ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А21-10495/2022 от 30.11.2023 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

30 ноября 2023 года

Дело №

А21-10495/2022

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Кадулина А.В., Филиппова А.Е.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Балтийские Высоты» – ФИО1 (доверенность от 16.01.2023),

рассмотрев 22.11.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Балтийские Высоты» на решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.03.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2023 по делу № А21-10495/2022,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Балтийские Высоты», адрес: 196084, Санкт-Петербург, Смоленская ул., д. 11, корп. 1, пом. 2Н, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к администрации городского округа «Город Калининград», адрес: 236022, Калининградская обл., Калининград, пл. Победы, д. 1, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Администрация), о признании незаконным распоряжения Администрации от 14.06.2022 № 1454/р-КМИ «Об отказе в выдаче разрешения на использование земель в кадастровом квартале 39:15:133009 по Ливадийской ул. в Ленинградском районе» и об обязании Администрации выдать Обществу разрешение на использование земель согласно заявлению от 16.08.2022 № 01-1605/22.

Решением Арбитражного суда Калининградской области от 02.03.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2023 данное решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение от 02.03.2023 и постановление от 01.09.2023, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявления.

Общество считает, что предусмотренных правовыми актами оснований для отказа в выдаче разрешения на размещение на испрашиваемой территории сооружения связи не имелось, поэтому требования заявителя подлежали удовлетворению.

В отзыве на кассационную жалобу Администрация просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы.

Администрация извещена в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направила, что в силу статьи 284 того же Кодекса не препятствует рассмотрению жалобы.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество 16.05.2022 обратилось в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка (части земельного участка) для размещения сооружения связи – антенной опоры под базовые станции операторов сотовой связи.

Согласно приложенным к заявлению схеме границ предполагаемых к использованию земель и технико-экономическим характеристикам Обществом испрашивалось разрешение на использование участка площадью 4 кв.м по адресу: Калининград, Флотская ул., севернее д. 9, для размещение антенной опоры высотой 30м, сроком на 5 лет.

По результатам рассмотрения заявления Администрацией принято решение об отказе в выдаче разрешения на использование участка, оформленное распоряжением от 14.06.2022 № 1454/р-КМИ «Об отказе в выдаче разрешения на использование земель в кадастровом квартале 39:15:133009 по ул. Ливадийской в Ленинградском районе», с указанием на то, что размещение объекта (антенной опоры под базовые станции операторов сотовой связи) на испрашиваемой территории не представляется возможным в соответствии с требованиями градостроительной документации.

Полагая, что оснований для отказа в выдаче разрешения на размещение сооружения связи у Администрации не имелось, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.

Суды первой и апелляционной инстанций не установили наличия совокупности оснований для признания оспариваемого распоряжения незаконным.

Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене в связи со следующим.

В силу положений статей 198 и 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случаях, перечисленных в пункте 1 данной статьи, в том числе для размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без их предоставления и установления сервитутов могут размещаться сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 11 перечня).

В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

В Калининградской области таковые уставлены Порядком и условиями размещения объектов, определенных Правительством Российской Федерации, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденными постановлением Правительства Калининградской области от 04.12.2015 № 676 (далее - Порядок).

Согласно пункту 2 Порядка размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов осуществляется на основании разрешения на использование земель или земельных участков (частей земельных участков), находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов, выданного исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления муниципального образования Калининградской области, уполномоченным на распоряжение соответствующими землями или земельными участками.

Основания для отказа в выдаче разрешения предусмотрены пунктом 12 Порядка. В частности, в выдаче разрешения может быть отказано в случаях, если размещение объектов (объекта) приведет к невозможности использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости в соответствии с разрешенным использованием (подпункт 4 пункта 12 Порядка), либо если размещение объектов (объекта) не соответствует утвержденным документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки, документам по планировке территории соответствующего муниципального образования Калининградской области (подпункт 5 пункта 12 Порядка).

Как установили суды, в соответствии с Генеральным планом городского округа «Город Калининград», утвержденным решением городского Совета депутатов Калининграда от 06.07.2016 № 255 (в редакции постановления Правительства Калининградской области от 05.08.2021 № 474), испрашиваемая Обществом территория расположена в зоне транспортной инфраструктуры, предназначенной преимущественно для размещения объектов автомобильного транспорта, объектов железнодорожного транспорта, объектов воздушного транспорта, объектов водного транспорта, объектов трубопроводного транспорта, объектов транспортной инфраструктуры, объектов улично-дорожной сети и сопутствующих объектов.

Согласно карте планируемого размещения автомобильных дорог местного значения городского округа, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) Генерального плана, испрашиваемая территория расположена в границах территории, предусмотренной под строительство дороги местного значения.

Постановлением Администрации от 08.10.2014 № 1568 утвержден проект планировки с проектом межевания в его составе территории, расположенной в Восточном районе Калининграда севернее Московского проспекта на продолжении улиц Молодой Гвардии – ФИО2 – Б. Окружная, которым предусмотрен объект местного значения – строительство (реконструкция) дороги муниципального значения – улица Ливадийская, согласно разбивочному плану красных линий установлены координаты точек красных линий улично-дорожной сети микрорайона, определены проектируемые в целях строительства дорог красные линии.

Как установили суды и не оспаривает податель жалобы, в соответствии с названным проектом планировки с проектом межевания испрашиваемое Обществом место для размещения антенной опоры для оборудования операторов сотовой связи высотой 30 м располагается в границах Ливадийской ул. внутри ее красных линий, в зоне по проекту межевания «зелень общего пользования (бульвары, скверы)».

Суд апелляционной инстанции со ссылкой на результаты обследования спорной территории отметил, что вблизи испрашиваемого места размещения опоры выявлено прохождение газопровода (установлен соответствующий опознавательный столб).

Согласно пункту 4.5.4.1 Правил благоустройства территории городского округа «Город Калининград», утвержденными решением городского Совета депутатов Калининграда от 30.06.2021 № 182 (далее – Правила благоустройства), проектирование некапитальных строений, сооружений осуществляется с учетом принципов функционального разнообразия, в целях сохранения архитектурного облика сложившейся застройки и благоустройства соответствующей территории городского округа «Город Калининград», организации комфортной пешеходной среды, сохранения и повышения уровня комфортности проживания граждан, на основании требований к внешнему виду и местам размещения некапитальных строений, сооружений, установленных данными Правилами, дизайн-кодом города Калининграда.

В пункте 4.5.4.4 Правил благоустройства указано, что размещение некапитальных строений, сооружений не допускается на газонах, а также на объектах озеленения общего пользования, за исключением объектов озеленения (парк, сад, сквер), на которых возможно размещение некапитальных строений, сооружений в соответствии с перечнем объектов озеленения общего пользования, утверждаемым правовым актом Администрации (подпункт «а»); в охранной зоне сетей инженерно-технического обеспечения на расстоянии менее нормативного от сетей инженерно-технического обеспечения без согласования с владельцами данных сетей (подпункт «г»).

Применительно к конкретным обстоятельствам дела, исходя из особенностей использования территорий, в пределах которой расположен спорный участок, суды пришли к верному выводу о наличии в данном случае у Администрации предусмотренных Порядком оснований для отказа в выдаче разрешения на размещение Обществом сооружения связи в испрашиваемом месте.

С учетом изложенного предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.03.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2023 по делу № А21-10495/2022, оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Балтийские Высоты» - без удовлетворения.

Председательствующий

Е.В. Чуватина

Судьи

А.В. Кадулин

А.Е. Филиппов