ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А21-1042/2023 от 18.12.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

25 декабря 2023 года

Дело №А21-1042/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2023 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Балакир М.В.

судей Полубехиной Н.С., Целищевой Н.Е.

при ведении протокола судебного заседания: ФИО1

при участии:

от истца (заявителя): не явился, извещен

от ответчика (должника): представитель ФИО2 по доверенности от 27.12.2022 (посредством системы веб-конференции)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-37371/2023) (заявление) общества с ограниченной ответственностью «Комсомольский песок» на решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.10.2023 по делу № А21-1042/2023 (судья Лобанова Е.А.), принятое по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Комсомольский песок»

к Администрации муниципального образования «Гвардейский муниципальный округ Калининградской области»

о признании незаконными постановлений

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Комсомольский песок» (далее-Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным постановления администрации муниципального образования «Гвардейсвий муниципальный округ Калининградской области» (ОГРН <***>, ИНН <***>) (далее - Администрация, заинтересованное лицо) от 25.10.2022г. №1400 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 39:02:290001:17»; постановления Администрации от 25.10.2022г. №1399 «Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 39:02:290001:18», обязании Администрации изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 39:02:290001:17 общей площадью 493357 кв. м, расположенного по адресу: Калининградская область, Гвардейский район, примерно в 2250 метрах по направлению на север от поселка Комсомольск, с вида использования «сельскохозяйственное использование» на вид разрешенного использования «склад» (6.9), обязании Администрации изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 39:02:290001:18 общей площадью 291 938 кв.м, расположенного по адресу: Калининградская область, Гвардейский район, примерно в 2250 метрах по направлению на север от поселка Комсомольск, с вида использования «сельскохозяйственное использование» на вид разрешенного использования «склад» (6.9), признании незаконным решения Администрации, оформленное письмом от 09.11.2022г. №7108 об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 39:02:290001:17 и в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 39:02:290001:18, обязании Администрации принять решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 39:02:290001:17, обязании Администрации принять решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 39:02:290001:18.

Решением Арбитражного суда Калининградской области от 02.10.2023 по делу № А21-1042/2023 в удовлетворении заявления общества отказано.

Не согласившись с вышеуказанным судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило вышеуказанное решение суда первой инстанции отменить, удовлетворить заявление общества в полном объеме, ссылаясь на то, что установление для спорных земельных участков вида разрешенного использования «недропользование» без первоначального изменение категории земель, по мнению заявителя, противоречит нормам земельного законодательства.

В настоящее судебное заседание явился представитель Администрации, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, представленном в материалы дела. Участие представителя Администрации в судебном заседании обеспечено посредством системы веб-конфренции.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судом,в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Гвардейский городской округ», утвержденными решением Совета депутатов муниципального образования «Гвардейский городской округ» от 21.12.2017г. №280 (далее - Правила землепользования) разрешенным использованием спорных земельных участков являлось сельскохозяйственное использование, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения (зона Сх5).

Как установлено судом первой инстанции, в соответствии с Генеральным планом муниципального образования «Гвардейский городской округ», утвержденным решением Совета депутатов муниципального образования «Гвардейский городской округ» от 09.02.2017г. №185, спорные земельные участки расположены в функциональной зоне – производственная зона.

Постановлением Правительства Калининградской области от 31.05.2022г. №287 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки МО «Гвардейский городской округ Калининградской области» внесены изменения, в том числе в части территории, на которой находятся спорные земельные участки, а именно для этой территории установлена зона «П-5-зона производственных, коммунально-складских предприятий, расположенных вне границ населенных пунктов».

Как следует из заявления, 20.09.2022г. Администрация направила в Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области (далее - Министерство) запрос о предоставлении информации о том, входят ли данные земельные участки в границы горного отвода.

26.09.2022г. Министерство сообщило, что в границах земельных участков с кадастровыми номерами 39:02:290001:17, 39:02:290001:18, указанных в запросе, отсутствуют предоставленные в пользование участки недр местного значения. Под поверхностью испрашиваемых земельных участков расположена часть месторождения песчано-гравийного материала и песка «Комсомольское». Приказом Министерства от 16.09.2022г. №454 «О внесении изменений и дополнений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 12.02.2021г. №57» участок недр – «Северная часть Комсомольского месторождения (части блоков ХI –ХII)», содержащий часть месторождения песчано-гравийного материала и песка «Комсомольское» и расположенный под поверхностью земельных участков с кадастровыми номерами 39:02:290001:17, 39:02:290001:18, включен в перечень участков недр местного значения по Калининградской области, планируемых для предоставления в пользование.

12.10.2022г. ООО «Комсомольский песок» обратилось в Администрацию с заявлениями о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами 39:02:290001:17, 39:02:290001:18 в целях использования земельных участков для строительства складов со ссылкой на подпункт 6 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).

Письмом от 09.11.2022г. исх.№7108 Администрация сообщила ООО «Комсомольский песок», что испрашиваемые земельные участки не могут быть предметом аукциона, сославшись на приказ Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 16.09.2022г.№454 «О внесении изменений и дополнений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 12.02.2021г. №57», которым участок недр – «Северная часть Комсомольского месторождения (части блоков ХI –ХII)», содержащий часть месторождения песчано-гравийного материала и песка «Комсомольское» и расположенный под поверхностью земельных участков с кадастровыми номерами 39:02:290001:17, 39:02:290001:18, включен в перечень участков недр местного значения по Калининградской области, планируемых для предоставления в пользование.

Как установил суд первой инстанции, Постановлениями Администрации от 25.10.2022г. №1399, №1400 изменены виды разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 39:02:290001:17, 39:02:290001:18 с вида разрешенного использования «сельскохозяйственное использование» на вид разрешенного использования «недропользование» (код 6.1). В пункте 2 постановлений указана территориальная зона: зона производственных и коммунально-складских предприятий, расположенных вне границ населенных пунктов (индекс П-5) согласно Правилам землепользования и застройки.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от 11.05.2023г. в отношении спорных земельных участков внесены изменения в части указания вида разрешенного использования – недропользование.

Как указал заявитель, ООО «Комсомольский песок» обратилось к Администрации с заявлением о направлении в его адрес постановлений, на основании которых был изменен вид разрешенного использования земельных участков.

09.12.2022г. постановления были направлены заявителю.

Полагая, что оспариваемые постановления не соответствуют действующему законодательству, основания для отказа Администрации в проведении аукциона отсутствуют, нарушены права и охраняемые законом интересы заявителя, последний обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение не подлежит отмене ввиду следующего.

В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее-АПК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 2 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, в силу которого земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования. В отношении земельного участка в соответствии с федеральным законом могут быть установлены один или несколько основных, условно разрешенных или вспомогательных видов разрешенного использования. Любой основной или вспомогательный вид разрешенного использования из предусмотренных градостроительным зонированием территорий выбирается правообладателем земельного участка в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о градостроительной деятельности. Правообладателем земельного участка по правилам, предусмотренным федеральным законом, может быть получено разрешение на условно разрешенный вид разрешенного использования ( абзацы 1,2 пункта 2 статьи 7 ЗК РФ).

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (абзац 4 пункта 2 статьи 7 ЗК РФ).

В силу статей 30, 32, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставленном ему земельном участке. При этом разрешенное использование определяется градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне.

Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 7 ЗК РФ любой основной или вспомогательный вид разрешенного использования из предусмотренных градостроительным зонированием территорий выбирается правообладателем земельного участка в соответствии с ЗК РФ и законодательством о градостроительной деятельности.

Статьей 7 ЗК РФ определено, что земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Правовой режим земельного участка и объекта капитального строительства определяется также положениями градостроительного законодательства. Градостроительное зонирование представляет собой зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 ГрК РФ).

Пунктом 9 статьи 1 ГрК РФ определено, что градостроительный регламент устанавливает в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.

В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.

Согласно пункту 2 статьи 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

В силу пункта 3 статьи 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Пунктом 4 статьи 85 ЗК установлено, что земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.

Согласно части 2 статьи 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

При этом разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 ГрК РФ).

Вместе с тем, в соответствии подпунктом 5 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка не установлено разрешенное использование или разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении о проведении аукциона.

В связи с тем, что на момент обращения истца испрашиваемые земельные участки находились в территориальной зоне производственных и коммунально-складских предприятий, расположенных вне границ населенных пунктов (П-5) «производственная зона», которая не содержит в себе такого вида разращенного использования «для сельскохозяйственного использования», а также в связи с необходимостью изменения вида разрешенного использования данных земельных участков в соответствии с Правилами землепользования истцу было правомерно отказано в проведении аукциона на право заключения договора аренды спорных земельных участков по со ссылкой на подпункт 5 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ.

Статьей 8 Земельного кодекса РФ установлено, что перевод из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности.

Из положений статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» следует, что перевод земель или земельных участков из одной категории в другую осуществляется на основании ходатайства заинтересованного лицао переводе земель из одной категории в другую или ходатайства о переводе земельных участков из состава одной категории в другую, которое направляется в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных, в том числе с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель (статья 7 Федерального закона от 21.12.2004 г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»).

Законодательство Российской Федерации не содержит запрета на установление вида разрешенного использования «недропользование» без первоначального изменения категории земель.

Наоборот, существует необходимость приведения вида разрешенного использования земельного участка правилам землепользования и застройки муниципального образования.

Для земельных участков каждой территориальной зоны виды разрешенного использования, на основании абзаца 2 пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ, определяются градостроительным регламентом, который для каждой территориальной зоны устанавливается правилами землепользования и застройки индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков.

Согласно пункту 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, чтооспариваемые заявителем постановления Администрации об изменении вида разрешенного использования земельных участков соответствуют требованиям действующего законодательства.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания апелляционной жалобы обоснованной и ее удовлетворения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.10.2023 по делу № А21-1042/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

М.В. Балакир

Судьи

Н.С. Полубехина

Н.Е. Целищева