Четвертый арбитражный апелляционный суд
улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А19-9414/2022
«21» сентября 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 сентября 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Сидоренко В.А., Корзовой Н. А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного комплекса Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 июня 2022 года по делу № А19-9414/2022 по исковому заявлению Министерства лесного комплекса Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Байкальская лесная компания» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) об обязании укомплектовать пункт сосредоточения противопожарным инвентарем,
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
установил:
Иск заявлен об обязании укомплектовать пункт сосредоточения, расположенный по адресу: <...>, промплощадка противопожарной техникой:
- малый лесопатрульный комплекс или легковой автомобиль повышенной проходимости с комплектом пожарно-технического вооружения (за исключением спасательного оборудования) в количестве 2-х единиц;
- тракторы с плугом или иным почвообрабатывающим оборудованием в количестве 2-х единиц;
- бульдозеры мощностью 100 л.с. в количестве 2-х единиц.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 24 июня 2022 года по делу № А19-9414/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обжаловал его в апелляционном порядке.
Как следует из апелляционной жалобы, в соответствие с актами проведения проверки соблюдения договорных обязательств по подготовке к пожароопасному сезону юридического лица от 05.04.2022 № 18, от 21.04.2022 № 22 установлено, что в пункте сосредоточения противопожарного инвентаря ООО «Байкальская лесная компания» отсутствует техника, предусмотренная проектом освоения лесов.В связи с чем, Министерство полагает, что несоблюдение ООО «Байкальская лесная компания» условий договора привело к нарушению лесного законодательства, законодательства о пожарной безопасности в лесах.
Общество с ограниченной ответственностью «Байкальская лесная компания» в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 06.08.2022.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 16.12.2011г. между Агентством лесного хозяйства Иркутской области (арендодатель) и ЗАО «Лесопильнодеревообрабатывающий комплекс Игирма» заключен договор аренды лесного участка №91-300/10, в соответствии с п. 1.1 которого, арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять в возмездное временное пользование лесной участок, расположенный на землях лесного фонда, имеющий местоположение: Иркутская область, Нижнеилимский район, Нижнеилимское лесничество, Игирминское участковое лесничество, эксплуатационные леса, Туригская дача, кварталы №№ 1,2,5,6,8ч-11ч,12- 15,17,19-27,28ч-30ч, 31-45, 47, 48, 49ч-51ч, 52-71, 77,78ч-80ч, 81- 97,98ч,107ч,108ч,109,110ч-112ч, 114ч, 115ч, 116, 117ч-119ч, 120-124, 125ч, 126ч,142ч, 143- 146, 147ч-149ч, 154ч-159ч, 174, 176-179, 199, 200,2002,222, общей площадью 98178га, в границах, указанных в плане лесного участка (схеме) с номером учетной записи в государственном лесном реестре633-2010-10, в целях использования лесов для заготовки древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений с возможным ежегодным отпуском ликвидной древесины в объеме 225тыс. м3, в том числе по хвойному хозяйству 159 тыс.м3, из них: по сплошным рубкам составляет 198 тыс.м3, в том числе по хвойному хозяйству 159 тыс.м3, по выборочным рубкам -27 тыс. м3 по мягколиственному хозяйству (п. 1.1 договора).
Соглашением от 15.12.2017 по договору аренды права и обязанности ЗАО «ЛДК Игирма переданы обществу с ограниченной ответственностью «Игирма-Лесная группа».
Соглашением от 10.12.2018 по договору аренды права и обязанности ООО «Игирма-Лесная группа» переданы обществу с ограниченной ответственностью «Байкальская лесная компания».
Постановлением Правительства Иркутской области от 31.03.2016 № 178-пп «О министерстве лесного комплекса Иркутской области» Агентство лесного хозяйства Иркутской области переименовано в Министерство лесного комплекса Иркутской области.
Согласно п. 5.4.5 договора арендатор обязан обеспечить проведение мероприятий (работ) в соответствии с разделом «Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов» проекта освоения лесов.
В соответствии с п. 5.4.9 договора арендатор обязан в случае возникновения лесного пожара на участке обеспечивать его тушение. Осуществлять противопожарное обустройство лесов на лесном участке, в том числе строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладку просек и противопожарных разрывов, обеспечивать создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарная техника, оборудование, снаряжение и другие), содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности в объемах, определенных проектом освоения лесов.
В пункте 5.3 раздела 5 Проекта освоения лесов к договору аренды представлены сведения о наличии и потребности пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря и других на лесных участках в соответствии с действующими нормативами.
В силу того же пункта раздела 5 Проекта освоения лесов на арендуемом лесном участке имеется три пункта сосредоточения противопожарного инвентаря, один из которых находится по адресу: <...>, промплощадка.
Согласно Приложению № 14 к составу проекта освоения лесов и порядка его разработки арендатор имеет в наличии:
- малый лесопатрульный комплекс или легковой автомобиль повышенной проходимости с комплектом пожарно-технического вооружения (за исключением спасательного оборудования) в количестве 2 единиц;
-тракторы с плугом или иным почвообрабатывающим оборудованием в количестве 3 единиц;
- бульдозеры мощностью свыше 100 л.с. в количестве 2 единиц.
Как указывает истец, ответчик осуществляет заготовку древесины на основании договора аренды лесного участка от 16.02.2011 № 91-300/10.
Согласно акту проведения проверки соблюдения договорных обязательств по договору №91-300/10 от 16.12.2011г. по подготовке к пожароопасному сезону юридического лица №18 от 05.04.2022г. в ходе проведения проверки выявлено нарушение, выразившееся в отсутствии малых лесопатрульных комплексов или легковых автомобилей повышенной проходимости с комплектом пожарно-технического вооружения (за исключением спасательного оборудования); трактора с плугом или иными почвообрабатывающими оборудованием в количестве пяти штук; четырех бульдозеров мощностью свыше 100 л.с. по двум договорам аренды лесного участка согласно проектам освоения лесов.
Проведение повторной проверки назначено на 21.04.2022г.
Согласно акту проведения проверки соблюдения договорных обязательств по договору №91-300/10 от 16.12.2011г. по подготовке к пожароопасному сезону юридического лица № 22 от 21.04.2022г. в ходе проведения проверки выявлено нарушение: отсутствие малого лесопатрульного комплекса или легковой повышенной проходимости с комплектом пожарно-технического вооружения (за исключением спасательного оборудования), трактора с плугом и иными почвообрабатывающим оборудованием в количестве пяти штук, четырех бульдозеров мощностью свыше 100л.с.
Установив, что ответчиком не осуществлена подготовка к пожароопасному сезону, не укомплектован пункт сосредоточения противопожарного инвентаря, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
При рассмотрении настоящего спора суд первой инстанции верно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Частью 1 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
В силу части 2 указанной статьи меры противопожарного обустройства лесов включают в себя: строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов; прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; проведение работ по гидромелиорации; снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий; проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
Согласно части 3 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации указанные в части 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Часть 5 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.
В соответствии с пунктом 7 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пп. в) п. 12 Постановления Правительства РФ от 07.10.2020 N 1614 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" (далее Правил) юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны: соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.
Согласно п. 1 Правил, настоящие правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах, а также являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.
Согласно подпункту "а" пункта 3 Правил пожарной безопасности в лесах, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров).
В соответствии с пунктом 5 Правил пожарной безопасности в лесах, мера пожарной безопасности в лесах, предусмотренная подпунктом "а" пункта 3 Правил пожарной безопасности в лесах, на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.03.2014г. №161.
В пункте 5.3 раздела 5 Проекта освоения лесов к договору аренды представлены сведения о наличии и потребности пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря и других на лесных участках в соответствии с действующими нормативами.
В силу того же пункта раздела 5 Проекта освоения лесов на арендуемом лесном участке имеется три пункта сосредоточения противопожарного инвентаря, один из которых находится по адресу: <...>, промплощадка.
Согласно Приложению № 14 к составу проекта освоения лесов и порядка его разработки арендатор имеет в наличии:
- малый лесопатрульный комплекс или легковой автомобиль повышенной проходимости с комплектом пожарно-технического вооружения (за исключением спасательного оборудования) в количестве 2 единиц;
- тракторы с плугом или иным почвообрабатывающим оборудованием в количестве 3 единиц;
- бульдозеры мощностью свыше 100 л.с. в количестве 2 единиц.
Согласно доводам истца, изложенным в суде первой и апелляционной инстанций, ответчиком на момент проверки готовности к пожароопасному сезону не укомплектован пункт сосредоточения противопожарного инвентаря, что нарушает положения приведенных выше норм права, в связи с чем, полагает необходимым обязать ответчика укомплектовать пункт сосредоточения, расположенного по адресу: <...>, промплощадка противопожарной техникой:
- малый лесопатрульный комплекс или легковой автомобиль повышенной проходимости с комплектом пожарно-технического вооружения (за исключением спасательного оборудования) в количестве 2-х единиц;
- тракторы с плугом или иным почвообрабатывающим оборудованием в количестве 2-х единиц;
- бульдозеры мощностью 100 л.с. в количестве 2-х единиц.
Согласно позиции ответчика, проверка укомплектованности противопожарного пункта проведена 21.04.2022г., т.е. до начала противопожарного режима установленного с 30.04.2022г. по 15.06.2022г. Кроме того, указал, что с целью обеспечения укомплектованности пункта сосредоточения противопожарного инвентаря, ответчиком заключены договоры оказания услуг от 14.03.2022г. и 30.09.2021г. обеспечивающие наличие техники. Также отметил, что до начала противопожарного периода указанная техника находится в работе и не может простаивать, однако с началом пожароопасного периода ее нахождение в пункте сосредоточения противопожарного инвентаря будут обеспечено.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которое оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В подтверждение своих доводов ответчик представил договор оказания услуг от 14.03.2022г. № У 2249-11, заключенный между ООО «Байкальская лесная компания» и ООО «ТимберТранс», а также договор оказания услуг от 30.09.2021г. № ТИГ/390-09/21-У, заключенный между ООО «Байкальская лесная компания» и ООО «Тайрику-Игирма групп», согласно условиям которого, для целей обнаружения и тушения пожаров сторонами согласовано предоставление необходимой техники, перечень которой приведен в приложении к договору.
Указанные договоры были заключены до момента проведения проверки, следовательно, на момент проведения проверки ответчиком были приняты надлежащие меры к обеспечению комплектации пункта сосредоточения противопожарного инвентаря, расположенного по адресу: <...>, промплощадка необходимой противопожарной техникой: малый лесопатрульный комплекс или легковой автомобиль повышенной проходимости с комплектом пожарно-технического вооружения (за исключением спасательного оборудования) в количестве 2-х единиц; тракторы с плугом или иным почвообрабатывающим оборудованием в количестве 2-х единиц; бульдозеры мощностью 100 л.с. в количестве 2-х единиц.
Отсутствие указанной техники в момент проверки в пункте сосредоточения противопожарного инвентаря обусловлено занятостью данной техники в иных производственных процессах и невозможностью простоя техники в период до начала противопожарного режима.
Также ответчиком представлены ответы Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области к Нижнеилимскому лесничеству № 91-121-1218/22 от 20.05.2022г. и № 91-122-1325/22 от 26.05.2022г. указывающие на участие ООО «Байкальская лесная компания» в тушении пожаров, произошедших 08.05.2022г. и 16.05.2022г., что правильно расценено судом первой инстанции как обеспечение ответчиком готовности к противопожарному периоду.
Учитывая наличие заключенных договоров, обеспечивающих пункты необходимой техникой, а также доказательств непосредственного тушения пожаров силами ответчика в противопожарный период, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, что оснований для обязания ответчика укомплектовать пункт сосредоточения противопожарной техникой не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что представленные ответчиком в качестве доказательств наличия указанной противопожарной техники договоры не были представлены при проведении проверки подготовки к пожароопасному сезону, не могут являться основанием для удовлетворения заявленных требований. Поскольку непредставление при проведении проверки указанных договоров само по себе не свидетельствует о невыполнении обществом требований лесного законодательства и договора в части подготовки к пожароопасному сезону.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 июня 2022 года по делу № А19-9414/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Н.В. Ломако
Судьи В.А.Сидоренко
Н.А.Корзова