ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А21-11928/2021 от 19.07.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

26 июля 2022 года

Дело №А21-11928/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 26 июля 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Семеновой А.Б.

судей Денисюк М.И., Протас Н.И.

при ведении протокола судебного заседания: Кроликовой Д.С.

при участии:

от заявителя: Милосердов А.Б. по доверенности от 29.04.2021

от заинтересованного лица: Когай М.И. по доверенности от 29.03.2022, Мусагитова Л.Д. по доверенности от 14.06.2022

от 3-го лица: не явился, извещен надлежащим образом

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16646/2022) Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.04.2022 по делу № А21-11928/2021, принятое

по заявлению ЗАО "Верхне-Прегольский порт"

к Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области

3-е лицо: Администрация МО «Гвардейский район»

об оспаривании решения об отказе в продлении лицензии, приказа об аннулировании лицензии, обязании восстановить лицензию

установил:

закрытое акционерное общество «Верхне-Прегольский порт» ОГРН 1023900996008, адрес: 236001, г. Калининград, пр-кт Московский, 300; далее - ЗАО "Верхне-Прегольский порт", Общество, заявитель) в лице конкурсного управляющего Кацияна Н.С. обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области (ОГРН: 1153926037165, адрес: 236007, г. Калининград, ул. Д.Донского, д. 1; далее - Министерство, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения об отказе в продлении срока действия лицензии КЛГ 02017 ТР на 31 год - до 01.08.2052, изложенного в письме от 04.08.2021 №7222-ОС, признании незаконным приказа Министерства №319 от 20.08.2021 «Об аннулировании лицензии на право пользования недрами КЛГ 02017 ТР», обязании восстановить указанную лицензию с продлением срока ее действия до 01.08.2052.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечена Администрация МО «Гвардейский район» (адрес: 238210, г. Гвардейск, ул. Юбилейная, д. 6; далее – Администрация, третье лицо).

Решением от 21.04.2022 суд первой инстанции признал незаконным решение Министерства об отказе ЗАО «Верхне-Прегольский порт» в продлении срока действия лицензии КЛГ 02017 ТР на 31 год - до 01.08.2052, изложенное в письме от 04.08.2021 №7222-ОС; признал незаконным приказ Министерства №319 от 20.08.2021 об аннулировании лицензии на право пользования недрами КЛГ 02017 ТР; обязал Министерство восстановить ЗАО «Верхне-Прегольский порт» лицензию КЛГ 02017 ТР с продлением срока ее действия на 31 год - до 01.08.2052; в остальной части требований ЗАО «Верхне-Прегольский порт» отказал; взыскал с Министерства в пользу ЗАО «Верхне-Прегольский порт» госпошлину в размере 6000 руб.

Не согласившись с решением суда, Министерство обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.

В судебном заседании представители Министерства поддержали доводы апелляционной жалобы, представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.

Администрация, извещенная надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направила, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие третьего лица в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено материалами дела, ЗАО «Верхне-Прегольский порт» зарегистрировано 25.10.2002 за ОГРН 1023900996008, основным видом деятельности Общества является разработка гравийных и песчаных карьеров, добыча глины и каолина.

Указанную деятельность ЗАО «Верхне-Прегольский порт» в соответствии с пунктом 7 статьи 10.1 Федерального закона РФ № 2395-1 от 21.02.1992 «О недрах» (далее - Закон о недрах) осуществляет на основании лицензии на право пользования недрами КЛГ 02017ТР с целевым назначением и видами работ – геологическое изучение и добыча песчано-гравийного материала на части месторождения «Комсомольское» (блоки 11 и 12), расположенного на территории муниципального образования «Гвардейский городской округ» Калининградской области (т.1 л.д. 39).

Лицензия КЛГ 02017ТР выдана Обществу 07.02.2006 Территориальным Агентством по недропользованию по Калининградской области, зарегистрирована за №259 14.02.2006, сроком действия по 01.08.2020.

В соответствии с пунктом 2 Лицензионного соглашения об условиях геологического изучения и добычи песчано-гравийного материала на части месторождения «Комсомольское» (блоки 11 и 12), расположенного на территории муниципального образования «Гвардейский городской округ» Калининградской области (приложение № 1 к лицензии серия КЛГ 02017ТР) (далее – лицензионное соглашение), целью недропользования является геологическое изучение и добыча песчано-гравийного материала на части месторождения «Комсомольское» в пределах указанных выше блоков подсчета запасов.

Срок действия лицензии КЛГ 02017ТР продлен Обществу до 01.08.2021 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 и 2021 годах» (далее - Постановление № 440).

Обществом, во исполнение положений статьи 4 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» на имя Министра природных ресурсов и экологии Калининградской области направлена заявка за №исх.36 от 26.07.2021 на внесение изменений и дополнений на пользование недрами к лицензии КЛГ 02017 ТР путем продления срока действия указанной лицензии на 31 год - до 01.08.2052.

К заявке прилагались среди прочих документов платежное поручение об оплате госпошлины за оказание услуги; проект изменений, вносимых в лицензию, краткий отчет о выполнении условий пользования недрами.

Письмом исх. № 7222-ОС от 04.08.2021 Министерство отказало во внесении изменений и дополнений в лицензию со ссылкой на ч.3 ст.10 Закона о недрах, с указанием на то, что «заявка не соответствует требованиям п.41 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области №409 от 10.07.2015 в части отсутствия мотивированного обоснования продления срока действия лицензии на 31 год, проект предлагаемых изменений не соответствует требованиям п.5 ст.23 Закона «О недрах» (т.1 л.д.32-36).

Согласно позиции Министерства принятию решения об отказе в продлении Обществу срока действия лицензии послужило:

- нарушение срока оценки запасов (срок до 01.08.2006, оценка произведена 12.03.2007);

-нарушение срока разработки проекта месторождения (проект необходимо было представить в 2009 году, а представлен и утвержден в 2013 году);

- Общество не переоформило разрешенное использование земельных участков и не приступило к добыче полезных ископаемых.

Отказ в продлении срока действия лицензии, а также ее последующее аннулирование послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.

Суд первой инстанции заявленные Обществом требования удовлетворил.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в обжалуемой части ввиду следующего.

Установление порядка пользования участками недр местного значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях (пункт 9 статьи 4 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах).

По смыслу положений статей 7 и 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии - документом, удостоверяющим право владельца пользования участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении лицензиатом заранее оговоренных условий.

Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством (часть 5 стать и 12 Закона о недрах).

Согласно пункту 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.

Частью 3 статьи 10 Закона о недрах предусмотрено, что срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр.

Интересы государства как собственника недр, наряду с иным, обеспечиваются возможностью отказа пользователю недр в продлении срока пользования участком недр в случае нарушения им условий лицензии на недропользование (статья 1.2, часть третья статьи 10 Закона о недрах) (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.03.2021 № 575-0).

Таким образом, для соблюдения требований Закона о недрах необходимо одновременно соблюдение следующих условий: наличие акта разработки месторождения и добычи полезного ископаемого, необходимость продления срока действия лицензии для завершения разработки месторождения, отсутствие у недропользователя нарушений условий лицензии.

При этом Закон о недрах не устанавливает требований относительно сроков давности допущенных нарушений, характера допущенных нарушений, а связывает возможность продления срока пользования участком недр только с фактом наличия или отсутствия нарушений условий лицензии недропользователем в период действия лицензии.

Как следует из материалов дела, основанием для принятия Министерством решения об отказе в продлении срока действия лицензии послужили нарушения Обществом условий Лицензионного соглашения, допущенные в период пользования предоставленным участком недр.

Так, на основании лицензионного соглашения об условиях геологического изучения и добычи песчано-гравийного материала (ПГМ) и песка на части месторождения «Комсомольское» (приложение № 1 к лицензии) (далее - Лицензионное соглашение) условиями недропользования предусмотрен ряд обязательств, которые должен выполнять недропользователь, в том числе:

- произвести оценку части блоков 11 и 12 месторождения «Комсомольское» с последующим представлением запасов в экспертную комиссию по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр в части общераспространенных полезных ископаемых в срок до 01.08.2006. Для утверждения в экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр в части общераспространенных запасов полезных ископаемых представить отчет с подсчетом запасов и экспертное заключение независимых экспертов (подпункт 4.1.1.);

- разработать проект разработки части месторождения «Комсомольское» (блоки 11 и 12) с разделом «Рекультивация земель» и получить необходимые положительные экспертные заключения и согласования в установленном порядке в срок до 01.06.2009 (подпункт 4.1.2 в редакции совместного решения Правительства Калининградской области и Управления по недропользованию по Калининградской области от 10.06.2008, зарегистрировано 25.08.2008 № 150/КЛГ 02017 TP);

- своевременно привести земельные отношения в соответствие с действующим законодательством, предоставить соответствующие документы всем держателям лицензии (подпункт 4.1.3);

- соблюдать уровни добычи полезного ископаемого (подпункт 12.2) (т.1 л.д.41-45).

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами по делу, указанные выше условия выполнены Обществом с нарушениями сроков (подпункты 4.1.1, 4.1.2), а требования подпунктов 4.1.3 и 12.2 Лицензионного соглашения не выполнены на момент обращения в Министерство с заявлением о продлении срока действия лицензии.

Подпунктом 4.1.1 Лицензионного соглашения установлено, что недропользователь обязан произвести оценку и представить запасы в экспертную комиссию в срок до 01.08.2006.

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что отчет о результатах разведки северной части Комсомольского месторождения песчано-гравийного материала и строительных песков (части блоков 11 и 12), проведенной в 2006-2007 годах с подсчетом запасов по состоянию на 01.01.2007 (Гвардейский район Калининградской области) для проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых представлен Обществом в 2007 году, что подтверждается письмом Общества от 12.03.2007 № 32 в адрес Министерства развития инфраструктуры Калининградской области (вх. от 14.03.2007 № 503/24) и заявителем не оспаривается.

Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к выводу о выполнении заявителем условий подпункта 4.1.1 Лицензионного соглашения в части проведения оценки части блоков 11 и 12 месторождения с последующим предоставлением запасов в экспертную комиссию по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, так как согласно Протоколу заседания экспертной комиссии №01/2007 от 07.06.2007, специально уполномоченный постановлением Правительства РФ №69 от 11.02.2005 коллегиальный орган рассмотрел Отчет о результатах разведки Северной части Комсомольского месторождения песчано-гравийного материала и строительных песков, проведенной в 2006-2007, с подсчетом запасов по состоянию на 01.01.2006, подготовленный ООО «Балтгеолресурсы»; в протоколе заседания экспертной комиссии (пункты 1, 9) зафиксировано выполнение ЗАО «Верхне-Прегольский порт» условий лицензионного соглашения.

Указанный вывод представляется апелляционному суду ошибочным, поскольку оценка выполнения условий лицензионного соглашения, в том числе в части соблюдения установленных таким соглашением сроков, не входит в объект государственной экспертизы запасов, и, следовательно, в протоколе экспертной комиссии № 01/2007 от 07.06.2007, вопреки выводам суда первой инстанции, не содержится установление факта допущенного недропользователем нарушения условий лицензионного соглашения, так как установление таких обстоятельств не относится к объекту исследования и компетенции комиссии.

Как предусмотрено Положением о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11.02.2005 № 69 объектами государственной экспертизы являются запасы полезных ископаемых и подземных вод, геологическая информация о предоставляемых в пользование участках недр, а также геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

В соответствии с пунктом 24 указанного Положения, заключение государственной экспертизы должно содержать выводы:

- о достоверности и правильности указанной в представленных материалах оценки количества и качества запасов полезных ископаемых в недрах, подготовленности месторождений или их отдельных частей к промышленному освоению, а также их промышленного значения;

- об обоснованности переоценки запасов полезных ископаемых по результатам геологического изучения, разработки месторождений или в связи с изменением рыночной конъюнктуры;

- об обоснованности постановки на территориальный баланс запасов полезных ископаемых и их списания с территориального баланса, а также внесения изменений, связанных с оперативным учетом изменения запасов;

- о возможностях безопасного использования участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых.

В случае если представленные материалы по своему содержанию, обоснованности и объему не позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, а также геологической информации об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых, то заключение государственной экспертизы должно содержать указание о необходимости соответствующей доработки материалов.

Учитывая изложенное, апелляционный суд находит обоснованной позицию Министерства о допущенных заявителем нарушений условий Лицензионного соглашения в части срока проведения оценки и предоставления установленных лицензионным соглашением материалов.

В соответствии с подпунктом 4.1.2 Лицензионного соглашения (с изменением, внесенным совместным решением Правительства Калининградской области и Управления по недропользованию по Калининградской области от 10.06.2008) недропользователь обязан разработать проект разработки части месторождения «Комсомольское» (блоки 11 и 12) с разделом «Рекультивация земель» и получить необходимые положительные экспертные заключения и согласования в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством - до 01.06.2009.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что срок получения необходимых экспертных заключений и согласований на проект разработки части месторождения «Комсомольское» (блоки 11 и 12), установленный при оформлении лицензии, после внесения изменений в пункт 4.1.2 лицензионного соглашения фактически утратил силу, а позиция Министерства об отсутствии экспертизы и согласований проекта в установленный срок является несостоятельной.

Апелляционный суд считает неправомерным и необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что срок получения необходимых экспертных заключений и согласований на проект разработки части месторождения «Комсомольское» (блоки 11 и 12), установленный при оформлении лицензии, после внесения изменений в пункт 4.1.2 лицензионного соглашения фактически утратил силу.

Такая позиция противоречит Закону о недрах, а именно: обязанностям по рациональному использованию и охране недр (статья 23 Закона о недрах) и по внесению платежей за пользование недрами (пункт 10 статьи 22 Закона о недрах), а также смыслу предоставления участка недр в пользование.

В соответствии со статьей 23.2 Закона о недрах разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

Эксплуатация месторождения может осуществляться только при наличии необходимой проектной документации, разработанной и согласованной в установленном законом порядке.

Обществом не оспаривается, что заключение экспертизы промышленной безопасности, зарегистрированное за № 19-ПД-00220-2009, на «Проект разработки участка месторождения строительных песков и песчано-гравийного материала Комсомольское в Гвардейском района Калининградской области» получено письмом от 09.11.2009 № 21-39851, Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, согласовало вышеуказанный проект, с замечаниями и сроком на один год в 2010 году, что подтверждается протоколом заседания территориальной комиссии по разработке месторождения твердых полезных ископаемых (ТКР Калининграднедра) от 27.08.2010 № 3/10, а также 2013 году, что подтверждается протоколом от 19.08.2013 № 6-13/КО заседания Территориальной комиссии по согласованию технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользование участками недр по Калининградской области.

Таким образом, апелляционный суд признает обоснованной позицию Министерства о том, что заявителем допущено нарушение условий лицензионного соглашения в части срока разработки и согласования проекта разработки участка месторождения.

Из материалов дела также следует, что подпунктом 4.1.3 Лицензионного соглашения предусмотрена обязанность недропользователя «своевременно привести земельные отношения по настоящей лицензии в соответствии с действующим законодательством. После оформления и государственной регистрации в установленном порядке соответствующие земельные документы в месячный срок представляются всем держателям настоящей лицензии и становятся ее неотъемлемой частью».

При этом, приведение земельных отношений в соответствие с действующим законодательством, в том числе осуществление изменении категории земельных участков и оформление вещных прав является обязанностью недропользователя в соответствии с подпунктом 4.1.3 Лицензионного соглашения.

Доказательств, подтверждающих наличие прав на спорные земельные участки, указанные Постановлении № 159, Обществом в материалы дела не представлены. Следовательно, в период с 2006 по 2021 год указанная обязанность недропользователем не выполнена.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, земельные участки с кадастровыми номерами 39:02:290001:0017 и 39:02:290001:18, находящиеся в границах предоставленного заявителю в пользование участка недр, относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения.

Частью 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что земли сельскохозяйственного назначения используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

Следовательно, использование земель сельскохозяйственного назначения для иных целей, в частности для разработки карьера и добычи полезных ископаемых противоречит требованиям земельного законодательства.

При этом ссылки суда первой инстанции на положения Градостроительного кодекса РФ в рассматриваемом случае являются ошибочными, основанными на неправильном толковании норм материального права.

Порядок перевода земель из одной категории в другую предусмотрен Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - закон № 172-ФЗ), согласно статье 7 которого перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, перечисленных в части 1 указанной нормы.

Согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 3 Закона № 172-ФЗ по результатам рассмотрения ходатайства (о переводе земельного участка из одной категории в другую) исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт о переводе земель или земельных участков) либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт об отказе в переводе земель или земельных участков) в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства.

Согласно пункту 8 статьи 3 Закона № 172-ФЗ акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков может быть обжалован в суд.

В силу пункта 3 статьи 5 Закона № 172-ФЗ перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о категории земель или земельных участков.

Акт о переводе спорных земельных участков из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли промышленности» отсутствует.

Кроме того, в Министерство не представлены документы, подтверждающие наличие вещных прав на указанные земельные участки.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что указанные нарушения обусловлены действиями третьих лиц, препятствующих недропользователю в оформлении необходимых документов, так как с целью приведения в соответствие фактического использования территории Обществом неоднократно предпринимались действия по понуждению органа исполнительной власти к изданию соответствующих правовых актов.

Как указал суд первой инстанции, ходатайства Общества на имя губернатора Калининградской области (вх 3104-1/11) от 02.04.2010г., вх7450-1/11 от 18.09.09г., от 13.04.2009г. (вх. 2779-1/11) от 30.07.2010 (вх№7295-1/110) от 18.02.2011 (вх.468018), от 13.10.10 (вх.9689-1/11), в адрес Агентства по градостроению Калининградской области от 13.03.2009 от 13.03.2012 оставлены без должного рассмотрения.

Судом первой инстанции установлено, что в 2019 году Обществом принято участие в публичных слушаниях по проекту внесения изменений в Генеральный план муниципального образования «Гвардейский городской округ», представлены письменные предложения об установлении в отношении участков с КН 39:02:29 00 01: 0017 и 39:02:29 0001:0018 функциональной зоны «зона промышленности» (производственная зона) и предоставлении к ним доступа, что отражено в п.4 Заключения по результатам публичных слушаний от 05.12.2019 (т.1 л.д.102-106).

Согласно постановлению главы администрации (губернатора) Калининградской области №169 от 31.03.2005 (т.1 л.д.46-47) Обществу целевым назначением предоставлено право пользования недрами с целью геологического изучения и добычи песчано-гравийного материала в границах земельных участков с кадастровыми номерами: 39:02:29 00 01: 0017 и 39:02:29 0001:0018 площадью 49,34 и 29,189 га соответственно.

Указанное постановление является действующим и на момент рассмотрения спора по существу органом исполнительной власти не отменено, не признано утратившим силу.

Вместе с тем, исходя из условий Лицензионного соглашения, недропользователь обязан приступить к оформлению правоустанавливающих документов на земельный участок после представления геологического отчета на государственную экспертизу запасов, то есть после 3 квартала 2010 года.

Как указывалось ранее, именно на недропользователе лежит обязанность оформить правоустанавливающие документы на земельный участок в границах предоставленного в пользование участка недр.

Более того, судом первой инстанции не принято во внимание, что в материалы дела заявителем представлены только копии ходатайств об изменении категории земель без соответствующих ответов, а соответственно, отсутствует информация о результатах рассмотрения таких обращений и причинах отказа в удовлетворении ходатайств либо оставления их без рассмотрения. Судом также не учтено, что результаты рассмотрения обращений об изменении категории земель или бездействие уполномоченных органов в судебном порядке Обществом не обжаловались, с заявлением об обязании уполномоченных должностных лиц осуществить необходимые действия Общество в суд также не обращалось.

Таким образом, в материалы дела не представлены документы, свидетельствующие о невозможности получения правоустанавливающих документов на земельные участки (в том числе о невозможности изменения категории земель).

Кроме того, подпунктом 12.2 Лицензионного соглашения установлено, что соблюдение недропользователем уровней добычи полезного ископаемого является существенным условием лицензии, нарушение которого может привести к приостановке, ограничению и/или досрочному прекращению права пользования недрами.

Доказательств того, что ЗАО «Верхне-Прегольский порт» приступило к добыче полезных ископаемых и, соответственно, достигло требуемого уровня добычи, материалы дела не содержат.

Изложенное подтверждается также формами федерального государственного статистического наблюдения по форме 5-гр «Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых», представляемых Обществом во исполнение обязанности, установленной пунктом 4 части 2 статьи 22 Закона о недрах.

При изложенных обстоятельствах, поскольку ЗАО «Верхне-Прегольский порт» нарушило условия лицензии на право пользования недрами, Министерство правомерно и обоснованно по правилам статьи 10 Закона о недрах отказало в продлении срока действия лицензии.

Согласно пункту 1 части первой статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами прекращается по истечении установленного в лицензии срока ее действия.

В силу указанной правовой нормы приказом Министерства от 20.08.2021 № 319 выданная Обществу лицензия правомерно аннулирована в связи с истечением срока ее действия.

Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции от 21.04.2022 в обжалуемой части подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований в полном объеме.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 21 апреля 2022 года по делу № А21-11928/2021 в обжалуемой части отменить.

В удовлетворении заявленных требований закрытому акционерному обществу «Верхнее-Прегольский порт» отказать.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.Б. Семенова

Судьи

М.И. Денисюк

Н.И. Протас