ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А
Тел..факс 20-96-75
www.fasvso.arbitr.ru
e-mail: info@fasvso.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
г. Иркутск
№А19-8224/08-55 - Ф02-761,839/2009
11 марта 2009 года
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Орлова А.В.,
судей: Брюхановой Т.А., Первушиной М.А.,
при участии представителей:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области – Ишигилова И.Л. (доверенность № ЛЛ-11/5260 от 04.08.2008), от администрации г. Иркутска – Нефедовой Е.А. (доверенность № 059-72-344/8 от 23.09.2008), от общества с ограниченной ответственностью «Ангарский деловой центр» – Фабричного А.И. (доверенность от 28.10.2008), Парфенова О.В. (доверенность от 28.10.2008), от Сбербанка России – Алехина О.М. (доверенность № 30-03/33 от 22.11.2007), от государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Иркутский государственный педагогический университет» – Фоминой В.Н. (доверенность № 1538-07 от 09.12.2008), от прокуратуры Иркутской области – Забродиной Ю.Б. (удостоверение № 078299),
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Федерального агентства по управлению государственным имуществом Министерства экономического развития Российской Федерации и общества с ограниченной ответственностью «Ангарский деловой центр» на решение от 6 октября 2008 года Арбитражного суда Иркутской области, постановление от 12 декабря 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу № А19-8224/08-55 (суд первой инстанции: Антонова С.Н., суд апелляционной инстанции: Ячменев Г.Г., Борголова Г.В., Ткаченко Э.В.),
установил:
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Министерства экономического развития Российской Федерации (далее – Росимущество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительными постановлений мэра г. Иркутска № 031-06-693/4 от 28.04.2004 «О предварительном согласовании Акционерному Коммерческому Сберегательному Банку Российской Федерации (Открытое акционерное Общество) места размещения офисного здания в границах улиц Нижняя Набережная – Декабрьских Событий – Польских Повстанцев в Кировском районе г. Иркутска» и № 031-06-1833/4 от 16.11.2004 «О предоставлении земельного участка Акционерному Коммерческому Сберегательному Банку Российской Федерации (открытое акционерное общество) под строительство административного здания в границах улиц Нижняя Набережная – Декабрьских Событий – Польских Повстанцев в Кировском районе г. Иркутска».
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Ангарский деловой центр» и государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Иркутский государственный педагогический университет» (далее – ГОУ ВПО «ИГПУ»).
Дело рассмотрено с участием прокурора Иркутской области, вступившего в процесс в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением от 6 октября 2008 года Арбитражного суда Иркутской области, оставленным без изменения постановлением от 12 декабря 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Росимущество и ООО «Ангарский деловой центр» обратились в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационными жалобами, в которых Росимущество просит решение от 6 октября 2008 года и постановление от 12 декабря 2008 года отменить, дело направить на новое рассмотрение, а ООО «Ангарский деловой центр» с учетом уточнений кассационной жалобы – решение от 6 октября 2008 года изменить.
Вопрос об отмене обжалуемого судебного акта рассматривается в связи с доводами кассационных жалоб о несоответствии выводов суда обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильном применении норм материального права, в частности, статей 131, 165 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 30, 31, 53 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 39 Закона «Об образовании», постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.1992 № 312 «О неотложных мерах по экономической и социальной защите системы образования», пункта 5 Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 № 576, и нарушении норм процессуального права, а именно, статей 71, 75, 161, 168, 170, 198, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По мнению заявителей кассационных жалоб, являются неправомерными выводы суда первой и апелляционной инстанций:
- о наличии отказа ГОУ ВПО «ИГПУ» от права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок и согласия Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации;
- о том, что на момент принятия постановления № 031-06-1833/4 от 16.11.2004 право постоянного (бессрочного) пользования ГОУ ВПО «ИГПУ» было прекращено, государственная регистрация прекращения соответствующего права не требовалась;
- об информировании граждан, их объединений и юридических лиц о предстоящем предоставлении земельного участка;
- о пропуске заявителем трехмесячного срока на обращение в суд.
Кроме того, заявители полагают, что суд неправомерно не проверил достоверность заявления о фальсификации доказательства по ходатайству ООО «Ангарский деловой центр».
В отзывах на кассационные жалобы прокурор и ГОУ ВПО «ИГПУ» указали на необоснованность содержащихся в них доводов, просили обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
На основании части 1 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 10 марта 2009 года до 14 часов 15 минут 11 марта 2009 года.
Присутствующие в судебном заседании представители Росимущества, ООО «Ангарский деловой центр», администрации г. Иркутска, Сбербанка России, ГОУ ВПО «ИГПУ», прокуратуры поддержали позицию, изложенную в кассационных жалобах и отзывах соответственно.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением мэра г. Иркутска № 031-06-693/4 от 28.04.2004 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 7 576 кв.м., предоставленным ГОУ ВПО «ИГПУ» постановлением мэра г. Иркутска № 031-06-889/0 от 07.07.2000 «Об утверждении материалов инвентаризации земельного участка, расположенного в Кировском районе г. Иркутска по ул. Нижней Набережной, 12», утвержден проект границ земельного участка, расположенного в Кировском районе г. Иркутска в границах улиц Нижняя Набережная – Декабрьских Событий – Польских Повстанцев и акт о выборе земельного участка площадью 7 576 кв.м. под размещение офисного здания Сбербанка России, а также Сбербанку России согласовано место размещения офисного здания на указанном земельном участке.
Постановлением мэра г. Иркутска № 031-06-1833/4 от 16.11.2004 Сбербанку России предоставлен земельный участок с кадастровым номером 38:36:000034:0604 в аренду сроком на 5 лет, площадью 7 576 кв.м., расположенный в Кировском районе г. Иркутска в границах улиц Нижняя Набережная – Декабрьских Событий – Польских Повстанцев.
Полагая, что постановления мэра г. Иркутска № 031-06-693/4 от 28.04.2004 и № 031-06-1833/4 от 16.11.2004 не соответствуют действующему законодательству и нарушают права Российской Федерации, Росимущество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что предоставление Сбербанку России спорного земельного участка в аренду осуществлено администрацией г. Иркутска при соблюдении требований Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 № 576.
Кроме того, судом сделан вывод о пропуске заявителем установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока для подачи заявления о признании недействительным ненормативных правовых актов и отсутствии уважительных причин для его восстановления.
Суд апелляционной инстанции признал, что пропуск заявителем трехмесячного срока является достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральными законами. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004 № 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, – вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Из материалов дела усматривается, что в письме Управления Федеральной регистрационной службы по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу № 09-10906 от 18.04.2007, направленном в адрес Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Иркутской области, сообщается о разделении земельного участка площадью 20 018 кв.м. с кадастровым номером 38:36:000034:0139 на два новых земельных участка: кадастровый номер 38:36:000034:0604, площадью 7 576 кв. м., и кадастровый номер 38:36:000034:0728, площадью 12 443 кв.м., а также о постановлении мэра г. Иркутска № 031-06-693/4 от 28.04.2004, которым прекращено право постоянного (бессрочного) пользования на часть земельного участка площадью 7 576 кв.м., предоставленного ГОУ ВПО «ИГПУ» на основании постановления мэра г. Иркутска № 031-06-889/0 от 07.07.2000.
Согласно определению от 13 февраля 2008 года Арбитражного суда Иркутской области по делу № А19-14108/07-14 по заявлению ООО «Ангарский деловой центр» о признании недействительным постановлений мэра г. Иркутска № 031-06-693/4 от 28.04.2004 и № 031-06-1833/4 от 16.11.2004 в предварительном судебном заседании присутствовал представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Иркутской области, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющий самостоятельных требований относительно предмета спора.
С настоящим заявлением в Арбитражный суд Иркутской области Росимущество обратилось 02.07.2008, то есть по истечении срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Причины, указанные Росимуществом в обоснование пропуска срока подачи заявления об оспаривании ненормативного правового акта, обоснованно не признаны судами обеих инстанций уважительными.
При таких обстоятельствах, суд первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о пропуске заявителем срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационных жалоб о соблюдении заявителем трехмесячного срока и неправильном определении судом начала течения срока на обращение с заявлением об оспаривании ненормативного правового акта в арбитражный суд являлись предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций, в связи с чем у суда кассационной инстанции нет оснований для переоценки имеющихся в деле доказательств.
Суд первой инстанции, признавая факт обращения Росимущества в суд с заявлением об оспаривании ненормативных правовых актов по истечении трехмесячного срока, рассмотрел требования заявителя по существу.
Руководствуясь положениями статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд обоснованно включил в предмет доказывания по делу обстоятельства: наличия у администрации г. Иркутска полномочий на принятие оспариваемых постановлений, несоответствия данных постановлений закону и иному нормативному правовому акту и нарушения данными постановлениями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Постановлением мэра г.Иркутска № 031-06-693/4 от 28.04.2004 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 7 576 кв.м., предоставленным ГОУ ВПО ИГПУ постановлением мэра г. Иркутска от 07.07.2000 № 031-06-889/0 «Об утверждении материалов инвентаризации земельного участка, расположенного в Кировском районе г. Иркутска, по ул. Нижней Набережной, 12».
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса.
Согласно части 3 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на 28.04.2004) при отказе лица от права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком распоряжение данным земельным участком осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального Закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на 28.04.2004) до разграничения государственной собственности на землю распоряжение указанными землями осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное. Порядок распоряжения указанными землями до разграничения государственной собственности на землю может быть определен Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.08.2002 № 576, в случае прекращения прав органа государственной власти, органа местного самоуправления, граждан и юридических лиц на незастроенные земельные участки, а также в случае их отказа от права постоянного (бессрочного) пользования такими земельными участками уполномоченные на распоряжение земельными участками органы уведомляют о таких случаях: Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) – в отношении земельных участков, которые были предоставлены органу государственной власти Российской Федерации (территориальному органу федерального органа исполнительной власти), а также государственному учреждению, государственному унитарному предприятию, другой некоммерческой организации, созданным органами государственной власти Российской Федерации. Уполномоченные на распоряжение земельными участками органы могут предоставлять незастроенные земельные участки исключительно в соответствии с решением Министерства имущественных отношений Российской Федерации (его территориальных органов) или уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено, что согласно отзыву Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Иркутской области и пояснениям представителя указанного органа по делу № А19-2390/08-58 Российская Федерация не усматривает нарушение прав и законных интересов при принятии оспариваемых постановлений.
Арбитражный суд Иркутской области, исследовав в совокупности и взаимосвязи имеющиеся в деле доказательства, пришел к правильному выводу о том, что ГОУ ВПО «ИГПУ» в установленном законодательством порядке отказалось от права постоянного (бессрочного) пользования на часть земельного участка площадью 7 576 кв.м.
Учитывая положения пункта 3 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации, подпункта «в» пункта 12 статьи 25, пункта 1 статьи 38 Закона № 232-ФЗ от 1812.2006, судом сделан правомерный вывод о том, что государственная регистрация в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком не требовалась.
В соответствии с пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Согласно пункту 3 распоряжения мэра г. Иркутска № 031-10-28/3 от 09.01.2003 передача земельного участка в аренду для строительства объекта без проведения торгов (конкурсов, аукционов), если имеется только одна заявка, производится не ранее чем по истечении 1 недели с момента опубликования сообщения, указанного в пунктах 1.1 и 2 настоящего распоряжения.
08.11.2004 информация о предстоящем предоставлении спорного земельного участка опубликована в еженедельной городской газете «Иркутск». 16.11.2004 мэром г. Иркутска принято постановлением № 031-06-1833/4 о предоставлении Сбербанку России в аренду спорного земельного участка.
Таким образом, при предоставлении Сбербанку России в аренду земельного участка, расположенного в границах улиц Нижняя Набережная – Декабрьских Событий – Польских Повстанцев Кировского района г. Иркутска, администрацией г. Иркутска соблюден порядок информирования граждан их объединений и юридических лиц о предстоящем предоставлении земельного участка.
Доводы заявителей кассационных жалоб фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Данные требования закона судебными инстанциями выполнены надлежащим образом.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты вынесены с соблюдением норм материального права и норм процессуального права, в связи с чем у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа отсутствуют основания для удовлетворения кассационных жалоб.
Учитывая изложенное, решение от 6 октября 2008 года Арбитражного суда Иркутской области и постановление от 12 декабря 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 6 октября 2008 года Арбитражного суда Иркутской области и постановление от 12 декабря 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу № А19-8224/08-55 оставить без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Судьи
А.В. Орлов
Т.А. Брюханова
М.А. Первушина