ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357600, http://www.16aas.arbitr.ru,
e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. (87934) 6-09-16, факс: (87934) 6-09-14
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки Дело № А20-3611/2020
01.04.2021
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Белова Д.А., рассмотрев без вызова сторон (статья 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Элеватор» на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республик от 30.12.2020 по делу № А20-3611/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, г. Нальчик (ОГРН 1040700207756, ИНН 0711038428) к обществу с ограниченной ответственностью «Элеватор», г. Терек (ОГРН 1080719000230, ИНН 0705007372) о взыскании суммы субсидий предоставленных на поддержку элитного семеноводства,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее – министерство, истец) обратилось в арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Элеватор» (далее – общество, ООО «Элеватор», ответчик) о взыскании суммы субсидий предоставленных на поддержку элитного семеноводства в размере 656 117 рублей 55 копеек.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 30.12.2020 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ООО «Элеватор» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, мотивированная тем, что Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 21.02.2017 № 23-ПП напрямую противоречит Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717, в части того, что элитные семена сельскохозяйственных культур должны относиться к сортам, включенным в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, по конкретному региону, поскольку в Постановлении Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 отсутствуют подобные условия предоставления субсидий.
В дополнении к апелляционной жалобе апеллянт указывает: правило того, что элитные семена сельскохозяйственных культур должны относиться к сортам, включенным в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, по конкретному региону не касается подпункта «а» подпункта 6.2 пункта 6 Постановления правительства Кабардино-Балкарской Республики от 06.04.2020 № 65-ПП, в связи с чем ООО «Элеватор» на законных основаниях получило субсидию на поддержку элитного семеноводства.
Определением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2021 апелляционная жалоба предприятия принята к производству и назначена к рассмотрению судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания (с учетом разъяснений, данных в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 от 18.04.2017 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве»; далее - Постановление № 10).
В силу абзаца второго пункта 47 Постановления № 10 апелляционная жалоба рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, по имеющимся в материалах дела документам, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, отзыва и дополнения к отзыву, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 07.05.2018 ООО «Элеватор» представил в министерство пакет документов для получения субсидий на поддержку элитного семеноводства, по результатам рассмотрения которых ему предоставлены субсидии в размере 3 953 850 рублей 00 копеек.
Обществу в установленном порядке по платежному поручению № 70667 от 06.06.2018 перечислена субсидия на поддержку элитного семеноводства в размере 3 953 850 рублей 00 копеек, в том числе: из федерального бюджета - 3 677 080 рублей 50 копеек, из республиканского бюджета - 276 769 рублей 50 копеек).
По результатам проверки, проведенной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в октябре 2019 года, выявлены финансовые нарушения в части предоставления в 2018 году обществу государственной поддержки в виде субсидий в целях возмещения части затрат на приобретение элитных семян сельскохозяйственных культур на общую сумму 656 117 рублей 55 копеек, в связи с чем прокуратурой Кабардино-Балкарской Республики 30.04.2020 внесено представление об устранении требований федерального законодательства.
Ввиду наличия оснований для возврата субсидий, Министерством приняты необходимые меры по возврату неправомерно предоставленных субсидий в республиканский бюджет Кабардино-Балкарской Республики согласно пункту 20 Правил предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий на поддержку отдельных подотраслей растениеводства в Кабардино-Балкарской Республике, утвержденных Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от .02.2017 № 23-ПП (далее – Правила предоставления субсидий в КБР).
Ответчику в рамках досудебного урегулирования спора направлено уведомление, содержащее информацию о выявленном нарушении, с предложением вернуть предоставленные бюджетные средства в добровольном порядке (исх. № 21-04-2-07/1982 от 18.05.2020), которое получено адресатом 26.05.2020.
Поскольку претензия обществом оставлена без удовлетворения, министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ) к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся, в том числе, физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства.
При этом частью 1 статьи 14 Закона № 209-ФЗ в качестве одного из основных принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства закреплен заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки. Данный принцип означает, что поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства оказывается органами государственной власти и органами местного самоуправления по обращениям таких субъектов.
Согласно части 2 статьи 14, части 2 статьи 16 Закона № 209-ФЗ при обращении заявителей за оказанием поддержки такие лица должны представить документы, подтверждающие их соответствие категории субъектов малого и среднего предпринимательства, и условиям, предусмотренным федеральными, региональными, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Ввиду положений пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации, в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в том числе: цели, условия и порядок предоставления субсидий.
В пункте 4 Правил предоставления субсидий в КБР перечислены условия предоставления субсидий, одним из которых является условие о наличии у сельскохозяйственного товаропроизводителя на территории Кабардино-Балкарской Республики посевных площадей под сельскохозяйственными культурами, перечень которых определяется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (при условии, что элитные семена сельскохозяйственных культур относятся к сортам, включенным в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, по конкретному региону допуска (для защищенного грунта - по световой зоне) (для предоставления субсидий на приобретение элитных семян) (подпункт 1 пункта 4 Правил предоставления субсидий в КБР).
Распоряжением Правительства Российской Федерации «Об утверждении предельного уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999» от 12.07.2017 № 1476-р (далее – Распоряжение № 1476-р), утвержден предельный уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета по субъектам Российской Федерации на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, согласно которому данный показатель по Кабардино-Балкарской Республике составил 93% из федерального бюджета и 7% из республиканского бюджета соответственно.
В октябре 2019 года по результатам проверки, проведенной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, выявлены финансовые нарушения в части предоставления в 2018 году ООО «Элеватор» государственной поддержки в виде субсидий в целях возмещения части затрат на приобретение элитных семян кукурузы родительской формы «Нимфа С», «РН 53 СВ», «Муза SD», «РП 214 MB», не включенных в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию в 2018 году, на сумму 656 117 рублей 55 копеек.
В нарушение условий, предусмотренных подпунктом 1 пункта 4 Правил предоставления субсидий в КБР, министерством приняты к субсидированию 3 390,00 тонн приобретенных ответчиком семян кукурузы родительской формы «Нимфа С», «РН 53 СВ», «Муза SD» и «РП 214 MB», не включенных в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию в 2018 году, на сумму субсидий из федерального бюджета Российской Федерации и бюджета Кабардино-Балкарской Республики 656 117 рублей 55 копеек.
С учетом Распоряжения № 1476-р, истец просил взыскать денежные средства в размере 656 117 рублей 55 копеек, в том числе 610 189 рублей 32 копейки - сумма субсидии выделенная из федерального бюджета и 45 928 рублей 23 копейки - сумма субсидии выделенная из республиканского бюджета.
Учитывая, что в соответствии с пунктом 19 Правил предоставления субсидий в КБР субсидии подлежат возврату в доход республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики в том числе в случае неисполнения условий предоставления субсидий, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Довод апелляционной инстанции о том, что Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 21.02.2017 № 23-ПП напрямую противоречит Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717, в части того, что элитные семена сельскохозяйственных культур должны относиться к сортам, включенным в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, по конкретному региону, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку отсутствие данного условия в Постановлении Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 не создает противоречий.
В дополнении к апелляционной жалобе апеллянт указывает: правило того, что элитные семена сельскохозяйственных культур должны относиться к сортам, включенным в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, по конкретному региону не касается подпункта «а» подпункта 6.2 пункта 6 Постановления правительства Кабардино-Балкарской Республики от 06.04.2020 № 65-ПП, в связи с чем ООО «Элеватор» на законных основаниях получило субсидию на поддержку элитного семеноводства.
Данный довод судебной коллегией признается несостоятельным, поскольку в 2018 году предоставление сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий на поддержку отдельных подотраслей растениеводства регулировались Правилами предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий на поддержку отдельных подотраслей растениеводства в Кабардино-Балкарской Республике, утвержденными постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 21.02.2017 № 23-ПП.
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
С учетом изложенного, действие нормативного правового акта, вступившего в юридическую силу, распространяется только на те общественные отношения, которые возникли после начала его действия, то есть в этом случае действует правило «закон обратной силы не имеет».
Таким образом, соответствуя времени обращения ответчика за получением мер государственной поддержки в министерство, применению подлежат правила, действующие на момент обращения ответчика, а не правила, принимаемые в 2021 году.
Какие-либо иные доводы, основанные на доказательственной базе и опровергающие выводы суда первой инстанции и установленные по делу обстоятельства, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Арбитражным судом Республики Дагестан полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела и представленные в дело доказательства, дана им оценка по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии со статьей 170 Кодекса результаты оценки отражены в судебном акте, который отвечает требованиям статьи 15 Кодекса и не подлежит отмене или изменению.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Кодекса), также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республик от 30.12.2020 по делу № А20-3611/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий два месяца со дня его принятия. Кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Судья Д.А. Белов