ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А
Тел..факс 20-96-75
www.fasvso.arbitr.ru
e-mail: info@fasvso.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
г.Иркутск
№А19-658/08 - Ф02-1420/2009
16 апреля 2009 года
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Кулакова В.И.,
судей: Рудых А.И., Тютриной Н.Н.,
при участии в судебном заседании представителей: регионального строительно-промышленного открытого акционерного общества «Дирекция объединенных строительных трестов» - ФИО1 (доверенность от 16.04.2009), ФИО2 (доверенность от 11.01.2009), управления Федерального казначейства по Иркутской области – ФИО3 (доверенность от 20.01.2009), открытого акционерного общества «Ангарская нефтехимическая компания» - ФИО4 (доверенность от 01.04.2009),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу регионального строительно-промышленного открытого акционерного общества «Дирекция объединенных строительных трестов» на решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 декабря 2008 года, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2009 года по делу № А19-658/08-61 (суд первой инстанции: Кшановская Е.А., суд апелляционной инстанции: Григорьева И.Ю., Куклин О.А., Клепикова М.А.),
установил:
открытое акционерное общество «Ангарская нефтехимическая компания» (ОАО «АНХК») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к региональному строительно-промышленному открытому акционерному обществу «Дирекция объединенных строительных трестов» (РСП ОАО «ДОСТ») о взыскании неосновательного обогащения в сумме 1 097 072 руб. 95 коп.
В процессе рассмотрения дела истец заявил ходатайство о привлечении второго ответчика – Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, полагая, что требование ко второму ответчику связанны между собой по основаниям возникновения и представленным доказательствам. Истец просил взыскать со второго ответчика задолженность по субсидиям в сумме 81 327 руб. 97 коп., задолженность по льготам в сумме 7 597 руб. 80 коп.
Определением от 28 мая 2008 года к участию в деле в качестве второго ответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации. На основании статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел заявленные требования совместно.
Дело рассмотрено с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Ангарского муниципального образования, министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 30 декабря 2008 года требования в сумме 1 097 072 руб. 95 коп. к РСП ОАО «ДОСТ» удовлетворены, в остальной части иска отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2009 года решение от 30 декабря 2008 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Региональное строительно-промышленное открытое акционерное общество «Дирекция объединенных строительных трестов» просит проверить законность принятых по делу судебных актов по мотивам неправильного применения судами норм материального права и норм процессуального права – статей 6, 196, 199, 200, 522, 1102 – 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 49, 65, 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Представители РСП ОАО «ДОСТ» поддержали доводы кассационной жалобы.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО «АНХК» указало на её необоснованность, просило оставить судебные акты без изменения. Представитель ОАО «АНХК» поддержала доводы, изложенные в отзыве.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации считает оспариваемые судебные акты законными, просила в удовлетворении жалобы отказать.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что ОАО «АНХК» оказывало услуги по очистке стоков населению г. Ангарска в период 2004-2006г.г. во исполнение Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики», Закона Иркутской области «О социальной политике и мерах дополнительной социальной защиты населения Иркутской области в период реформирования жилищно-коммунального хозяйства» предоставляло гражданам, проживающим в г. Ангарске, субсидии на оплату оказанных услуг.
В результате предоставления субсидий и уменьшения размера платежей за предоставление услуг по очистке стоков в указанный период ОАО «АНХК» понесло расходы за 2004 – 2006 года в сумме 2 290 483 руб. 93 коп. из них: 440 489 руб. 75 коп. субсидии за 2004 год, 454 654 руб. 32 коп. субсидии за 2005 год, 1 395 330 руб. 86 коп. льготы за 2005-2006 годы.
Истцу перечислена сумма льгот и субсидий в размере 1 193 410 руб. 98 коп.
Понесенные истцом расходы на общую сумму 1 097 072 руб. 95 коп. не были компенсированы, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
В связи с тем, что истец непосредственно оказывал услуги населению по очистке сточных вод, не имея в период 2004-2006 гг. заключённых в соответствующем порядке договоров на возмещение расходов в связи с «доставлением гражданам субсидий и льгот по оплате услуг по очистке стоков», заявленные требования квалифицированы как неосновательное обогащение.
В подтверждение заявленной суммы истцом представлены: счета-фактуры, акты сдачи-приемки оказанных услуг, платежные требования.
Удовлетворяя исковые требования, Арбитражный суд Иркутской области пришел к выводу о неисполнении ответчиками - Российской Федерацией и РСП ОАО «ДОСТ» обязанности по возмещению истцу расходов по предоставлению субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики», Законом Иркутской области от 05.05.2003 №23-оз. Суд также исходил из доказанности факта предоставления гражданам субсидий на оплату услуг по очистке стоков и размера неосновательного обогащения.
Однако в иске к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации отказано в связи с истечением срока исковой давности.
Апелляционный суд согласился с данными выводами Арбитражного суда Иркутской области.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 06.09.2004 между ОАО «АНХК» и РСП ОАО «ДОСТ» заключен договор № 7802-04 на услуги по сбору с населения оплаты за очистку сточных вод с протоколом разногласий к договору.
Согласно условиям договора, истец обязался предоставлять услуги населению по принятию и очистке сточных вод на биологических очистных сооружениях, а ответчик обязался производить сбор платежей с населения за оказанные услуги на основании акта сдачи-приемки работ от «УВК и ОСВ».
Судом первой инстанции установлено, что истец оказывал услуги по очистке стоков населению г. Ангарска в период 2004-2006г.г. При том определенные категории граждан оплачивали оказанные услуги по заниженным ценам на основании предоставленных им льгот и (или) субсидий, истец непосредственно оказывал услуги населению по очистке сточных вод, не имея в период 2004-2006 гг. заключённых в соответствующем порядке договоров на возмещение расходов в связи с «доставлением гражданам субсидий и льгот по оплате услуг по очистке стоков».
Между РСП ОАО «ДОСТ», Администрацией Ангарского муниципального образования (далее - Администрация), Управлением социальной защиты населения Администрации Ангарского муниципального образования (далее - Управление) был заключен договор № 365/2004 от 01.07.2004 о порядке возмещения затрат, связанных в предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
Данный договор определял порядок взаимодействия и финансовых расчетов по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с «Порядком возмещения предприятиям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги, затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг», утвержденным Постановлением мэра от 04.03.2003 за №589, и взаимную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора.
По условиям договора РСП ОАО «ДОСТ» обязался производить уменьшение размера платежей за жилье и коммунальные услуги на сумму рассчитанной субсидии гражданам, имеющим право на территории Ангарского муниципального образования в домах, относящихся к жилищному фонду Ангарского муниципального образования, независимо от формы собственности, в пределах социальной нормы площади жилья, нормативов потребления коммунальных услуг, с учетом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот.
Пунктом 2.1.2 Договора № 365/2004 предусмотрено, что предприятие производит сверку поступивших из управления списков граждан, которым предоставлена субсидия, и составляет отчеты, акты сверки и счета-фактуры с учетом сумм предоставленных субсидий по Закону Российской Федерации от 24.12.1992 № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» и закону Иркутской области от 05.05.2003 № 23-оз «О социальной политике и мерах дополнительной социальной защиты населения Иркутской области на период реформирования жилищно-коммунального хозяйства».
В соответствии с пунктом 3.1.1 договора РСП ОАО «ДОСТ» обязался до 15-числа месяца, следующего за расчетным, представлять в Управление отчет с приложением счета-фактуры на сумму предоставленных субсидий (выпадающих доходов) на оплату жилья и коммунальных услуг и акты сверки с Управлением расчетов по предъявленным и погашенным субсидиям.
В свою очередь, Управление обязалось рассчитывать суммы субсидий и доводить до сведения предприятия информацию о предоставленных гражданам субсидиях в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным и производить сверку и согласование представленных предприятием отчетов, счетов-фактур и актов сверок по предоставленным субсидиям (пункт 2.2.1 и 2.2.2 договора). В соответствии с пунктами 3.2.1 и 3.2.2 договора Управление должно составлять сводный отчет о размере предоставленных гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг и подавать заявку на компенсацию выпадающих доходов предприятию в Управление по экономике и финансам администрации Ангарского муниципального образования, а также осуществлять перечисление денежных средств предприятию на возмещение выпадающих доходов, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг после зачисления денежных средств на лицевой счет Управления в пределах финансирования.
Администрация обязалась обеспечить предприятию возмещение расходов, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств.
Общая сумма начисленных гражданам, проживающим на территории, обслуживаемой РСП ОАО «ДОСТ», субсидий и льгот по оплате услуг по очистке стоков за период 2004-2006г.г. составляет 2 379 409 рублей 70 копеек.
Судом первой инстанции установлено, что сумма возмещения из бюджетов по предоставленным льготам и субсидиям за очистку стоков РСП ОАО «ДОСТ» за 2004 –2006 г.г. составила 2 290 483 руб. 93 коп. из них: 440 489 руб. 75 коп. субсидии за 2004 год, 454 654 руб. 32 коп. субсидии за 2005 год, 1 395 330 руб. 86 коп. льготы за 2005-2006 годы.
Истцу перечислена сумма льгот и субсидий лишь в размере 1 193 410 руб. 98 коп.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оказанные услуги оплачиваются по цене, установленной в договоре возмездного оказания услуг.
Вместе с тем, государством приняты некоторые социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан.
Согласно статье 15 Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 №152-ФЗ) (действовавшего в спорный период) органы государственного управления, местная администрация предоставляют компенсации (субсидии) гражданам, обеспечивающие оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи, действующих льгот и утвержденного бюджета. Источники финансирования указанных компенсаций (субсидий) определяются законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15.4 Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и Законом Иркутской области «О социальной политике и мерах дополнительной социальной защиты населения Иркутской области в период реформирования жилищно-коммунального хозяйства» субсидии гражданам предоставляются на основании федеральных стандартов и региональных стандартов.
Законом Иркутской области «О социальной политике и мерах дополнительной социальной защиты населения Иркутской области в период реформирования жилищно-коммунального хозяйства» (в редакции от 29.12.2004) в спорный период также было предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам, проживающим на территории области (статья 5).
Судом первой инстанции установлено, что истец, следуя предписанию названных законов, в 2004-2006 г.г уменьшил платежи за услуги по очистке стоков некоторым категориям гражданам, проживающим в г. Ангарске.
Возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, осуществляется за счет средств местных бюджетов, бюджетов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год.
Постановлением мэра Ангарского муниципального образования Иркутской области №589 от 04.03.2003 утверждён Порядок возмещения предприятиям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги, затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Согласно пункту 5 данного Постановления, перечисление денежных средств на возмещение выпадающих доходов предприятий, ввязанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, осуществляется по договорам, заключённым с администрацией Ангарского муниципального образования и Управлением социальной защиты населения администрации Ангарского муниципального образования.
Пункт 11 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Иркутской области и возмещения расходов в связи с их предоставлением, утвержденного Постановлением Администрации Иркутской области № 38-па от 17.03.2005, также предусматривает, что возмещение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг производится территориальными подразделениями органа социальной защиты на основании договоров.
Во исполнении указанных норм РСП ОАО «ДОСТ», Администрацией Ангарского муниципального образования, Управлением социальной защиты населения Администрации Ангарского муниципального образования был заключен договор №365/2004 от 01.07.2004 о порядке возмещения затрат, связанных в предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, в соответствии с которым РСП ОАО «ДОСТ» являлся получателем денежных средств по возмещению затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий.
Судом первой инстанции установлено, что общая сумма начисленных гражданам, проживающим на территории, обслуживаемой РСП ОАО «ДОСТ», субсидий и льгот по оплате услуг по очистке стоков за период 2004-2006г.г. составляет 2 379 409 рублей 70 копеек., из которых сумма возмещения РСП ОАО «ДОСТ» за 2004 – 2006 года из бюджетов составила 2 290 483 руб. 93 коп. из них: 440 489 руб. 75 коп. субсидии за 2004 год, 454 654 руб. 32 коп. субсидии за 2005 год, 1 395 330 руб. 86 коп. льготы за 2005-2006 годы.
Судом также установлено, что федеральный и региональный бюджеты задолженности за 2005-2006 годы по представленным льготам и субсидиям не имеют. В свою очередь имеет место неполное перечисление РСП ОАО «ДОСТ» истцу денежных средств, полученных в качестве возмещения за оказанные меры социальной поддержки в размере 1 097 072 руб. 95 коп.
При изложенных обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об обоснованности требований о взыскании неосновательного обогащения являются правильными.
Доводы заявителя кассационной жалобы были предметом оценки апелляционного суда. Оснований для переоценки доказательств, положенных в обоснование данных выводов у суда кассационной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа не установлено.
Обжалуемые судебные акты Арбитражного суда Иркутской области и Третьего арбитражного апелляционного суда приняты с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 декабря 2008 года, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2009 года по делу № А19-658/08-61 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
В.И. Кулаков
А.И. Рудых
Н.Н. Тютрина