ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А19-9536/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 ноября 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Сидоренко В.А., Ломако Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседанияЛю-фа-хуан Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Аспект» на решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 августа 2021 года по делу № А19-9536/2021,
установил:
Служба потребительского рынка и лицензирования Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее-заявитель, служба) обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Аспект» (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее - общество) к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 26 августа 2021 года по делу № А19-9536/2021 заявленное требование удовлетворено. Общество с ограниченной ответственностью «Аспект» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт полагает, что событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.17 КоАП РФ отсутствует, поскольку фактической реализации алкогольной продукции по адресу: <...>, после расторжения договора субаренды не производилось. В данном случае имеет место технический сбой. ООО «Аспект» является субъектом малого и среднего предпринимательства, правонарушение совершено впервые, какой-либо материальный ущерб отсутствует, а также отсутствует вред жизни и здоровью и угроза причинения вреда жизни и здоровью, так как вся алкогольная продукция является легальной.
Служба потребительского рынка в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилась.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 13.10.2021.
Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Руководствуясь частью 3 статьи 205, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью «Аспект» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером <***> и имеет лицензию № 38РПА0003677 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции.
На основании задания начальника отдела по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции № 30/08/21 от 01.03.2021 на проведение мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическим лицом в отношении ООО "Аспект" должностными лицами лицензирующего органа проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ООО "Аспект" лицензионных требований, установленных Федеральным законом от 22.11.1995г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», другими федеральными закона и принимаемыми в соответствии с ними иными правовыми актами Российской Федерации, Иркутской области.
25.02.2021 г. в ходе проведения внеплановой документарной проверки в отношении ООО "Аспект" по заявлению о продлении срока действия лицензии на розничную алкогольную продукцию установлено, что по адресу обособленного подразделения, указанному в заявлении ООО "Аспект": Иркутская область г. Тайшет, ул. Пушкина, д. 6- 8Н, отсутствует право собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или аренды, срок которой определен договором и составляет один год и более, на стационарный торговый объект и складские помещения, что подтверждается выпиской ЕГРН от 15.02.2021 № КУВИ-002/2021-11568045.
Согласно сведениям из государственного сводного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, у ООО "Аспект" имеется действующая лицензия на розничную продажу алкогольной продукции № 38РПА0003677, сроком действия до 01.03.2022г. включительно.
Согласно выписке из ЕГРН от 15.02.2021 № КУВИ-002/2021-11568045, полученной в рамках документарной проверки, установлено, что 09.06.2020 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области в ЕГРН зарегистрировано соглашение от 15.05.2020 о расторжении договора субаренды от 26.04.2016 года по указанному адресу между ИП ФИО1 и ООО "Аспект".
Таким образом, у ООО "Аспект" с 09.06.2020 года отсутствовало право собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или аренды, срок которой определен договором и составляет один год и более, на стационарный объект по вышеуказанному адресу.
Согласно Журналу учета объема розничной продажи маркированной алкогольной и спиртосодержащей продукции, сформированному в Интернет-сервисе «Личный кабинет» на сайте федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (https://servise.fsrar.ru/cabinet/home), за период с 09.06.2020 года по 18.03.2021 года ООО "Аспект" в магазине по адресу: <...> (КПП 381645010) осуществляло розничную продажу алкогольной продукции в обособленном подразделении по указанному адресу. Объем розничных продаж составил 1,15 дал, количество реализованной продукции – 19 штук. Дата продажи алкогольной продукции – 26.08.2020, 27.08.2020 года.
Факт розничной продажи алкогольной продукции ООО "Аспект" в магазине по адресу: <...>.08.2020, 27.08.2020 года подтверждается Журналом учета объема розничной продажи маркированной алкогольной и спиртосодержащей продукции по чекам за период с 26.08.2020 года по 27.08.2020 года, а также протоколами запросов проверки федеральной специальной марки, нанесённой на алкогольную продукцию, по штрих-коду, сформированными в личном кабинете Росалкогольрегулирования, согласно которым алкогольная продукция была продана организацией 26.21 27.08.2020 года в магазине по адресу: <...>.
Следовательно, ООО "Аспект" 26.08.2020, 27.08.2020 года по адресу обособленного подразделения: <...>, осуществляло розничную продажу алкогольной продукции в отсутствии права собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или аренды, срок которой определен договором и составляет один год и более, на стационарный торговый объект и складское помещение по вышеуказанному адресу.
Таким образом, выявлено осуществление ООО "Аспект" розничной продажи алкогольной продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных абзацем первым пункта 10 статьи 16, абзацем двадцать четвертым пункта 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ.
Указанные факты зафиксированы в материалах мероприятия по контролю и протоколе об административном правонарушении в отношении ООО "Аспект".
По факту нарушения, выразившегося в обороте алкогольной продукции с нарушением лицензионных требований, уполномоченным должностным лицом Службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Аспект" составлен протокол от 13.04.2021г. № 172/08/21-ю об административном правонарушении, которым действия лица, привлекаемого к административной ответственности, квалифицированы по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
Усматривая в действиях юридического лица наличие состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ, административный орган на основании абзаца 3 части 3 статьи 23.1 и статьи 28.8 КоАП РФ обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим требованием.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 5 указанной статьи также предусмотрено, что по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2003г. № 17-П и от 23.05.2013г. № 11-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Схожие цели государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции закреплены в пункте 1 статьи 1 Федерального закона от 22.11.1995г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
Таким образом, действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов.
Из подпункта 6 пункта 9 статьи 19 и пункта 4 статьи 23.2 Закона N 171-ФЗ следует, что применительно к деятельности, связанной с производством и оборотом алкогольной продукции, лицензионными признаются требования, установленные в статьях 2, 8, 9, 10.1, 11, 16, 19, 20, 25 и 26 данного Закона.
В рассматриваемом случае Обществу вменяется нарушение требований абзаца второго пункта 10 статьи 16 Закона N 171 -ФЗ.
В соответствии с лицензионным требованием, установленным абзацем вторым пункта 10 статьи 16 Федерального закона № 171 -ФЗ, организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в сельских населенных пунктах, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 25 квадратных метров по каждому месту нахождения обособленного подразделения.
Абзацем двадцать четвертым пункта 1 статьи 26 Федерального закона № 171 -ФЗ установлено, что розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ, запрещается.
Частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения в области осуществления предпринимательской деятельности, при этом круг таких отношений ограничивается производством и (или) оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ, выражается в производстве или обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований.
Субъектами данного административного правонарушения являются исключительно юридические лица, которым в силу закона предоставлено право производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения внеплановой документарной проверки в отношении ООО "Аспект" по заявлению о продлении срока действия лицензии на розничную алкогольную продукцию установлено, что согласно выписке из ЕГРН от 15.02.2021 № КУВИ-002/2021-11568045, полученной в рамках документарной проверки, 09.06.2020 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области в ЕГРН зарегистрировано соглашение от 15.05.2020 о расторжении договора субаренды от 26.04.2016 года по адресу обособленного подразделения, указанному в заявлении ООО "Аспект": <...> между ИП ФИО1 и ООО "Аспект".
Таким образом, у ООО "Аспект" с 09.06.2020 года отсутствовало право собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или аренды, срок которой определен договором и составляет один год и более, на стационарный объект по вышеуказанному адресу.
Согласно Журналу учета объема розничной продажи маркированной алкогольной и спиртосодержащей продукции, сформированному в Интернет-сервисе «Личный кабинет» на сайте федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (https://servise.fsrar.ru/cabinet/home), за период с 09.06.2020 года по 18.03.2021 года ООО "Аспект" в магазине по адресу: <...> (КПП 381645010) осуществляло розничную продажу алкогольной продукции в обособленном подразделении по указанному адресу. Объем розничных продаж составил 1,15 дал, количество реализованной продукции - 19 штук. Дата продажи алкогольной продукции - 26,27 08.2020 года.
ООО "Аспект" указало, что после подписания соглашения о расторжении договора субаренды 15.05.2021 прекратило деятельность по розничной торговле алкогольной продукцией в обособленном подразделении по адресу: <...>, магазин «Рюмочный», товар вернули поставщику, оборудование вывезли. Кроме того, данная алкогольная продукция никогда не числилась в обособленном подразделении магазине по адресу: <...>, и была реализована в другом обособленном подразделении по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, <...>. Таким образом, в данном случае имеет место технический сбой, в связи с которым продажи в торговой точке по адресу г. Тайшет, ул. Бурлова, д. 10 -4Н попали в Журнал учета объема розничной продажи алкогольной продажи по адресу: <...>.
Судом указанные доводы отклонены обоснованно.
Из пояснений и представленных документов ООО "Аспект" следует, что алкогольная продукция была принята по юридическому адресу: <...> КПП 381645012, принадлежащий обособленному подразделению по адресу: Иркутская область, г. Тайшет, ул. Бурлова, д. 10 -4Н, магазин «Рюмочный».
Поступившая алкогольная продукция была списана ООО "Аспект" по акту списания 0А1р3-00009 от 19.10.2020 как недостача обособленного подразделения КПП 381645012.
Вместе с тем, согласно протоколам запроса от 12.04.2021 года фиксации в Единой государственной автоматизированной информационной системе (далее - ЕГАИС) сведений об алкогольной продукции, полученных по штрих коду ФМС, АМ списанная алкогольная продукция до составления акта списания от 19.10.2020 года реализована 26.08.2020 и 27.08.2020 года именно в обособленном подразделении, по адресу: <...> (КПП 381645010).
Сведений о перемещении спорной алкогольной продукции между обособленными подразделениями ООО "Аспект" с КПП 381645012 на КПП 381645010 не имеется.
Факт розничной продажи алкогольной продукции ООО "Аспект" в магазине по адресу: <...>, 27,08.2020 года также подтверждается Журналом учета объема розничной продажи маркированной алкогольной и спиртосодержащей продукции по чекам за период с 26.08.2020 года по 27.08.2020 года, а также протоколами запросов проверки федеральной специальной марки, нанесённой на алкогольную продукцию, по штрих-коду, сформированными в личном кабинете Росалкогольрегулирования, согласно которым алкогольная продукция была продана организацией 26.08.2020, 27.08.2020 года в магазине по адресу: <...> (КПП 381645010).
Так, согласно протоколу запроса от 12 апреля 2021 года о фиксации в ЕГАИС сведений об алкогольной продукции, полученных по штрих коду ФСМ, которой маркирована бутылка российского коньяка трехлетнего «Юждаг» 05 л., 40%, производителем продукции, организацией, получившей марку, и организацией, производившей 31 мая 2017 года нанесение контрольно-учетной информации (КУП), согласно данному протоколу, является ОАО АФ «Жемчужина Ставрополья».
В графе «Сведения о браке» данного протокола указаны сведения о браке (списании) ФСМ на основании акта ОА1рЗ-00009 от 19 октября 2020 года (тип списания - недостача).
В графе «Блок по движению продукции»: отправитель ООО «Аспект» КПП 381645012 (Указанное КПП зарегистрировано на обособленное подразделение ООО «Аспект» по адресу: <...>, магазин «Рюмочный»). В графе «Информация о реализации» указано обособленное подразделение по адресу: <...> (КПП 381645010).
Согласно протоколам запросов от 12 апреля 2021 года о фиксации в ЕГАИС сведений об алкогольной продукции, полученных по штрих - коду (ФСМ):
- водка «Калинка Экспорт», 0,5 л, 40%, производитель ООО «Премиум Спирите». В графе «Информация о реализации» указано обособленное подразделение по адресу: <...> д. 6- 8Н (КПП 381645010);
- российское шампанское брют белое «Легенда Тамани», 0,75 л, 11,75%, производитель ООО «ЦПИ-Ариант». В графе «Сведения о браке» данного протокола указаны сведения о браке (списании) ФСМ на основании акта ОА1рЗ-00009 от 19 октября 2020 года (тип списания - недостача). В графе «Блок по движению продукции»: отправитель ООО «Аспект» КПП 381645012. (Указанное КПП зарегистрировано на обособленное подразделение ООО «Аспект» по адресу: Иркутская область, г. Тайшет, ул. Бурлова, д. 10- 4Н, магазин «Рюмочный»), В графе «Информация о реализации» указано обособленное подразделение по адресу: <...> (КПП 381645010);
- напиток винный фруктовый газированный розовый сладкий «Версальтм Розе», 0,75л, 8%, производитель ООО «Исток ЗШВ». В графе «Информация о реализации» указано обособленное подразделение по адресу: <...> (КПП 381645010);
- водка «Калинка хохлома», 0,5 л, 40%, производитель ООО «Премиум Спирите». В графе «Информация о реализации» указано обособленное подразделение по адресу: <...> д. 6- 8Н (КПП 381645010).
Согласно протоколам запросов от 12 апреля 2021 года о фиксации в ЕГАИС сведений об алкогольной продукции, полученных по штрих коду акцизных марок (AM):
- вино столовое сухое красное «Маркиз де Руж»,0,75 л, 11%, страна производителя продукции Франция. В графе «Информация о реализации» указано обособленное подразделение по адресу: <...> (КПП 381645010);
- винный напиток сладкий красный вермут «Чинзано Россо», 1л, 15%, страна производителя продукции Италия. В графе «Сведения о браке» данного протокола указаны сведения о браке (списании) AM на основании акта ОА1рЗ-00009 от 19 октября 2020 года (тип списания - недостача). В графе «Блок по движению продукции»: отправитель ООО «Аспект» КПП 381645012. (Указанное КПП зарегистрировано на обособленное подразделение ООО «Аспект» по адресу: <...>, магазин «Рюмочный»), В графе «Информация о реализации» указано обособленное подразделение по адресу: Иркутская область, г. Тайшет,ул. Пушкина, д. 6-8Н (КПП 381645010);
- вино защищенного наименования места происхождения красное полусладкое «Киндзмараули», 0,75 л, 12%, производитель продукции АО «Бадагони», страна производитель Грузия. В графе «Сведения о браке» данного протокола указаны сведения о браке (списании) AM на основании акта ОА1рЗ-00009 от 19 октября 2020 года (тип списания - недостача). В графе «Блок по движению продукции»: отправитель № 5 ООО «Аспект» КПП 381645012. (Указанное КПП зарегистрировано на обособленное подразделение ООО «Аспект» по адресу: <...>, магазин «Рюмочный»). Указана накладная № 49155 от 20 августа 2020 года, статус принята, акт частичной приемки № 1рЗ-00005 от 20 августа 2020 года. В графе «Информация о реализации» указано обособленное подразделение по адресу: <...> (КПП 381645010).
В Журналах учета объема розничной продажи маркированной алкогольной и спиртосодержащей продукции по чекам за период с 26.08.2020 по 27.08.2020 по адресу: <...>, спорная алкогольная продукция не фигурирует.
Следовательно, ООО "Аспект" 26.08.2020, 27.08.2020 года по адресу обособленного подразделения: <...>, осуществляло розничную продажу алкогольной продукции при отсутствии права собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или аренды, срок которой определен договором и составляет один год и более, на стационарный торговый объект и складское помещение по вышеуказанному адресу, что является нарушением требований, установленных первым пункта 10 статьи 16, абзацем двадцать четвертым пункта 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ.
Доводы ООО "Аспект" о техническом сбое сайта Росалкогольрегулирования, как правильно указал суд первой инстанции, не могут быть подтверждены информацией полученной обществом в программе 1С:Предприятие, поскольку программа 1С:Предприятие является лишь программным продуктом компании 1С, предназначенным для автоматизации деятельности на отдельно взятом предприятии, а сайт Росалкогольрегулирования является оператором ЕГАИС, фиксирующих сведения об алкогольной продукции, полученных по штрих коду.
Таким образом, на момент проведения проверки должностными лицами Службы нежилое помещение, расположенное по указанному адресу, не принадлежало Обществу на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или аренды, срок которой определен договором и составляет один год и более, при этом ООО "Аспект" осуществляло розничную продажу и закупку алкогольной продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных абзацем первым пункта 10 статьи 16, абзацем двадцать четвертым пункта 1 статьи 26 Федерального закона № 171- ФЗ, что образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП Российской Федерации формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП Российской Федерации, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В рассматриваемом случае Обществом не представлено каких-либо данных о наличии объективных препятствий для соблюдения требований законодательства о государственном регулировании производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции. В частности, отсутствуют доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля юридического лица и препятствующих надлежащему выполнению требований Федерального закона от 22.11.1995г. № 171-ФЗ.
Иными словами, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, Общество не предприняло всех зависящих от него мер для предотвращения правонарушения.
Доводы ООО "Аспект", о том, что данные по розничной продажи алкогольной продукции, имеющиеся в Журналах Росалкогольрегулирования, противоречат данным Программы 1С: Предприятия несостоятельны, поскольку данные вопросы относятся прежде всего к вопросам внутренней организации деятельности Общества и должны стоять на постоянном контроле руководителя Общества.
Более того, факт реализации алкогольной продукции достоверно подтвержден совокупностью отчетов, сформированных в Интернет-сервисе «Личный кабинет» на сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (https://servise.fsrar.ru/cabinet/home).
Выявленные нарушения свидетельствуют об отсутствии со стороны Общества надлежащего контроля за соблюдением исполнения соответствующих публично-правовых обязанностей, характеризуют пренебрежительное отношение лица к установленным правовым требованиям.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 КоАП РФ), а также обстоятельств, вызывающих неустранимые сомнения в виновности лица, привлеченного к административной ответственности, арбитражным судом не установлено.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что у Службы имелись основания для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, а также имеются основания для привлечения Общества с ограниченной ответственностью "Аспект" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ, характеризующегося всеми необходимыми юридическими признаками (противоправность, виновность, наказуемость) и включающего в состав все предусмотренные нормой права элементы (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).
Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, судом не установлено.
Право общества на участие при составлении протокола об административном правонарушении, а также иные права, предоставляемые КоАП РФ лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Службой обеспечены и соблюдены. Уведомление № 02-83-1758/21 от 23.03.2021г. о дате, времени и месте составления протокола от 13.04.2021 № 172/08/21-ю было направлено по адресу Общества, указанному в выписке из ЕГРЮЛ и получено последним, что подтверждается ходатайством о составлении протокола без участия законного представителя от 09.04.2021 (л.д. 387, т. 1).
Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела не истек.
Лицом, привлекаемым к административной ответственности, не приведено ни одного довода и судом в обстоятельствах допущенного ООО "Аспект" правонарушения не установлено какой-либо исключительности для применения оценки малозначительности противоправного деяния (пункт 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).
Привлечение общества к административной ответственности отвечает целям административного наказания, а именно - предупреждению совершения новых правонарушений, а также принципам неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
При таких установленных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для квалификации противоправного деяния ООО "Аспект" в качестве малозначительного и освобождения юридического лица от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Доказательств наличия обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность юридического лица, в материалы дела не представлено, судом не установлено.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Исходя из смысла нормы части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, определяющее значение для решения вопроса о возможности назначения административного наказания ниже низшего предела имеет наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями.
Судом не установлено каких-либо исключительных обстоятельств, послуживших причиной совершения Обществом грубого административного правонарушения, выразившегося в нарушении императивных положений Федерального закона от 22.11.1995г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
Об отсутствии исключительных обстоятельств в рассматриваемом случае свидетельствует также характер и степень общественной опасности совершенного Обществом правонарушения. Так, в пункте 3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2003г. № 17-П отмечено, что государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют какие-либо данные, свидетельствующие о тяжелом имущественном и финансовом положении привлекаемого к административной ответственности юридического лица.
С учетом изложенного в данном конкретном случае лицом, привлекаемым к административной ответственности, не доказано наличие совокупности обстоятельств, позволяющих назначить административного наказания ниже низшего предела (часть 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ).
Поскольку факт совершения административного правонарушения доказан имеющимися материалами дела, принимая во внимание отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, об их наличии не заявлено, судом первой инстанции правомерно назначено административное наказание в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 14.17 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Вопреки доводам общества, основания для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ, о необходимости замены обществу назначенного в минимальном размере санкции нормы части 1 статьи 14.17 КоАП РФ наказания в виде штрафа на предупреждение, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 настоящего Кодекса (за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба), совокупность которых в рассматриваемом случае не установлена.
При этом наличие у Общества статуса субъекта малого предпринимательства, исходя из положений ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, не является безусловным основанием для применения наказания в виде предупреждения.
Кроме того, необходимо указать, что оборот алкогольной продукции находится под особым контролем государства, поскольку данная деятельность напрямую связана с жизнью и здоровьем населения, и правонарушения в указанной сфере обладают повышенной опасностью.
Суд апелляционной инстанции исходит из того, что в соответствии с частью 2 статьи 3.4 и частью 3.5 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации административное наказание в виде предупреждения может быть применено только при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.
Возможности применения к рассматриваемой ситуации положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены обществу административного наказания в виде штрафа на предупреждение в рассматриваемом случае не имеется, поскольку незаконная реализация алкогольной продукции создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 августа 2021 года по делу № А19-9536/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий Д.В. Басаев
Судьи В.А. Сидоренко
Н.В. Ломако