ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А21-10051/2021 от 24.03.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

04 апреля 2022 года

Дело №А21-10051/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Протас Н.И.

судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.

при ведении протокола судебного заседания: Шпакович Ю.В.

при участии:

от заявителя: не явился, извещен

от заинтересованного лица: Кузюра В.О. по доверенности от 10.01.2022 (онлайн)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2083/2022) Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.12.2021 по делу № А21-10051/2021, принятое

по заявлению ООО "МУП РСУ 24"

к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области

о признании недействительным предписания

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «МУП РСУ 24» (далее - ООО «МУП РСУ 24», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным Предписания Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области (далее – Министерство, административный орган, заинтересованное лицо) № ЖК2/1243/БАИ/3184-о от 12.08.2021 по устранению выявленных нарушений лицензионных требований.

Решением суда от 01.12.2021 оспариваемое предписание Министерства признано незаконным и отменено.

Не согласившись с указанным решением, Министерство направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что собственники помещений в многоквартирном доме воспользовались предоставленным им правом принятия на общем собрании соответствующего решения об установлении платы за содержание и ремонт общего имущества, что зафиксировано в протоколе общего собрания от 11.12.2014, указанным собранием собственниками утвержден договор управления № б/н от 11.12.2014, утвержден тариф за содержание жилья. Указывает, что с учетом изложенного действия Общества по применению в спорный период (с марта 2021 года) размера платы за содержание и ремонт жилого помещений, отличного от того, который был утвержден решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме 11.12.2014, противоречат положениям части 7 статьи 156, части 4 статьи 158 ЖК РФ, пункта 31 Правил №491.

В судебном заседании, проведенном в формате «онлайн-заседания», представитель Министерства поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Общество надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, однако его представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, с 19.07.2021 по 12.08.2021 на основании приказа №ЖК-2288/пр от 21.07.2021 в связи с коллективным обращением жильцов дома № 18-22 по ул. Ольштынской в г. Калининграде, Министерством проведена внеплановая документарная проверка в отношении Общества, в ходе которой административным органом выявлены нарушения лицензионных требований: неправомерное начисление платы за услуги и работы по содержанию жилья по ул. Ольштынской в МКД № 18-22, что отражено в акте проверки № ЖК1/2288/БАИ/3184-о от 12.08.2021.

По результатам проверки Министерство пришло к выводу, что Обществом нарушены требования части 9.1, 9.2 статьи 156, часть 7 статьи 156, часть 1 статьи 162, подпункт 7 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), подпункты «а», «ж» пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 (далее – Правила № 416), пункты 17, 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила №491).

На основании выявленных нарушений Министерством выдано Обществу предписание №Жк-2/1243/БАИ/3184-о в соответствии с которым заявителю надлежало в срок до 01.11.2021:

- произвести перерасчет платы за «услуги и работы по содержанию жилья» всем собственникам/нанимателям помещений в МКД № 18-22 по ул. Ольштынской в г. Калининграде с марта 2021 года за весь период производившихся незаконных начислений исходя из размера платы – 12,83 руб. с кв.м. путем возврата денежных средств либо путем взаимозачета в счет будущих платежей.

Не согласившись с указанным предписанием Министерства, Общество оспорило его в арбитражном суде.

Суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого предписания, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.

Выслушав представителя Министерства, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

Частью 2 статьи 154 ЖК РФ в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включены, в числе прочего: плата за содержание жилого помещения, включающая в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Исходя из части 1 статьи 156 ЖК РФ, плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Частью 7 статьи 156 ЖК РФ установлено, что размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Согласно пункту 31 Правил N 491, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.

В соответствии с частью 4 статьи 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

Из анализа названных норм следует, что размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется на срок не менее чем один год на общем собрании собственников помещений в таком доме, а в случае отсутствия такого решения применяются тарифы, установленные органом местного самоуправления.

При этом действующее законодательство не предусматривает возможность самостоятельного изменения управляющей организацией размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме без решения общего собрания собственников помещений в таком доме, так же как и введение в действие в одностороннем порядке тарифа, отличного от размера, установленного органом местного самоуправления, в случае, если собственниками помещенийв многоквартирном доме размер платы за содержание и ремонт жилого помещения не определен.

Следовательно, законодатель в качестве основного способа установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений закрепил исключительно принятие решения об этом на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.

Суд первой инстанции, принимая решение о незаконности вынесенного Министерством предписания, пришел к выводу, что в материалах дела отсутствует протокол общего собрания собственников помещений, на котором был бы установлен размер платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Апелляционный суд полагает данные выводы суда ошибочными, поскольку из материалов дела следует, что Общество осуществляет управление многоквартирными домами № 18-22 по ул. Ольштынской в г. Калининграде на основании решения общего собрания собственниками МКД, оформленного протоколом № от 11.12.2014.

Указанным протоколом утверждены положения договора управления данным МКД от 11.12.2014 № б/н. Согласно приложению № 2 к данному договору плата за услуги и работы по содержанию жилья составляет 12,83 руб. за 1 кв.м.

В рассматриваемом случае из представленных документов усматривается, что с марта 2021 года Общество увеличило размер платы за «услуги и работы по содержанию жилья».

Вместе с тем, договор управления от 11.12.2014 не содержит условий, предоставляющих управляющей организации право на увеличение в одностороннем порядке размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме.

В договоре управления от 11.12.2014 не установлен срок окончания действия решения о размере платы за услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества.

Порядок изменения размера платы за содержание жилого помещения регулируется положениями жилищного законодательства, которое не предусматривает каких-либо исключений в части, касающейся одностороннего изменения управляющей организацией указанной платы, а равно не предусматривает право лиц, осуществляющих деятельность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, на одностороннее изменение размера платы.

По общему правилу основным способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников является волеизъявление последних, выраженное в принимаемом общим собранием решении. При наличии такого волеизъявления, установление размера платы иным образом, в том числе посредством применения тарифа, утвержденного органом местного самоуправления, противоречит требованиям закона и нарушает права собственников.

В пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 ЖК РФ, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450 - 453 Гражданского кодекса Российской Федерации).

С учетом изложенного, действия Общества по применению в спорный период (с марта 2021 года) размера платы за содержание и ремонт жилого помещений отличного от того, который был утвержден решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме 11.12.2014, противоречат положениям части 7 статьи 156, части 4 статьи 158 ЖК РФ, пункта 31 Правил №491.

При таких обстоятельствах предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ оснований для признания недействительным предписания Министерства у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем с решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 01 декабря 2021 года по делу № А21-10051/2021 отменить.

В удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью «МУП РСУ 24» отказать.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.И. Протас

Судьи

М.И. Денисюк

Л.В. Зотеева