ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А20-39/17 от 04.09.2017 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                                                                                                                                                        

11 сентября 2017 года                                                                    Дело № А20-39/2017

Резолютивная часть постановления объявлена   04 сентября 2017 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 11 сентября 2017 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Казаковой Г.В.,

судей: Сулейманова З.М., Марченко О.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Наниковым Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики  на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики  от 06.06.2017 по делу № А20-39/2017 (судья Шокумов Ю.Ж.)

по заявлению индивидуального предпринимателя - главы ФИО1 Хачимовны о признании недействительным решения конкурсной комиссии Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики и обязании устранить допущенные нарушения,

заинтересованные лица: Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, Конкурсная комиссия Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики по отбору крестьянских фермерских хозяйств – участников ведомственных целевых программ,

при участии представителей:

от Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики – ФИО2 по доверенности № 21-07-02-2/312 от 02.02.2016;

от заявителя главы ФИО1 Хачимовны – ФИО3 по доверенности от 25.03.2016, ФИО4 по доверенности от 27.01.2017,

в отсутствие представителя Конкурсной комиссии Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики по отбору крестьянских фермерских хозяйств – участников ведомственных целевых программ,

УСТАНОВИЛ:

глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО5 (далее-глава КФХ, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением  о признать недействительным решение Конкурсной комиссии Министерства сельского хозяйства КБР по отбору крестьянских фермерских хозяйств - участников ведомственных целевых программ об отказе главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО5 во включении в состав участников ведомственной целевой программы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в КБР на 2015-2017 годы», изложенное в уведомлении от 12.10.2016 №51; обязать Конкурсную комиссию Министерства сельского хозяйства КБР по отбору крестьянских фермерских хозяйств - участников ведомственных целевых программ включить главу крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО5 в состав участников ведомственной целевой программы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в КБР на 2015-2017 годы»; обязать Министерство сельского хозяйства КБР на основании решения Конкурсной комиссии Министерства сельского хозяйства КБР по отбору крестьянских фермерских хозяйств - участников ведомственных целевых программ о включении главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО5 в состав участников ведомственной целевой программы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в КБР на 2015-2017 годы», принять решение о выдаче главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО5 гранта в рамках ведомственной целевой программы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в КБР на 2015-2017 годы».

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство сельского хозяйства КБР (далее-Министерство) и Конкурсная комиссия Министерства сельского хозяйства КБР по отбору крестьянских фермерских хозяйств - участников ведомственных целевых программ (далее -  Комиссия), (том 1, л.д. 1-4, 108-109).

Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики  от 06.06.2017 по делу № А20-39/2017 заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным решение Конкурсной комиссии Министерства сельского хозяйства КБР по отбору крестьянских фермерских хозяйств - участников ведомственных целевых программ об отказе главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО5 во включении в состав участников ведомственной целевой программы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в КБР на 2015-2017 годы», изложенный в уведомлении от 12.10.2016 №51, как противоречащий «Порядку предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в КБР на 2016-2017 годы», утвержденному приказом Министерства сельского хозяйства КБР от 09.06.2016 №68. Обязать Конкурсную комиссию Министерства сельского хозяйства КБР по отбору крестьянских фермерских хозяйств - участников ведомственных целевых программ включить главу крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО5 в состав участников ведомственной целевой программы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в КБР на 2015-2017 годы» на основании заявки поданной ею 23.06.2016. Суд обязал  Министерство сельского хозяйства КБР на основании решения Конкурсной комиссии Министерства сельского хозяйства КБР по отбору крестьянских фермерских хозяйств - участников ведомственных целевых программ о включении главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО5 в состав участников ведомственной целевой программы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в КБР на 2015-2017 годы», выдать главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО5 на основании заявки от 23.06.2016 грант в рамках ведомственной целевой программы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в КБР на 2015-2017 годы».

Не согласившись с решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики  от 06.06.2017 по делу № А20-39/2017, Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права, в связи с чем, принят незаконный и необоснованный судебный акт.

Определением от 18.07.2017 апелляционная жалоба принята к производству апелляционного суда и назначена к рассмотрению в судебном заседании на 04.04.2017.

В судебном заседании представитель Министерства сельского хозяйства доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

Представители главы КФХ ФИО5 с апелляционной жалобой не согласились, поддержали доводы отзыва на апелляционную жалобу,  просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель Конкурсной комиссии, извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не известил.

На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело по апелляционной жалобы рассмотрено в отсутствие представителя конкурсной комиссии министерства.  

Проверив правильность решения Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики  от 06.06.2017 по делу № А20-39/2017 в апелляционном порядке в соответствии со статьями 258, 266, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции в порядке оказания государственной поддержки сельскохозяйственных производителей в соответствии с «Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы» утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 (ред. до 01.01.2017, действовавшей на период обращения заявителя), в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.02.2012 №165 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие семейных животноводческих ферм» (в редакции действовавшей до 01.01.2017), с приказом Минсельхоза России от 22.03.2012 №198 «О реализации постановления Правительства РФ от 28.02.0212 №165» и в соответствии с приказом Минсельхоза КБР от 09.06.2016 №68 «О порядке предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в КБР в 2016-2017 годах», Министерством сельского хозяйства КБР был объявлен конкурсный отбор сельхозтоваропроизводителей, соответствующих условиям отбора, предусмотренных указанными выше нормативными актами.

В соответствии с пунктом 6 «Порядка предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в КБР в 2016-2017 годах», утвержденных приказом Минсельхоза КБР от 09.06.2016 №68 (далее Порядок), глава КФХ ФИО5 направила в адрес министерства заявку на получение гранта от 23.06.2016 с приложением документов из 39 пунктов, что подтверждается прошитой и пронумерованной заявкой, копия которой со всеми приложениями приобщена к материалам дела.

ФИО5 приложила к заявке все документы, предусмотренные пунктом 17 Порядка, что подтверждается перечнем документов приложенных к заявке.

Уведомлением от 12.10.2016 №51 Комиссия по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств отказала во включении заявки ФИО5 в состав участников ведомственной целевой программы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в КБР на 2015-2017 годы», указав о том, что документы, поданные ФИО5, не соответствуют требованиям Порядка предоставления грантов и не прошли конкурсный отбор по баллам.

Не согласившись с отказом от 12.10.2016 №51  во включении заявки ФИО5 в состав участников ведомственной целевой программы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в КБР на 2015-2017 годы», заявитель ФИО5 обратилась с жалобой на действия Комиссии в адрес Министерства сельского хозяйства КБР, которое письмом от 09.11.2016 отказало в удовлетворении жалобы, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из следующих установленных обстоятельствах и норм действующего законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличие у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). 

В  пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», разъяснено, что для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов или органов  местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской  Федерации  и  принимаемыми  в  соответствии  с  ними  нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (ч. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ).

Согласно части 1 статьи 132 Бюджетного кодекса РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

В целях реализации Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 N 717 (ред. до 01.01.2017), Правительством РФ принято постановление от 28.02.2012 №165 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие семейных животноводческих ферм» (в редакции действовавшей до 01.01.2017). Приказом Минсельхоза России от 22.03.2012 №198 «О реализации постановления Правительства РФ от 28.02.0212 №165» установлен порядок реализации постановления.

Порядок предоставления субсидий в Кабардино-Балкарской Республике утвержден приказом Минсельхоза КБР от 09.06.2016 №68 «О порядке предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в КБР в 2016-2017 годах».

Суд первой инстанции, исследовав все представленные в материалы дела документы, а также заявку ФИО5 со всеми приложениями, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, пришел к выводу о том, что глава КФХ ФИО5 соответствует требованиям, предъявляемым пунктом 7 Порядка к участникам программы, заявка ФИО5 соответствует требованиям, предъявляемым пунктом 12 Порядка по форме и содержанию, а пакет документов приложенных к заявке соответствует в полном объеме пункту 17 Порядка.

Отклоняя доводы Министерства о несоответствии документов,  приложенных ФИО5 к заявке, требованиям Порядка, суд первой инстанции указал следующее.

В соответствии с пунктами 31-33 Порядка для определения участников государственной программы среди заявителей образуется Конкурсная комиссия. По результатам рассмотрения документов, листа согласования, полученных сведений от органов исполнительной власти конкурсная комиссия выполняет следующие действия:

готовит заключение по результатам рассмотрения документов с указанием возможности реализации бизнес-проекта по направлениям деятельности заявителя (далее - заключение);

при наличии основания для отказа в допуске к участию в конкурсном отборе уведомляет заявителей об отказе в допуске к участию в конкурсном отборе с указанием конкретных причин отказа в течение десяти рабочих дней со дня утверждения участников конкурсного отбора заказным письмом с уведомлением о вручении;

при отсутствии основания для отказа в допуске к участию в конкурсном отборе в течение десяти рабочих дней со дня утверждения участников конкурсного отбора заказным письмом с уведомлением о вручении направляет заявителю уведомление о допуске к участию в конкурсном отборе;

составляет реестр получателей Грантов и направляет его на утверждение министру сельского хозяйства КБР.

Конкурсная комиссия по проведению конкурсного отбора участников мероприятия по развитию семейных животноводческих ферм готовит: перечень заявителей, допущенных к участию в конкурсном отборе; заключения вместе с документами, представленными заявителями.

В материалы дела министерством представлены протоколы №1-9 за период с 14.06.2016 по 27.09.2016 заседаний Конкурсной комиссии по отбору крестьянских фермерских хозяйств - участников ведомственных целевых программ.

Судом первой инстанции установлено и следует из указанных выше протоколов, что заявка ФИО5 не включена членами комиссии в число участников целевой программы.

Вместе с тем судом первой инстанции установлено и подтверждается представленной в материалы дела копией листа оценки семейной фермы ФИО5, что ею получены максимальные оценки по всем критериям кроме критерия «наличие на дату подачи заявки здания фермы в аренде или в собственности», при этом итоговый балл, проставленный ФИО5, составил 65 баллов.

Судом первой инстанции из представленных ФИО5 в составе заявки документов установлено, что целью получения гранта является строительство животноводческой фермы на 100 голов КРС. При этом текущая деятельность КФХ ФИО5 осуществляется на базе личного подсобного хозяйства, в котором содержатся 11 голов КРС, 75 голов птицы.

Таким образом, судом первой инстанции установлено, что здание фермы у ФИО5 отсутствует, крупный рогатый скот содержится в коровнике.

Между тем судом первой инстанции из содержания протоколов заседания конкурсной комиссии установлено,  что участниками ведомственной целевой программы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в КБР на 2015-2017 годы» признаны заявки, набравшие меньшее количество баллов (от 47 до 65) по сравнению с ФИО5, у которой имеется 65 баллов

Пунктами 34-38 Порядка предусмотрено, что конкурсная комиссия в целях принятия решения о включении заявителей, допущенных к участию в конкурсном отборе (далее - участник конкурсного отбора) в состав участников программы оценивает и сопоставляет заявки с прилагаемыми документами участников конкурсного отбора в соответствии с критериями конкурсного отбора. Итоговая оценка по каждому участнику конкурсного отбора определяется конкурсной комиссией путем сложения баллов по каждому критерию конкурсного отбора и указывается в протоколе.

В соответствии с пунктом 37 Порядка по результатам оценки и сопоставления заявок участников конкурсного отбора конкурсная комиссия:

1)присваивает каждому участнику конкурсного отбора (относительно других по мере уменьшения набранных баллов) рейтинговый номер. Участнику конкурсного отбора, набравшему наибольшее количество баллов, присваивается первый рейтинговый номер. В случае если несколько участников конкурсного отбора набрали одинаковое количество баллов, рейтинговые номера присваиваются в хронологической последовательности по дате регистрации их заявок в специальном журнале регистрации;

2)принимает решение о включении участников конкурсного отбора, набравших наибольшее количество баллов, согласно присвоенным им рейтинговым номерам, в состав участников программы в пределах объема бюджетных ассигнований, предусмотренных в республиканском бюджете КБР на текущий финансовый год, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных министерству на эти цели;

3)определяет размер Гранта исходя из лимита бюджетных ассигнований на соответствующий финансовый год с учетом собственных средств фермера и его Плана расходов;

4)максимальный размер Гранта на развитие семейной животноводческой фермы по направлениям животноводства в расчете на одно крестьянское (фермерское) хозяйство определяется в размере, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012 года № 165 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие семейных животноводческих ферм» (не более 21,6 млн. рублей).

Доводы Министерства о квотировании участников и оценке заявок по муниципальным районам Кабардино-Балкарской Республики судом первой инстанции отклонены, поскольку такой порядок оценки и сопоставления заявок не предусмотрен ведомственной целевой программой «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в КБР на 2015-2017 годы» и «Порядком предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в КБР на 2016-2017 годы», утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства КБР от 09.06.2016 №68.

При этом судом первой инстанции учтено, что доказательств принятия каких либо нормативных актов, устанавливающих порядок оценки и сопоставления заявок в разрезе муниципальных районов, министерство суду не представлено.

Ссылки министерства на протокол №2 от 01.07.2016 заседания конкурсной комиссии, которым принято решение разработать квоты для отбора участников программы по муниципальным районам, судом первой инстанции правомерно отклонены, поскольку указанным решением не установлены соответствующие квоты, а представленные представителем министерства в судебное заседание таблицы, обозначенные как приложения к протоколу №2 от 01.07.2016, судом не приняты как надлежащие доказательства, поскольку представленные  приложения не подписаны надлежащим образом и не соответствуют требованиям статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Судом первой инстанции также установлено, что «Порядок предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в КБР на 2016-2017 годы», утвержденный приказом Министерства сельского хозяйства КБР от 09.06. 2016 №68, не содержит полномочий Конкурсной комиссии по отбору участников целевых ведомственных программ устанавливать иной порядок оценки и сопоставления заявок, не предусмотренный данным Порядком.

Следовательно, как правильно указано судом первой инстанции, основания отказа, изложенные Конкурсной комиссией в уведомлении от 12.10.2016 №51,  во включении заявки ФИО5 в состав участников ведомственной целевой программы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в КБР на 2015-2017 годы» противоречат «Порядку предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в КБР на 2016-2017 годы», утвержденному приказом Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики от 09.06.2016 №68.

Других оснований для отказа ФИО5 во включении в число участников программы министерство не указало.

Доказательств обратного, ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено.

Таким образом, суд первой инстанции, установив совокупность условий для признания незаконным отказа Конкурсной комиссией, изложенного в уведомлении от 12.10.2016 №51,  во включении заявки ФИО5 в состав участников ведомственной целевой программы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в КБР на 2015-2017 годы» как противоречащего «Порядку предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в КБР на 2016-2017 годы», утвержденному приказом Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики от 09.06.2016 №68, пришел к правильному выводу о незаконности и необоснованности оспариваемого уведомления, а поэтому заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

С учетом оценки семейной фермы ФИО5 в соответствии с листом оценки, исходя из критериев оценки, предусмотренных пунктом 34 Порядка предоставления грантов, заявка ФИО5, а также приложенные к ней документы подтверждают, что заявителю обоснованно проставлено 65 баллов,  суд первой инстанции пришел к выводу о том, что по результатам конкурса, при проведении конкурсной комиссией отбора в соответствии с пунктом 34 Порядка, ФИО5 подлежит включению в состав участников программы как участник, набравший достаточное количество баллов (65 баллов) по сравнению с иными участками программы в целом по Кабардино-Балкарской Республике.

В соответствии с требованиями статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, установив допущенные конкурсной комиссией Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики нарушения действующего законодательства и нормативных актов Кабардино-Балкарской Республики при рассмотрении заявления главы КФХ ФИО5, правомерно обязал Конкурсную комиссию Министерства сельского хозяйства КБР по отбору крестьянских фермерских хозяйств - участников ведомственных целевых программ включить главу крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО5 в состав участников ведомственной целевой программы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в КБР на 2015-2017 годы» на основании заявки поданной ею 23.06.2016, а на Министерство сельского хозяйства КБР возложил обязанность на основании решения Конкурсной комиссии Министерства сельского хозяйства КБР по отбору крестьянских фермерских хозяйств - участников ведомственных целевых программ о включении главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО5 в состав участников ведомственной целевой программы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в КБР на 2015-2017 годы», выдать главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО5 на основании заявки от 23.06.2016 грант в рамках ведомственной целевой программы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в КБР на 2015-2017 годы», тем самым возложил обязанность по устранению допущенных нарушений.

Учитывая, что заявителем требований о возмещении судебных расходов не заявлено, суд первой инстанции в соответствии со статьей 112 Арбитражного процессуального кодекса РФ разъяснил о том, что требования сторон о возмещении судебных расходов могут быть рассмотрены судом в рамках настоящего дела отдельно по заявлению заявителя с предоставлением доказательств несения таких расходов.

С учетом установленных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка, доводы Министерства, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им также дана надлежащая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен.

На основании вышеизложенного, суд апелляционной  инстанции считает, что доводы апелляционной жалобы не являются основанием для отмены решения суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований при наличии совокупности условий для признания незаконным отказа Конкурсной комиссией, изложенного в уведомлении от 12.10.2016 №51,  во включении заявки ФИО5 в состав участников ведомственной целевой программы.

Доводы апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают, а выражают несогласие с принятым судебным актом судом первой инстанции, что не является основанием для отмены решения суда первой инстанции.

Других доказательств в обоснование своих доводов Министерство суду апелляционной инстанции не представило, поэтому они не могут быть приняты судом апелляционной инстанции на основании вышеуказанного и отклоняются за необоснованностью.

Суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики  от 06.06.2017 по делу № А20-39/2017 законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, а поэтому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики  от 06.06.2017 по делу № А20-39/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                   Г.В. Казакова

Судьи                                                                                                 З.М. Сулейманов

                                                                                                            О.В. Марченко