ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А19-6980/2017 от 01.03.2018 АС Восточно-Сибирского округа

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru

тел./факс (3952) 210-170, 210-172; e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Иркутск

07 марта 2018 года

Дело №А19-6980/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2018 года.

Полный текст постановления изготовлен 07 марта 2018 года.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Шелега Д.И.,

судей: Кадниковой Л.А., Шелёминой М.М.,

при участии в открытом судебном заседании представителей: Комитета городского обустройства Администрации города Иркутска Цыреновой М.В. (доверенность
от 11.01.2018), Власенко Р.Н. (доверенность от 01.03.2018); общества с ограниченной ответственностью «Пантера» - Байдацкого О.В.(доверенность от 11.01.2017),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета городского обустройства Администрации города Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 августа 2017 года по делу № А19-6980/2017, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 15 ноября 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции – Позднякова Н.Г., суд апелляционной инстанции:
Сидоренко В.А., Желтоухов Е.В., Каминский В.Л.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Пантера» (далее - общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным, оформленного письмом
от 13.01.2017 № 405-70-85/17, решения Комитета городского обустройства Администрации города Иркутска (далее - комитет) об отказе во включении в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Иркутске сведений о маршруте, представленных перевозчиком – обществом с ограниченной ответственностью «Пантера».

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие «Иркутскавтотранс» г. Иркутска (далее - предприятие).

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 28 августа 2017 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 ноября 2017 года, заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение комитета, оформленное письмом от 13.01.2017 № 405-70-85/17.

В кассационной жалобе комитет ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на отсутствие законных оснований для включения представленных обществом сведений в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок ввиду непредставления документов, предусмотренных требованиями Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 220-ФЗ)
и подтверждающих наличие законных оснований для осуществления перевозки
по спорному маршруту.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании представители комитета и общества поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.

Стороны и иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены
о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация в сети Интернет на официальном сайте суда – fasvso.arbitr.ru и в информационной системе «Картотека арбитражных дел» – kad.arbitr.ru).

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как установлено судами и следует из материалов дела, 17.08.2015 общество представило в комитет сведения о маршруте № 30 «Ново-Ленино - Центральный рынок», подлежащего включению в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок
в городе Иркутске и впоследствии оспорило в суде бездействие комитета.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области
от 15.11.2016 по делу № А19-4611/2016 требования общества были удовлетворены.

На комитет возложена обязанность рассмотреть обращение общества о включении представленных сведений о маршруте в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок.

Письмом от 13.01.2017 № 405-70-85/17 комитет отказал во внесении представленных обществом сведений в соответствующий реестр, мотивируя свой отказ ссылкой на предоставление заявителем ненадлежащих документов и пропуск установленного названным законом срока их предоставления.

Считая отказ комитета незаконным, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции указал на ошибочность позиции комитета о пропуске обществом установленного Законом № 220-ФЗ срока подачи сведений и исходил из того, что легальность осуществления обществом перевозки по маршруту в отношении которого оно направляло сведения никем не оспорена, подтверждена, в том числе, перепиской сторон, а наличие у общества паспорта автобусного маршрута возлагало на комитет безусловную обязанность
по включению сведений о маршруте в соответствующий реестр.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.

Между тем судами не учтено следующее.

Правоотношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом
от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров
и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона № 220-ФЗ в течение тридцати дней
со дня официального опубликования настоящего Федерального закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования настоящего Федерального закона осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии
с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, направляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления,
к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 настоящего Федерального закона.

Из части 2 статьи 39 Закона № 220-ФЗ следует, что по истечении тридцати дней
со дня официального опубликования Закона № 220-ФЗ и до истечения ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров маршрутов регулярных перевозок: 1) организуют проверку указанных в части 1 настоящей статьи сведений, по результатам которой принимают решение о включении или об отказе во включении указанных сведений
в соответствующие реестры; 2) размещают на своих официальных сайтах
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» указанные в части 1 статьи 26 Закона № 220-ФЗ сведения о маршрутах регулярных перевозок, которые установлены
в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, действовавшими до дня официального опубликования настоящего Федерального закона,
и включены в соответствующие реестры.

Возможность включения уполномоченным органом без проведения конкурса
в реестр маршрутов сведений о маршруте по заявлениям лиц, осуществляющих после опубликования Закона № 220-ФЗ перевозки по маршрутам регулярных перевозок, предусмотрена лишь в случае легальности осуществления указанными лицами такой деятельности, что подразумевает осуществление перевозок на основании заключенных
с этими лицами договоров, выданных им разрешений, паспортов маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Изложенное дает основание для вывода о том, что легальность осуществления перевозок должна быть подтверждена всей совокупностью разрешительной документации.

Суд первой инстанции указал, что общество осуществляло перевозку на основании выданного ему в 2007 году паспорта автобусного маршрута, игнорируя позицию комитета о том, что данный паспорт уполномоченным органом обществу не выдавался, был оформлен им самостоятельно и последнее не предпринимало усилий по его согласованию.

Кроме того в соответствии с Положением об организации транспортного обслуживания населения в городе Иркутске, утвержденным постановлением администрации города Иркутска от 17.11.2011 № 031-06-2593/11, основанием для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок в городском сообщении на территории Иркутска являлся договор, заключенный организатором транспортного обслуживания населения с перевозчиком по форме, утвержденным распоряжением заместителя мэра – председателя комитета городского обустройства администрации города Иркутска.

С учетом особенностей правового регулирования названной сферы, в отсутствие предусмотренных документов, дающих основание для осуществления перевозки, законность осуществления перевозчиком деятельности не может быть подтверждена ссылкой на конклюдентный характер действий сторон, как ошибочно полагал суд первой инстанции, анализируя их переписку.

С учетом того, что общество фактически самостоятельно осуществляло перевозку по маршруту и не предприняло действий по его согласованию в установленном порядке, имеющиеся документы оформлены и утверждены произвольно самим обществом, предоставленные им сведения для включения в реестр маршрутов регулярных перевозок объективно не создают условия для юридической легализации осуществляемой им деятельности на указанном маршруте.

Поскольку комитет обществу разрешительные документы на маршрут не выдавал, договор с ним не заключал, у него не возникло обязанности в силу части 2 статьи 39 Закона № 220-ФЗ по включению сведений заявителя в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Иркутске.

С учетом изложенного принятые судебные акты подлежат отмене на основании частей 1, 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Поскольку судами при рассмотрении спора по существу установлены все имеющие значение для правильного разрешения спора фактические обстоятельства, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 201, 274, 283, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 августа 2017 года по делу
№ А19-6980/2017, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от
15 ноября 2017 года по тому же делу отменить.

Принять по делу новый судебный акт.

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Пантера» отказать.

Отменить меры по приостановлению исполнения решения Арбитражного суда Иркутской области от 28 августа 2017 года по делу № А19-6980/2017, постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 ноября 2017 года по тому же делу, принятые определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от
31 января 2018 года.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи

Д.И. Шелег

Л.А. Кадникова

М.М. Шелёмина