ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А19-9711/14 от 09.03.2015 АС Восточно-Сибирского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
  664025, г. Иркутск, ул. Чкалова, 14
 Тел./факс (3952) 210-170, 210-172; http://www.fasvso.arbitr.ru; e-mail: info@ fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Иркутск

А19-9711/2014

19 марта 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 19 марта 2015 года.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Сонина А.А.,

судей: Шелёминой М.М., Шелега Д.И.,

при участии в судебном заседании представителей: закрытого акционерного общества «СтройКонсалт» - ФИО1 (доверенность от 01.01.2015 № 01/2015-Д), ФИО2 (доверенность от 12.01.2015 № 02/2015-Д), администрации города Иркутска - ФИО3 (доверенность от 12.09.2014),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества «СтройКонсалт» на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2014 года по делу № А19-9711/2014 Арбитражного суда Иркутской области (суд апелляционной инстанции: Ткаченко Э.В., Желтоухов Е.В., Рылов Д.Н.),

установил:

закрытое акционерное общество «СтройКонсалт» (ОГРН <***>, г. Иркутск, далее - ООО «СтройКонсалт», общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации города Иркутска (ОГРН <***>, г. Иркутск, далее – администрация) от 16.11.2011 № 031-06-2585/11 в части установления красной линии по земельному участку общей площадью 2877 кв. м, расположенному по адресу: г. Иркутск, уч.10/1, кадастровый номер 38:36:000022:977.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 15 сентября 2014 года заявленные требования удовлетворены. Постановление администрации от 16.11.2011 № 031-06-2585/11 «Об утверждении проекта планировки Октябрьского округа г. Иркутска» в оспоренной части признано недействительным как несоответствующее Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Суд признал, что утвержденный проект планировки в части установления красных линий по земельному участку, принадлежащему заявителю на праве собственности, противоречит нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушает право владения, пользования и распоряжения заявителем указанным земельным участком.

Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции исходил из того, что представленными по делу доказательствами подтверждается то обстоятельство, что земельный участок с кадастровым номером 38:36:000022:977 является собственностью общества, поставлен на кадастровый учет; установление красных линий осуществлено без учета фактического землепользования и существующей застройки.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2014 года решение суда от 15 сентября 2014 года отменено. По делу принят новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление апелляционной инстанции отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельства дела, решение суда оставить в силе.

По мнению заявителя кассационной жалобы, установление красных линий должно быть осуществлено с учетом существующей застройки.

В судебном заседании представители общества поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Представитель администрации считает постановление суда апелляционной инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения. Соответствующее обоснование приведено в отзыве.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судами, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 11.10.2010 серии 38 АД № 317479 ЗАО «СтройКонсалт» принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 2877 кв. м, из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 38:36:000022:977, расположенный по адресу: <...> уч.10/1, 10/2, для эксплуатации существующих зданий складов.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка (выписке из государственного кадастра недвижимости) от 27.05.2009 № 38/130/09-71644 в государственный кадастр недвижимости 29.12.2008 внесены сведения о земельным участке с кадастровым номером 36:36:000022:977, из земель населенных пунктов, площадью 2877 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <...>.

Общество обратилось с письмом от 25.03.2014 № 102/2014-Д в Департамент обеспечения градостроительной деятельности Комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска (далее – Департамент) об указании расположения «красной линии» в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:977, основания ее установления, а также просило сообщить, что значит «Находится большей частью в зоне общего пользования», если данный участок является собственностью с 2009 года, указать правовые основания.

Департамент письмом от 29.04.2014№ 95774-2262/14 сообщил ЗАО «СтройКонсалт» о том, что в соответствии с проектом планировки Октябрьского округа г. Иркутска, утвержденного постановлением администрации г. Иркутска от 16.11.2011 № 031-06-2585/11, земельный участок с кадастровым номером 38:36:000022:977, расположен в границах красных линий (территории общего пользования).

Общество полагая, что указанное постановление в части утверждения им красных линий, проходящих через земельный участок, принадлежащий заявителю, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что представленными по делу доказательствами подтверждается то обстоятельство, что земельный участок с кадастровым номером 38:36:000022:977 является собственностью общества, поставлен на кадастровый учет; установление красных линий осуществлено без учета фактического землепользования и существующей застройки.

Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что ЗАО «СтройКонсалт» не представлено доказательств в подтверждение того, что проект планировки Октябрьского округа г. Иркутска в оспариваемой части нарушает права и законны интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд кассационной инстанции считает судебный акт не подлежащим отмене в силу следующего.

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии с положениями Градостроительного кодекса подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (часть 1 статьи 41); подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий (часть 2 статьи 41); подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (часть 1 статьи 42); проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (часть 2 статьи 42).

Из части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса следует, что основная часть проекта планировки территории включает в себя 1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: а) красные линии; б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; в) границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; г) границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса под красными линиями понимаются линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет территории общего пользования как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).

Соответственно, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (включая площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц.

Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

В силу подпункта «а» пункта 1 части 3 статьи 42, частей 4, 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии являются частью проекта планировки территории города, который, в свою очередь, является частью генерального плана городского округа.

Основные требования к порядку проектирования и установления красных линий в поселениях Российской Федерации установлены Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утвержденной Постановлением Госстроя Российской Федерации от 06.04.1998 № 18-30 (далее - Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий).

Пункт 1 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий предусматривает обязательность ее соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности при проектировании и застройке территорий городов и других поселений, а также при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель, при оформлении документов на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации.

Требования, предъявляемые на территории Российской Федерации к составу и содержанию материалов, организации разработки, рассмотрения, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, установлены Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госстроя России от 29.10.2002 № 150 (далее – Инструкция № 150).

Как следует из пункта 6 статьи 3.2.1 Инструкции № 150, на плане современного использования территории (опорном плане) показываются: существующая застройка с характеристикой зданий и сооружений по назначению, этажности и капитальности; границы землевладений и землепользований; планировочные ограничения, границы охраняемых территорий; источники загрязнения среды и санитарно-защитные зоны; уличная сеть с указанием типов покрытия проезжих частей; транспортные сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры; границы территорий по формам собственности; границы отвода участков под все виды строительства и благоустройства; действующие и проектируемые красные линии, линии регулирования застройки.

Пунктом 7 статьи 3.2.1 указанной Инструкции определено, что на плане красных линий (основном чертеже) должны быть показаны перечисленные в пункте 6 элементы сохраняемой застройки всех видов, сохранные участки природного ландшафта и проектные предложения по: проектируемым красным линиям, линиям регулирования застройки и другим линиям градостроительного регулирования; функциональному использованию территории с выделением зеленых насаждений и элементов благоустройства; архитектурно-планировочному и объемно-пространственному решению застройки; развитию улично-дорожной сети, транспортным сооружениям, сооружениям и коммуникациям инженерного оборудования; границам территорий по формам собственности; скотопрогоны и иные проектные решения.

План современного использования территории (опорный план) и план красных линий (основной чертеж) являются самостоятельными графическими материалами проекта планировки (пункт 4 статьи 3.2.1 Инструкции № 150), что не свидетельствует о том, что красные линии должны проектироваться с учетом существующей застройки.

Как следует из пункта 5 статьи 3.2.1 Инструкции № 150, на схеме размещения проектируемой территории в структуре поселения показываются: границы проектируемой территории, зоны различного функционального назначения в соответствии с генеральным планом поселения, основные планировочные и транспортно-коммуникационные связи.

Следовательно, администрация должна была документально обосновать, что установление спорных красных линий основано на Генеральном плане г. Иркутска, утвержденном решением Думы города Иркутска от 28.06.2007 № 004-20-390583/7.

Администрацией в материалы дела представлена информация о границах земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:977 с указанием территории общего пользования и красной линии, в соответствии с проектом планировки Октябрьского района г. Иркутска, утвержденным постановлением администрации города Иркутска от 16.11.2011 № 031-06-2585/11.

Доказательств того, что в результате издания данного правового акта ЗАО «СтройКонсалт» не может использовать принадлежащий ему на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 38:36:000022:977, расположенный по адресу: <...>, в соответствии с установленным видом разрешенного использования, в материалы дела не представлено.

Доказательств того, что проект планировки Октябрьского округа г. Иркутска в оспариваемой части нарушает права и законны интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности обществом в материалы дела также не представлено.

Таким образом, вывод суда о том, что красные линии, которые проходят по земельному участку, а также по зданиям, находящимся в собственности у общества, не нарушают права заявителя, как собственника, поскольку такое расположение красных линий не влечет изменение, прекращение либо ограничение прав собственности заявителя, является правильным.

В этой связи суд апелляционной инстанции правомерно на основании части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказал в удовлетворении требования общества.

Приведенные в кассационной жалобе доводы по существу направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, установленных судом апелляционной инстанции, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2014 года по делу № А19-9711/2014 Арбитражного суда Иркутской области оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья

Судьи

А.А. Сонин

М.М. Шелёмина

Д.И. Шелег