ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А19-7970/08-20-Ф02-5720/2008 от 11.12.2008 АС Восточно-Сибирского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А

Тел..факс 20-96-75

www.fasvso.arbitr.ru

e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

г. Иркутск

А19-7970/08-20- Ф02-5720/2008

11 декабря 2008 года

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Белоножко Т.В.,

судей: Косачёвой О.И., Первушиной М.А.,

при участии в судебном заседании представителя Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г.Иркутска ФИО1 (доверенность №14-14/15810 от 26.11.2008),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г.Иркутска на решение от 13 августа 2008 года Арбитражного суда Иркутской области по делу №А19-7970/08-20 (суд первой инстанции – Гурьянов О.П.),

установил:

Закрытое акционерное общество «Лесопильно-деревообрабатывающий комплекс Игирма» (далее – общество, ЗАО «ЛДК Игирма») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г.Иркутска (далее – налоговая инспекция) об обязании начислить и возвратить проценты в сумме 107 218 рублей 58 копеек за несвоевременный возврат налога на прибыль.

Решением от 13 августа 2008 года заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда первой инстанции не проверялись.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт.

Из кассационной жалобы следует, что возврат излишне уплаченного налога на расчетный счет юридического лица, имеющего структурные подразделения, возможен только после рассмотрения обобщенного состояния расчетов с бюджетом в целом по налогоплательщику.

В отзыве на кассационную жалобу ЗАО «ЛДК Игирма» ссылается на законность и обоснованность решения суда и просит в удовлетворении жалобы налоговой инспекции отказать.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

ЗАО «ЛДК Игирма» о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом (уведомление №65372 от 18.11.2008), однако своих представителей в заседание суда не направило, в связи с чем Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в соответствии с пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и пояснениях принимавшего участие в заседании суда кассационной инстанции представителя налоговой инспекции, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.

Как установлено Арбитражным судом Иркутской области, 24.12.2007 общество обратилось с заявлением в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №11 по Иркутской области о возврате на расчетный счет излишне уплаченных по структурному подразделению авансовых платежей по налогу на прибыль в сумме 7 134 693 рубля 76 копеек.

Письмом №81 от 13.02.2008 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №11 по Иркутской области отказала ЗАО «ЛДК Игирма» в возврате налога в связи с передачей заявления на исполнение в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г.Иркутска.

13.03.2008 общество обратилось с повторным заявлением о возврате излишне уплаченных авансовых платежей в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г.Иркутска.

Платежным поручением от 18.03.2008 №111 излишне уплаченные авансовые платежи по налогу на прибыль в сумме 7 134 693 рублей возвращены ЗАО «ЛДК Игирма» и поступили на его расчетный счет 19.03.2008.

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании процентов за период с 26.01.2008 по 18.03.2008 в связи с несвоевременным возвратом излишне уплаченного налога на прибыль.

Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что налоговой инспекцией возврат 7 134 693 рублей излишне уплаченного налога на прибыль произведен с нарушением установленного срока, поэтому на указанную сумму подлежат начислению проценты за несвоевременный возврат налога.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы Арбитражного суда Иркутской области законными и обоснованными.

Согласно пунктам 6, 7, 10 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

Арбитражным судом установлено, что ЗАО «ЛДК Игирма» обратилось с заявлением о возврате излишне уплаченного налога по месту постановки на учет обособленного подразделения в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №11 по Иркутской области 24.12.2007. Возврат налога был произведен 19.03.2008, то есть с нарушением установленного месячного срока.

В связи с этим суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в соответствии с пунктом 6 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации у налоговой инспекции возникла обязанность начислить проценты за несвоевременный возврат налога.

Доводы налоговой инспекции о невозможности произвести возврат налога до 25.01.2008 в связи с переходом обособленного подразделения общества с 01.01.2008 на централизованную уплату налога на прибыль по месту регистрации предприятия и необходимостью рассмотрения обобщенного состояния расчетов с бюджетом в целом по налогоплательщику, в состав которого входит структурное подразделение, являются несостоятельными.

Как видно из материалов дела, на момент обращения с заявлением о возврате излишне уплаченного налога ЗАО «ЛДК Игирма» состояло на учете в налоговой инспекции по месту нахождения структурного подразделения.

После перехода общества на налоговый учет в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г.Иркутска обязанность по возврату обществу налога на добавленную стоимость, не исполненная инспекцией по прежнему месту налогового учета, не прекратилась и не изменилась.

Доводы налоговой инспекции о том, что ЗАО «ЛДК Игирма» само способствовало наступлению неблагоприятного результата в связи с неправильным заполнением уведомления о постановке на учет в налоговом органе, также не могут быть признаны состоятельными. Право налогоплательщика на возврат из бюджета излишне уплаченных налогов не может быть поставлено в зависимость от правильности заполнения каких-либо документов, не имеющих отношения к возврату налогов из бюджета.

Арбитражный суд обоснованно указал, что два подразделения одного и того же федерального органа исполнительной власти (ФНС России), регулируя взаимоотношения между собой по снятию и постановке на учет налогоплательщика со ссылкой на внутриведомственные акты, не обеспечили исполнение требований закона о праве налогоплательщика на своевременный возврат суммы налога на прибыль.

При таких обстоятельствах, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что выводы Арбитражного суда Иркутской области подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую юридическую оценку суда в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем с учетом требований статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции правовые основания для переоценки установленных судом обстоятельств и отмены принятого по делу судебного акта отсутствуют.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 13 августа 2008 года Арбитражного суда Иркутской области по делу №А19-7970/08-20 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья

Т.В. Белоножко

Судьи

О.И. Косачёва

М.А. Первушина