Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru
тел./факс (3952) 210-170, 210-172
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Иркутск
02 ноября 2023 года
Дело № А19-887/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 ноября 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Рудых А.И., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителей Министерства транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области ФИО1 (доверенность от 09.01.2023, диплом, служебное удостоверение), ФИО2 (доверенность от 09.01.2023, служебное удостоверение), Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области ФИО3 (доверенность от 31.10.2023, диплом, служебное удостоверение), индивидуального предпринимателя ФИО4 – ФИО5 (доверенность от 25.01.2023, диплом, паспорт),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 03 мая 2023 года по делу № А19-887/2023, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 июля 2023 года по тому же делу,
установил:
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области (далее –Министерство) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее – Иркутское УФАС России, Управление) с заявлением о признании незаконным предупреждения
от 21.10.2022 № 038/35/22.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель ФИО4.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 03 мая 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 июля 2023 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и принять новое решение об удовлетворении заявленного требования.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает, что внесение изменений в реестр маршрутов регулярных перевозок должно происходить после определения победителя по результатам открытого конкурса. Также заявитель считает неправомерным вывод судов о возможности внесения в реестр даты вступления в силу изменений вида регулярных перевозок. По мнению заявителя, внесение изменений в реестр до прекращения срока действия соглашения с действующими перевозчиками может привести к нарушению их прав и законных интересов.
От Управления отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель ФИО4 выразил несогласие с доводами кассационной жалобы, просил оставить судебные акты без изменения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
В судебном заседании представители Министерства поддержали доводы кассационной жалобы, представители Управления и третьего лица выразили свое несогласие с доводами Министерства.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 21.07.2022 предприниматель ФИО4 обратился в Иркутское УФАС России с заявлением на действия Министерства, связанные с продлением права осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам № 504, № 524, № 555, № 566, № 590, № 206, № 207, № 191, № 193, № 160, № 511, № 512, № 514, № 515, № 516, без проведения конкурентных процедур.
По результатам рассмотрения заявления, антимонопольный орган установил в действиях (бездействии) Министерства признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции в связи с:
1)невнесением изменений в Реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом в нарушение части 3 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 220-ФЗ), Приказа Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области
от 28.06.2016 № 65-мпр, пункта 3 Решения Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 11.02.2020 № 36/НГ/2020;
2)не проведением конкурентных процедур на право осуществления перевозок
по 132 межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, в нарушение части 2 статьи 19 Закона № 220-ФЗ, пункта 4 Решения Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 11.02.2020 № 36/НГ/2020;
3)продлением соглашений с хозяйствующими субъектами на осуществление регулярных перевозок на территории Иркутской области по указанным маршрутам до 31.12.2022 в нарушение требований части 2 статьи 19 Закона № 220-ФЗ.
Управлением выдано Министерству предупреждение от 21.10.2022 № 038/35/22 о прекращении действий (бездействия) путем: внесения сведений об изменении вида регулярных перевозок в Реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом; организации и проведения открытых конкурсов на право осуществления перевозок в отношении 132 межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в срок до 30.11.2022.
Полагая, что предупреждение не соответствуют требованиям закона и нарушает права законные интересы, Министерство обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришел к выводу о том, что оспариваемое предупреждение соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Согласно части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанного органа органу или организации, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры регулируются Законом № 220-ФЗ.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 25 Закона № 220-ФЗ ведение реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, установившим данные маршруты. Перечень сведений, подлежащих включению в реестр маршрутов регулярных перевозок, предусмотрен частью 1 статьи 26 Закона № 220-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 18 Закона № 220-ФЗ изменение вида регулярных перевозок, осуществляемых по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, допускается при условии, если данное решение предусмотрено документом планирования регулярных перевозок.
Сведения об изменении вида регулярных перевозок вносятся в реестры маршрутов регулярных перевозок в порядке, установленном законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом (часть 3 статьи 18 Закона № 220-ФЗ).
Судами установлено, что постановлением Правительства Иркутской области от 30.12.2019 № №1143-пп утверждён Документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по межмуниципальным маршрутам в Иркутской области на 2020 год, которым предусмотрены мероприятия по изменению вида регулярных перевозок, осуществляемых по межмуниципальным маршрутам Иркутской области.
Во исполнение указанного Документа планирования, Министерством принято Решение от 11.02.2020 № 36/HT/2020 об изменении вида регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по межмуниципальным маршрутам. Указанным решением изменен вид перевозок «по регулируемым тарифам» на вид перевозок «по нерегулируемым тарифам» по 187 межмуниципальным маршрутам. Дата вступления в силу Решения определена Министерством - 15.07.2020.
Приказом Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.06.2016 № 65-мпр установлен Порядок внесения сведений об изменении вида регулярных перевозок в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Иркутской области (далее — Порядок).
Согласно пункту 5 Порядка на основании решения об изменении вида перевозок сведения об изменении вида регулярных перевозок вносятся в реестр маршрутов в течение пяти рабочих дней со дня изменения вида регулярных перевозок в установленном порядке.
Пунктом 6 Порядка установлено, что реестр маршрутов в течение трех рабочих дней со дня внесения в него сведений об изменении вида регулярных перевозок размещается на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Аналогичное требование о внесении сведений об изменении вида регулярных перевозок в реестр межмуниципальных маршрутов установлено также пунктом 3 Решения от 11.02.2020 № 36/HT/2020.
С учетом положений части 1 статьи 26, части 2 статьи 12 Закона № 220-ФЗ суды обоснованно отметили, что вид перевозок считается измененным с момента включения таких сведений в реестр межмуниципальных маршрутов.
Согласно части 2 статьи 19 Закона № 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок.
В силу положений пункта 3 части 3 статьи 21 Закона № 220-ФЗ открытый конкурс объявляется его организатором не позднее чем через тридцать дней со дня принятия предусмотренного статьей 18 настоящего Закона решения о прекращении регулярных перевозок по регулируемым тарифам и начале осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
Суды установили, что Решение от 11.02.2020 № 36/HT/2020 об изменении вида регулярных перевозок не было отменено или изменено, вступило в силу 15.07.2020, в связи с чем у Министерства имелась обязанность в сроки, установленные пунктом 3 части 3 статьи 21 Закона № 220-ФЗ, провести открытый конкурс, а также в сроки, установленные пунктом 5 Порядка, внести изменения в реестр.
Однако, приведенные требования по проведению конкурса и по внесению соответствующих изменений в реестр на основании принятого в порядке статьи 18 Закона № 220-ФЗ Решения от 11.02.2020 № 36/HT/2020, Министерством не были исполнены.
На момент рассмотрения Управлением заявления ФИО4 в реестре межмуниципальных маршрутов, опубликованного на официальном сайте Министерства, по 187 маршрутам, указанным в Решении № 36/НГ/2020 от 11.02.2020, вид перевозок установлен «по регулируемым тарифам».
Установленное Управлением бездействие Министерства свидетельствует о том, что Документ планирования и Решение об изменении вида регулярных перевозок фактически не реализуются; наряду с указанным бездействием, Министерством с действующими перевозчиками (осуществляющими перевозки по регулируемым тарифам) заключены дополнительные соглашения на продление соглашений на перевозки без проведения обязательных конкурентных процедур, что самим заявителем не оспаривается.
По результатам оценки представленных доказательств, доводов и возражений сторон, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованным выводам о том, что в названных действиях (бездействии) Министерства по непроведению конкурентных процедур на право осуществления перевозок, по невнесению изменений в реестр, продлению соглашений на перевозки без проведения обязательных конкурентных процедур до 31.12.2022, имеются признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
При изложенных фактических обстоятельствах дела, являются правильными выводы судов о наличии у антимонопольного органа правовых оснований для вынесения спорного предупреждения.
Заявитель, возражая против выводов судов, в кассационной жалобе приводит доводы о том, что Решение от 11.02.2020 № 36/HT/2020 об изменении вида регулярных перевозок согласно статье 18 Закона № 220-ФЗ вступает в силу по истечении 180 дней (15.07.2020), в связи с этим у него отсутствовала обязанность по внесению изменений о виде регулярных перевозок в реестр ранее указанной даты, а также до проведения соответствующего конкурса.
Данные доводы Министерства не могут быть учтены, поскольку исполнение соответствующей обязанности до истечения таких сроков на Министерство Управлением не возлагалось.
Материалами дела подтверждается, что соответствующие изменения в реестр не были внесены Министерством ни в 2020 году, после вступления в силу 15.07.2020 Решения от 11.02.2020 № 36/HT/2020, ни на момент вынесения 21.10.2022 предупреждения.
Относительно доводов о том, что по части маршрутов в 2022 году заключены государственные контракты на перевозки по регулируемым тарифам (14 маршрутов), проведены конкурсы по 6 маршрутам, суды отметили, что на момент вынесения спорного предупреждения у антимонопольного органа такая информация отсутствовала.
Кроме того, письмом от 29.12.2022 № 038/6268/22 Иркутское УФАС России сообщило Министерству, что в данной части считает предупреждение исполненным, с учетом информации, содержащейся в ходатайстве Министерства о продлении сроков исполнения предупреждения.
Ссылка заявителя на части 9, 9.1 статьи 39 Закона № 220-ФЗ была правомерно отклонена судами, поскольку основана на неверном толковании нормы, направлена на фактическое уклонение от проведения конкурентных процедур, несмотря на принятое решение об изменение вида перевозок.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверены судом кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку не опровергают выводы судов и не влияют на законность принятых по делу судебных актов, направлены на переоценку доказательств и установление по делу иных фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа по результатам рассмотрения кассационной жалобы не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем обжалуемые судебные акты в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей,
в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения
в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 03 мая 2023 года по делу № А19-887/2023, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 июля 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу –
без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Г.В. Ананьина
А.И. Рудых
М.М. Шелёмина