ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А
Тел..факс 20-96-75
www.fasvso.arbitr.ru
e-mail: info@fasvso.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
г.Иркутск
№А19-817/08-ФО2-4525/2008
15 сентября 2008 года
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Воробьевой Н.М.,
судей: Горячих Н.А., Соколовой Л.М.,
при участии в судебном заседании представителей: муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания города Черемхово» - ФИО1 (доверенность от 14.01.2008), ФИО2 (доверенность от 14.01.2008), администрации муниципального образования «Город Черемхово» - ФИО3 (доверенность от 29.10.2007), открытого акционерного общества «Иркутскэнерго» - ФИО4 (доверенность от 10.01.2008),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания города Черемхово» на решение от 28 апреля 2008 года Арбитражного суда Иркутской области и постановление от 11 июля 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу №А19-817/08 (суд первой инстанции: Аксаментова В.Г., суд апелляционной инстанции: Юдин С.И., Куклин О.А., Стасюк Т.В.),
установил:
Муниципальное унитарное предприятие «Управляющая компания города Черемхово» (далее – МУП «Управляющая компания города Черемхово») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к муниципальному образованию «город Черемхово» в лице финансового управления администрации муниципального образования «Город Черемхово» о взыскании за счёт муниципальной казны убытков в размере 16 848 403 рублей 06 копеек, составляющих разницу в тарифах на тепловую энергию и жилищно-коммунальные услуги.
В соответствии со статьёй 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество «Иркутскэнерго» (далее – ОАО «Иркутскэнерго»).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 28 апреля 2008 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 11 июля 2008 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, МУП «Управляющая компания города Черемхово» обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
Как полагает заявитель кассационной жалобы, обжалуемые по делу судебные акты приняты с нарушением норм материального права – не применены положения статей 15, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, нарушены нормы процессуального права – не дана оценка, представленным в материалы дела доказательствам, выводы суда не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Присутствующие в судебном заседании представители заявителя кассационной жалобы подтвердили ее доводы.
Представитель МО «Город Черемхово» возразил против доводов кассационной жалобы, указав на их необоснованность.
Представитель ОАО «Иркутскэнерго» поддержал доводы заявителя кассационной жалобы.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения Арбитражным судом Иркутской области и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального и норм процессуального права при принятии обжалуемых по делу судебных актов, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно материалам дела МУП «Управляющая компания города Черемхово» в 2005 году оказывало населению г. Черемхово жилищно-коммунальные услуги.
При определении стоимости отпущенной энергии энергоснабжающая организация руководствовалась тарифами, утверждёнными Решением Правления Региональной энергетической комиссией Иркутской области от 24.11.2003. По этим же тарифам отпускала тепловую энергию истцу.
Население оплачивало услуги по теплоснабжению, исходя из размера платы за коммунальные услуги, установленного в спорный период Решением Думы Черемховского городского муниципального образования от 23.12.2004 №10/4-ДГ.
В результате разницы между тарифом, утверждённым РЭК по Иркутской области, и затратами истца на теплоснабжение населения у последнего возникли невозмещённые расходы в сумме 16 848 403 рубля 06 копеек, что послужило основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.
При этом истец указал, что тарифы, утверждённые нормативными правовым актом органа местного самоуправления, не восполняют его собственные затраты на оказание услуг, в связи с чем из бюджета муниципального образования ему должна быть возмещена соответствующая разница в тарифах. Орган местного самоуправления не предусмотрел и не выделил средства для возмещения разницы в тарифах.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что права истца ответчиком не нарушались, так как МО «город Черемхово» полномочиями на государственное регулирование тарифов на тепловую энергию не наделялось.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с решением суда первой инстанции, пришёл к выводу о том, что истец не представил доказательств своевременного принятия мер для применения надлежащего тарифа. Решение органа местного самоуправления в установленном порядке не оспорено, доказательства передачи ему полномочий на регулирование тарифов на тепловую энергию отсутствуют.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не может согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций, исходя из следующего.
По правилам статей 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причинённый гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счёт казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) (в редакции, действовавшей в спорный период) государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу утвержденного постановлением губернатора Иркутской области от 25.01.2002 №65-п Положения региональная энергетическая комиссия Иркутской области – является исполнительным органом государственной власти Иркутской области в сфере государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию
Размер платы за коммунальные услуги на тепловую энергию для населения, проживающего в жилищном фонде всех форм собственности, утверждаются органами местного самоуправления (статья 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации «О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг» от 30.07.2004 №392 (действовавшего в спорный период) предусмотрено, что органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и органы местного самоуправления при принятии решений об установлении тарифов на коммунальные услуги, определяемых в соответствии с региональными стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг, одновременно должны устанавливать порядок возмещения разницы между платежами за жилье и коммунальные услуги.
Правительство Российской Федерации в пункте 3 постановления от 26.08.2004 № 441 «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год» указало органам государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении региональных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг и органам местного самоуправления при установлении цен на содержание и ремонт жилья, а также тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях исходить из необходимости возмещения экономически обоснованных затрат организаций на предоставление жилищно-коммунальных услуг населению с учетом заключения независимой экспертизы и стандартов качества таких услуг.
Следовательно, в силу прямого указания нормативных правовых актов орган местного самоуправления при утверждении для населения льготного тарифа вправе снизить тарифы на жилищно-коммунальные услуги населению только с учетом заключения независимой экспертизы и с условием обязательного обеспечения возмещения экономически обоснованных затрат организации, предоставляющей населению такие услуги.
Между тем, органы местного самоуправления при установлении в спорный период тарифов для населения ниже региональных стандартов и предельных уровней не установили порядок и источники возмещения, допустив тем самым неправомерное бездействие.
Выводы арбитражного суда об отсутствии у МО «Город Черемхово» полномочий на государственное регулирование тарифов на тепловую энергию не имеют значения для рассматриваемого спора, поскольку предметом исковых требований являются убытки истца в связи с тем, что МО «Город Черемхово», снизив тарифы на коммунальные услуги для населения в силу прямого указания нормативных правовых актов, не приняло мер к возмещению затрат предприятия, оказавшему такие услуги по заниженной цене.
При таких обстоятельствах, принятые по делу судебные акты подлежат отмене, с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела, арбитражному суду следует сформировать предмет судебного исследования с учётом позиции, изложенной в настоящем постановлении и предмета заявленных исковых требований, включив в него: факт причинения убытков (понесло ли МУП «Управляющая компания города Черемхово» убытки), размер понесённых убытков, наличие причинно-следственной связи между бездействиями МО «город Черемхово» и понесёнными убытками.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду также следует распределить расходы по уплате государственной пошлины, в том числе за рассмотрение дела судом кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 28 апреля 2008 года Арбитражного суда Иркутской области и постановление от 11 июля 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу №А19-817/08 отменить, дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Н.М. Воробьева
Судьи
Н.А. Горячих
Л.М. Соколова