru.

По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 сентября 2021 года по делу № А19-6468/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.

Председательствующий Д.В. Басаев

Судьи В.А. Сидоренко

Е.О. Никифорюк