ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А20-3400/2021 от 25.08.2022 АС Северо-Кавказского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар

Дело № А20-3400/2021

25 августа 2022 года

            Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2022 года

            Постановление в полном объеме изготовлено 25 августа 2022 года

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Аваряскина В.В., судей Рассказова О.Л. и Садовникова А.В., при ведении протокола судебного заседания, проводимого с использованием системы веб-конференции, помощником судьи Макаровой А.В., при участии в судебном заседании от ответчика – общества с ограниченной ответственностью фирма «Р-57-Р» (ИНН <***>,
ОГРН <***>) – ФИО1 (доверенность от 26.10.2021), в отсутствие
истца – муниципального казенного учреждения «Департамент дорожного хозяйства
и благоустройства» местной администрации городского округа Нальчик
(ИНН <***>, ОГРН <***>), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью фирма «Р-57-Р» на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 03.03.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2022 по делу № А20-3400/2021, установил следующее.

МКУ «Департамент дорожного хозяйства и благоустройства» местной администрации городского округа Нальчик (далее – учреждение) обратилось
в арбитражный суд с иском к ООО фирма «Р-57-Р» (далее – фирма) о взыскании
76 607 рублей 13 копеек пеней за просрочку исполнения обязательства по контракту.

Решением суда от 03.03.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.05.2022, исковые требования удовлетворены. С фирмы
в пользу учреждения взыскано 76 607 рублей 13 копеек пеней за просрочку исполнения обязательств по контракту. С фирмы в доход федерального бюджета взыскано 3064 рубля государственной пошлины.

В кассационной жалобе общество просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований. Заявитель указывает, что нарушение сроков выполнения и сдачи работ возникло не по вине общества. Заказчик не исполнил обязанности, возложенные на него пунктами 4.1.1, 4.1.3 и 4.1.4 контракта, в установленные сроки. Должник не может быть привлечен к ответственности кредитором за просрочку исполнения, обусловленную просрочкой самого кредитора. В ходе выполнения контракта выявлен дополнительный объем работ, в связи с чем сроки были изменены. Контрактом не установлена конкретная дата окончания работ. При расчете пени не должны учитываться дни, потребовавшиеся заказчику для приемки выполненных работ, оформления результатов приемки.

В судебном заседании представитель фирмы поддержал доводы кассационной жалобы.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы,Арбитражный суд
Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела следует и судами установлено, что 15.07.2019 учреждение (заказчик) и фирма (подрядчик) заключили муниципальный контракт
№ 0104300014419000105_215024, по условиям которого подрядчик обязан
в установленные сроки выполнить предусмотренные технической документацией строительно–монтажные работы и иные предусмотренные контрактом мероприятия, указанные в пункте 1.2, и передать объект заказчику, а заказчик – принять объект
и уплатить определенную контрактом цену.

Цена контракта составляет 16 991 124 рубля 46 копеек (пункт 3.1).

Срок выполнения работ – с даты заключения контракта до 15 ноября (график выполнения работ; приложение № 2).

Согласно пунктам 3.6 и 3.7 оплата выполненных работ осуществляется заказчиком в сроки и размерах, которые установлены графиком оплаты выполненных работ,
но не позднее 30 дней с подписания заказчиком актов сдачи-приемки выполненных работ. При этом заказчик производит окончательную оплату в размере, установленном
в графике, и не превышающем 10% суммы к оплате соответствующего этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ в течение 10 дней со дня приемки всех предусмотренных контрактом работ. Оплата работ по контракту производится муниципальным заказчиком с авансовым платежом
в размере 30% стоимости работ по контракту. Авансовый платеж по контракту выплачивается в течение 20 банковских дней с заключения контракта. Порядок приемки выполненных работ, приемка объекта определен разделом 8 муниципального контракта.

В силу пункта 8.1 приемка работ по контракту, приемка объекта осуществляются сторонами в соответствии с графиком выполнения работ. При завершении выполнения работ по контракту подрядчик обязан письменно уведомить заказчика, лицо, осуществляющее строительный контроль от имени заказчика, об их завершении
с приложением документов в объеме, необходимом для сдачи-приемки выполненных работ, в том числе: подписанного со своей стороны акта сдачи-приемки выполненных работ в отношении этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ; исполнительной документации
на выполненные работы в составе и объеме, предусмотренном законодательством Российской Федерации и контрактом, в том числе, на электронном носителе,
с приложением перечня входящих в ее состав документов; счета на оплату работ
и счета-фактуры (пункт 8.2).

Заказчик в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения от подрядчика уведомления о завершении работ и прилагаемых документов, указанных в пункте 8.2: осуществляет осмотр выполненных работ при участии подрядчика; осуществляет проверку сведений о видах и объемах фактически выполненных работ, содержащихся
в представленных документах, на соответствие технической документации; подписывает представленный акт сдачи-приемки выполненных работ, либо направляет подрядчику письменные возражения и (или) замечания с требованием об устранении выявленных недостатков (дефектов) работ и (или) документации (пункт 8.3).

После завершения работ подрядчик обязан письменно уведомить заказчика
о завершении работ и готовности предъявить законченные работы к приемке и передаче его заказчику с приложением документов, необходимых для приемки объекта (пункт 8.8).

Согласно пункту 8.15 контракта объект признается построенным (реконструированным) со дня подписания акта приемки сторонами и при наличии заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного и (или) реконструированного объекта капитального строительства требованиям технической документации.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по муниципальному контракту стороны несут ответственность в соответствии с разделом 10 контракта.

Пунктом 10.11 контракта установлено, что подрядчик обязан уплатить заказчику по его требованию пеню за каждый день просрочки исполнения обязательств
со дня, следующего после истечения установленного контрактом срока исполнения подрядчиком обязательств, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта
(но не более цены контракта), за допущенные нарушения: конечного срока работ, определенного графиком выполнения работ.

Работы на общую сумму 14 366 243 рубля 79 копеек выполнены фирмой
за пределами установленного контрактом срока; данное обстоятельство подтверждается актами о приемке выполненных работ формы № КС-2 и справками о стоимости выполненных работ и затрат формы № КС-3.

Управлением Федерального казначейства по Кабардино–Балкарской Республике
в соответствии с приказом от 09.02.2021 № 31 с 10.02.2021 по 26.03.2021 в отношении учреждения проведена плановая проверка предоставления и использования средств
из федерального бюджета на реализацию государственной программы «Развитие физической культуры и спорта», в ходе которой выявлены нарушения.

По результатам проверки вынесено представление от 27.04.2021 № 04–20–09/1290, в соответствии с которым необходимо до 01.07.2021 принять меры по взысканию
с фирмы 71 247 рублей 10 копеек пеней.

Письмом от 30.06.2021 учреждение обратилось с требованием к обществу
о возмещении 76 607 рублей 13 копеек пеней за просрочку завершения работ
по контракту.

Оставление данного требования без удовлетворения послужило основанием
для обращения учреждения с рассматриваемым иском.

Правоотношения сторон регулируются нормами главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) и Федерального закона
от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг
для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 702 Гражданского кодекса по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Согласно статье 708 Гражданского кодекса в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами
в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

В силу пункта 1 статьи 330 Гражданского кодекса неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, подлежащая уплате должником кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

На основании части 4 статьи 34 Закона № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно части 6 статьи 34 Закона № 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Штрафы начисляются
за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 8 статья 34 Закона
№ 44-ФЗ).

На основании пункта 1 статьи 719 Гражданского кодекса подрядчик вправе
не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328 Гражданского кодекса).

Согласно пункту 3 статьи 405 Гражданского кодекса должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.

Суды, удовлетворяя требования о взыскании пеней в заявленном размере
с 16.11.2019 по 18.12.2019, исходили из доказанности выполнения работ с нарушением срока.

По оценке судов в дело не представлено доказательств невозможности выполнения работ без выполнения дополнительных работ, выявленных в ходе исполнения обязательств, и доказательств приостановки работ. Подрядчик не приостанавливал выполнение работ по контракту в связи с выявлением обстоятельств, которые создали невозможность ее завершения в срок, и не отказывался от исполнения контракта
(статья 716, 719 и 743 Гражданского кодекса). Продолжая выполнять работы, подрядчик принял на себя риск неблагоприятных последствий своих действий.

Однако суд кассационной инстанции установил, что имеются правовые основания для списания неустойки в порядке, установленном Правилами осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 № 783 (далее – правила № 783).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 340 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 № 783, которым утверждены правила № 783; из названия документа исключены фразы
«в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах», что означает снятие ограничений во времени
для списания неустоек.

Согласно подпункту «а» пункта 3 правил № 783, если общая сумма начисленных
и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней).

При рассмотрении иска заказчика о взыскании штрафных санкций
по государственному контракту суд вправе самостоятельно устанавливать наличие оснований для применения мер государственной поддержки.

Данный правовой подход изложен в пункте 40 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017.

Суд кассационной инстанции исходит из того, что контракт исполнен обществом
в полном объеме, размер неустойки не превышает 5% цены контракта, поэтому начисленная неустойка подлежит списанию на основании правил № 783.

В абзацах 2 и 3 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции» разъяснено, что суд при принятии постановления самостоятельно определяет характер спорного правоотношения, возникшего между сторонами по делу, а также нормы законодательства, подлежащие применению, и может не применить законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле (пункт 12 части 2 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации;
далее – Кодекс). С учетом этого при определении пределов рассмотрения дела суд кассационной инстанции не связан правовым обоснованием доводов кассационной жалобы и возражений, представленных сторонами, и не ограничен в выводах, которые он делает по результатам проверки.

Как разъяснено в абзаце 5 пункта 28 названного постановления, проверяя правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции применительно
к части 4 статьи 170 Кодекса Российской Федерации устанавливает, соответствуют ли выводы судов практике применения правовых норм, определенной постановлениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации и сохранившими силу постановлениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
по вопросам судебной практики, постановлениями Президиума Верховного Суда Российской Федерации и сохранившими силу постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также содержащейся в обзорах судебной практики, утвержденных Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.

С учетом предоставленных суду кассационной инстанции полномочий, принимая во внимание, что все обстоятельства по делу установлены верно, но не применены нормативные акты, подлежащие применению (постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 340 и постановление Правительства Российской Федерации
от 04.07.2018 № 783), суд кассационной инстанции считает возможным отменить судебные акты и принять новый судебный акт об отказе учреждению в иске.

Руководствуясь статьями 274, 284, 286 – 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 03.03.2022
и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2022 по делу № А20-3400/2021 отменить, принять по делу новый судебный акт.

            В удовлетворении исковых требований отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий                                                                                     В.В. Аваряскин

Судьи                                                                                                                   О.Л. Рассказов

                                                                                                                              А.В. Садовников