ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А21-11603/2021 от 14.06.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

21 июня 2022 года

Дело №А21-11603/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Слоневской А.Ю.,

судей Богдановской Г.Н., Савиной Е.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Апхудовым А.А,

при участии:

от лиц, участвующих в деле: извещены, не явились;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14481/2022) федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.04.2021 по делу № А21-11603/2021, принятое

по иску муниципального унитарного предприятия «Маяк»

к федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации

о взыскании,

установил:

муниципальное унитарное предприятие «Маяк» (ОГРН 1153926022535,
ИНН 3913012379; Калининградская область, г.Светлый, ул.Советская, д.47; далее – Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745; Москва, ул.Спартаковская, д.2Б; далее – Учреждение) о взыскании 74 468 руб. 60 коп. штрафа, предусмотренного муниципальным контрактом холодного водоснабжения и водоотведения №11-02-39-02-212 от 01.02.2021 за неисполнение обязательства.

Решением суда от 07.04.2021 исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда от 07.04.2021, Учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что производственный контроль осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды. Ответчик указывает на то, что не был извещен об отборе проб воды и установлении фактов и причин нарушения качества холодной воды.

В отзыве Предприятие просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, Учреждение (ресурсоснабжающая организация) и Предприятием (исполнитель) 01.02.2021 заключили муниципальный контракт № 11-02-39-02-212 холодного водоснабжения и водоотведения (далее – контракт), согласно которому ресурсоснабжающая организация обязуется на условиях предусмотренных контрактом, подавать исполнителю через присоединенную водопроводную сеть централизованных систем холодного водоснабжения холодную питьевую воду установленного качества и установленном объеме, в соответствии с режимом ее подачи, в целях предоставления потребителям коммунальных ресурсов и услуг в многоквартирных домах п.Люблино и п.Черепаново. Ресурсоснабжающая организация обязуется осуществлять прием сточных вод исполнителя от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и очистку, а исполнитель обязуется соблюдать предусмотренные контрактом режимы потребления холодной воды и водоотведения, требования к составу и свойствам сточных вод и оплачивать принятую холодную воду и водоотведение в сроки, порядке и размере, предусмотренные контрактом.

Цена контракта на дату заключения составила 744 686 руб., в том числе НДС 20% (пункт 3.3 контракта).

Срок действия контракта согласно с 01.01.2021 по 31.12.2021 (пункт 15.1 контракта).

Ресурсоснабжающая организация обязана обеспечивать водоснабжение и водоотведение в соответствии с действующими параметрами качества, в соответствии с приложением №7 . Осуществлять ежемесячный контроль качества питьевой воды и контроль состава и свойств сточных вод в зоне балансовой принадлежности с привлечением исполнителя. Не допускать ухудшения качества питьевой воды ниже показателей, установленных законодательством Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (пункт 4.1.4 контракта).

В обоснование иска истец указывает на то, что ответчик ненадлежащим образом выполнял обязательства по контракту в части ежемесячного контроля качества питьевой воды и контроля состава и свойств сточных вод в зоне балансовой принадлежности, не привлекал исполнителя для указанного совместного контроля. Истец самостоятельно проводил контроль качества воды, в результате которых обнаружено превышение в воде по мутности, цветности и содержания железа.

Истец заявил о проведение совместной с ответчиком экспертизы качества воды, подаваемой для обеспечения потребителей пос.Черепаново, в зоне границы эксплуатационной ответственности (зона эксплуатационной ответственности проходит по ограждению земельного участка войсковой части № 45752, приложение №3 к муниципальному договору).

Ответчик провел экспертизу в отсутствие представителей истца и на территории столовой воинской части, которая находится в зоне эксплуатации ресурсоснабжающей организации – Учреждения.

Предприятие проводило экспертизы, представлены заключения № 1896/25 от 26.02.2020, № 1895/25 от 26.02.2020 и повторные заключения по тем же объектам № 5285/25 от 09.07.2020, № 5284/25 от 09.07.2020, согласно которым обнаружены существенное превышение в воде по мутности, цветности и содержанию железа, что не соответствует СанПин 2.1.4.1074-01

Истцом 30.10.2020 проведены повторные экспертизы № 10300/25 и
№ 10300/25, согласно которым качество воды осталось неудовлетворительным.

В силу пункта 13.5 контракта в случае ненадлежащего исполнения ресурсоснабжающей организацией обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается (в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 №1042) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке: 10% от цены контракта (в случае если цена контракта превышает 3 млн. руб.) – 74 468 руб. 60 коп.

Ссылаясь на невыполнение ответчиком обязательств по контракту, предусмотренных пунктами 1.1, 4.1.1, 4.1.4, 4.1.6, истец обратился в суд с настоящим иском о взыскании штрафа на основании пункта 13.5 контракта.

В силу части 1 статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении) организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей и частью 7 статьи 8 названного Федерального закона.

Согласно пункту 37 Правилам холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее – Правила N 644) абонент имеет право получать достоверные сведения о качестве питьевой воды, составе и свойствах сточных вод, полученной в результате производственного контроля качества воды, контроля за составом и свойствами сточных вод (подпункт «а»), принимать участие в отборе проб холодной воды и проб сточных вод в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в том числе осуществлять параллельный отбор проб (подпункт «б»).

Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Указанная норма соотносит наличие соответствующих обязанностей хозяйствующих субъектов именно с осуществляемой ими деятельностью.

В силу пунктов 1, 2 статьи 19 Закона № 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу, должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Законом о водоснабжении предусмотрено, что программа производственного контроля качества питьевой, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (часть 5 статьи 25).

В соответствии с пунктом 77 СанПиН 2.1.3684-21 хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 № 10 (далее – Правила №10).

Производственный контроль качества питьевой воды осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды, которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Программа производственного контроля утверждается на срок не более 5 лет (пункт 5 Правил № 10).

Правилами № 10 определено, что программа производственного контроля должна предусматривать проведение лабораторных исследований и испытаний качества воды на соответствие показателям, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, не реже 1 раза в месяц (пункт 7); программа производственного контроля представляется организацией, осуществляющей водоснабжение, на согласование в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, по месту ее нахождения (пункт 12); отбор проб воды осуществляется в местах отбора воды - из источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, либо после водоподготовки и приготовления горячей воды перед поступлением воды в распределительную сеть, либо в распределительной сети (пункт 18).

Следовательно, ответчик как хозяйствующий субъект, осуществляющий водоснабжение и воодотведение по контракту обязан разработать соответствующую программу, осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой воды, разработанной и согласованной в соответствии Правилами №10, производить отбор проб воды и проводить лабораторные исследования и испытания качества воды на соответствие показателям, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, не реже 1 раза в месяц.

Аналогичная обязанность ответчика установлена в пункте 4.1.4 контракта, согласно которому ответчик как ресурсоснабжающая организация обязался осуществлять ежемесячный контроль качества питьевой воды и контроль состава и свойств сточных вод в зоне балансовой принадлежности с привлечением исполнителя.

Истец является управляющей компанией в отношении спорных многоквартирных домов, не осуществляет обслуживание централизованных систем питьевого водоснабжения населенных мест и не относится к числу водоснабжающих организаций.

Исходя из срока действия контракта ответчик должен представить 12 результатов ежемесячного контроля качества питьевой воды и контроля состава и свойств сточных вод.

В материалы дела представлен два протокола испытаний от 23.04.2021.

В нарушение статьи 65 АПК РФ ответчик не представил суду доказательств проведения ежемесячного контроля качества питьевой воды и контроля состава и свойств сточных вод, вызова истца для контроля качества воды. Неоднократные предложения истца провести экспертизу качества поставляемого ресурса – холодной воды в границе балансового разграничения, которые подтверждены письмами от 27.04.2021 № 275/1, № 276/1, от 29.07.2021, от 19.08.2021, оставлены ответчиком без ответа, качество воды по требованиям истца своевременно не проверено в соответствии с требованиями пунктов 1.1, 4.1.1, 4.1.4, 4.16 контракта.

Согласно пункту 13.5 контракта в случае ненадлежащего исполнения ресурсоснабжающей организацией обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке: 10 процентов от цены контракта (в случае если цена контракта не превышает 3 млн.руб.), что составляет 74 468 руб. 60 коп.

Истец правомерно предъявил ко взысканию с ответчика штраф, предусмотренный пунктом 13.5 контракта.

Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.04.2021 по делу № А21-11603/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.Ю. Слоневская

Судьи

Г.Н. Богдановская

Е.В. Савина