ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А19-6472/2021 от 30.11.2021 АС Восточно-Сибирского округа

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru

тел./факс (3952) 210-170, 210-172; e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Иркутск

30 ноября 2021 года

Дело № А19-6472/2021

Судья Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа Левошко А.Н.,

рассмотрев кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Острог» на решение Арбитражного суда Иркутской области
от 13 июля 2021 года по делу № А19-6472/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда
от 13 сентября 2021 года по тому же делу,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Острог» (ОГРН <***>, ИНН <***>,далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Административной комиссии, осуществляющей деятельность на территории Ленинского района города Иркутска, (далее – комиссия, административный орган) о признании незаконным постановления № 21-03/0136-ПС
от 25.03.2021.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 13 июля 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 сентября 2021 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с указанными судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.

Согласно доводов кассационной жалобы, привлекая общество к административной ответственности за складирование снежных масс на территории земельного участка с кадастровым номером 38:36:000005:31170 и на территории земельного участка с кадастровым номером 38:36:000005:27410, однако ни административным органом, ни судами не принят во внимание тот факт, что первый земельный участок образован из нескольких участков, в том числе из земельного участка с кадастровым номером 38:36:000005:27410, который был снят с кадастрового учета как самостоятельный земельный участок; решением Арбитражного суда Иркутской области от 08 июня 2021 года по делу № А19-6471/2021 признано правомерным привлечение общества к административной ответственности за складирование снежных масс на земельном участке с кадастровым номером 38:36:000005:31170; при таких обстоятельствах общество не может быть привлечено к ответственности за складирование снежных масс на одном и том же месте в одно и то же время.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Информация о принятии кассационной жалобы к производству размещена Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа в информационной системе «Картотека арбитражных дел» в сети «Интернет» 25.10.2020.

Согласно части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пункту 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве», пункту 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции» кассационные жалобы на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, и без осуществления протоколирования.

Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам проведенного 24.02.2021 на территории земельного участка с кадастровым номером 38:36:000005:27410 в районе дома № 2 по пер. Академика Окладникова г. Иркутска уполномоченным лицом отдела коммунального хозяйства управления жилищно-коммунального хозяйства Комитета по управлению Ленинским округом Администрации города Иркутска (далее – комитет) мониторинга соблюдения Правил благоустройства территории города Иркутск, утвержденных решением Думы города Иркутска от 25.12.2008 № 004-20-560950/8 (далее – Правила благоустройства), установлено, что в нарушение пункта 2 статьи 105 данных Правил обществом осуществлено складирование снежных масс вне специально отведенных для этого мест.

Данные нарушения зафиксированы в акте мониторинга от 24.02.2021.

02.03.2021 должностным лицом комитета в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, а постановлением административного органа № 21-03/0136-ПС от 25.03.2021 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 2 Закона Иркутской области от 30.12.2014 № 173-ОЗ «Об отдельных вопросах регулирования административной ответственности в области благоустройства территорий муниципальных образований Иркутской области» (далее - Закон № 173-ОЗ) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с постановлением административного органа, общество оспорило его в арбитражном суде.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о наличии в деяниях общества состава вмененного ему административного правонарушения и отсутствия нарушений процедуры привлечения к административной ответственности.

Из положений главы 25 АПК РФ следует, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения лица к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение, и не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности (часть 4 статьи 210 АПК РФ). При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (часть 6 статьи 210 АПК РФ).

На основании положений статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 1 Закона № 173-ОЗ, статьи 2 Закона Иркутской области от 29.12.2008 № 145-ОЗ «Об административных комиссиях в Иркутской области», распоряжения администрации города Иркутска от 01.03.2021 № 031-10-177/21 «О комитете по управлению Ленинским округом администрации города Иркутска» протокол об административном правонарушении составлен и оспариваемое постановление вынесено уполномоченными должностными лицами компетентных органов.

Частью 1 статьи 2 Закона № 173-ОЗ установлена административная ответственность за несоблюдение правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденных органами местного самоуправления, выразившееся в несоблюдении предусмотренных данными правилами мероприятий по содержанию территории, а также по размещению объектов благоустройства, не повлекшее нарушения правил и норм, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Объективная сторона вмененного обществу состава административного правонарушения выражается в противоправных действиях (бездействии) по несоблюдению Правил благоустройства.

В соответствии с пунктом 2 статьи 105 Правил благоустройства на территории города Иркутска запрещается размещение отходов, снега, грунта вне специально отведенных для этого мест.

Исследовав и оценив представленные участвующими в деле лицами доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, установив, что во исполнение устного распоряжения Мэра города Иркутска о необходимости срочной уборки придомовых территорий и внутриквартальных проездов общество, являющееся управляющей организацией, осуществляющей лицензионную деятельность по управлению многоквартирными домами, осуществляя очистку придомовых территорий от снежных масс, в нарушение изложенных норм материального права произвело складирование снежных масс на территории земельного участка с кадастровым номером 38:36:000005:27410, в районе дома № 2 по пер. Академика Окладникова, то есть вне специально отведенных для этого мест; при этом установленные обстоятельства по делу не свидетельствуют об отсутствии у общества возможности соблюдения требований законодательства о благоустройстве территории города Иркутска при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, и соответствующих доказательств такового в материалы дела не представлено; рассматривая вопрос о соразмерности и справедливости назначенного наказания, суды исходили из характера правонарушения, конкретных обстоятельств его совершения, степени вины правонарушителя, и пришли к правильному выводу об обоснованности размера назначенного наказания в виде штрафа, об отсутствии оснований для замены административного штрафа предупреждением в порядке статьи 4.1.1 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности по статье 2.9 КоАП РФ.

Доводы общества о невозможности привлечения к административной ответственности ввиду образования земельного участка с кадастровым номером 38:36:000005:31170 из нескольких участков, в том числе из земельного участка с кадастровым номером 38:36:000005:27410, который прекратил свое существование, подлежат отклонению, поскольку из вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Иркутской области от 08 июня 2021 года по делу № А19-6471/2021 и материалов рассматриваемого дела не следует, что при проведении 24.02.2021 уполномоченным должностным лицом комитета мониторинга соблюдения Правил благоустройства, а также при составлении протоколов об административном правонарушении от 02.03.2021 и привлечении общества к административной ответственности на основании постановлений административного органа № 21-03/0139-ПС от 25.03.2021 и № 21-03/0136-ПС от 25.03.2021 было выявлено и вменено обществу нарушение положений пункта 2 статьи 105 данных Правил путем складирования снежных масс вне специально отведенных для этого мест на одном и том же месте; более того, уведомленное надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении общество не оспаривало выявленный в результате проведенного 24.02.2021 мониторинга факт складирования снежных масс вне специально отведенных для этого мест в разных местах, подтверждаемый не только соответствующим актом, но и прилагаемой к нему фотосъемкой объекта.

На основании изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об исполнении административным органом обязанности, установленной частью 4 статьи 210 АПК РФ, и отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку доказательств по делу и установление обстоятельств, отличных от установленных судами, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции, установленные положениями Главы 35 АПК РФ.

Судом округа не установлено существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 4 статьи 288, часть 3
статьи 288.2 АПК РФ).

При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 июля 2021 года по делу
№ А19-6472/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 сентября 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручено им под расписку.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в силу части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья А.Н. Левошко