ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А19-8221/16 от 26.07.2017 АС Восточно-Сибирского округа

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru

тел./факс (3952) 210-170, 210-172; e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Иркутск

Дело № А19-8221/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2017 года.

Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2017 года.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Загвоздина В.Д.,

судей: Соколовой Л.М., Сонина А.А.,

при участии в судебном заседании представителей:Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска – ФИО1 (доверенность от 05.06.2017),Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Иркутской области – ФИО2 (доверенность от 27.12.2016), федерального казенного учреждения здравоохранения «Иркутский Ордена Трудового Красного Знамени Научно-Исследовательский Противочумный Институт Сибири и Дальнего Востока» Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» - ФИО3 (доверенность от 23.08.2016),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 08 февраля 2017 года по делу № А19-8221/2016, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 апреля 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции – Дмитриенко Е.В.; суд апелляционной инстанции:                   Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А., Ткаченко Э.В.),

установил:

федеральное казенное учреждение здравоохранения «Иркутский Ордена Трудового Красного Знамени Научно-Исследовательский Противочумный Институт Сибири и Дальнего Востока» Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (ОГРН <***>, ИНН <***>, г. Иркутск, далее - ФКУЗ Иркутский Научно-Исследовательский противочумный институт, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска (далее - Управление Пенсионного фонда) о признании недействительным решения от 11.03.2016                                № 30-01-48/058 в части доначисления страховых взносов по дополнительному тарифу в сумме 147 511 рублей 33 копеек, пеней в сумме 7 651 рублей 75 копеек и штрафа в размере 29 502 рублей 26 копеек за неуплату указанных взносов, а также к Отделению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Иркутской области (далее - Отделение Пенсионного фонда) о признании недействительным решения от 05.05.2016 № АК-30/5535 об оставлении решения Управления Пенсионного фонда без изменения.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 08 февраля 2017 года заявленные требования удовлетворены, а также в пользу страхователя с каждого из ответчиков взысканы судебные расходы в сумме 3 000 рублей (всего – 6 000 рублей).

Суд пришел к выводу, что исчисление страховых взносов по дополнительным тарифам с выплат и вознаграждений за периоды, когда занятость застрахованных лиц на выполнении работы с микроорганизмами 1-2 групп опасности составляет менее                             80 процентов рабочего времени, не производится.

Четвертый арбитражный апелляционный суд постановлением от 25 апреля                 2017 года решение суда первой инстанции отменил в части взыскания с Отделения Пенсионного фонда в пользу ФКУЗ Иркутский Научно-Исследовательский противочумный институт судебных расходов в сумме 3 000 рублей, в остальной части решение суда оставил без изменения.

При этом апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции о признании недействительными соответствующих решений, однако посчитал, что государственная пошлина за обжалование решений Управления и Отделения Пенсионного фонда подлежала уплате в размере 3 000 рублей, а следовательно, и расходы по её уплате могли быть отнесены на проигравшую сторону только в указанном размере.

Управление Пенсионного фонда, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением апелляционного суда, обратился в Арбитражный суд                       Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности и обоснованности в связи с неправильным применением судами норм материального права.

По мнению заявителя кассационной жалобы, то обстоятельство, что застрахованные лица выполняли соответствующие работы менее 80 процентов рабочего времени, не имеет в рассматриваемом споре правового значения. Законодательство связывает обязанность с исчислением страховых взносов по дополнительным тарифам с самим фактом выполнения застрахованными лицами соответствующих работ.  Указанная обязанность не поставлена в зависимость от права работника на досрочную пенсию. 

Управление Пенсионного фонда полагает, что в рассматриваемом случае начисление страховых взносов по дополнительным тарифам должно производиться пропорционально количеству фактически отработанных дней (часов) на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.

В отзыве на кассационную жалобу ФКУЗ Иркутский Научно-Исследовательский противочумный институт заявило о своем согласии с обжалуемыми судебными актами.

В судебном заседании представители Управления и Отделения Пенсионного фонда поддержали доводы кассационной жалобы, представитель страхователя просил оставить судебные акты без изменения.

Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального права и соблюдения норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на неё, Арбитражный суд                   Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, по результатам выездной проверки за период с 01.01.2012 по 31.12.2014 Управлением Пенсионного фонда принято решение от 11.03.2016 № 30-01-48/058, которым страхователю начислены суммы страховых взносов, пеней и штрафов за их неуплату, оспариваемые в настоящем деле.

Фонд пришел к выводу, что плательщиком нарушены положения статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ), в виде необоснованного исключения из базы для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу выплат работникам, занятым на работах с вредными, опасными и тяжелыми условиями труда, в сумме 3 189 792 рублей 62 копеек.

Указанное решение обжаловано страхователем в административном порядке. Решением Отделения Пенсионного фонда от 05.05.2016 № АК-30/5535 решение от 11.03.2016 № 30-01-48/058 оставлено без изменения.

Не согласившись в соответствующей части с решениями Управления и Отделения Пенсионного фонда, заявитель обжаловал их в судебном порядке.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования страхователя, пришел к выводу о том, чтоположения статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ нарушены не были, оснований для начисления взносов по дополнительным тарифам не имелось.

 Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа по результатам рассмотрения кассационной жалобы не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

На основании статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ с 01.01.2013 плательщики страховых взносов должны применять дополнительные тарифы страховых взносов, если физические лица заняты на работах, которые указаны в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 173-ФЗ).

При этом в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на работах, перечисленных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, и выплат и иных вознаграждений лицам, занятым на работах, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, предусмотрены дополнительные тарифы разной величины (части 1 и 2 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ).

Пунктом 2 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 № 537                  «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, подлежит применению Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.

Согласно названному Списку, помимо прочих, к лицам, имеющим право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного возраста, отнесены работники, непосредственно выполняющие работы с микроорганизмами                    1-2 групп опасности.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Порядок исчисления стажа, дающего право на льготное назначение пенсии, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила исчисления).

Пунктом 4 Правил исчисления предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Из пунктов 5 и 6 Правил исчисления следует, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, в календарном порядке.

При этом периоды работы, которая выполнялась в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства (за исключением работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 13 и 19-21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона                       № 173-ФЗ), а также иные периоды работ, которые по условиям организации труда не могут выполняться постоянно, исчисляются по фактически отработанному времени (пункт 6 Правил).

Таким образом, в случае полной занятости работника в течение месяца на работах, указанных в подпунктах 1 и 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, исчисление страховых взносов осуществляется организацией по соответствующим дополнительным тарифам со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений (включая премии за прошлые периоды), включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии с положениями части 1 статьи 8 Федерального закона № 212-ФЗ.

В случае, если работник в течение месяца, в котором начисляются выплаты (в том числе премии за прошлые периоды), не был занят на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, поименованных в подпунктах 1 и 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, и при этом период такой работы не включается согласно Правилам исчисления в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, то исчисление страховых взносов по дополнительным тарифам с выплат и вознаграждений, начисленных в этом месяце в пользу данного работника, не производится.

В соответствии с пунктом 3 Разъяснения «О порядке применения Списков № 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 29.01.1991 № 10», утвержденного Постановлением Государственного Комитета СССР по труду и социальным вопросам от 28.02.1991 № 52, право на пенсию на льготных условиях имеют работники, занятые выполнением работ, предусмотренных Списками № 1 и 2, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях, предусмотренных Списками, не менее                    80 процентов рабочего времени.

Аналогичное понятие полного рабочего дня приведено в пункте 5 Разъяснения                «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78, 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденного Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 № 29.

На основании указанных норм суды пришли к правильному выводу, что исчисление страховых взносов по дополнительным тарифам не производится с выплат и вознаграждений за периоды, когда занятость застрахованных лиц на выполнении работы с микроорганизмами 1-2 групп опасности составляет менее 80 процентов рабочего времени.

Установив на основании имеющихся в деле доказательств, что соответствующие работники ФКУЗ Иркутский Научно-Исследовательский противочумный институт в проверенном периоде были заняты на работах с микроорганизмами 1-2 групп опасности менее 80 процентов рабочего времени, суды обоснованно указали, что не исчисление страхователем спорных сумм взносов по дополнительным тарифам является правомерным, а факт нарушения заявителем требований статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ не доказан.

Доводы Фонда о том, что начисление страховых взносов по дополнительному тарифу производится независимо от обеспечения права работника на досрочное назначение трудовой пенсии, отклоняется судом кассационной инстанции, как основанный на неправильном толковании вышеуказанных норм права, по смыслу которых увеличение бремени выплат путем введения дополнительного тарифа обусловлено необходимостью пенсионного обеспечения работников, досрочно вышедших на пенсионное обеспечение.

Исследование и оценка доказательств осуществлена судами по правилам главы 7 и статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы судов соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.

Следовательно, суды законно и обоснованно удовлетворили требования страхователя и признали решения Управления и Отделения Пенсионного фонда недействительными.

Поскольку решение Арбитражного суда Иркутской области от 08 февраля                  2017 года частично отменено постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 апреля 2017 года, по результатам рассмотрения кассационной жалобы на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения постановление суда апелляционной инстанции.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа 

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 апреля                 2017 года по делу № А19-8221/2016 Арбитражного суда Иркутской области оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи

В.Д. Загвоздин

Л.М. Соколова

А.А. Сонин