ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
14 июня 2022 года
Дело №А21-11851/2021
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Баженовой Ю.С.
судей Кротова С.М., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Вороной Б.И.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: представитель ФИО1 по доверенности от 10.01.2022;
рассмотрев в открытом судебном заседании 02.06.2022 апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9455/2022) общества с ограниченной ответственностью «Кронлес» на решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.02.2022 по делу № А21-11851/2021, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Кронлес» (238732, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
к Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области (236007, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
о признании незаконными действий,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Кронлес» (далее – Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области (далее – Ответчик, Министерство) о признании незаконными действий, выразившихся в приеме лесных деклараций по Славскому лесничеству от 17.05.2021 № 1С, от 15.07.2021 № 3С, от 27.06.2021 № 6С, от 30.08.2021 № 7С и представлению в Единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней (ЛЕСЕГАИС) информации об указанных лесных декларациях и обязании Министерство устранить допущенные нарушения прав путем внесения сведений в ЛЕСЕГАИС об удалении информации о лесных декларациях по Славскому лесничеству от 17.05.2021 № 1С, от 15.07.2021 № 3С, от 27.06.2021 № 6С, от 30.08.2021 № 7С.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 24.02.2022 в удовлетворении заявления Общества отказано.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение об отказе в удовлетворении заявления отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ее податель указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, неприменение закона подлежащего применению при рассмотрении данного спора, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, несоответствие выводов обстоятельствам дела, нарушение норм процессуального права. По мнению подателя жалобы, в связи с принятием Министерством лесной декларации с нарушением установленных норм и правил от неуполномоченного постороннего лица, право Общества на заготовку в древесины было нарушено.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на официальном сайте Тринадцатого арбитражного апелляционного суда.
В судебном заседании представитель Министерства возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направило, представило возражения на отзыв на апелляционную жалобу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя Министерства, апелляционный суд установил следующее.
Общество осуществляет заготовку древесины на основании договора аренды лесного участка № 158-з.д. от 08.07.2010, заключенного по результатам торгов с правопредшественником Министерства – Агентством по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области.
К обязанностям Общества, как арендатора лесного участка, относится подача лесных деклараций в Министерство.
17.05.2021, 27.06.2021, 15.07.2021 и 30.08.2021 Обществом были направлены в Министерство лесные декларации, за подписью директора ФИО2, которые приняты Министерством и размещены в системе ЛЕСЕГАИС.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 28.09.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2022, по делу №А21-6092/2021 отказано в удовлетворении заявления ФИО2 к ООО «Кронлес» о признании недействительным решения внеочередного общего собрания участников ООО «Кронлес», оформленного протоколом №1 от 11.05.2021, которым прекращены полномочия ФИО2 в качестве генерального директора ООО «Кронлес», на должность генерального директора назначен ФИО3
Общество, посчитав нарушенными свои права принятием Министерством лесных деклараций за подписью неуполномоченного лица, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, указав, что действия Министерства по приему лесных деклараций соответствуют приведенным положениям нормативных актов в области спорных правоотношений и отвечают основным принципам лесного законодательства, закрепленным в ЛК РФ.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения).
Одним из видов использования лесов в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 25 ЛК РФ является заготовка древесины.
В части 1 статьи 29 ЛК РФ установлено, что заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.
Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 8 статьи 29 ЛК РФ).
В статье 26 указанного Кодекса определено, что лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (часть 1). Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий в том числе лицами, которым лесные участки предоставлены в аренду (часть 2).
Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3).
Порядок заполнения и подачи лесной декларации установлен приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.07.2020 N 539 "Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме" (далее - Порядок N 539).
В силу пункта 3 Порядка N 539 в лесной декларации отражается информация о лице, подавшем лесную декларацию; о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; о местоположении лесного участка; об объеме использования лесов; о видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период.
В пункте 6 названного Порядка установлено, что уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации проекту освоения лесов в течение 5 рабочих дней со дня ее получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в ее приеме с обоснованием отказа.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2016 № 641 утвержден Административный регламент предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов (далее - Регламент).
Согласно пункту 2.11.1 Регламента к основаниям для отказа в приеме лесных деклараций является:
1) непредставление документов, указанных в Административном регламенте;
2) недостоверность сведений, указанных в лесной декларации;
3) несоответствие лесной декларации форме и требованиям, установленным к ее содержанию;
4) несоответствие лесной декларации проекту освоения лесов.
В соответствии с положениями статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) полномочия выступать от имени юридического лица предусматриваются учредительным документов, при этом такие сведения подлежат включению в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).
В соответствии со сведениями, установленным ЕГРЮЛ в отношении Общества до 21.09.2021, лицом, обладающим таким правом являлся генеральный директор Общества ФИО2.
В соответствии с пунктом 2 статьи 51 ГК РФ лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.
Определением суда от 28.06.2021 по делу № А21-6092/2021 запрещено Обществу, его органам и участникам, в частности ФИО3, исполнять решение общего собрания участников Общества, которое состоялось 11.05.2021, оформленное протоколом № 1, в том числе приостановлено исполнение Приказа Общества № 2/11-05-21 о прекращении полномочий генерального директора от 11.05.2021 и Приказа Общества № 1/11-05-21 о назначении генерального директора от 11.05.2021, до вступления в законную силу решения суда по делу № А21-6092/2021.
Указанные обеспечительные меры были отменены 15.09.2021 постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2021 по делу № А21-6092/2021.
С учетом наличия корпоративного спора и действия обеспечительных мер, установленных судом, в силу положений ст. 52-53 ГК РФ, ст. 96 АПК РФ, ст. 35, п. 8 ст. 37, ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» Министерство правомерно приняло лесные декларации от 17.05.2021 № 1С, от 15.07.2021 № ЗС, от 27.06.2021 № 6С, от 30.08.2021 № 7С от Общества за подписью генерального директора ФИО2
В соответствии со сведениями из ЕГРЮЛ в отношении Общества сведения о ФИО3, как о лице имеющим право без доверенности действовать от имени общества внесены 21.09.2021.
Права и интересы Общества принятием лесных деклараций от 17.05.2021 № 1С, от 15.07.2021 № ЗС, от 27.06.2021 № 6С, от 30.08.2021 № 7С не нарушены.
Согласно статье 26 ЛК РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
Учитывая, что лесная декларация носит заявительный характер, Общество не приобретает обязанность заготовки древесины в декларационный период на заявленных участках.
Основания, предусмотренные п. 2.11.1 Регламента для отказе в приеме лесных деклараций, у Министерства отсутствовали.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявления.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.02.2022 по делу № А21-11851/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Ю.С. Баженова
Судьи
С.М. Кротов
Н.С. Полубехина