ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А21-11281/2023 от 21.02.2024 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

04 марта 2024 года

Дело №А21-11281/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2024 года

Постановление изготовлено в полном объеме 04 марта 2024 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Фуркало О.В.

судей Мильгевскоой Н.А., Семеновой А.Б.

при ведении протокола судебного заседания: Казаковой К.Е.,

при участии:

от заявителя: не явился, извещен;

от заинтересованного лица: не явился, извещен;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-44795/2023) общества с ограниченной ответственностью «Кузница спорта» на решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.11.2023 по делу № А21-11281/2023, принятое

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Кузница спорта»

к Комитету муниципального контроля Администрации городского округа "Город Калининград"

об оспаривании предписания,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Кузница спорта» (далее - ООО «Кузница спорта», заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Комитету муниципального контроля Администрации городского округа «Город Калининград» (далее - Комитет) о признании недействительными предписаний на демонтаж рекламной конструкции от 02.08.2023 №№ УК-914/РК, УК-915/РК, УК-922/РК.

Решением суда первой инстанции от 15.11.2023 удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной жалобе Общество просит решение суда отменить, ссылаясь, что предписания №№ 914, 915 выданы в отношении вывесок, показывающих направление к помещению, арендуемому заявителем на территории арендодателя, состоящей из комплекса зданий, сдающихся в аренду; предписание № 922 относится к панно, размещенному на стене около арендуемого помещения, оставшемуся после проведения спортивного мероприятия, организованного Федерация функционального многоборья Калининградской области, не содержащему информации о предоставляемых услугах и ценах, следовательно, нормы законодательства о рекламе на данные вывески не распространяются.

Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своего представителя не направил, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность обжалуемого решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, Комитетом был выявлен факт размещения рекламных конструкций (рекламных вывесок, баннерного панно) по адресам г. Калининград, ул. Ген-лейт. Озерова, д.19, в районе д. 17 Б по ул. Ген-лейт. Озерова, в районе дома 17 Б по ул. Ген-лейт. Озерова, д. 10 по ул. Мусорского без разрешения на установку и эксплуатацию.

Согласно актам обследования рекламных конструкций от 24.07.2023 №№ акт-667/рк, акт-669/рк, акт-672/рк владельцем рекламных конструкций (рекламных вывесок, баннерного панно) является ООО «Кузница Спорта», в связи с чем, ООО «Кузница Спорта» выданы предписаний на демонтаж рекламной конструкции по вышеуказанным адресам от 02.08.2023 г. №№ УК-914/РК, УК-915/РК, УК-922/РК.

Несогласие с исполнением указанных предписаний послужило основанием для обращения Общества в суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемых предписаний, в связи, с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.

Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (Закон N 38-ФЗ, Закон о рекламе) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.

Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Частью 9 статьи 19 Закона N 38-ФЗ регламентировано, что установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

В силу части 10 статьи 19 Закона N 38-ФЗ установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются.

В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.

При этом, пунктом 4 части 15 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что органы местного самоуправления городских округов вправе определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов.

Решением городского Совета депутатов города Калининграда от 22.10.2014 N 319 утверждены "Правила установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории городского округа "Город Калининград" (Правила N 319).

Пунктом 2.1 Правил N 319 определено, что к рекламным конструкциям относятся, в том числе световые короба, представляющие собой рекламные конструкции, не имеющие определенной формы, с внутренним подсветом или без, которые изготавливается в виде объемного короба и располагается на фасадах зданий, строений, сооружений, остановочных павильонах, киосках.

Пунктом 5.1 Правил N 319 определено, что установка и эксплуатация рекламных конструкций на территории городского округа "Город Калининград" допускаются при наличии действующего разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, полученного в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

Факт размещения рекламных конструкций (рекламных вывесок, баннерного панно) по адресам г. Калининград, ул. Ген-лейт. Озерова, д. 19, в районе д. 17 Б по ул. Ген-лейт. Озерова, в районе дома 17 Б по ул. Ген-лейт. Озерова, д. 10 по ул. Мусорского без соответствующего разрешения установлен Комитетом.

Исходя из статьи 3 Закона N 38-ФЗ под рекламой понимается информация, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1); объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2).

Положения Закона о рекламе не распространяются на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера (статья 2 Закона N 38-ФЗ).

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце пятом пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" (Постановление N 58), не следует рассматривать в качестве рекламы размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.

Вместе с тем, как указано в пункте 2 Постановления N 58, при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы судам необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).

Часть 1 статьи 9 Закона о защите прав потребителей возлагает на изготовителя (исполнитель, продавец) обязанность довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Постановлением администрации городского округа "Город Калининград" от 22.09.2015 N 1630 "Об утверждении Порядка установки и эксплуатации информационных конструкций (вывесок) на территории городского округа "Город Калининград" (Порядок) установлены требования к оформлению информационных конструкций, которые размещаются на территории городского округа "Город Калининград".

Согласно Порядку, обязательная информационная вывеска устанавливается в районе входных дверей (на расстоянии не более 2 метров от входа) здания, помещения, в которых находится организация, и содержит информацию, которую организация обязана довести до сведения потребителя (фирменное наименование организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы), также допускается размещение иной информации, не содержащей признаков рекламы.

Площадь обязательной информационной вывески не должна превышать одного квадратного метра.

Количество обязательных информационных вывесок не может превышать количества входов в помещение организации. Обязательная информационная вывеска должна иметь жесткий каркас, узел крепления, информационное поле.

Спорные конструкции не содержат сведений, предусмотренных статьей 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», необходимых потребителю. Вместе с тем судом установлено, что необходимая потребителю информация о режиме работы размещена на входной двери в здание.

Кроме того, с правой стороны от входа в здание имеется конструкция, выполненная объемными буквами «WEST KINGS», размещенная таким образом, что позволяет определить место нахождения спортивного зала с дальнего расстояния. Данной конструкции достаточно для извещения неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении указанного объекта.

Таким образом, способ размещения спорных конструкций (на расстоянии более двух метров от входа в здание, в трех разных местах), форма исполнения (выполненные в крупном размере) свидетельствуют о том, что целевым назначением их размещения было не информирование потребителей о месте нахождения спортивного зала, а привлечение внимания неопределенного круга лиц к деятельности объекта и поддержание интереса потребителей.

Следовательно, конструкции, размещенные по вышеуказанным адресам, являются рекламными и установлены с нарушением действующего законодательства о рекламе.

Установив названные обстоятельства, отсутствие разрешения на установку и эксплуатацию объекта, вывод суда о правомерности выдачи Обществу предписаний на демонтаж рекламной конструкции от 02.08.2023 №№ УК-914/РК, УК-915/РК, УК-922/РК является правомерным.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления.

Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, представленным доводам и доказательствам дана надлежащая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нормы материального и процессуального права при вынесении решения не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены либо изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1500 рублей подлежит возврату Обществу.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.11.2023 по делу № А21-11281/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Кузница спорта» из федерального бюджета 1 500 руб. госпошлины по чек – ордеру Сбербанка от 08.12.2023 как излишне уплаченной.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

О.В. Фуркало

Судьи

Н.А. Мильгевская

А.Б. Семенова