ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А21-11439/19 от 21.12.2021 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

28 декабря 2021 года

Дело №А21-11439/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме 28 декабря 2021 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Ракчеевой М.А.,

судей Изотовой С.В., Масенковой И.В.,

при ведении протокола судебного заседания советником ФИО1,

при участии

от общества с ограниченной ответственностью «Таскор» ФИО2 (доверенность от 24.08.2021) до перерыва,

рассмотрев 14.12.2021, 21.12.2021 в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Таскор» на решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.07.2021 по делу № А21-11439/2019,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «Таскор», адрес: 236016, Калининград, ул. Фрунзе, д. 35, лит. А, ОГРН <***>, ИНН <***>, обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным:

- бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области, адрес: 236041, Калининград, Курортная ул., д. 1, ОГРН <***>, ИНН <***>, выраженного в ненаправлении ООО «Таскор» ответа на его письменное обращение о произведении перерасчета арендной платы за земельный участок площадью 5652 кв. м с кадастровым номером 39:05:020301:731, расположенный в национальном парке «Куршская коса» в Зеленоградском р-не Калининградской обл., за 2018 и 2019 годы в соответствии с пунктом 4.4 договора от 03.09.2015 № ФС-2015/08-47 аренды названного участка,

- расчета арендной платы за названные периоды, произведенного заинтересованным лицом и его обязании произвести перерасчет арендной платы за 2018 и 2019 годы в отношении упомянутого участка в соответствии с указанным пунктом 4.4 договора аренды, а также абзацем четвертым подпункта «а» пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее – Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 (далее – Постановление № 582).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, адрес: 123995, Москва, Большая Грузинская ул., д. 4/6, корп. 1, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Минприроды России), Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области, адрес: 236007, Калининград, ул. Д. Донского, д. 1, ОГРН <***>, ИНН <***>, ООО «Линия жизни», адрес: 236008, Калининград, ул. Чехова, д. 1, лит. А, ОГРН <***>, ИНН <***>, ООО «Град», адрес: 236006, Калининград, ул. Маршала Баграмяна, д. 36, оф. 70, ОГРН <***>, ИНН <***>, а также следующие физические лица ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11.

Решением от 12.07.2021 в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с названным судебным актом, ООО «Таскор» обжаловало его в апелляционный суд. В своей жалобе названная организация просила отменить обжалуемый судебный акт и принять новый – об удовлетворении заявленных требований.

Как указывает податель жалобы, суд первой инстанции при вынесении обжалуемого судебного акта не учел ряд существенных для рассмотрения настоящего дела обстоятельств; спорный земельный участок действительно отнесен к категории земель лесного фонда, однако фактически расположен в границах национального парка «Куршская коса», что свидетельствует о наличии несоответствия категории участка его реальному местоположению; более того, в сентябре 2017 года категория исходного земельного участка с кадастровым номером 39:05:000000:539, из которого был образован спорный участок, была изменена по решению суда первой инстанции, принятому в рамках дела № А21-6011/2017, с земель лесного фонда на земли особо охраняемых природных территорий; сам договор аренды спорного участка заключен в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.07.2010 № 293 «Об установлении порядка подготовки и заключения договора аренды земельного участка, расположенного в границах функциональных зон национальных парков» (далее – Приказ № 293), а его арендодателем является Российская Федерация вопреки положениям подпункта 1 пункта 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ); с учетом изложенного арендная плата для спорного земельного участка должна рассчитываться в соответствии с Правилами; по мнению подателя жалобы, порядок расчета арендной платы может быть отнесен к существенным условиям договора аренды, заключая который стороны в пункте 4.4 определили, что арендная плата по нему рассчитывается в соответствии с упомянутыми Правилами, утвержденными Постановлением № 582; ТУ ФАУГИ на протяжении двух лет с момента заключения спорного договора (в 2015 и 2016 годах) рассчитывало арендную плату за спорный участок именно на основании упомянутого Постановления; порядок изменения размера арендной платы за землю подробно описан в пункте 4.5 спорного договора; с момента подписания последнего новых нормативных правовых актов Российской Федерации, изменяющих порядок оплаты за аренду земли, находящейся в федеральной собственности, не принималось, следовательно, у ТУ ФАУГИ не имелось оснований не применять Правила, утвержденные Постановлением № 582.

По мнению подателя жалобы, оспариваемое изменение условий договора аренды, произведенное ТУ ФАУГИ в одностороннем порядке, ущемляет права арендатора участка, поскольку, заключая сделку с заинтересованным лицом, податель жалобы рассчитывал на определенный размер арендной платы за пользование участком, между тем его безосновательное изменение свидетельствует о нарушении баланса публичных и частных интересов; податель жалобы полагает, что указанное изменение противоречит принципу предсказуемости расчета арендной платы; правильность занятой подателем жалобы позиции подтверждается результатами рассмотрения аналогичного спора по делу № А21-3473/2018, предметом судебного разбирательства по которому выступал измененный ТУ ФАУГИ таким же образом размер арендной платы за смежный со спорным земельный участок с кадастровым номером 39:05:020301:726, образованный также из участка с кадастровым номером 39:05:000000:539; аналогичные судебные акты приняты мировыми судьями в период с сентября 2019 года по октябрь 2020 года.

Также податель жалобы указывает, что оспариваемое в настоящий момент изменение размера арендной платы за спорный участок противоречит принципу запрета необоснованных предпочтений, содержащемуся в Постановлении № 582.

Помимо прочего податель жалобы сослался на ошибочность вывода суда первой инстанции о том, что представленным в материалы настоящего дела списком почтовых отправлений с отметкой организации почтовой связи подтверждается направление ТУ ФАУГИ ответа заявителю на его обращение о произведении перерасчета арендной платы за спорный земельный участок, поскольку в действительности податель жалобы не получал какого-либо ответного письма от заинтересованного лица по указанному вопросу; данный ответ был вручен подателю жалобы лишь в ноябре 2020 года, то есть уже после возбуждения производства по настоящему делу.

В отзыве на жалобу ТУ ФАУГИ просило оставить обжалуемый судебный акт без изменения, считая его законным и обоснованным, а также указало, что у него не имеется оснований для применения ставки 0,01% от кадастровой стоимости спорного земельного участка с учетом той категории земель, к которой он отнесен (земли лесного фонда), а также вида его разрешенного использования; доводы подателя жалобы не свидетельствуют о нарушении его прав и законных интересов, поскольку арендатор обязан вносить арендную плату в соответствии с действующим законодательством, регулирующим вопросы оплаты пользования участками из категории земель лесного фонда; факт ошибочного расчета арендной платы в момент заключения спорного договора не может свидетельствовать об отсутствии у заинтересованного лица в дальнейшем оснований для приведения ее размера в соответствие с действующим в этой части законодательством; что касается доводов жалобы о неполучении ее подателем ответа ТУ ФАУГИ на направленное в его адрес ранее обращение, то обязанность по получению почтовой корреспонденции лежит исключительно на ООО «Таскор».

В судебном заседании до перерыва представитель ООО «Таскор» поддержал доводы своей жалобы. Пояснил суду, что объектов недвижимости на спорном земельном участке не имеется, участок занят дорогой, по которой обеспечивается подъезд к участкам, на которых расположены принадлежащие арендаторам объекты недвижимости, в связи с чем при разделе исходного участка данный участок предоставлен по договору со множественностью лиц на стороне арендатора.

В судебном заседании объявлялся перерыв. После перерыва заседание продолжено в том же составе суда. Лица, участвующие в деле, в заседание после перерыва не явились, что не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, ТУ ФАУГИ (арендодатель), с одной стороны, и ФИО6, ФИО10, ФИО5, ФИО3, ФИО7, ФИО8, ФИО4, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15,ФИО16, ФИО17, ФИО18 (арендаторы), с другой стороны, в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации № 293, а также на основании распоряжения заинтересованного лица от 03.09.2015 № 566-р в указанную дату заключили сроком до 23.07.2064 договор № ФС-2015/08-47 аренды двухконтурного земельного участка площадью 5652 кв. м с кадастровым номером 39:05:020301:731, расположенного в национальном парке «Куршская коса» Зеленоградского р-на, Калининградской обл. и находящегося в собственности Российской Федерации, для целей организации и обеспечения регулируемого отдыха и туризма на базе отдыха «Лесное».

В пункте 4.4 договора его стороны предусмотрели, что арендная плата за участок определяется в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением № 582.

В силу пункта 4.5 договора изменение размера арендной платы осуществляется арендодателем в одностороннем порядке с уведомлением арендаторов без подписания с ними дополнительного соглашения к настоящему договору. При этом арендная плата подлежит обязательному для сторон изменению в порядке, установленном действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в случае принятия нормативных правовых актов Российской Федерации, изменяющих порядок платы за аренду земли.

Согласно пункту 4.8 договора его стороны пришли к соглашению, что арендная плата уплачивается арендаторами в указанной в данном пункте пропорции исходя из площади имеющихся у них строений.

С учетом приведенных условий договора согласно подготовленному ТУ ФАУГИ расчету арендной платы за спорный участок на 2015 и 2016 год годовой размер последней составил 130 руб. 04 коп. (из которых внесению подлежали лишь 65 руб. 02 коп. за III и IV кварталы 2015 года) и 147 руб. 42 коп. соответственно (по 36 руб. 85 коп. за каждый квартал).

Из кадастрового паспорта спорного земельного участка от 06.08.2015 № 39/15-ВС-275292 следует, что данный участок был образован из участка с кадастровым номером 39:05:020301:157 площадью 33 100 кв. м одновременно с участками со следующими кадастровыми номерами с 39:05:020301:717 по 39:05:020301:730, а его границы состоят из двух контуров площадью 2440 кв. м и 3212 кв. м.

В апреле 2018 ООО «Таскор» на основании соглашения от 25.04.2018 о передаче прав и обязанностей арендаторов по договору от 03.09.2015, а именно ФИО10, ФИО15 и ФИО18, принимает права и обязанности перечисленных арендаторов по упомянутому договору аренды спорного земельного участка.

Из указанного соглашения следует, что основанием для передачи прав и обязанностей арендаторов послужили одноименные соглашения от 10.11.2016 и 26.09.2017, а также договор от 10.11.2016 купли-продажи одноэтажного спального корпуса № 15 площадью 142,7 кв. м с кадастровым номером 39:05:020301:389, расположенного по адресу: Калининградская обл., Зеленоградский р-н, пос. Лесной, дом отдыха «Лесное», в соответствии с которым ООО «Таскор» стало собственником указанного недвижимого имущества.

В соответствии с выпиской из единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) от 19.12.2019 № КУВИ-999/2019-038034 лицами, в чью пользу установлено обременение спорного земельного участка в виде его аренды, по состоянию на конец 2019 года являлись: ООО «Таскор», ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, а также ООО «Линия жизни плюс».

Согласно представленной в ходе судебного разбирательства по настоящему делу актуальной выписке из ЕГРН от 17.11.2020 № КУВИ-999/2020-279801 обременение спорного земельного участка в виде его аренды установлено в пользу: ООО «Таскор», ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО9, ФИО11, ООО «Линия жизни плюс» и ООО «Град».

Получив в 2019 году от ТУ ФАУГИ новый расчет арендной платы за 2018-2019 годы, согласно которому в 2018 году за спорный участок подлежит оплате 6 964 руб. 69 коп., а в 2019 году – 12 192 руб. 24 коп., ООО «Таскор» в июне 2019 года направило в адрес заинтересованного лица письмо, в котором сообщило о неправомерности одностороннего изменения размера арендной платы, основанием для расчета которой более не являлось Постановление № 582 (вместо этого в данной графе расчета указаны постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310, от 17.09.2014 № 947 и от 11.11.2017 № 1363), поскольку с момента заключения договора аренды в 2015 году новых нормативных правовых актов РФ, изменяющих порядок внесены платы за землю, находящуюся в собственности РФ, не принималось.

Сославшись на непредставление перерасчета арендной платы за указанный период, о котором ООО «Таскор» просило в своем письме от 24.06.2019, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Возражая против заявленных требований, ТУ ФАУГИ в своем отзыве на заявление ООО «Таскор» указало, что направленный в адрес последнего расчет арендной платы за спорный участок на 2018 и 2019 годы произведен в соответствии с положениями постановлений Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310, от 14.12.2016 № 1350 и от 11.11.2017 № 1363, а также отметило, что, по его мнению, при изменении размера арендной платы были соблюдены как условия упомянутого договора, так и требования действующего законодательства. Также ТУ ФАУГИ представило ответное письмо от 21.08.2019 на поступившее от ООО «Таскор» обращение, в котором оно просило произвести перерасчет арендной платы ввиду неправомерности изменения ее размера, указав, что вопреки доводам заявителя заинтересованным лицом не было допущено бездействия по спорному вопросу, что также подтверждается списком почтовых отправлений от 26.08.2019 с проставленным на нем штампом отделения почтовой связи от 28.08.2019. Помимо прочего ТУ ФАУГИ отметило, что, по его мнению, оснований для применения ставки 0,01% от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка, о которой просит ООО «Таскор», с учетом категории земель, к которой отнесен данный участок, а также вида его разрешенного использования, не имеется.

В ходе судебного разбирательства ООО «Таскор» в своих дополнительных пояснениях указало, что в соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26.07.2011 № 319 «Об утверждении порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и формы примерного договора аренды лесного участка» предоставление в аренду лесных участков, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ об особо охраняемых природных территориях и земельным законодательством. Изложенное, по мнению ООО «Таскор», подтверждает правильность его позиции.

Кроме того, ООО «Таскор» представило в материалы настоящего дела переписку, которая с июля 2015 года велась между Минприроды России и Федеральным агентством по управлению государственным имуществом по вопросу ошибочности отнесения земельных участков, находящихся в границах национальных парков, к категории земель лесного фонда ввиду того, что описанная ситуация порождает правовую неопределенность, а также препятствует реализации интересов Российской Федерации и обеспечению надлежащей защиты особо охраняемых природных территорий, в связи с чем уполномоченными органами обсуждалась возможность проведения инвентаризации указанных участков для дальнейшего инициирования процесса их перевода в категорию земель особо охраняемых природных территорий.

Помимо прочего ООО «Таскор» представило вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.09.2017 по делу № А21-6011/2017, которым изначально относившийся к категории земель лесного фонда и имевший разрешенное использование «национальный парк» исходный участок с кадастровым номером 39:05:000000:539, из которого впоследствии был образован участок с кадастровым номером 39:05:020301:157, а затем в результате раздела последнего и спорный участок, признано считать участком земель особо охраняемых природных территорий.

Правильность позиции ООО «Таскор» подтверждается, по его мнению, также результатами рассмотрения дела № А21-3473/2018, в рамках которого расчет арендной платы за 2017 и 2018 годы, являющийся приложением к письму ТУ ФАУГИ от 23.01.2018, признан незаконным, на заинтересованное лицо возложена обязанность произвести новый расчет арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 39:05:020301:726, также находящийся в границах национального парка «Куршская коса» и отнесенный к категории земель лесного фонда, в соответствии с пунктом 4.4 договора аренды от 03.09.2015 № ФС-2015/08-42, содержание которого аналогично спорному договору.

Суд первой инстанции, проанализировав материалы дела, пришел к выводу о необоснованности заявленных ООО «Таскор» требований, указав, что ссылка в спорном договоре аренды на начисление арендной платы в соответствии с Постановлением № 582 не исключает возможности устранения арендодателем допущенной ошибки и произведение расчета платы в соответствии с действующим законодательством, определяющим размер платежей за пользование лесными участками.

Апелляционный суд, изучив материалы дела, полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене ввиду следующего.

Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земли в Российской Федерации по своему целевому назначению подразделяются на несколько категорий. Изложенное означает, что все земли на территории Российской Федерации делятся на некие укрупненные группы в зависимости от вариантов их возможного использования с учетом тех общих природных свойств, которыми обладает та или иная территория, и установленного в связи с этим режима (порядка) осуществления в их границах различных видов деятельности. В числе указанных в названной статье категорий Земельный кодекс РФ помимо прочих выделяет земли особо охраняемых территорий и объектов, а также земли лесного фонда.

Из преамбулы Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее – Закон № 33-ФЗ) следует, что особо охраняемые природные территории представляют собой участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

В силу статьи 2 названного Закона с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий к таковым в числе прочих относят национальные парки.

Согласно Положению о национальных природных парках Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства РФ от 10.08.1993 № 769, национальные парки являются природоохранительными учреждениями, территории (акватории) которых включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, рекреационных, просветительских, научных и культурных целях.

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона № 33-ФЗ земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, по общему правилу находятся в федеральной собственности и отчуждению не подлежат.

Таким образом, изложенное свидетельствует о том, что особо охраняемая природная территория в виде национального парка представляет собой совокупность сразу нескольких природных ресурсов, к которым по смыслу упомянутого Закона № 33-ФЗ можно отнести как землю, так и лес, что подтверждается указанием в статье 16 названного Закона на управление земельными участками в границах национальных парков, в том числе и теми, на которых располагаются леса, специально создаваемыми федеральными государственными бюджетными учреждениями, а также содержащимся в статье 5 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) понятием леса как природного ресурса.

Согласно подпункту 1 пункта 4 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками, изъяты из оборота, если иное не предусмотрено названным Кодексом и Законом № 33-ФЗ.

Как следует из статьи 17 Закона № 33-ФЗ, земельные участки, которые находятся в федеральной собственности и расположены в границах соответствующих функциональных зон национальных парков, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в аренду в целях осуществления рекреационной деятельности в соответствии с земельным законодательством.

В пункте 1 статьи 39.7 ЗК РФ предусмотрено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации. В отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, порядок определения размера арендной платы и предоставленные в аренду без торгов, также устанавливается Правительством Российской Федерации, если иное не установлено ЗК РФ или другими федеральными законами (пункт 3 той же статьи).

Согласно пункту 3 утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации в случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для целей, указанных в данном пункте, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 0,01 процента, в том числе в отношении земельного участка, изъятого из оборота, если земельный участок в случаях, установленных федеральными законами, может быть передан в аренду.

Материалами дела подтверждается, что в мае 2015 года, то есть в том же году, когда между сторонами был заключен спорный договор, переданный в последующем в аренду участок был поставлен на кадастровый учет, при этом в графе «описание местоположения» указано, что данный объект расположен в национальном парке «Куршская коса» Зеленоградского р-на Калининградской обл. и предназначен для организации и обеспечения в его границах регулируемого туризма и отдыха на базе дома отдыха «Лесное».

Из раздела 1 упомянутого договора следует, что последний был заключен сторонами на основании приказа Минэкономразвития № 293, которым регламентируется порядок подготовки и заключения договоров аренды в отношении земельных участков, расположенных в границах национальных парков.

В пункте 1.1 того же раздела договора указано, что в отношении спорного участка имеются ограничения в его использовании, связанные с тем, что он входит в рекреационную зону национального парка «Куршская коса» и в отношении него установлен режим особой охраны территории названного парка, в связи с чем участок передается исключительно под организацию туризма и отдыха в пределах его территории.

С учетом особенностей спорной местности в подпункте 5.2.2 названного договора установлена обязанность арендаторов участка строго соблюдать наряду с лесным законодательством по охране и защите лесов режим особой охраны территории названного национального парка в соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», а также Положением о федеральном государственном учреждении «Национальный парк «Куршская коса», утвержденным приказом Минприроды России от 09.11.2012 № 380.

Таким образом, изложенное в совокупности с распоряжением ТУ ФАУГИ от 03.09.2015 № 566-р о предоставлении указанным в преамбуле спорного договора лицам земельного участка с кадастровым номером 39:05:020301:731 в аренду на 49 лет, в котором прямо указано на его ограничение в оборотоспособности в силу статьи 27 ЗК РФ, а также установление на его территории режима хозяйствования, проживания и природопользования в соответствии с Законом № 33-ФЗ и упомянутым Положением о ФГБУ «Национальный парк «Куршская коса», свидетельствует о том, что арендуемый в настоящий момент участок, являющийся предметом спора, находится на территории обозначенного выше национального парка, то есть в пределах особо охраняемой природной территории, что в свою очередь принималось во внимание сторонами при заключении спорного договора и определении режима ведения на нем допустимых видов деятельности и в ходе настоящего судебного разбирательства ими не оспаривалось.

Вместе с тем, направляя в адрес ООО «Таскор» новый расчет арендной платы, отличающийся от того расчета, который производился арендодателем в 2015 и 2016 годах, ТУ ФАУГИ сослалось на то, что спорный участок по данным ЕГРН с момента его образования отнесен к категории земель лесного фонда, а значит, арендная плата за его использование должна рассчитываться с учетом положений статьи 73 ЛК РФ (при использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка).

В соответствии с частью 1 статьи 6 ЛК РФ леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Следовательно, буквальное содержание приведенных положений указывает на то, что Лесной кодекс Российской Федерации предусматривает возможность отнесения земель, покрытых лесами, не только к категории земель лесного фонда, но и к землям иных категорий, а значит, по мнению федерального законодателя, сам факт произрастания на той или иной территории леса как отдельного природного ресурса еще не означает, что данная территория априори составляет земли лесного фонда.

Сам факт наличия на спорном участке лесных насаждений, образующих лес, подтверждается условиями заключенного между сторонами договора аренды.

Так, подпунктами 5.2.12, 5.2.13, 5.2.16, 5.2.29 договора на арендаторов участка возложены следующие обязанности:

- обязанность разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы;

- обязанность осуществлять использование находящихся на участке лесов способами, предотвращающими повреждение или уничтожение деревьев, кустарников, лесной подстилки, живого надпочвенного покрова, земель лесного фонда, а также исключающими негативное воздействие на состояние и воспроизводство лесов, состояние водных и других природных объектов, животного мира;

- обязанность осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесами на земельном участке на условиях, в объемах и сроки, которые будут указаны в упомянутом проекте их освоения;

- обязанность ежегодно подавать лесную декларацию в орган, осуществляющий учет земель на территории национального парка «Куршская коса» (ФГБУ «Национальный парк «Куршская коса»).

Между тем, как уже было сказано ранее, национальный парк представляет собой сложную совокупность природных ресурсов, взаимодействие которых друг с другом в границах определенной территории составляет особую ценность названного объекта. Иначе говоря, указанная совокупность природных ресурсов образует такой самостоятельный объект как особо охраняемая природная территория, отдельные составляющие которой представляют указанную ценность лишь в своем единстве. Таким образом, тот факт, что арендуемый ООО «Таскор» участок отнесен к категории земель лесного фонда, сам по себе не может свидетельствовать о правомерности установления расчета арендной платы за такую территорию в соответствии с положениями, предусмотренными в постановлениях Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 и от 11.11.2017 № 1363, то есть по ставкам платы за единицу площади лесного участка, поскольку земельный участок, занятый находящимся в федеральной собственности национальным парком, изъят из оборота (подпункт 1 пункта 4 статьи 27 ЗК РФ), а участки из состава земель лесного фонда лишь ограничены в обороте (подпункт 2 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ).

Более того, указанный расчет нельзя признать справедливым и с точки зрения соотнесения налагаемых на арендаторов спорного участка ограничений при его использовании (в виде установления особого режима хозяйствования в пределах его территории) с теми ценообразующими факторами, которые принимались во внимание Правительством РФ при утверждении упомянутых ставок платы за единицу площади лесного участка. При этом в силу статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации рекреационная деятельность в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, осуществляется с соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.

ООО «Таскор», являясь арендатором участка, лишен возможности изменить категорию земельного участка.

При таком положении выводы суда первой инстанции о том, что изменение размера арендной платы произведено ТУ ФАУГИ в соответствии с действующим законодательством, которое разделяет пользование лесными участками и участками, расположенными в границах особо охраняемых природных территорий, основаны на неверном применении приведенных норм материального права.

С учетом изложенного апелляционный суд полагает, что обжалуемое решение подлежит отмене в части отказа в удовлетворении требований ООО «Таскор» о признании незаконным расчета арендной платы за пользование спорным участком в 2018 и 2019 годах и обязании ТУ ФАУГИ произвести ее перерасчет исходя из расположения спорного участка в границах национального парка, а заявленные ООО «Таскор» требования – удовлетворению.

При этом суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции относительно отсутствия оснований для признания оспоренного подателем жалобы бездействия ТУ ФАУГИ незаконным с учетом наличия представленного в материалы настоящего дела ответа уполномоченного органа от 21.08.2019 на обращение ООО «Таскор» от 24.06.2019 (т. 1, л.д. 102, 103).

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.07.2021 по делу № А21-11439/2019 отменить в части отказа в признании недействительным расчета арендной платы за 2018, 2019 годы.

Признать недействительным расчет арендной платы по договору аренды от 03.09.2015 № ФС-2015/08-47 за 2018, 2019 годы, произведенный Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области.

В остальной части решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.07.2021 по настоящему делу оставить без изменения.

Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Таскор» 9000 руб. судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

М.А. Ракчеева

Судьи

С.В. Изотова

И.В. Масенкова