ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
14 августа 2017 года
Дело №А21-1171/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 августа 2017 года
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Толкунов В.М.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бурак К.Д.,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14578/2017) МУП ЖКХ МО "Илюшинское сельское поселение" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 16.05.2017 по делу № А21-1171/2017 (судья Залужная Ю.Д.), принятое
по заявлению МУП ЖКХ МО "Илюшинское сельское поселение"
к Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области
об оспаривании постановления
установил:
Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования «Илюшинское сельское поселение» (далее - заявитель, Предприятие, МУП ЖКХ МО «Илюшинское СП») обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области (далее – Министерство, административный орган) № 505/7/2016 от 16.12.2016 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях (далее – КоАП КО).
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 16.05.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда. По мнению Предприятия, Министерством не доказано, что МУП ЖКХ МО «Илюшинское СП» обязано в силу договора или закона осуществлять мероприятия по уборке спорных территорий либо является собственником или владельцем земельного участка, на котором совершено административное правонарушение. Кроме того, заявитель указывает, что решением Нестеровского районного суда от 21.03.2017 постановление о привлечении директора МУП ЖКХ МО «Илюшинское СП» к административной ответственности по тем же фактам было отменено в связи с непричастностью.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 27.10.2016 выявлено, что на территории, прилегающей к кладбищу (с тыльной стороны возле карьера) в п. Илюшино Нестеровского района МУП ЖКХ МО «Илюшинское СП» не приняло мер к уборке несанкционированной свалки мусора, вывезенного с кладбища, выявленной 19.10.2016, мусор закопан в грунт. Кроме того, в пос. Илюшино Нестеровского района по ул. Центральной МУП ЖКХ МО «Илюшинское СП» не приняло мер к уборке опавшей листвы на территории мемориала ВОВ (фототаблицы от 19.10.2016, 27.10.2016).
Установив факт нарушения Предприятием требований пунктов 2.1, 2.2, 2.10, 3.1.4, 3.1.19, 3.2.1, 3.2.2, 3.5.8, 3.5.9, 4.1.1 Правил благоустройства муниципального образования «Илюшинское сельское поселение», утвержденных решением Совета депутатов муниципального образования «Илюшинское сельское поселение» Калининградской области № 23 от 25.09.2012 (далее – Правила), должностное лицо составило в отношении заявителя протокол от 02.11.2016 № 505 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 73 КоАП КО.
Постановлением от 16.12.2016 № 505/7/2016 Предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацами 1, 3, 4, 5 части 1 статьи 73 КоАП КО, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 руб.
Предприятие оспорило указанное постановление, обратившись в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из следующего.
Частью 1 статьи 73 КоАП КО (в редакции Закона Калининградской области от 02.07.2015 N 438, действующей с 07.07.2015) предусмотрена административная ответственность за невыполнение требований нормативных правовых актов органов местного самоуправления в сфере благоустройства, не повлекшее нарушения экологических, санитарно-эпидемиологических требований, требований технической эксплуатации жилищного фонда, установленных законодательством Российской Федерации, выразившееся, в том числе:
- в нарушении установленной правилами благоустройства территории поселений (городских округов) периодичности проведения работ по уборке территории лицами, ответственными за осуществление соответствующих работ;
- в выставлении (оставлении) тары, тары с мусором, прочего мусора (веток, листвы, смета) на территории муниципального образования в местах, не отведенных для этих целей;
- в нарушении муниципальными заказчиками установленных правилами благоустройства территории поселений (городских округов) сроков устранения несанкционированной свалки, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с п. 2.1 Правил физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм, обязаны обеспечить своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином праве земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с п. 2.2 Правил настоящими Правилами к территориям общего пользования относятся:
- территории, используемые в качестве путей сообщения (площади, улицы, переулки, проезды, дороги, и т.п.), для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения (парки, лесопарки, скверы, газоны, цветники, пляжи и т.п.) другие земли, служащие для удовлетворения нужд сельского поселения;
-территории для обслуживания многоквартирного и многоэтажного жилого, также общественного фонда, эксплуатируемые в режиме территорий общего пользования;
-территории, эксплуатация которых предопределяет свободный доступ граждан и потребителей на объекты общественного назначения, торговли, сферы услуг;
-свободные от застройки и прав частных лиц, неиспользуемые земельные участки;
- территории, занятые общедоступными лесами, водными объектами и пр.
В соответствии с п. 2.10 Правил органы местного самоуправления несут бремя содержания остальных, неуказанных пунктами 1.6; 2.3 - 2.9 территорий. Орган местного самоуправления содержат территории общего пользования, прилегающий бесхозным объектам, до определения их принадлежности и территории общего пользования, прилегающие к объектам, собственники либо пользователи которых разным причинам не могут в настоящее время содержать эти территории, последующим возмещением органам местного самоуправления затратных средств содержание.
В соответствии с п. 3.1.4 Правил физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм обязаны за счет собственных средств пределах границ, установленных п. 2.3, организовывать и проводить, в том числе:
- очистку закрепленной территории от мусора, опавшей листвы, порубок остатков и их вывоз в специально отведенные места;
- регулярное кошение травы (при высоте достигшего травостоя свыше 15 см, до уровня 3-4 см), прополку газонов и цветников, посев трав, уничтожение сорной растительности; очистку прилегающей территории от сухой травы;
-вывоз строительного мусора, отходов после обрезки деревьев, кустарников в день производства работ, на специально отведенные для этого места (полигоны).
В соответствии с п. 3.1.19 Правил специализированные организации по озеленению осуществляют содержание и уборку скверов и прилегающих к ним тротуаров, проездов и газонов по соглашению с администрацией сельского поселения.
В соответствии с п. 3.2.1 Правил на территории сельского поселения запрещается накапливать и размещать отходы и мусор в несанкционированных местах.
Лица, разместившие отходы в несанкционированных местах, обязаны за свой счет провести уборку и очистку данной территории, а при необходимости -рекультивацию земельного участка.
В случае невозможности установления лиц, разместивших отходы на несанкционированных свалках, удаление отходов и рекультивация территорий свалок производится за счет лиц, обязанных обеспечить уборку данной территорий в соответствии с пунктом 2.1 Правил.
В соответствии с п. 3.2.2 Правил организация ликвидации свалок, стихийно возникающих на территориях, не закрепленных за какими-либо хозяйствующими субъектами осуществляется администрацией поселения.
В соответствии с п. 3.5 Правил на территории МО «Илюшинское сельское поселение» запрещается:
-п. 3.5.8 Правил - сбрасывать бытовые и промышленные отходы, грязь, бытовые стоки, скол льда и загрязненный снег в смотровые и ливневые колодцы, водоемы, территории водоохранных зон, на газоны, под деревья и кустарники, на проезжую часть дорог, тротуары и в другие, не отведенные для этих целей места;
-п. 3.5.9 Правил - сбрасывать, складировать и сжигать промышленные и бытовые отходы, мусор, листья, обрезки деревьев на улицах, площадях, придомовых территориях, прилегающих территориях юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, территориях индивидуальной жилой застройки, несанкционированных свалках, в скверах, а также в других местах, специально для этого не отведенных, а также складировать бытовые отходы и мусор на лестничных клетках, чердаках и подвалах многоквартирных жилых домов.
В соответствии с п. 4.1.1 Правил весенне-летняя уборка предусматривает подметание, вывоз мусора, уличного света, опавшей листвы с проезжей части улиц, дворовых территорий, внутриквартальных проездов, остановок общественного транспорта, содержание в чистоте тротуаров и площадей, очистку водопропускной системы поверхностных вод (коллекторов ливневой канализации, лотков, труб, канав, кюветов). Перечисленные работы должны производиться собственниками либо пользователями объектов на закрепленных за ними территориях согласно пункту 2.3 настоящих Правил и организациями по эксплуатации и содержанию дорог и объектов благоустройства. Собственники индивидуальной застройки (жилых домов) обязаны производить очистку тротуаров и водоотводных канав на территории общего пользования, прилегающей к их домовладению в границах, установленных согласи пункту 2.3 настоящих Правил. В зависимости от климатических условий постановлением главы местной администрации сельского поселения период весеннее летней уборки может быть изменен.
В материалах дела имеются фототаблицы, из которых усматриваются признаки административного правонарушения, выразившегося в нарушении требований Правил благоустройства. Факт нарушений заявитель не оспорил.
В апелляционной жалобе Предприятие указывает, что решением Нестеровского районного суда от 21.03.2017 по делу № 12-11/2017 постановление о привлечении директора МУП ЖКХ МО «Илюшинское СП» к административной ответственности по тем же фактам было отменено.
Между тем статья 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не устанавливает для арбитражного суда преюдициальности в отношении решений суда общей юрисдикции, принятых по административным делам. Кроме того, преюдициальность касается обстоятельств, установленных судами по ранее рассмотренному делу, а не правовых выводов (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.04.2007 N 13988/06).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в случае, если до рассмотрения арбитражным судом дела о привлечении к административной ответственности юридического лица (а равно дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности юридического лица) судом общей юрисдикции рассмотрено дело о привлечении к административной или уголовной ответственности за данное нарушение физического лица (а равно дело об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности физического лица), квалификация, данная судом общей юрисдикции совершенному деянию, с учетом статьи 69 АПК РФ не является обязательной для арбитражного суда.
Кроме того, в отличие от решения суда общей юрисдикции, в материалах настоящего дела имеется письмо (л.д. 54), в котором Администрация муниципального образования «Илюшинское сельское поселение» подтвердила, что работы по благоустройству территории муниципального образования «Илюшинское сельское поселение» (содержание муниципальных территорий, в том числе кладбищ, мемориалов ВОВ; осуществление сбора и вывоза мусора, работы по ликвидации несанкционированных свалок) проводило своими силами МУП ЖКХ МО «Илюшинское сельское поселение».
Таким образом, заявитель является надлежащим субъектом ответственности.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что Предприятие приняло все зависящие от него меры по соблюдению установленных законодательством норм. Таким образом, наличие в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 73 КоАП КО, подтверждено материалами дела.
Нарушений порядка и срока давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел не установлено.
Оснований для признания правонарушения малозначительным по статье 2.9 КоАП РФ, исходя из объекта посягательства, характера правонарушения и отсутствия исключительности, не установлено.
Штраф назначен в пределах (минимальном размере) санкции соответствующей нормы.
При таких обстоятельствах решение суда является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, не установлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 269-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 16.05.2017 по делу № А21-1171/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судь
|