Четвертый арбитражный апелляционный суд
улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А19-9157/2020
«23» декабря 2020 года
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Никифорюк Е.О., судей Басаева Д.В., Ломако Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Селивановой Т.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного комплекса Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 октября 2020 года по делу №А19-9157/2020 по заявлению Министерства лесного комплекса Иркутской области (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, адрес: 664003, <...>) к Государственному учреждению – Центру предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области №1 (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, адрес: 664007, <...>) о признании незаконным решения от 17.03.2020 №048S19200007272,
(суд первой инстанции – О.В. Гаврилов),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
установил:
Министерство лесного комплекса Иркутской области (далее – заявитель, Министерство, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска о признании незаконным решения от 17.03.2020 № 048S19200007272.
Согласно определению от 27.07.2020 судом установлен факт процессуального правопреемства ответчика по делу – Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска на его правопреемника – Государственное учреждение – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области № 1 (далее – ответчик, Пенсионный фонд).
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении требований отказано.
В обосновании суд указал, что поскольку Службой (предшественником) обязанность по предоставлению в Пенсионный фонд сведений по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период – 2018 год не была исполнена, соответственно такая обязанность лежит на Министерстве (правопреемнике), который представил сведения с просрочкой, поэтому привлечение его к ответственности является правомерным.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 6 октября 2020 года по делу № А19-9157/2020 в полном объеме.
Полагает, что законодательством четко определено, что присоединяемое юридическое лицо, должно самостоятельно представить сведения о страховом стаже и в установленный срок. В месте с тем, Федеральным законом № 27-ФЗ на правопреемников реорганизованных юридических лиц не возложено обязанностей по предоставлению в органы Пенсионного фонда сведений по форме СЗВ-СТАЖ за своих правопредшественников.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 20.11.2020.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Министерство просило о рассмотрении дела в его отсутствие.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Пенсионным фондом в отношении Министерства проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2 – 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ).
В ходе проверки Пенсионным фондом установлено нарушение Министерством установленного Законом № 27-ФЗ срока представления формы СЗВ-СТАЖ за отчетный период –2018 год в отношении 126 застрахованных лиц.
Результаты проверки отражены в акте о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 11.02.2020 № 048S18200002814.
Решением Пенсионного фонда от 17.03.2020 № 048S19200007272 Министерство привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2-2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, с назначением штрафа в размере 63000 руб.
Заявитель, не согласившись с указанным решением Пенсионного фонда, посчитав его не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы Министерства, оспорил его в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, министерство обратилось в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Вместе с тем бремя доказывания обстоятельств, на которые ссылается лицо в обоснование своих требований и возражений в соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ лежит на лице, которое ссылается на указанные обстоятельства.
На основании статьи 1 Закона № 27-ФЗ, статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Министерство является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В соответствии с преамбулой Закона № 27-ФЗ данный Закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
В силу статьи 1 Закона № 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а также сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Сроки представления указанных сведений, а также перечень представляемых сведений установлены в пункте 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1)страховой номер индивидуального лицевого счета;
2)фамилию, имя и отчество;
3)дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
8)другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;
9)суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
10)периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
11)документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В силу статей 8, 9, 15 Закона № 27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
Статьей 16 Закона № 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н (далее – Инструкция № 766н) и Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 № 192 п.
Отчетность, представляемая по форме СЗВ-СТАЖ, утверждена Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 06.12.2018 № 507п «Об утверждении формы «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)», формы «Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)», формы «Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)», формы «Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)», порядка их заполнения и формата сведений и о признании утратившим силу постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2017 № 3п».
Абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ установлено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Для привлечения страхователя к ответственности на основании абзаца 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ необходимо доказать, что страхователь, имея обязанность по представлению органам Пенсионного фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета, не исполнил данную обязанность либо исполнил ее ненадлежащим образом, представив в Фонд сведения с нарушением установленного срока либо неполные (недостоверные) сведения, не позволяющие вести индивидуальный (персонифицированный) учет.
Как правильно установлено судом первой инстанции, Постановлением Правительства Иркутской области от 27.02.2018 № 155-пп «О Министерстве Лесного комплекса Иркутской области» принято решение о реорганизации Министерства (правопреемник) в форме присоединения к нему Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области (далее – Служба, правопредшественник).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) Служба прекратила свою деятельность 23.07.2018 в связи с реорганизацией в форме присоединения к Министерству, о чем свидетельствует соответствующая запись № 2183850656670.
Сведения по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период –2018 год с типом формы «исходная» представлены Министерством за Службу в Пенсионный фонд – 13.12.2019, что подтверждается представленным в материалы дела извещением о доставке.
Пенсионным фондом в ходе проведения проверки установлено, что Министерство представило за Службу сведения по форме СЗВ-СТАЖ с типом формы «исходная» после установленного срока в нарушение части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, что повлекло за собой применение к страхователю штрафных санкций за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.
Оценивая выводы пенсионного фонда суд первой инстанции указал следующее.
В силу положений абзаца 2 пункта 3 статьи 11 Закона № 27-ФЗ при реорганизации страхователя - юридического лица он представляет сведения, предусмотренные пунктами 2 - 2.3 настоящей статьи, в течение одного месяца со дня утверждения передаточного акта (разделительного баланса), но не позднее дня представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации. В случае реорганизации страхователя - юридического лица в форме присоединения к другому юридическому лицу он представляет сведения об уволенных работниках не позднее дня представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Согласно статье 16 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» реорганизация юридического лица в форме присоединения считается завершенной с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц.
Таким образом, при реорганизации в форме присоединения юридическое лицо прекращает свое существование.
Общий порядок правопреемства при реорганизации юридических лиц установлен статьей 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая гласит, что при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
На основании приведенного выше правового регулирования, суд первой инстанции посчитал, что поскольку Службой (предшественником) обязанность по предоставлению в Пенсионный фонд сведений по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период – 2018 год не была исполнена, соответственно такая обязанность лежит на Министерстве (правопреемнике).
Министерство представило в Пенсионный фонд за Службу сведения по форме СЗВ-СТАЖ с типом формы «исходная» за отчетный период – 2018 год – 13.12.2019 при установленном сроке до 01.03.2019.
Таким образом, Пенсионный фонд обоснованно пришел к выводу о нарушении Министерством срока представления сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для привлечения заявителя к ответственности за вмененное правонарушение и отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционный суд с такими выводами согласиться не может в связи со следующим.
Как уже указано, согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в случае реорганизации страхователя - юридического лица в форме присоединения к другому юридическому лицу он представляет сведения об уволенных работниках не позднее дня представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Из данной нормы следует, что, во-первых, сведения предоставляются юридическим лицом, которое присоединяется, то есть, правопредшественником, а, во-вторых, сведения предоставляются только об уволенных работниках.
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации на правопреемника (правопреемников) реорганизованного юридического лица обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов возлагается только в том случае, если штрафы были наложены на само реорганизуемое юридическое лицо до завершения его реорганизации.
Вместе с тем правопреемник не может быть привлечен к ответственности в виде штрафа за действия правопредшественника, так как в этом случае штраф налагается уже после момента завершения процедуры реорганизации и в этом случае речь идет не о правопреемстве, а о привлечении к ответственности уже самого правопреемника за действия, которые он не совершал.
Данная позиция содержится, например, в Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12.09.2019 по делу N А78-1205/2019.
При этом то обстоятельство, что министерство, как оно поясняет, по просьбе работников пенсионного фонда, представило форму СЗВ-СТАЖ с типом формы «исходная» за отчетный период 2018 год вместо Службы 13.12.2019, указанных выше выводов не изменяет.
Согласно ст.75 Трудового кодекса РФ изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) либо изменение типа государственного или муниципального учреждения не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации или учреждения.
Пенсионным фондом не выяснялось какие работники были уволены при реорганизации, а министерство утверждает, что все лица, которые ранее работали в Службе, продолжили свою работу в министерстве, и в отношении них министерством сведения были поданы своевременно 24.01.2019.
При таких обстоятельствах отсутствовали основания и для представления сведений правопредшественником.
На основании изложенного апелляционный суд полагает, что состав правонарушения в действиях министерства отсутствует, поэтому оснований для привлечения его к ответственности не имелось, а заявленные требования подлежали удовлетворению.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании ч.2 ст.270 АПК РФ, а апелляционная жалоба – удовлетворению.
Решение пенсионного фонда подлежит признанию незаконным как не соответствующее закону №27-ФЗ и нарушающее права и законные интересы министерства.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 октября 2020 года по делу № А19-9157/2020 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
Заявленные требования удовлетворить.
Решения Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска от 17.03.2020 № 048S19200007272 признать незаконным, как не соответствующие Федеральному закону от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Обязать Государственное учреждение – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Е.О.Никифорюк
Судьи Д.В.Басаев
Н.В.Ломако