ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357601, http://www.16aas.arbitr.ru,
e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. 8 (87934) 6-09-16, факс: 8 (87934) 6-09-14
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки Дело № А20-1406/2015
14 октября 2020 года
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2020 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Джамбулатова С.И., судей: Бейтуганова З.А., Годило Н.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Апостоловой М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Нальчик» и администрации Черекского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики на определение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 26.05.2020 (резолютивная часть от 20.05.2020) по делу №А20-1406/2015, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Нальчик» (г. Нальчик, ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительными и отмене результатов торгов, с участием общества с ограниченной ответственностью «Черекэнерго» (ПГТ Кашхатау, ОГРН <***>, ИНН <***>), общества с ограниченной ответственностью «ЮФ «Дом права», Управления Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике, конкурсного управляющего ФИО5, заявление общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Нальчик» (г. Нальчик, ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительными и отмене результатов торгов, с участием общества с ограниченной ответственностью «Черекэнерго» (ПГТ Кашхатау, ОГРН <***>, ИНН <***>), общества с ограниченной ответственностью «ЮФ «Дом права», Управления Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике, конкурсного управляющего ФИО5, в рамках дела о признании несостоятельным (банкротом) открытого акционерного общества «Черектеплоэнерго» Черекского района Кабардино-Балкарской Республики (ПГТ Кашхатау, ОГРН <***>, ИНН <***>), при участии в судебном заседании представителя ООО «Газпром межрегионгаз Нальчик» - ФИО1 (доверенность от 23.12.2019), представителя конкурсного управляющего ОАО «Черектеплоэнерго» Черекского района - ФИО2 (доверенность от 01.07.2020), представителя ООО «Черекэнерго» - ФИО3 (доверенность от 01.06.2020), представителя ООО «Юридическая Фирма «Дом Права»- Соколова Г.Д. (доверенность от 18.05.2020), в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 09.06.2016 открытое акционерное общество «Черектеплоэнерго» (далее – должник, общество «Черектеплоэнерго») признано несостоятельным (банкротом); открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден ФИО4.
Определением арбитражного суда от 28.02.2018 ФИО4 освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего должника.
Определением суда от 27.03.2018 конкурсным управляющим утвержден ФИО5.
Определением суда от 27.07.2018 произведена замена кредитора и заявителя по настоящему делу общества с ограниченной ответственностью «Газпром Пятигорск» на его правопреемника общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Нальчик» в реестре требований кредиторов открытого акционерного общества «Черектеплоэнерго».
12.11.2019 от общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Нальчик» (далее - общество «Газпром межрегионгаз Нальчик») поступило заявление о признании недействительными и отмене результатов торгов в виде публичного предложения №0002425 в электронной форме на электронной площадке www.arbitat.ru. Заявление мотивировано следующим:
09.08.2019 в ЕФРСБ опубликовано сообщение о проведении торгов в виде публичного предложения в электронной форме на электронной площадке www.arbitat.ru. При этом начальная стоимость лота составила 109 937 122,20 руб. Текущая цена 2 198 742,47 руб. Как начальная, так и конечная цена лота существенно ниже рыночной цены имущества.
23.09.2019 торги были окончены и победителем торгов стал единственный участник торгов ООО «Черекэнерго».
ООО «Газпром межрегионгаз Нальчик» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании торгов недействительными.
Определением суда от 26.05.2020 в удовлетворении заявления ООО «Газпром межрегионгаз» о признании недействительными и отмене результатов торгов в виде публичного предложения №0002425 в электронной форме на электронной площадке www.arbitat.ru. отказано.
Не согласившись с принятым определением, ООО "Газпром межрегионгаз Нальчик" и Администрация Черекского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики обратились с апелляционной жалобой, в которой просят отменить определение суда и принять по делу новый судебный акт о признании недействительными и отмене результатов торгов, ссылаясь на нарушение порядка проведения торгов. У заявителя отсутствовала возможность ознакомиться с имуществом должника. На ЕФРСБ в карточке должника сообщение о проведении торгов размещено как «Иное сообщение», вместо положенного «Объявление о проведении торгов». Из-за неверной категории сообщения данный Лот не попал в раздел «Торги на ЕФРСБ», что могло привести к сужению круга потенциальных покупателей. Победителем торгов стал единственный участник торгов ООО «Черекэнерго», которое не имело лицензии на эксплуатацию взрыво и пожароопасных объектов. Кроме того, ООО «Черекэнерго» не является членом саморегулирующей организации в сфере теплоснабжения. В публикации о продаже имущества должника на сайте ЕФРСБ указаны другие объекты недвижимости, которые не были оценены оценщиком. В отчете об оценке и сообщении от 30.01.2019 № 3431807 на сайте https:// bankrot.fedresurs.ru указана разная площадь объектов.
Конкурсный управляющий, САУ «СРО «Дело», ООО «Черекэнерго», ООО «ЮФ «Дом права» направили отзывы на апелляционные жалобы, в которых просят оставить определение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ООО «Газпром межрегионгаз Нальчик» поддержал доводы, указанные в апелляционных жалобах и дополнениях к апелляционной жалобе в полном объеме.
Представители ОАО «Черектеплоэнерго», САУ «СРО «Дело», ООО «Черекэнерго», ООО «ЮФ «Дом права» поддержали доводы, изложенные в отзывах на апелляционную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалоб, отзывов на апелляционные жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
В силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется путем проведения торгов, в том числе посредством конкурса.
Определением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 26.12.2018 по делу № А20-1406/2015 утверждено Положение о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника (далее - Положение) (т.2, л.д. 34-61).
На основании утвержденного Положения о продаже имущества должника, на сайте ЕФРСБ №3431807 от 30.01.2019 опубликовано сообщение о проведении торгов. Повторные торги также признаны несостоявшимися.
10.08.2019 организатор торгов в газете «Коммерсантъ» (т.2, л.д. 69-71) и 09.08.2019 в ЕФРСБ (т.2, л.д. 72,73) опубликовал извещения о проведении торгов в форме публичного предложения по продаже имущества должника с начальной ценой Лота № 1 на первом интервале торгов ППП: 109 937 122,20 руб.
В сообщениях указано следующее: торги будут проведены на электронной торговой площадке с 00:00 ч. 12.08.2019 по 23:59 ч. 28.09.2019 либо до момента определения победителя. Заявки на участие рассматриваются организатором торгов не позднее окончания времени приема заявок на интервале снижения цены. Интервал снижения цены: 3 дня шаг снижения (от начальной цены продажи на торгах) для интервалов с первого по девятый - 11%, десятый - 5%, с 11 по 16 - 1%. К участию в торгах допускаются физические и юридические лица. Размер задатка 20% от начальной продажной цены Лота на интервале.
К участию в торгах допускаются лица, представившие в установленный срок заявку на участие в торгах и перечислившие задаток в установленном порядке, а также содержащую обязательство исполнять условия конкурса: членство заявителя в саморегулируемой организации в сфере теплоснабжения в случае вступления в силу на день публикации сообщения о проведении конкурса акта уполномоченного органа государственной власти, регулирующего порядок ведения реестра саморегулируемых организаций в сфере теплоснабжения и наличие лицензии на осуществление эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов.
Победителем торгов признается участник, который представил в установленный срок заявку на участие в торгах с предложением о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества, установленной для соответствующего периода проведения торгов, при отсутствии предложений других участников.
Из текста сообщения от 10.08.2019, размещенного на сайт ЕФРСБ, следует, что организатор торгов сообщил о необходимости наличия лицензии на осуществление эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов и наличие членства заявителя в саморегулируемой организации в сфере теплоснабжения, в случае вступления в силу на день публикации сообщения о проведении конкурса акта уполномоченного органа государственной власти, регулирующего порядок ведения реестра саморегулируемых организаций в сфере теплоснабжения.
Из протокола об определении участников торгов от 23.09.2019 (публичное предложение № 2425) следует, что 22.09.2019 для участия на торгах поступила заявка от ООО «Черекэнерго» (ИНН <***>, ОГРН <***>, <...>, литер а, пом. 37-Н, оф. 37) (т.2,л.д. 76,77).
Указанная заявка допущена к участию в торгах; от других лиц заявки на участие в торгах по этому лоту не поступали. Указанная заявка подана на этапе максимального снижения цены (начальная цена лота - 109 937 122,20 руб., цена предложения 3 333 333,33 руб.).
Протоколом о результатах проведения открытых торгов по лоту от 23.09.2019 ООО «Черекэнерго» признано победителем торгов, начальная цена лота - 109 937 122,20 руб., цена предложения - 3 333 3333,33 руб. (т.2, л.д. 78,79).
Доводы администрации о том, что предложение о преимущественном праве приобретения имущества, являющегося объектом естественной монополии было получено после проведения торгов, подлежит отклонению по следующим основаниям.
Право на преимущественное приобретение имущества, являющегося объектом естественной монополии закреплено в ст. 195 и 201 Федерального закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Согласно п. 4 ст. 201 Федерального закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (Далее - Закон о банкротстве) при продаже имущества, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования в лице соответствующих уполномоченных органов имеют право преимущественного приобретения предлагаемого для продажи имущества в порядке, предусмотренном пунктами 8 и 9 статьи 195 настоящего Федерального закона.
Пункт 8, 9 Закона о банкротстве гласит: при продаже предприятия должника -стратегических предприятия или организации, предназначенных для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации, Российская Федерация имеет право преимущественного приобретения этого предприятия.
В случае продажи на торгах предприятия должника - стратегической организации, не являющейся федеральным государственным унитарным предприятием, которое предназначено для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации, Российская Федерация вправе в течение месяца с даты подписания протокола об итогах торгов заключить договор купли-продажи, предусматривающий приобретение данного предприятия по цене, определенной по результатам торгов и указанной в протоколе об итогах торгов, на условиях, установленных для проведения конкурса.
В случае если Российская Федерация в течение указанного срока не заключила договор купли-продажи, этот договор заключается с победителем торгов, установленным в протоколе об итогах торгов.
Победитель торгов обязан уплатить продажную цену предприятия, определенную на торгах в срок, который предусмотрен в сообщении о проведении торгов и не может превышать месяц с даты заключения договора купли-продажи.
К участию в торгах не допускаются конкурсные кредиторы и их аффилированные лица.
В случае продажи на торгах предприятия должника - стратегического предприятия, являющегося федеральным государственным унитарным предприятием, которое предназначено для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации, Российская Федерация в течение месяца с даты подписания протокола об итогах торгов вправе предоставить должнику денежные средства в размере, равном продажной цене данного предприятия, определенной по результатам проведения конкурса и указанной в протоколе об итогах торгов. Указанные средства должник обязан направить на погашение требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов.
В случае, если Российская Федерация в течение указанного срока не предоставила должнику в соответствии с настоящей статьей денежные средства, договор купли-продажи заключается с победителем торгов, установленным в протоколе об итогах торгов.
Победитель торгов обязан уплатить продажную цену предприятия, определенную на торгах, в срок, который предусмотрен в сообщении о проведении торгов и который не может превышать месяц с даты заключения договора купли-продажи.
При продаже предприятия должника - стратегических предприятия или организации, которое предназначено для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации, на торгах в форме конкурса федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет деятельность стратегические предприятие или организация, заключает с покупателем такого предприятия должника соглашение об исполнении условий конкурса. В случае существенного нарушения или неисполнения покупателем соглашения об исполнении условий конкурса эти соглашение и договор купли-продажи такого предприятия должника подлежат расторжению арбитражным судом по иску указанного федерального органа. В случае расторжения арбитражным судом указанных соглашения и договора купли-продажи такое предприятие должника подлежит передаче в федеральную собственность в порядке, установленном федеральным законом.
Российским законодательством не предусмотрена обязанность конкурсного управляющего по направлению предложения о приобретении имущества должника с преимущественным правом, данное лицо обладает правом в течение месяца с даты подписания протокола об итогах торгов заключить договор купли-продажи, предусматривающий приобретение данного предприятия по цене, определенной по результатам торгов и указанной в протоколе об итогах торгов, на условиях, установленных для проведения конкурса, но не обязывает конкурсного управляющего уведомлять такие лица о наличии у них данного права в силу их юридической компетенции. Данные обстоятельства исключают нарушение проведения торгов.
Из представленных конкурсным управляющим документов в адрес администрации было направлено предложение о приобретении имущества должника 19.12.2019 в период, когда договор купли-продажи с победителем торгов не был заключен в связи с принятыми обеспечительными мерами. При этом каких-либо доказательств, подтверждающих реализацию органами местного самоуправления преимущественного права в материалы дела не представлено вплоть до момента удаления суда апелляционной инстанции в совещательную комнату, притом, что с момента получения местной администрации уведомления конкурсного управляющего о наличии преимущественного права до момента вынесения судебного акта судом первой инстанции прошел значительный промежуток времени, более длительный, чем установленный законом месячный срок.
Определением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 02.10.2019 года по делу №А20-4990/2019 приняты обеспечительные меры в виде запрета заключить договор купли-продажи и передачу имущества должника (ОАО «Черектеплоэнерго») по результатам торгов в виде публичного предложения №0002425 в электронной форме на электронной площадке www.arbitat.ru до рассмотрения дела №А20-4990/2019 по существу. Определением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 18.11.2019 года по делу №А20-4990/2019 обеспечительные меры отменены.
Определением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 12.11.2019 года по делу №А20-1406/2015 приняты обеспечительные меры в виде запрета заключить договор купли-продажи и передачу имущества должника (ОАО «Черектеплоэнерго») по результатам торгов в виде публичного предложения №0002425 в электронной форме на электронной площадке www.arbitat.ru до рассмотрения дела №А20-4990/2019 по существу.
Таким образом, на дату рассмотрения настоящей апелляционной жалобы договор купли-продажи с победителем торгов не заключен и Администрация Черекского района при должной осмотрительности могла воспользоваться преимущественном правом приобретения имущества.
В адрес конкурсного управляющего поступил ответ на предложение воспользоваться преимущественным правом покупки имущества от Министерства земельных и имущественных отношений КБР №24-03-1-41/449 от 03.02.2020, из которого следует, что силу п. 4.2 части 1 статьи 17 указанного закона, в целях решения вопросов местного значения, органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении».
Министерство земельных и имущественных отношений КБР в своем ответе разъясняет порядок приобретения имущества объекта естественных монополий. В соответствии с нормами ст. 195 и 201 Закона о банкротстве реализация преимущественного права приобретения такого имущества заключается в том, что указанные субъекты имеют право в течении месяца с даты подписания протокола об итогах торгов по продаже этого имущества заключить договор купли-продажи, предусматривающий приобретение данного имущества по цене, определенной по результатам торгов и указанной в протоколе об итогах торгов, на условиях установленных для проведения конкурса, либо предоставить должнику денежные средства в размере, равном продажно цене данного предприятия, определенной по результатам проведения конкурса и указанной в протоколе торгов. Только в том случае, если указанные субъекты в течение указанного срока не заключили договор купли-продажи либо не предоставили денежные средства, этот договор заключается с победителем торгов, установленным в протоколе об итогах торгов.
Аналогичная позиция изложена в Определении ВАС РФ от 01.02.2013 №ВАС-433/13 по делу №А50-20290/2011, из которой следует, что в передаче дела в Президиум ВАС РФ отказано, поскольку суд сделал правильный вывод о том, что истец в установленный законом месячный срок не реализовал свое преимущественное право на приобретение имущества предприятия, в связи с чем к моменту предъявления исковых требований истец утратил материально-правовое основание в применении указанного способа защиты.
Администрация не осуществила действия, направленные на получение имущества в собственность, а именно: не направило соответствующее уведомление о желании приобрести имущество, притом, что банковские реквизиты для перечисления денежных средств в качестве оплаты имущества опубликованы в публичном ресурсе - Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, не выразило желание осмотреть имущество перед принятием решения о приобретении.
Поскольку договор купли-продажи не заключен с победителем торгов в течении месяца с даты окончания торгов, а Администрация Черекского района КБР в течение этого периода не воспользовалась своим правом на преимущественное приобретение предприятия, торги проведены в соответствии со ст. 195 и 201 Закона о банкротстве в форме конкурса.
Администрация знала о проведении торгов, поскольку 05.06.2018 конкурсный управляющий ФИО5 обратился в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с ходатайством об утверждении Положения о порядке, сроках и условиях реализации имущества должника.
Конкурсный управляющий с учетом поступившего мнения учредителя должника «Администрация Черекского района КБР» в проекте «Положения о порядке, троках и условиях продажи имущества должника» внес поправки.
30.07.2018 от конкурсного управляющего в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики в рамках дела №А20-1406/2015 подано ходатайство об уточнении заявленных требований в связи с внесенными администрацией изменениями в Положение о порядке, сроках и условиях реализации имущества должника. В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд принял уточненные требования. В ходе судебного заседания представитель конкурсного управляющего заявил ходатайство об отложении судебного заседания в связи с тем, что в Положение о порядке, сроках и условиях реализации имущества должника внесены изменения, новая редакция которого направлена всем участвующим в деле лицам для ознакомления. Представитель администрации не возражал относительно заявленного ходатайства, что подтверждается определением АС КБР от 31.07.2018 по делу №А20-1406/2015.
Определением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики по делу №А20-1406/2015 от 26.12.2018 ходатайство конкурсного управляющего удовлетворено. Утверждено Положение о порядке, сроках и об условиях продажи имущества ОАО «Черектеплоэнерго» (далее - Положение) в редакции, предложенной конкурсным управляющим. Указанное Определение Арбитражного суда вступило в законную силу, не обжаловалось.
Сведения о проведении торгов находятся в открытом доступе и размещены на сайте https ://bankrot.fedresurs .ru/ (Сообщение №3431807 от 30.01.2019, сообщение №3653847 от 09.04.2019, сообщение №3807049 от 31.05.2019, сообщение №4036169 от 09.08.2019)
С учетом изложенного, доводы администрации не принимаются судом.
Согласно буквальному толкованию утвержденному арбитражным судом первой инстанции положению о порядке и условиях реализации имущества ОАО «Черектеплоэнерго», а также буквальному толкованию сообщений организатора торгов, размещенных в средствах массовой информации (ст. 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, членство заявителя в саморегулируемой организации в сфере теплоснабжения и наличие лицензии на осуществление эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов необходимы были бы в случае вступления в силу на день публикации сообщения о проведении конкурса акта уполномоченного органа государственной власти, регулирующего порядок ведения реестра саморегулируемых организаций в сфере теплоснабжения.
При этом, в настоящее время саморегулируемые организации в сфере теплоэнергетики находятся на стадии формирования, а сама отрасль - в стадии становления.
Как следует из ответа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16.12.2019 за № 44023-ОГ/04 на имя организатора торгов, зарегистрированные СРО в сфере теплоснабжения в реестре отсутствуют (т.4, л.д. 153).
В соответствии с пунктом 1 статьи 201 Закон о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, в качестве обязательного условия договора купли-продажи имущества должника субъекта естественной монополии, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, устанавливаются условия, указанные в п. 2 настоящей статьи, а именно обязательным условием договора купли-продажи имущества должника субъекта естественной монополии является: наличие лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, если деятельность должника подлежит лицензированию. В указанной статье предусмотрены специальные правила, регулирующие продажу имущества, которое непосредственно используется для производства или реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.
Учитывая указанную императивную норму, можно сделать вывод о том, что содержащиеся в указанной статье правила, являются специальными по отношению к общим положениям о продаже предприятия должника (ст. 110 Закона о банкротстве), то есть, требующей обязательного наличия лицензии у потенциального покупателя. Необходимо отметить, что любая лицензия выдается в целях обеспечения безопасности, служит гарантией того, что соответствующее лицо отвечает требованиям Закона о лицензировании.
В соответствии со статьей 49 Гражданского кодекса РФ право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в СРО или получение свидетельства СРО о допуске к определенному виду работ, возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо с момента вступления юридического лица в СРО или выдачи СРО свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Из Положения о порядке продажи следует, что на продажу выставлено социально значимое имущество. Выставленное на торги имущество, находится в настоящее время в эксплуатации и на нем осуществляется генерация и передача тепловой энергии населению (больницы, интернаты, школы). Деятельность по передаче тепловой энергии в Российской Федерации регламентирована Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", в соответствии с пунктом 1 статьи 27 которого теплоснабжающая организация и (или) теплосетевая организация, являющиеся членами саморегулируемой организации в сфере теплоснабжения, вправе осуществлять деятельность в сфере теплоснабжения только при наличии выданного этой саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к осуществлению определенных вида или видов деятельности в сфере теплоснабжения. Форма свидетельства о допуске устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения. В соответствии с подп. 12 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99- ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
В целях защиты публичных интересов законодатель установил требование об обязательном наличии лицензии к участникам оборота не как способ ограничения их прав, а как преимущество, ставящее лицо в более выгодное положение в сравнении с иными участниками, у которых такая лицензия отсутствует.
Согласно пункту 2 статьи 201 Закона о банкротстве обязательными условиями договора купли-продажи имущества должника - субъекта естественной монополии являются: согласие покупателя принять на себя обязательства должника по договорам поставки товаров, являющимся предметом регулирования законодательства о естественных монополиях; принятие на себя покупателем обязательств по обеспечению доступности производимого и (или) реализуемого товара (работ, услуг) для потребителей; наличие лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, если деятельность должника подлежит лицензированию. При продаже непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии имущества должника путем проведения конкурса федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации проводить государственную политику в отношении субъектов естественной монополии, заключает с покупателем указанного имущества должника соглашение об исполнении условий конкурса. В случае неисполнения покупателем имущества должника, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, условий, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, договор подлежит расторжению арбитражным судом на основании заявления соответствующего федерального органа исполнительной власти. При расторжении договора покупателю имущества за счет средств федерального бюджета возмещаются средства, затраченные на покупку имущества и осуществление за истекший период инвестиций. При расторжении договора имущество подлежит передаче в федеральную собственность (пункт 3 статьи 201 Закона о банкротстве).
В сообщении о продаже имущества указано, в том числе следующее: «К участию в торгах допускаются лица, представившие в установленный срок заявку на участие в торгах и перечислившие задаток в установленном порядке, а также содержащую обязательство исполнять условия конкурса: членство заявителя в саморегулируемой организации в сфере теплоснабжения в случае вступления в силу на день публикации сообщения о проведении конкурса акта уполномоченного органа государственной власти, регулирующего порядок ведения реестра саморегулируемых организаций в сфере теплоснабжения и наличие лицензии на осуществление эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов. Победителем торгов признается участник, который представил в установленный срок заявку на участие в торгах с предложением о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества, установленной для соответствующего периода проведения торгов, при отсутствии предложений других участников». Между тем, исходя из буквального толкования положений пункта 2 статьи 201 Закона о банкротстве, суд пришел к выводу о том, что наличие лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности является обязательным условием договора купли-продажи, а не допуска потенциального покупателя к участию в торгах; что установленными законом последствиями неисполнения покупателем имущества должника предусмотренных пунктом 2 статьи 201 Закона о банкротстве, является расторжение договора.
Исполнить требование о наличии лицензии возможно лишь после приобретения имущества должника в собственность, поскольку лицензия выдается на осуществление эксплуатации взрывопожароопасных объектов только на те объекты, которые находятся в собственности организации. Таким образом, подавая заявку на участие в торгах, участник обязуется приобрести лицензию на осуществление взрывопожароопасных объектов после приобретения имущества должника в собственность.
Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с частью 1 статьи 1 3 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности») документы (копии документов), указанные в подпунктах 1 и 4 части 3 статьи 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков, зданий, строений и сооружений (единой обособленной части здания, строения и сооружения), на (в) которых размещаются объекты.
Наличие в Положении о продаже имущества должника и в сообщении о проведении торгов требования к участникам конкурса иметь в наличии лицензию на осуществление эксплуатации взрывопожароопасных и необходимости членства в СРО содержит условие о вступлении в силу на день публикации сообщения о проведении конкурса акта уполномоченного органа государственной власти, регулирующего порядок ведения реестра саморегулируемых организаций в сфере теплоснабжения.
Согласно выписке из ЕГРН от 17.01.2020 ООО «Черекэнерго» зарегистрировано 31.05.2018 (ОГРН <***> ИНН <***>) (т.4, л.д. 143-148).
Согласно указанной выписке основным видом деятельности данного общества является распределение пара и горячей воды (тепловой энергии). ООО «Черекэнерго» имеет свидетельство о регистрации от 19.07.2019 А19-10937, выданное Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (т.4, л.д. 155-157). Как следует из указанного свидетельства эксплуатируемые данной организацией опасные производственные объекты зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Перечень опасных производственных объектов прилагается в Приложении (т.4,л.д. 157).
Деятельность по передаче тепловой энергии в Российской Федерации регламентирована Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", в соответствии с пунктом 1 статьи 27 которого теплоснабжающая организация и (или) теплосетевая организация, являющиеся членами саморегулируемой организации в сфере теплоснабжения, вправе осуществлять деятельность в сфере теплоснабжения только при наличии выданного этой саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к осуществлению определенных вида или видов деятельности в сфере теплоснабжения. Форма свидетельства о допуске устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения.
Довод ООО «Газпром межрегионгаз Нальчик» о том, что ООО «Черекэнерго» не является членом саморегулируемой организации в сфере теплоэнергетики является несостоятельным, поскольку согласно ответу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16.12.2019 за № 44023-ОГ/04 на имя организатора торгов, зарегистрированные СРО в сфере теплоснабжения в реестре отсутствуют (т.4, л.д. 153).
Таким образом, судом установлено, что ООО «Черекэнерго» имеет право на эксплуатацию опасных производственных объектов, принимая участие в торгах ООО «Черекэнерго» обязалось получить лицензию на осуществление эксплуатации взрывопожароопасных объектов, иного способа приобрести имущество ОАО «Черектеплоэнерго» на торгах посредством конкурса не представляется возможным.
Довод о том, что в отчете об оценке и сообщении №3431807 от 30.01.2019 на сайте https://bankrot.fedresurs.ru/ указана разная площадь объектов не свидетельствует о том, что площадь объектов как в отчете об оценке, так и в сообщении № 3431807 от 30.01.2019 указаны неверно.
Данные сведения также подтверждаются свидетельствами о праве собственности на объекты общества «Черектеплоэнерго», выписками из ЕГРН на объекты ОАО «Черектеплоэнерго».
Согласно отчета об оценке, площадь объектов как оценщиком, так и конкурсным управляющим указаны верно: Центральная котельная <...> (здание котельной): площадь, указанная оценщиком - 310,9 кв.м (из пункта: «Исчисление площадей и объемов здания и его частей» (Стр. 10 Отчета об оценке, т.2). Площадь, указанная в выписке из ЕГРН под пунктом 1, а также в Техническом паспорте в пункте «благоустройство здания» 311,7 кв.м ((Стр. 9 Отчета об оценке, т.2); Котельная «Поликлиника», п. Кашхатау, ул. Шогенцукова, д. 30: площадь, указанная оценщиком 123,0 кв.м (из пункта «Исчисление площадей и объемов здания и его частей» (Стр. 65 Отчета об оценке, т.2). Площадь, указанная в выписке из ЕГРН -180,00 кв.м (Пункт 20 ивыписки из ЕГРН); Котельная «Центральная» <...>: площадь указанная оценщиком - 21.8 кв.м (из пункта «Исчисление площадей и объемов здания и его частей» (Стр. 27 Отчета об оценке, т.2). Площадь, указанная в выписке из ЕГРН - 18,5 кв.м. Площадь, указанная в выписке из ЕГРН под пунктом 16, а также в Техническом паспорте (Стр. 26Отчета об оценке, т.2); Котельная МКОУ «СОШ» <...>: Площадь, указанная оценщиком - 150,0 кв.м (из пункта «Исчисление площадей и объемов здания и его частей» (Стр. 4 Отчета об оценке, т.2). Площадь, указанная в выписке из ЕГРН под пунктом 15- 122,2 кв.м, а также в Техническом паспорте (Стр.4 Отчета об оценке, т.2); Котельная КШИ <...>: Площадь, указанная оценщиком 166,4 кв.м (из пункта «Исчисление площадей и объемов здания и его частей» (Стр. 32 Отчета об оценке, т.2). Площадь, указанная в выписке из ЕГРН под пунктом 4, а также в Техническом паспорте (отчет об оценке стр. 31, т.2); Котельная МКОУ «СОШ» <...>: площадь, указанная оценщиком - 235,0 кв.м (из пункта «Исчисление площадей и объемов здания и его частей» (Стр. 50 Отчета об оценке, т.2). Площадь, указанная в выписке из ЕГРН под пунктом 2, а также в Техническом паспорте - 201,1 кв.м (Стр. 52 Отчета об оценке, т.2); Котельная МКОУ «СОШ» <...>: Площадь, указанная оценщиком - 108,2 кв.м. (стр. 56 Отчета об оценке, т.2). Площадь, указанная в выписке из ЕГРН под пунктом 21, а также в Техническом паспорте - 201,1 кв.м (Стр. 55 Отчета об оценке, т.2); Котельная МКОУ «СОШ» <...>: Площадь, указанная оценщиком - 231,5 кв.м (стр.37 Отчета об оценке). Площадь, указанная в выписке из ЕГРН под пунктом 11, а также в Техническом паспорте - 191,3 кв.м (Стр. 36 Отчета об оценке, т.2); Котельная МКОУ «СОШ» <...>: Площадь, указанная оценщиком - 125,7 кв.м (Стр. 70 Отчета об оценке). Площадь, указанная в выписке из ЕГРН под пунктом 3, а также в Техническом паспорте - 103,4 кв.м (Стр. 71 Отчета об оценке, т.2); Котельная Д/С <...>: Площадь, указанная оценщиком 237,2 кв.м (Стр.17 Отчета об оценке). Площадь, указанная в выписке из ЕГРН под пунктом 10, а также в Техническом паспорте - 148,7 кв.м (Стр. 55 Отчета об оценке, т.2); Котельная МКОУ «СОШ» <...>: Площадь, указанная оценщиком - 72,0 кв.м (Стр.46 Отчета об оценке). Площадь, указанная в выписке из ЕГРН под пунктом 9 - 142,6 кв.м; Котельная МКОУ «СОШ» с. Герпегеж, уб. б/н: Площадь, указанная оценщиком 167,7 кв.м (Стр.42 Отчета об оценке). Площадь, указанная в выписке из ЕГРН под пунктом 7, а также в Техническом паспорте - 142,3 кв.м (Стр. 41 Отчета об оценке, т.2); Котельная КБР, <...>: Площадь, указанная оценщиком - 121,5 кв.м (Стр.22 Отчета об оценке). Площадь, указанная в выписке из ЕГРН под
пунктом 21, а также в Техническом паспорте - 96,5 кв.м (Стр. 21 Отчета об оценке, т.2).
Таким образом, площадь зданий оценщик указывал из технических паспортов объектов, пункт «исчисление площадей и объемов здания и его частей», а в выписке из ЕГРН указана площадь из пункта «Благоустройство здания. При этом площадь объектов как оценщиком, так и конкурсным управляющим указаны верно. В подтверждение указанных выше обстоятельств конкурсным управляющим представлены в материалы дела технические паспорта объектов (т.8, л.д.38-148, т.9, л.д. 1-138, т.10, л.д. 1-45), выписки из ЕГРН (т.8, л.д. 19-37), свидетельства о государственной регистрации права собственности на эти объекты (т.10, л.д. 46-70).
Довод о том, что в публикации о продаже имущества должника на сайте ЕФРСБ указаны другие объекты недвижимости, которые не были оценены оценщиком отклонен судом.
Все здания и сооружения, указанные в публикации о продаже имущества должника на сайте ЕФРСБ имеются в выписке из ЕГРН (т.6, л.д. 1 -7).
Кроме того, Положение о порядке и сроках продажи имущества общества «Черектеплоэнерго», а также Отчет №02-ТХ/03-18 об оценке рыночной стоимости объектов недвижимого и движимого имущества неоднократно направлялся в Росимущество, что также отражено в определении Арбитражного суда КБР от 26.12.2018 по делу №А20-1406/2015.
Перечисленные заявителем здания оценены оценщиком и включены в отчет об оценке.
Здание (нежилое; котельная, 2 этажа), расположенное по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, р-н Черекский, пгт. Кашхатау, ул. Мечиева, д. 110А; кадастровый №07:05:0400000:1487 указано в Положении о порядке и сроках продажи имущества ОАО «Черектеплоэнерго», оценено оценщиком о чем имеется запись №1 в Отчете №02-ТХ/03-18 об оценке рыночной стоимости объектов недвижимого и движимого имущества в количестве 214 единиц, а также указано в выписке из ЕГРН ОАО «Черектеплоэнерго» под пунктом №1.
Здание (нежилое; котельная, 1 этаж), расположенное по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Черекский район, пгт. Кашхатау, ул. Шогенцукова, д. 30; кадастровый №07:05:0400004:259 указано в Положении о порядке и сроках продажи имущества ОАО «Черектеплоэнерго», оценено оценщиком о чем имеется запись №7 в Отчете №02-ТХ/03-18 об оценке рыночной стоимости объектов недвижимого и движимого имущества в количестве 214 единиц, а также указано в выписке из ЕГРН ОАО «Черектеплоэнерго» под пунктом №20.
Сооружение (тепловые сети), расположенное в Кабардино-Балкарской Республике, Черекском районе, пгт. Кашхатау; кадастровый №07:05:0400000:1471 (условный №07:05:01:00320:001), указано в Положении о порядке и сроках продажи имущества ОАО «Черектеплоэнерго», оценено оценщиком о чем имеется запись в разделе Тепловые сети в Отчете №02-ТХ/03-18 об оценке рыночной стоимости объектов недвижимого и движимого имущества в количестве 214 единиц, а также указано в выписке из ЕГРН ОАО «Черектеплоэнерго» под пунктом №23. В выписке из ЕГРН №0000-4001/5177/2018-1068 сооружение указано как единый комплекс (сооружение), при этом оценщиком раздельно произведена оценка тепловых сетей.
Сооружение (тепловые сети), расположенное в Кабардино-Балкарской Республике, Черекском районе, пгт. Кашхатау; кадастровый №07:05:0000000:8496 указано в Положении о порядке и сроках продажи имущества ОАО «Черектеплоэнерго», оценено оценщиком о чем имеется запись в разделе Тепловые сети №41 -54 в Отчете №02-ТХ/03-18 об оценке рыночной стоимости объектов недвижимого и движимого имущества в количестве 214 единиц, а также указано в выписке из ЕГРН ОАО «Черектеплоэнерго» под пунктом №17. В выписке из ЕГРН №00-00-4001/5177/2018-1068 сооружение указано как единый комплекс (сооружение), при этом оценщиком раздельно произведена оценка тепловых сетей.
Здание (нежилое; котельная, 1 этаж), расположенное по адресу: <...>; кадастровый №07:05:0700006:235 указано в Положении о порядке и сроках продажи имущества ОАО «Черектеплоэнерго», оценено оценщиком о чем имеется запись в разделе Тепловые сети в Отчете №02-ТХ/03-18 об оценке рыночной стоимости объектов недвижимого и движимого имущества в количестве 214 единиц, а также указано в выписке из ЕГРН ОАО «Черектеплоэнерго» под пунктом №15.
Здание (нежилое; котельная, 1 этаж), расположенное по адресу: <...>; кадастровый №07:05:0700003:192 указано в Положении о порядке и сроках продажи имущества ОАО «Черектеплоэнерго», оценено оценщиком о чем имеется запись №15 в Отчете №02-ТХ/03-18 об оценке рыночной стоимости объектов недвижимого и движимого имущества в количестве 214 единиц, а также указано в выписке из ЕГРН ОАО «Черектеплоэнерго» под пунктом №4.
Здание, расположенное по адресу: <...>; кадастровый №07:05:0700002:150 указано в Положении о порядке и сроках продажи имущества ОАО «Черектеплоэнерго», оценено оценщиком о чем имеется запись №9 в Отчете №02-ТХ/03-18 об оценке рыночной стоимости объектов недвижимого и движимого имущества в количестве 214 единиц, а также указано в выписке из ЕГРН ОАО «Черектеплоэнерго» под пунктом №16.
Сооружение (тепловые сети), расположенное в Кабардино-Балкарской Республике, в Черекском районе, с. Бабугент; кадастровый №07:05:0700000:597 указано в Положении о порядке и сроках продажи имущества ОАО «Черектеплоэнерго», оценено оценщиком о чем имеется запись №55-63 в Отчете №02-ТХ/03-18 об оценке рыночной стоимости объектов недвижимого и движимого имущества в количестве 214 единиц, а также указано в выписке из ЕГРН ОАО «Черектеплоэнерго» под пунктом №18. В выписке из ЕГРН №00-00-4001/5177/2018-1068 сооружение указано как единый комплекс (сооружение), при этом оценщиком раздельно произведена оценка тепловых сетей.
Сооружение, расположенное в Кабардино-Балкарской Республике, Черекском районе, с. Бабугент; кадастровый номер №07:05:0700000:674 (материально-техническое снабжение и сбыт) указано в Положении о порядке и сроках продажи имущества ОАО «Черектеплоэнерго», оценено оценщиком в Отчете №02-ТХ/03-18 об оценке рыночной стоимости объектов недвижимого и движимого имущества в количестве 214 единиц, а также указано в выписке из ЕГРН ОАО «Черектеплоэнерго» под пунктом №19.
Сооружение, расположенное в Кабардино-Балкарской Республике, Черекском районе, с. Бабугент; кадастровый №07:05:0700000:596 (классификатор видов назначений объектов) указано в Положении о порядке и сроках продажи имущества ОАО «Черектеплоэнерго», оценено оценщиком в Отчете №02-ТХ/03-18 об оценке рыночной стоимости объектов недвижимого и движимого имущества в количестве 214 единиц, а также указано в выписке из ЕГРН ОАО «Черектеплоэнерго» под пунктом №22.
Здание (нежилое; котельная, 1 этаж), расположенное по адресу: <...>; кадастровый №07:05:0100009:139 указано в Положении о порядке и сроках продажи имущества ОАО «Черектеплоэнерго», оценено оценщиком о чем имеется запись №18 в Отчете №02-ТХ/03-18 об оценке рыночной стоимости объектов недвижимого и движимого имущества в количестве 214 единиц, а также указано в выписке из ЕГРН ОАО «Черектеплоэнерго» под пунктом №2.
Сооружение (тепловые сети), расположенное в Кабардино-Балкарской Республике, Черекском районе, с. Аушигер; кадастровый №07:05:0100004:151 (классификатор видов назначений объектов) указано в Положении о порядке и сроках продажи имущества ОАО «Черектеплоэнерго», оценено оценщиком в Отчете №02-ТХ/03-18 об оценке рыночной стоимости объектов недвижимого и движимого имущества в количестве 214 единиц, а также указано в выписке из ЕГРН ОАО «Черектеплоэнерго» под пунктом №13.
Здание (нежилое; котельная, 1 этаж), расположенное по адресу: <...>; кадастровый №07:05:0300002:158 указано в Положении о порядке и сроках продажи имущества ОАО «Черектеплоэнерго», оценено оценщиком о чем имеется запись №21 в Отчете №02-ТХ/03-18 об оценке рыночной стоимости объектов недвижимого и движимого имущества в количестве 214 единиц, а также указано в выписке из ЕГРН ОАО «Черектеплоэнерго» под пунктом №5.
Сооружение (тепловые сети), расположенное в Кабардино-Балкарской Республике, Черекском районе, с. Зарагиж; кадастровый №07:05:0500000:450 (классификатор видов назначений объектов) указано в Положении о порядке и сроках продажи имущества ОАО «Черектеплоэнерго», а также оценено оценщиком в Отчете №02-ТХ/03-18 об оценке рыночной стоимости объектов недвижимого и движимого имущества в количестве 214 единиц.
Здание (нежилое; котельная, 1 этаж), расположенное по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, <...> «а»; кадастровый №07:05:0500004:158 (условный №07:05:08:00041:001 указано в Положении о порядке и сроках продажи имущества ОАО «Черектеплоэнерго», оценено оценщиком о чем имеется запись №26 в Отчете №02-ТХ/03-18 об оценке рыночной стоимости объектов недвижимого и движимого имущества в количестве 214 единиц, а также указано в выписке из ЕГРН ОАО «Черектеплоэнерго» под пунктом №11.
Здание (нежилое; котельная, 1 этаж), расположенное по адресу: <...> д. б/н; кадастровый №07:05:0500009:149 указано в Положении о порядке и сроках продажи имущества ОАО «Черектеплоэнерго», оценено оценщиком о чем имеется запись №24 в Отчете №02-ТХ/03-18 об оценке рыночной стоимости объектов недвижимого и движимого имущества в количестве 214 единиц, а также указано в выписке из ЕГРН ОАО «Черектеплоэнерго» под пунктом №21.
Сооружение (тепловые сети), расположенное в Кабардино-Балкарской Республике, Черекском районе, с. Жемтала; кадастровый №07:05:0500009:124 указано в Положении о порядке и сроках продажи имущества ОАО «Черектеплоэнерго», оценено оценщиком о чем имеется запись №71 -75 в Отчете №02-ТХ/03-18 об оценке рыночной стоимости объектов недвижимого и движимого имущества в количестве 214 единиц, а также указано в выписке из ЕГРН ОАО «Черектеплоэнерго» под пунктом №1. В выписке из ЕГРН №00-00-4001/5177/2018-1068 сооружение указано как единый комплекс (сооружение), при этом оценщиком раздельно произведена оценка тепловых сетей.
Сооружение (тепловые сети), расположенное Кабардино-Балкарской Республике, Черекском районе, с. Жемтала; кадастровый №07:05:0500000:504 указано в Положении о порядке и сроках продажи имущества ОАО «Черектеплоэнерго», оценено оценщиком о чем имеется запись №76-77 в Отчете №02-ТХ/03-18 об оценке рыночной стоимости объектов недвижимого и движимого имущества в количестве 214 единиц, а также указано в выписке из ЕГРН ОАО «Черектеплоэнерго» под пунктом №25. В выписке из ЕГРН №00-00-4001/5177/2018-1068 сооружение указано как единый комплекс (сооружение), при этом оценщиком раздельно произведена оценка тепловых сетей.
Здание (нежилое; котельная, 1 этаж), расположенное по адресу: <...>; кадастровый №07:05:0700000:613 указано в Положении о порядке и сроках продажи имущества ОАО «Черектеплоэнерго», оценено оценщиком о чем имеется запись №30 в Отчете №02-ТХ/03-18 об оценке рыночной стоимости объектов недвижимого и движимого имущества в количестве 214 единиц, а также указано в выписке из ЕГРН ОАО «Черектеплоэнерго» под пунктом №1.
Здание (нежилое; котельная, расположенное по адресу : <...>; кадастровый №07:05:0800003:105 указано в Положении о порядке и сроках продажи имущества ОАО «Черектеплоэнерго», оценено оценщиком о чем имеется запись №32 в Отчете №02-ТХ/03-18 об оценке рыночной стоимости объектов недвижимого и движимого имущества в количестве 214 единиц, а также указано в выписке из ЕГРН ОАО «Черектеплоэнерго» под пунктом №10.
Сооружение (тепловые сети), расположенное в Кабардино-Балкарской Республике, Черекском районе, с. Верхняя Жемтала; кадастровый №07:05:0700000:568 указано в Положении о порядке и сроках продажи имущества ОАО «Черектеплоэнерго», оценено оценщиком о чем имеется запись №78-80 в Отчете №02-ТХ/03-18 об оценке рыночной стоимости объектов недвижимого и движимого имущества в количестве 214 единиц, а также указано в выписке из ЕГРН ОАО «Черектеплоэнерго» под пунктом №24. В выписке из ЕГРН №00-00-4001/5177/2018-1068 сооружение указано как единый комплекс (сооружение), при этом оценщиком раздельно произведена оценка тепловых сетей.
Сооружение (тепловые сети), расположенное в Кабардино-Балкарской Республике, Черекском районе, с. Верхняя Жемтала; кадастровый №07:05:0800000:140 указано в Положении о порядке и сроках продажи имущества ОАО «Черектеплоэнерго», оценено оценщиком в Отчете №02-ТХ/03-18 об оценке рыночной стоимости объектов недвижимого и движимого имущества в количестве 214 единиц, а также указано в выписке из ЕГРН ОАО «Черектеплоэнерго» под пунктом №1, а также указано в выписке из ЕГРН ОАО «Черектеплоэнерго» под пунктом №26.
Здание, (нежилое; котельная, 1 -этаж), расположенное по адресу: <...>; кадастровый №07:05:1000006:327 указано в Положении о порядке и сроках продажи имущества ОАО «Черектеплоэнерго», оценено оценщиком о чем имеется запись №35 в Отчете №02-ТХ/03-18 об оценке рыночной стоимости объектов недвижимого и движимого имущества в количестве 214 единиц, а также указано в выписке из ЕГРН ОАО «Черектеплоэнерго» под пунктом №9.
Сооружение (тепловые сети), расположенное в Кабардино-Балкарской Республике, Черекский район, с. Верхняя Балкария; кадастровый №07:05:1000005:203 указано в Положении о порядке и сроках продажи имущества ОАО «Черектеплоэнерго», оценено оценщиком о чем имеется запись №81 в Отчете №02-ТХ/03-18 об оценке рыночной стоимости объектов недвижимого и движимого имущества в количестве 214 единиц, а также указано в выписке из ЕГРН ОАО «Черектеплоэнерго» под пунктом №8. В выписке из ЕГРН №00-00-4001/5177/2018-1068 сооружение указано как единый комплекс (сооружение), при этом оценщиком раздельно произведена оценка тепловых сетей.
Здание (нежилое; котельная, 1 этаж), расположенное по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Черекский район, с. Герпегеж, ул. б/н; кадастровый №07:05:0800000:131 указано в Положении о порядке и сроках продажи имущества ОАО «Черектеплоэнерго», оценено оценщиком о чем имеется запись №38 в Отчете №02-ТХ/03-18 об оценке рыночной стоимости объектов недвижимого и движимого имущества в количестве 214 единиц, а также указано в выписке из ЕГРН ОАО «Черектеплоэнерго» под пунктом №7.
Сооружение (тепловые сети), расположенное в Кабардино-Балкарской Республике, Черекском районе, с. Герпегеж; кадастровый №07:05:0800000:119 (классификатор видов назначений объектов) указано в Положении о порядке и сроках продажи имущества ОАО «Черектеплоэнерго», оценено оценщиком в Отчете №02-ТХ/03-18 об оценке рыночной стоимости объектов недвижимого и движимого имущества в количестве 214 единиц, а также указано в выписке из ЕГРН ОАО «Черектеплоэнерго» под пунктом №6.
Таким образом, в публикации о продаже имущества должника на сайте ЕФРСБ указаны объекты недвижимости, оцененные оценщиком, а также включены 13 зданий сооружений, на которые ссылается заявитель, в связи с чем довод о неверной площади объектов подлежит отклонению.
ООО «Газпром межрегионгаз Нальчик», также указывает на отсутствие в публикации на сайте ЕФРСБ о результатах инвентаризации имущества должника котельной по адресу: КБР, <...>.
Данное имущество оценено оценщиком, включено в имущество, подлежащее продаже на торгах (т.6, л.д. 8-135). Отчет об оценке опубликован в установленном законом порядке.
Таким образом, указанное имущество оценено и выставлено на торги, в связи с чем интересы кредиторов не нарушены.
Довод о том, что данное имущество отсутствует в инвентаризации на сайте https://bankrot.fedresurs.ru/ не может служить основанием для признания торгов недействительными.
Кроме того, согласно пункту 2 статьи 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества в срок не позднее трех месяцев с даты введения конкурсного производства, если более длительный срок не определен судом, рассматривающим дело о банкротстве, на основании ходатайства конкурсного управляющего в связи со значительным объемом имущества должника.
Сообщение №1262501 о результатах инвентаризации ФИО4 опубликованы на сайте https://bankrot.fedresurs.ru/ 24.08.2016, т.е. в пределах трехмесячного срока с даты введения конкурсного производства в отношении должника. Затем, на сайте https://bankrot.fedresurs.ru/ 25.05.2017 в сообщении №1816961 было опубликовано о проведении дополнительной инвентаризации имущества должника.
Согласно пункту 1.4 Методических указаний по инвентаризации имущества основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.
Применительно к процедуре конкурсного производства выявление имущества должника является первым этапом формирования конкурсной массы, после которого осуществляется оценка данного имущества и его продажа. Указанные мероприятия осуществляются в срок, ограниченный сроком конкурсного производства, который, по общему правилу, закрепленному в пункте 2 статьи 124 Закона о банкротстве, не должен превышать шести месяцев. Следовательно, проведение повторной инвентаризации имущества не может быть обусловлено лишь сменой арбитражного управляющего в процедуре банкротства, должно быть вызвано обстоятельствами, препятствующими на основании уже проведенной инвентаризации сделать вывод о составе имущества должника и приступить к его продаже. В данном случае таких обстоятельств судом не установлено.
Согласно пункту 2 статьи 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества в срок не позднее трех месяцев с даты введения конкурсного производства, если более длительный срок не определен судом, рассматривающим дело о банкротстве, на основании ходатайства конкурсного управляющего в связи со значительным объемом имущества должника.
Исходя из вышеизложенной нормы конкурсный управляющий проводит инвентаризацию имущества в течении 3 месяцев с даты введения конкурсного производства, что и было сделано арбитражным управляющим ФИО4 Конкурсное производство в отношении общества «Черектеплоэнерго» введено 08.06.2016, ФИО5 утвержден в качестве конкурсного управляющего общества «Черектеплоэнерго» 27.03.2018, т.е. спустя 2 года с даты утверждения конкурсного производства в отношении должника.
При этом, закон чётко определил срок проведения инвентаризации - 3 месяца с даты введения конкурсного производства. Проведение повторной инвентаризации имущества не может быть обусловлено лишь сменой арбитражного управляющего в процедуре банкротства, должно быть вызвано обстоятельствами, препятствующими на основании уже проведенной инвентаризации сделать вывод о составе имущества должника и приступить к его продаже (аналогичные позиции подтверждаются постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2016 по делу №А07-4518/2014, постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 24.10.2012 по делу №А33-11589/2009, постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2012 по делу №А03- 5426/2009).
Состав имущества должника после проведения первой инвентаризации имущества ФИО4 не изменился, основания для проведения повторной инвентаризации у ФИО5 по истечении 2 лет с даты введения конкурсного производства отсутствовали. Из пояснения конкурсного управляющего ФИО5 видно, что Отчет об оценке №02-ту/03-18 об оценке рыночной стоимости объектов недвижимого и движимого имущества в количестве 214 единиц, полученный им по электронной почте, опубликован 24.04.2018 на сайте https://bankrot.fedresurs.ru/ в сообщении № 2649438 в течении 2 рабочих дней с даты поступления отчета в электронной форме в адрес конкурсного управляющего. Иное заявитель не доказал. Таким образом, с учетом того, что конкурсному управляющему ФИО5 были переданы верные относительно имущества общества «Черектеплоэнерго», то отсутствовали основания проведения еще одной инвентаризации имущества.
Апелляционная коллегия, соглашается с выводом суда первой инстанции инвентаризация имущества должника произведена в полном объеме. Имущество должника выявлено арбитражным управляющим, сведения представлены конкурсным кредиторам.
Ссылка апелляционной жалобы на не указание о продаже права долгосрочной аренды 13 земельных участков, рыночная стоимость которых определена оценщиком подлежит отклонению, поскольку из представленной в материалы дела выписки из ЕГРН от 22.02.2018 видно, что земельные участки, на которые ссылается заявитель не находятся в собственности общества «Черектеплоэнерго». Оценщик оценивал право аренды земельных участков исходя из статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации как единство судьбы объекта и земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. Согласно пункту 5 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов ЗК РФ является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Согласно пунктам 1, 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.
Продажа недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, допускается без согласия собственника этого участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленным законом или договором. При продаже такой недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях, что и продавец недвижимости.
Продать право аренды невозможно, поскольку общество «Черектеплоэнерго» не является собственником земельных участков, а право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением приобретается одновременно с приобретением в собственность зданий, сооружений.
При этом, оценщиком оценено право аренды земельного участка, поскольку объекты, которые находятся на данной земле являются объектами реализации, а поскольку объекты будут реализованы, то земельные участки непосредственно передаются новому собственнику на правах аренды, притом что право аренды включено в начальную продажную стоимость согласно представленному отчету об оценке.
По мнению подателя жалобы ООО «ЮФ «Дом Права» не является специализированной организацией и конкурсный управляющий в нарушение ст. 110 Закона о банкротстве привлек ООО «ЮФ «Дом Права» в качестве организатора торгов.
ООО «ЮФ «Дом Права» обладает Свидетельством об аккредитации от 28.12.2018 №135-А, выданному САУ «СРО «Дело» ООО «ЮФ «Дом Права» аккредитовано союзом для обеспечения исполнения возложенных на арбитражных управляющих - членов Союза, обязанностей в качестве организатора торгов по продаже имущества должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве с 28.12.2018 по 27.12.2019. Данные обстоятельства указывают на возможность ООО «ЮФ «Дом Права» быть организатором торгов.
При этом, в соответствии с п. 7 ст. 268 АПК РФ новые требования, которые не были предметом рассмотрения в арбитражном суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются арбитражным судом апелляционной инстанции.
Согласно п. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
ООО «Газпром межрегионгаз Нальчик» не представил доказательства невозможности заявить данный довод в суде первой инстанции, в связи с чем данный довод отклонен судом.
Довод о том, что публикация сообщения в неверной категории, а именно «Иное сообщение, вместо положенного «Объявление о проведении торгов», сузило круг потенциальных покупателей, подлежит отклонению, поскольку Сообщение в ЕФРСБ о проведении торгов в форме конкурса посредством публичного предложения, о котором указывает заявитель, содержит также информацию о результатах проведения повторных торгов.
Указанное сообщение не относится ни к категории «Объявление о проведении торгов», ни к категории «Сообщение о результатах торгов». Кроме того, информация о проведении торгов публиковалась также в газете «Коммерсант», сообщение № 78030259224 (т.2, л.д. 72,73) и в местном издании - еженедельной городской газете «Нальчик» № 32 (586) от 08.08.2019.
Кроме того, сообщение в ЕФРСБ, о котором указывает заявитель (сообщение о проведении торгов посредством публичного предложения), содержит информацию не только о проведении торгов посредством публичного предложения, но и о результатах проведения повторных торгов.
Кроме того, типы сообщения «конкурс» и «торги» являются различными. При опубликовании сообщений на сайте Федресурс отсутствует специальное сообщение как «сообщение о проведении конкурса посредством публичного предложения», вследствие чего публикация организатором торгов сообщения как «иное» является правомерной.
Апеллянтами не представлено доказательств, что у какого-либо потенциального покупателя исходя из содержания объявления и статуса предприятия - банкрота возникли сомнения относительно предмета торгов.
В дополнениях к апелляционной жалобе ООО «Газпром межрегионгаз Нальчик» указывает на отсутствие в материалах дела надлежащего уведомления представителя работников ОАО «Черектеплоэнерго» ФИО6 и электронную торговую площадку ООО «Арбитат».
Согласно п. 1 ст. 34 АПК РФ лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются: должник; арбитражный управляющий; конкурсные кредиторы; уполномоченные органы; федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по месту нахождения должника в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления.
В силу части 1 статьи 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Третье лицо без самостоятельных требований - это предполагаемый участник материально-правового отношения, связанного по объекту и составу с тем, какое правоотношение является предметом разбирательства в арбитражном суде. Целью участия третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, является предотвращение неблагоприятных для них последствий.
Согласно п. 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2012 г. N 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» к основным участвующим в деле о банкротстве лицам (далее - основные участники дела о банкротстве), которые также признаются непосредственными участниками всех обособленных споров в судах всех инстанций, относятся: должник (в процедурах наблюдения и финансового оздоровления, а гражданин - должник - во всех процедурах банкротства), арбитражный управляющий, представитель собрания (комитета) кредиторов (при наличии у суда информации о его избрании), представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия или представитель учредителей (участников) должника (в процедурах внешнего управления и конкурсного производства) (при наличии у суда информации о его избрании).
Представитель собрания (комитета) кредиторов, представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия или представитель учредителей (участников) должника и представитель работников должника незамедлительно после его избрания обязан сообщить арбитражному суду, рассматривающему дело о банкротстве, и арбитражному управляющему свой почтовый адрес в Российской Федерации, по которому этому лицу следует направлять корреспонденцию, судебные извещения, копии судебных актов и т.п.; данное лицо также вправе сообщить для этих целей адрес своей электронной почты, номера телефона и факса.
Представитель работников, а также оператор электронной площадки не входят в состав основных лиц, участвующих в деле о банкротстве, а также обособленных спорах.
В соответствии с абз. 4,5 п. 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2012 г. №35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» в связи с этим следует, в частности, иметь в виду, что: о времени и месте судебных заседаний или совершении отдельных процессуальных действий по делу о банкротстве подлежат обязательному извещению в порядке, установленном главой 12 АПК РФ, только основные участники дела о банкротстве, а в отношении судебных заседаний или процессуальных действий в рамках обособленного спора - также и иные непосредственные участники данного обособленного спора. До избрания собранием (комитетом) кредиторов своего представителя извещению подлежит кредитор, по требованию которого было возбуждено дело о банкротстве (заявитель), а при возбуждении дела по заявлению должника или иного лица - кредитор, чье требование первым было признано судом обоснованным. Остальные лица, участвующие в деле о банкротстве или в арбитражном процессе по делу о банкротстве, извещаются в порядке, предусмотренном абзацем вторым части 1 и частью 6 статьи 121 АПК РФ. В случае необходимости суд вправе (по своей инициативе или по ходатайству заинтересованных лиц) известить в общем порядке о времени и месте отдельных судебных заседаний или совершении процессуальных действий и иных лиц, участвующих в деле о банкротстве или в арбитражном процессе по делу о банкротстве.
Поскольку представитель работников и оператор электронной площадки Арбитат не являются основными участниками спора, то согласно вышеизложенному они самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи, в том числе на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Оператор электронной площадки и представитель работников не привлекались в данном споре в качестве третьих лиц, интересы оператора электронной площадки или представителя работников не затрагиваются в данном споре, в связи с чем они не могут являться стороной спора и не подлежат уведомлению о дате, месте и времени судебного заседания, в связи с чем довод о ненадлежащем извещении лиц, участвующих в деле отклонен судом.
С учетом изложенного, определение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Иные доводы апелляционных жалоб признаются несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были учтены, проверены судом при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта либо опровергали выводы суда.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что определение суда первой инстанции соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы – установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены определения суда первой инстанции по доводам, приведенным в жалобах.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20.05.2020 по делу № А20-1406/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в месячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий С.И. Джамбулатов
Судьи З.А. Бейтуганов
Н.Н. Годило