ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
05 октября 2017 года | Дело № А21-10444/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме октября 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Желтянникова В.И.
судей Жиляевой Е.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1,
при участии:
от истца: не явился, извещён,
от ответчика: ФИО2, по доверенности от 29.12.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Балтик-Экспо" (регистрационный номер АП-12548/2017 ) на решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.03.2017 по делу № А21-10444/2015 (судья Лобанова Е.А.), принятое
по заявлению ОАО "Балтик-Экспо"
заинтересованные лица: 1) Правительство Калининградской области , 2) Губернатор Калининградской области – Председатель Правительства Калининградской области ФИО3, временно исполняющий обязанности Губернатора Калининградской области ФИО4, 3) заместитель Председателя Правительства Калининградской области ФИО5, 4) автономная некоммерческая организация «Исполнительная дирекция по подготовке к чемпионату мира по футболу в Калининградской области 2018»,
5) руководитель АНО «Исполнительная дирекция по подготовке к чемпионату мира по футболу в Калининградской области 2018» ФИО6, 6) государственное казенное учреждение Калининградской области «Региональное управление заказчика капитального строительства», 7) руководитель ГКУ Калининградской области «Региональное управление заказчика капитального строительства» ФИО7 , 8) ООО «Землемер»
третье лицо: Чехословацкое акционерное общество «CZECHOSLOVAKENERGY, OIL&GASa.s .»
о признании незаконными действий (бездействия)
установил:
Открытое акционерное общество «Балтик-Экспо» (ОГРН <***>) (далее - ОАО «Балтик-Экспо», заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Правительству Калининградской области, Губернатору Калининградской области – Председателю Правительства Калининградской области ФИО3, заместителю Председателя Правительства Калининградской области ФИО5, автономной некоммерческой организации «Исполнительная дирекция по подготовке к чемпионату мира по футболу в Калининградской области 2018», руководителю АНО «Исполнительная дирекция по подготовке к чемпионату мира по футболу в Калининградской области 2018» ФИО6, государственному казенному учреждению Калининградской области «Региональное управление заказчика капитального строительства», руководителю ГКУ Калининградской области «Региональное управление заказчика капитального строительства» ФИО7, ООО «Землемер» и просило согласно ходатайству от 13.02.2017 г:
1. Признать незаконными действия (бездействие), допущенные Правительством Калининградской области и его должностными лицами: Губернатором - Председателем правительства Калининградской области ФИО3 и заместителем Председателя Правительства Калининградской области ФИО5, АНО «Исполнительная дирекция по подготовке
к чемпионату мира по футболу в Калининградской области 2018» и его руководителем ФИО6, ГКУ Калининградской области «Региональное управление заказчика капитального строительства» и его руководителем ФИО7, выразившиеся в неполном и в ненадлежащем рассмотрении, а также в ненадлежащем реагировании в срок, установленный законом на :требование ОАО «Балтик-Экспо» от 25 декабря 2015 года; также выразившиеся в невнесении изменений в Постановление Правительства Калининградской области от 30 декабря 2014г. № 929 «Об утверждении проекта межевания территории Московского и Ленинградского районов г. Калининграда, предназначенной для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест» в части, касающейся земельного участка
с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в <...> а именно выразившееся в неисключении части земельного участка площадью 8749 кв.м , являющегося частью земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в <...> из земельного участка № 138 пл. 105076 кв.м «Для размещения объектов транспортной, инженерной инфраструктуры» (пп. 2 пункта 2 земельные участки для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры , иных объектов капитального строительства согласно Приложению № 2), в невнесении изменений в проект межевания территории Московского и Ленинградского районов г. Калининграда, предназначенной для размещения стадиона на 45000 зрительских мест, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 30 декабря 2015г. № 929, в части, касающейся земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в <...>, а именно: выразившееся в неприведении проекта межевания территории Московского и Ленинградского района г. Калининграда в соответствие
с градостроительным планом земельного участка № RU39301000-5015 от 26 июня 2014 и постановлением мэра г. Калининграда от 09 апреля 2003 № 731 , которыми на земельном участке с кадастровым номером 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в <...> ОАО «Балтик Экспо» разрешено строительство экспоцентров, международных выставок, гостиниц, выставочных центров, торгово-выставочных комплексов, многоуровневых гаражей и т.д. этажностью 4-16 этажей; том числе выразившееся в неисключении части земельного участка площадью 8749 кв.м, являющегося частью земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в <...>, из пп. 43 таблицы № 2 «Перечень земельных участков (частей земельных участков), подлежащих изъятию для государственных нужд»; в неисключении части земельного участка площадью 8749 кв.м, являющегося частью земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в <...> а, из пп. 138 таблицы 5 «Перечень земельных участков, образуемых для размещения стадиона на 45000 зрительских мест, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры , иных объектов капитального строительства; в неисключении части земельного участка площадью 8749 кв.м, являющегося частью земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в <...> из участка 138 таблицы 6 «Описание поворотных точек границ земельных участков , образуемых для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры , иных объектов капитального строительства»; в неисключении части земельного участка площадью 8749 кв.м, являющегося частью земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в <...> из таблицы «Перечень земельных участков , образуемых для размещения стадиона на 45000 зрительских мест , объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, иных объектов капитального строительства» «Чертежа границ земельных участков для размещения стадиона на 45000 зрительских мест, объектов инфраструктуры, иных объектов капитального строительства»; в неисключении «красных линий», проходящих по земельному участку с кадастровым номером: 39:15:140302:18. площадью 29 459 кв. метров в Московском районе г. Калининграда по ул. Октябрьская, За., а также проходящих по зданию выставочного комплекса площадью 3045,2 кв.м. литер «В» и зданию выставочного павильона площадью 1927,8 кв.м. Литер «А», из «Чертежа границ земельных участков для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов инфраструктуры, иных объектов капитального строительства» в неприведении «Чертежа границ земельных участков для размещения стадиона на 45000 зрительских мест , объектов инфраструктуры, иных объектов капитального строительства» в соответствие с «красными линиями», предусмотренными градостроительным планом земельного участка № RU39301000- 5015 от 26 июня 2014.
2. Обязать Правительство Калининградской области и его должностных лиц: временно исполняющего обязанности Губернатора – временно исполняющего обязанности Председателя Правительства Калининградской области ФИО4 и заместителя Председателя Правительства Калининградской области ФИО5, АНО «Исполнительная дирекция по подготовке к чемпионату мира по футболу в Калининградской области 2018» и его руководителя ФИО6, ГКУ Калининградской области «Региональное управление заказчика капитального строительства» и его руководителя ФИО7, а также ООО «Землемер»; в полном объеме и надлежащим образом рассмотреть требование ОАО «Балтик-Экспо» от 25 декабря 2015, а также надлежащим образом прореагировать на него, восстановив права ОАО «Балтик-Экспо» в порядке, установленном законом; восстановить права ОАО «Балтик-Экспо» путем возложения на вышеуказанных должностных лиц обязанности в течение определенного судом срока совершить следующие конкретные действия: внести изменения в постановление Правительства Калининградской области от 30 декабря 2014г. № 929 «Об утверждении проекта межевания территории Московского и Ленинградского районов г. Калининграда, предназначенной для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест» в части, касающейся земельного участка с кадастровым номером 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в <...> а именно: исключить часть земельного участка площадью 8749 кв.м, являющегося частью земельного участка с кадастровым номером 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в <...> из земельного участка № 138 площадью 105076 кв.м. «Для размещения объектов транспортной, инженерной инфраструктуры» (пп. 2 пункта 2 земельные участки для размещения стадиона на 45000 зрительских мест, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, иных объектов капитального строительства согласно Приложению № 2). Подготовить и внести изменения в проект межевания территории Московского и Ленинградского районов г. Калининграда, предназначенной для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, ранее утвержденный постановлением Правительства Калининградской области от 30 декабря 2014 года № 929, в части , касающейся земельного участка с кадастровым номером 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в <...> а именно: привести проект межевания территории Московского и Ленинградского района г. Калининграда в соответствие с градостроительным планом земельного участка № RU39301000-5015 от 26 июня 2014г. и постановлением мэра г. Калининграда от 09 апреля 2003г. № 731, которыми на земельном участке с кадастровым номером 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в <...> «Балтик-Экспо» разрешено строительство экспоцентров, международных выставок, гостиниц, выставочных центров, торгово-выставочных комплексов, многоуровневых гаражей и т.д. этажностью 4-16 этажей, в том числе: исключить часть земельного участка площадью 8749 кв.м, являющегося частью земельного участка с кадастровым номером 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в <...> из пп. 43 таблицы №2 «Перечень земельных участков (частей земельных участков), подлежащих изъятию для государственных нужд»; исключить часть земельного участка площадью 8749 кв.м, являющегося частью земельного участка с кадастровым номером 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в <...> из пп.138 таблицы 5 «Перечень земельных участков, образуемых для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, иных объектов капитального строительства»; исключить часть земельного участка площадью 8749 кв.м, являющегося частью земельного участка с кадастровым номером 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в <...> из участка 138 таблицы 6 «Описание поворотных точек границ земельных участков, образуемых для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, иных объектов капитального строительства»; исключить часть земельного участка площадью 8749 кв.м , являющегося частью земельного участка с кадастровым номером 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв.м в <...> из таблицы «Перечень земельных участков , образуемых для размещения стадиона на 45000 зрительских мест , объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, иных объектов капитального строительства», «Чертежа границ земельных участков для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов инфраструктуры, иных объектов капитального строительства»; исключить «красные линии», проходящие по земельному участку с кадастровым номером 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в <...> а также проходящие по зданию выставочного комплекса площадью 3045,2 кв.м Литер «В» и зданию выставочного павильона площадью 1927,8 кв.м Литер «А», из «Чертежа границ земельных участков для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов инфраструктуры, иных объектов капитального строительства». Привести «Чертеж границ земельных участков для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов инфраструктуры, иных объектов капитального строительства» в соответствие с «красными линиями» , предусмотренными градостроительным планом земельного участка № RU39301000-5015 от 26 июня 2014 года.
ОАО «Балтик-Экспо» заявило о замене заинтересованного лица Губернатора Калининградской области ФИО3 на временно исполняющего обязанности Губернатора Калининградской области ФИО4 по требованиям, изложенным в пункте 2 уточненных требований. Поскольку фактически требования заявлены к должностному лицу – Губернатору Калининградской области, каковым в настоящее время является ФИО4, по требованиям, изложенным в пункте 2 заявления, заинтересованным лицом следует считать временно исполняющего обязанности Губернатора Калининградской области ФИО4
Решением от 03.08.2017 суд принял отказ открытого акционерного общества «Балтик-Экспо» от требований о признании незаконными действий (бездействия), допущенных Правительством Калининградской области и его должностными лицами: Губернатором – председателем Правительства Калининградской области ФИО3 и заместителем председателя Правительства Калининградской области ФИО5, АНО «Исполнительная дирекция по подготовке к чемпионату мира по футболу в Калининградской области 2018 года» и его руководителем ФИО6, ГКУ Калининградской области «Региональное управление заказчика капитального строительства» и его руководителем ФИО7 , выразившихся в неполном и ненадлежащем рассмотрении, а также ненадлежащем реагировании в срок, установленный законом, на требование ОАО «Балтик-Экспо» от 15 октября 2015 года; обязании Правительства Калининградской области и его должностных лиц : временно исполняющего обязанности Губернатора - председателя Правительства Калининградской области ФИО4 и заместителя председателя Правительства Калининградской области ФИО5, АНО «Исполнительная дирекция по подготовке к чемпионату мира по футболу в Калининградской области 2018 года» и его руководителя ФИО6, ГКУ Калининградской области «Региональное управление заказчика капитального строительства» и его руководителя ФИО7, а также ООО «Землемер» в полном объеме и надлежащим образом рассмотреть требование ОАО «Балтик-Экспо» от 15 октября 2015 года, а также надлежащим образом прореагировать на него, восстановив права ОАО «Балтик-Экспо» в порядке, установленном законом. В удовлетворении требований в остальной части суд отказал.
ОАО "Балтик-Экспо", не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой. В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на следующие обстоятельства: суд первой инстанции не проверил и не установил наличие у Правительства Калининградской области полномочий по разработке и утверждению документации по межеванию территорий в целях чемпионата мира по футболу 2018 года в части земельного участка, арендуемого Обществом; отказался проводить проверку заявления Общества о фальсификации доказательств; отказал в удовлетворении ходатайства Общества об истребовании из Правительства Калининградской области оригиналов документации по планировке территории Московского и Ленинградского районов г. Калининграда; «красные линии», проходящие по земельному участку, арендованному Обществом, противоречат Проекту планировки (утв. Распоряжением Правительства РФ от 05.09.2014г. № 1735-р), незаконно пририсованы к Чертежу красных линий и.о. руководителя Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области НВ. ФИО9 и не имеют какой-либо юридической силы.
В судебном заседании представитель Правительства Калининградской области против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Заинтересованные лица 2-8, третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в настоящем судебном заседании.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующее.
ОАО «Балтик-Экспо» на праве собственности принадлежат объекты недвижимости - здание выставочного комплекса общей площадью 3045,2 кв.м и здание выставочного павильона общей площадью 1927,8 кв.м, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв.м, расположенном по адресу: <...> (свидетельства о государственной регистрации права от 13.08.2009 39-АА №731907 и от 12.09.2008 39-АА №624769).
Данные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв.м , предоставленном ОАО «Балтик-Экспо» в аренду мэрией г.Калининграда по договору №001764 на передачу в аренду городских земель от 09.06.1998г. сроком на 49 лет.
07.11.2014 г. между Обществом и ОАО «Балтик-Экспо» был подписан договор о совместной деятельности по реконструкции и строительству международного конгрессно-выставочного центра «Евразийского сотрудничества в г.Калининграде».
07.06.2013 г. принят Федеральный закон №108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года , Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее- Закон №108-ФЗ). Нормы данного закона подлежат приоритетному применению при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд и осуществлении градостроительной деятельности в связи с проведением мероприятий в рамках подготовки и проведения чемпионата мира по футболу 2018 г.
Программой подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу , утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 г. №518 , предусмотрено строительство в г.Калининграде стадиона на 45 000 зрительских мет (35 000 зрительских мест с учетом внесенных изменений).
Во исполнение требований Закона №108-ФЗ, статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее- ГрК РФ) и на основании постановления Правительства Калининградской области от 16.12.2013 г. №931 «О разработке документации по планировке территории» Агентство по архитектуре , градостроению и перспективному развитию Калининградской области обеспечило выполнение работ по разработке документации по планировке территории Московского и Ленинградского районов г.Калининграда, предназначенной для размещения стадиона.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2014 г. №1735-р утверждена Основная часть проекта планировки территории Московского и Ленинградского районов города Калининграда (в составе текстовой и графической частей) , предназначенной для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест , финансирование строительства которого предусмотрено за счет средств федерального бюджета. В составе проекта планировки территории утверждены «красные линии» - линии , которые обозначают существующие , планируемые (изменяемые , вновь образуемые) границы территории общего пользования , границы земельных участков , на которых расположены линии электропередач , линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения) , трубопроводы , автомобильные дороги , железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Названное распоряжение , Основная часть проекта планировки территории (текстовая часть и графическая часть ) опубликованы в специальном выпуске газеты «Гражданин» №34 от 08 июля 2015 г. , на официальном сайте администрации городского округа «Город Калининград».
В силу статьи 42 ГрК РФ Проект планировки территории Московского и Ленинградского районов города Калининграда явился основанием для выполнения проекта межевания этой территории. Порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории установлен статьей 45 ГрК РФ. 30.12.2014г. Правительством Калининградской области принято постановление №929 «Об утверждении проекта межевания территории Московского и Ленинградского районов г.Калининграда , предназначенной для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест». Указанным постановлением в границах территории , подлежащей межеванию , образованы земельные участки для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест , объектов транспортной и инженерной инфраструктуры , иных объектов капитального строительства согласно приложению №2 , в том числе земельный участок №138 , в состав которого входит арендуемый ОАО «Балтик-Экспо» земельный участок , часть которого площадью 8749 кв.м подлежит изъятию для государственных нужд (для размещения объектов транспортной и инженерной инфраструктуры). Данное постановление (текстовая часть , графическая часть) опубликовано в специальном выпуске газеты «Гражданин» №36 от 10.07.2015 г. 13.03.2015 г.
Правительство Калининградской области со ссылкой на вышеназванные правовые акты уведомило ОАО «Балтик-Экспо» о формировании в границах арендуемого заявителем земельного участка площадью 29 459 кв.м с кадастровым номером 39:15:140302:18 земельного участка для размещения транспортной и инженерной инфраструктуры и о необходимости изъятия части данного земельного участка площадью 8749 кв.м .
25.03.2015г. Правительством Калининградской области принято постановление №156 об изъятии для государственных нужд Калининградской области земельного участка с кадастровым номером 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв.м , находящегося в государственной неразграниченной собственности , и расположенных на нем объектов недвижимого имущества согласно приложению к данному постановлению , для строительства улично-дорожной сети острова Октябрьский , обеспечивающей подъезд к стадиону , путем прекращения права аренды на земельный участок и выкупа объектов недвижимого имущества. 25.12.2015 г.
ОАО «Балтик-Экспо» обратилось к Губернатору Калининградской области - Председателю Правительства Калининградской области ФИО3 , руководителю АНО «Исполнительная дирекция по подготовке к чемпионату мира по футболу в Калининградской области 2018 » ФИО6 , руководителю ГКУ Калининградской области «Региональное управление заказчика капитального строительства» ФИО7 , руководителю ООО «Землемер» ФИО8 с требованием о внесении изменений в постановление Правительства Калининградской области от 30.12.2014 г. № 929 «Об утверждении проекта межевания территории Московского и Ленинградского районов г.Калининграда , предназначенной для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест» , приведении проекта межевания территории Московского и Ленинградского района г.Калининграда в соответствие с градостроительным планом земельного участка № RU39301000-5015 от 26 июня 2014г. и постановлением мэра г.Калининграда от 09.04.2003 г. №731, а именно исключении земельного участка с кадастровым номером 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв.м в <...> из земельного участка №138 площадью 105076 кв.м площадью 105076 кв.м «Для размещения объектов транспортной , инженерной инфраструктуры» , из пп.43 таблицы №2 «Перечень земельных участков (частей земельных участков) , подлежащих изъятию для государственных нужд» , из пп.138 таблицы 5 «Перечень земельных участков , образуемых для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест , объектов транспортной и инженерной , иных объектов капитального строительства» части земельного участка площадью 8749 кв.м, из участка 138 таблицы 6 «Описание поворотных точек границ земельных участков , образуемых для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест , объектов транспортной и инженерной инфраструктуры , иных объектов капитального строительства , из Чертежа границ земельных участков для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест , объектов инфраструктуры , иных объектов капитального строительства , исключении «красных линий» , проходящих по земельному участку с кадастровым номером 39:15:140302:18 и зданиям выставочного комплекса площадью 3045,2 кв.м литер «В» и выставочного павильона площадью 1927,8 кв.м литер «А» из Чертежа границ земельных участков для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов инфраструктуры , иных объектов капитального строительства ; приведении Чертежа границ земельных участков для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест , объектов инфраструктуры , иных объектов капитального строительства в соответствие с «красными линиями» , предусмотренными градостроительным планом.
29.12.2015 заявитель обратился в арбитражный суд, ссылаясь на то, что находящийся в аренде у ОАО «Балтик -Экспо» земельный участок не имеет какого- либо отношения к Основной части проекта планировки, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2015 г. №1735-р, в связи с чем «красные линии», проходящие по данному земельному участку подлежат исключению из проекта межевания территории Московского и Ленинградского районов г. Калининграда; в Правительстве Калининградской области отсутствовали надлежащие основания для разработки проекта межевания территории Московского и Ленинградского района г. Калининграда, а именно отсутствовал чертеж «красных линий», утвержденный правовым актом, принятым Правительством Российской Федерации; Правительство Калининградской области не приняло во внимание существующего порядка землепользования и фактически исключило возможность использования спорного земельного участка по назначению - для строительства Международного конгрессно-выставочного центра «Евразийского сотрудничества» в г. Калининграде, чем нарушены права заявителя
и третьего лица. В процессе рассмотрения дела ОАО «Балтик -Экспо» ссылалось на то , что необходимости в настоящее время в изъятии спорного земельного участка для целей чемпионата мира по футболу 2018 г. нет. Заявитель также указывает на непредставление заинтересованными лицами информации и документов по существу поставленных в обращении от 25.12.2015 г. вопросов, а также на бездействие заинтересованных лиц по их надлежащему разрешению.
Повторно рассмотрев настоящее дело в порядке апелляционного производства, апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В обоснование своих требований Общество указывает, что суд первой инстанции не проверил и не установил наличие у Правительства Калининградской области полномочий по разработке и утверждению документации по межеванию территорий в целях чемпионата мира по футболу 2018 года в части земельного участка, арендуемого Обществом. Общество ошибочно полагает, что порядок утверждения документации по планировке территории отсутствует,
а опубликование документации по планировке территории должно осуществляться Администрацией г.Калининграда только на основании соответствующего поручения Правительства РФ либо Правительства Калининградской области.
Порядок подготовки и утверждения документации по планировки территории установлен статьей 45 ГРК РФ в части, неурегулированной Федеральным законом № 108-ФЗ от 07.06.2013г. «О подготовке и проведении в РФ чемпионата мира по футболу, Кубка конфедераций» (далее — Закон № 108), Согласно статье 50 Закона № 108 осуществление градостроительной деятельности в связи с осуществлением мероприятий, предусмотренных настоящим законом регулируется Градостроительным кодексом РФ, если иное не установлено указанным Федеральным законом. Особенности подготовки и утверждения документации по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры и др. к чемпионату мира по футболу 2018 года установлены статьей 27 Закона № 108.
В силу части 5 статьи 41 ГРК РФ к документации по планировке территории относятся проекты планировки, проекты межевания, градостроительные планы.
Согласно статье 27 Закона № 108 подготовка документации по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых планируется размещение объектов инфраструктуры. Документация по планировке территории, не являющаяся проектом планировки и не предназначенная для размещения объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, утверждается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2013 года № 518 «О программе подготовки к проведению в 2018 году в РФ чемпионата мира по футболу» (далее — Постановление № 518) утверждены предельные объемы финансирования и мероприятия по строительству/реконструкции объектов к чемпионату. Пунктом 192 Постановления № 518 утверждено мероприятие строительство улично-дорожной сети на территории острова, обеспечивающей подъезд к стадиону, г.Калининград; исполнитель - Правительство Калининградской области; источник финансирования - бюджет субъекта РФ с софинансированием из федерального бюджета.
На основании изложенных правовых норм 30 декабря 2014 года Правительством Калининградской области принято Постановление № 929, которым утвержден Проект межевания территории Московского и Ленинградского районов
г. Калининграда. Данным постановлением в границах территории, подлежащей межеванию, образованы земельные участки для размещения стадиона, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, а также иных объектов капитального строительства, в том числе образован участок № 138, в состав которого входит арендуемый Обществом земельный участок, часть которого площадью 8749 кв.м подлежит изъятию для государственных нужд (для размещения объектов транспортной и инженерной инфраструктуры).
Таким образом, оспариваемый ненормативный правовой акт издан в установленном порядке управомоченным органом государственной власти -Правительством Калининградской области.
В соответствии с Постановлением Правительства Калининградской области № 1079 от 27 декабря 2012 года «Об опубликовании законов Калининградской области и нормативных актов Правительства Калининградской области, официальных материалов Правительства Калининградской области» газета «Калининградская правда» является официально уполномоченным средством массовой информации (официальным изданием) Правительства Калининградской области.
В силу пункта 15 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ опубликование проекта межевания территории осуществляет глава местной администрации.
Во исполнение требований указанных правовых актов Постановление № 929 опубликовано в газете «Калининградская правда» № 7 от 21 января 2015 года,
а также в газете «Гражданин» № 36 от 10 июля 2015 года (Проект межевания).
Таким образом, Правительством Калининградской области полностью соблюден установленный законом порядок опубликования оспариваемого правового акта.
Кроме того, законность полномочий Правительства Калининградской области по принятию и опубликованию Проекта планировки и Проекта межевания проверены судом в рамках гражданского дела № А21-4363/2015.
Довод Общества о том, что обжалуемое решение подлежит отмене в связи с отказом суда в удовлетворении ходатайства Общества об истребовании из Правительства Калининградской области оригиналов документации по планировке территории Московского и Ленинградского районов
г. Калининграда является необоснованным.
В соответствии со статьей 2 Закона Калининградской области № 339 от 15 июля 2014 года официальным является текст правового акта Правительства и Губернатора, впервые опубликованный в официальном издании Калининградской области и г. Калининграда.
Таким образом, опубликованный в вышеуказанном порядке текст нормативного правового акта является официальным и подлежащим исполнению всеми лицами, на которые распространяется его действие.
Поскольку оспариваемые Постановление № 929 и Проект межевания опубликованы в установленном законом порядке в печатном издании и на информационном интернет-портале и находятся в открытом доступе для ознакомления всеми заинтересованными лицами, полагаем, что для удостоверения подлинности текста правовой нормы отсутствует необходимость в предоставлении её заверенных бумажных копий.
Требования Общества представляют собой попытку установить самостоятельный контроль над процессом строительства и финансирования соответствующих мероприятий к чемпионату мира по футболу, что не предусмотрено действующим законодательством и не является основанием для признания действий Правительства Калининградской области незаконными. В силу пункта 9 статьи 27 Закона № 108 документация по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры утверждается без публичных слушаний.
В обоснование своих требований Общество указывает, что «красные линии», проходящие по земельному участку, арендованному Обществом, противоречат Проекту планировки (утв. Распоряжением Правительства РФ от 05.09.2014 № 1735-р), незаконно пририсованы к Чертежу красных линий и.о. руководителя Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области ФИО9 и не имеют какой-либо юридической силы.
Согласно статье 42 Градостроительного кодекса РФ чертежи, в которых отображаются красные линии, входят в состав Основной части Проекта планировки. Основная часть указанного Проекта планировки, включая текстовую и графическую части, утверждена правовым актом - Распоряжением Правительства РФ № 1735-р от 05.09.2014.
Действующим законодательством не регламентирован порядок оспаривания документации по планировке территории отдельно от правовых актов, которыми они утверждены.
В силу статьи 42 Градостроительного кодекса РФ проект планировки территории является основанием для разработки проектов межевания территорий.
В соответствии с частью 2 статьи 27 Закона № 108-ФЗ, распоряжением Правительства РФ от 05.09.2014г. № 1735-р утверждена Основная часть проекта планировки территории Московского и Ленинградского районов г. Калининграда. Приложением № 2 к Основной части проекта планировки является Характеристика улично-дорожной сети, включающей строительство надземного пешеходного перехода через Московский проспект, соединяющий ул.Зарайскую, набережную Ген. Трибуца, наб. Генерала Карбышева.
На основании данного Проекта планировки Постановлением Правительства Калининградской области от 30.12.2014г. № 929 утвержден Проект межевания территории Московского и Ленинградского районов г. Калининграда. Данным правовым актом в границах территории, подлежащей межеванию, образованы инфраструктуры. В том числе образован земельный участок № 138 общей площадью 105 076 кв.м, включающий арендуемый Обществом земельный участок. Указанные Проект планировки и Проект межевания опубликованы в порядке, установленном статьёй 45 Градостроительного кодекса РФ.
Доводы Заявителя о несоответствии опубликованных чертежей Проекта планировки чертежам, утвержденным Распоряжением № 1735-р. не подтверждены какими-либо доказательствами.
В соответствии с п.2З Федерального конституционного закона от 17.12.1997г. № 2-ФКЗ «О Правительстве РФ» официальным является текст распоряжения Правительства РФ, впервые опубликованный в одном из официальных изданий Российской Федерации.
В силу пунктов 2,З Указа Президента РФ от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» официальным опубликованием актов Правительства РФ считается их публикация в Собрании законодательства РФ и на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Акты Правительства РФ могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения иными способами.
Опубликованный в вышеуказанном порядке текст правового акта является официальным и подлежащим исполнению всеми лицами, на которые распространяется его действие. Для удостоверения подлинности текста правовой нормы отсутствует необходимость в получении её заверенных бумажных копий.
Проект планировки, а также Распоряжение Правительства РФ № 1735-р о его утверждении, опубликованы в ряде печатных изданий.
Проект межевания представляет собой правовой акт, разработке которого предшествовало выполнение соответствующих инженерных изысканий и проведение государственной экспертизы проектной документации. Принята во внимание необходимость организации площадей для демонстрации продукции и коммерческих фирм, а также оказания услуг представителям СМИ. Перемещение пешеходов на острове и прилегающих территориях организовано не только с учетом их пропускной способности, но и возможности регулирования потоков болельщиков, разделения групп болельщиков посредством установки специальных ограждений, необходимости применения мер быстрого реагирования с целью устранения каких-либо угроз безопасности и выборочного перекрытия одних потоков без ущерба для других, без потери полного контроля любых зон и объектов на территории.
Проект планировки (утв. Распоряжением Правительства РФ № 1735-р)
и Проект межевания (утв. Постановлением Правительства Калининградской области № 929) уже были предметом судебных разбирательств, судебные акты по которым в силу пункта 2 статьи 69 АПК РФ имеют преюдициальное значение для настоящего дела.
Решением Верховного Суда РФ от 24.07.2015г. по делу № АКПИ15-7З5 Обществу отказано в удовлетворении заявления об оспаривании Распоряжения Правительства РФ от 05.09.2014г. № 1735-р, которым утверждена Основная часть Проекта планировки; судом установлено, что утверждение Распоряжением № 1735-руб. Основной части Проекта планировки является элементом градостроительной деятельности и не может рассматриваться как нарушение прав и законных интересов Заявителя.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Калининградской области и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.11.2016 по делу № A21-4363/2015 не установлено несоответствие Проекта межевания территории Основной части проекта Планировки территории. Отображение в Проекте планировки и Проекте межевания территории зон и границ образованных земельных участков полностью отвечает требованиям ст.ст.41-43 Градостроительного кодекса РФ. Правовая необходимость внесения изменений в действующие документы по планировке территории признана судами отсутствующей.
Учитывая изложенное, внесение каких-либо изменений в действующие Проект межевания и Проект планировки, равно как принятие и утверждение новых Проектов, не требуется. Понуждение Правительства Калининградской области к совершению указанных действий предполагает расширительное понимание закона и возлагает на орган государственной власти субъекта РФ обязанности, не предусмотренные действующим законодательством.
В силу статьи 64 АПК РФ использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона, не допускается.
В нарушение требований указанной правовой нормы заявитель обратился с заявлением об обеспечении доказательств не в суд, а к нотариусу. Выбор такого вида обеспечения доказательств до предъявления иска допускается законом при условии соблюдения установленного порядка.
В соответствии со ст. 102 «Основ законодательства РФ о нотариате» (утверждены ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1, далее — Основы о нотариате), если имеются основания полагать, что представление доказательств впоследствии станет невозможным или затруднительным, нотариус обеспечивает доказательства по просьбе заинтересованных лиц.
В силу статьи 103 Основ о нотариате при выполнении процессуальных действий нотариус обязан руководствоваться нормами процессуального законодательства РФ. Нотариус извещает о времени и месте обеспечения доказательств стороны и заинтересованных лиц. Обеспечение доказательств без извещения производится лишь в случаях, не терпящих отлагательства, или когда нельзя определить, кто впоследствии будет участвовать в деле.
Учитывая совокупность всех находящихся в производстве Арбитражного суда Калининградской области дел по заявлениям ОАО «БАЛТИК ЭКСПО», Обществу был заранее известен состав лиц, предполагаемых к участию в будущем деле. Характер обеспеченных нотариусом доказательств не свидетельствует об их безотлагательности и невозможности их дальнейшего представления в суд. Однако Правительство Калининградской области не было извещено о времени и месте и не принимало участие в обеспечении доказательств нотариусом. Таким образом, нотариально заверенные документы представленные Обществом, получены с нарушением действующего процессуального законодательства.
Ссылка Общества на материалы уголовно-процессуальной доследственной проверки не имеют юридического значения для обстоятельств настоящего дела.
Согласно части 4 статьи 69 АПК РФ материалы органов расследования не обязательны для арбитражного суда, рассматривающего дело, обязательную силу имеет только приговор суда, вступивший в законную силу при условиях, указанных в данной правовой норме.
Обжалуемым решением Арбитражного суда Калининградской области обоснованно установлено, что с рассматриваемым заявлением о несогласии Общества с ответом Правительства области на требования от 25.12.2015 Общество обратилось в арбитражный суд 29.12.2015, т.е. до истечения срока, установленного действующим законодательством для рассмотрения обращений граждан и юридических лиц. Кроме того, новые обстоятельства, на которые ссылается Общество в обоснование своих требований, не существовали на момент обращения Общества в Правительство Калининградской области с требованиями от 25.12.2015.
Кроме того, в апелляционной жалобе общество ссылается на то, что суд первой инстанции отказался проводить проверку заявления Общества о фальсификации доказательств. Указанные доводы при рассмотрении апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения, поскольку ходатайство Общества о фальсификации Проекта планировки, утверждённого Распоряжением Правительства РФ № 1375-р от 05.09.2015 было принято к рассмотрению Арбитражным судом Калининградской области и рассмотрено в установленном законом порядке. Судебная оценка дана в абзаце 5 на стр. 7 решения от 28.03.2017.
Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции, направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств и выражают несогласие с произведенной оценкой доказательств, поэтому не могут служить основанием к отмене оспариваемого решения.
Апелляционный суд приходит к заключению, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц,
а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам
и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу решения, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.03.2017 по делу № А21-10444/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | В.И. Желтянников | |
Судьи | Е.В. Жиляева ФИО10 |