ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
01 ноября 2023 года
Дело №А21-12173/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2023 года
Постановление изготовлено в полном объеме 01 ноября 2023 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1,
при участии:
от заявителя: ФИО2 по доверенности;
от ответчика: ФИО3 по доверенности (онлайн);
от 3-их лиц: 1) ФИО4 по доверенности;
2) ФИО5 по доверенности;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31942/2023) Управления Федерального казначейства по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.07.2023 по делу № А21-12173/2021, принятое
по заявлению Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области
к Управлению Федерального казначейства по Калининградской области
3-и лица: 1) Министерство финансов Калининградской области
2) Администрация муниципального образования «Правдинский городской округ»
о признании недействительным пункта 8 представления,
установил:
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области (далее – заявитель, Министерство строительства) обратилось в арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к Управлению Федерального казначейства по Калининградской области (далее - УФАС, Управление) о признании недействительным представления, вынесенного в адрес Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области Управлением Федерального казначейства по Калининградской области от 16 июля 2021 года № 35-22-19/21, в части пункта 8 и требования о возврате денежных средств в размере 40 000 000 руб. в доход федерального бюджета.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Калининградской области (далее - Министерство финансов) и Администрация муниципального образования «Правдинский городской округ» (далее - Администрация).
Решением суда первой инстанции от 11.07.2023 заявленные Министерством строительства требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, Управлением подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать Министерству строительства в заявленных требованиях. По мнению подателя жалобы, Администрацией не достигнуто значение результата регионального проекта «Реализованы проекты победителей конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях» и не достигнуто значение показателя результативности использования иного межбюджетного трансферта, а именно «Количество реализованных проектов», со сроком достижения 2020 год, установленное Соглашением от 12.07.2019 № 069-17-2019-058.
В судебном заседании представитель Управления жалобу поддержал; представители Министерства строительства, Министерства финансов и Администрации выразили несогласие с доводами жалобы, представили письменные отзывы.
Отзывы Министерства строительства и Администрации к материалам дела судом не приобщается ввиду отсутствия доказательств их направления в адрес лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Управлением в соответствии с приказом от 26.04.2021 № 206 и на основании пункта 5 плана контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере на 2021 год в период с 28.04.2021 по 13.05.2021 в отношении Министерства строительства проведена выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, на реализацию федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 14.05.2021.
Министерству строительства выдано представление от 16.07.2021 № 35-22-19/21 об устранении выявленных нарушений.
Не согласившись с вынесенным представлением в части пункта 8 и требования о возврате денежных средств в размере 40 000 000 руб. в доход федерального бюджета, Министерство строительства обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования Министерства строительства.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Управления в силу следующего.
В силу пункта 1 статьи 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля является, в том числе, контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов; контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
Объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе, финансовый орган публично-правового образования, бюджету которого предоставлены межбюджетные субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, бюджетные кредиты, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (местная администрация) (пункт 1 статьи 266.1 БК РФ).
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания (пункт 2 статьи 269.2).
В соответствии с пунктом 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению:
1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;
2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
Следовательно, представление органами внутреннего государственного (муниципального) контроля выдается, в том числе при выявлении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета и заключенных во исполнение указанных договоров (соглашений) государственных (муниципальных) контрактов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.2018 № 237 утверждены Правила предоставления средств государственной поддержки из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для поощрения муниципальных образований - победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды (далее - Правила № 237), пунктом 30 которых предусмотрено, что средства государственной поддержки из федерального бюджета предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены муниципальные образования - победители конкурса, в виде иных межбюджетных трансфертов.
В силу пункта 34 Правил № 237 иной межбюджетный трансферт предоставляется на основании соглашения, заключаемого Минстроем России и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в форме электронного документа.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что 12.07.2019 между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Правительством Калининградской области было заключено Соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение предоставляемого в 2019 году из федерального бюджета бюджету Калининградской области на финансовое обеспечение расходов по реализации проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях в рамках проведения Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды № 069-17-2019-058 (далее - Соглашение № 1).
Срок завершения реализации проекта - не позднее 31.12.2020, срок окончания выполнения работ по реализации проекта согласно графику выполнения работ, являющимся приложением к Соглашению – 15.12.2020.
В целях реализации Соглашения № 1 03.12.2019 между Министерством и Администрацией муниципального образования «Правдинский городской округ» Калининградской области было заключено Соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, предоставляемого из бюджета Калининградской области бюджету муниципального образования Калининградской области «Правдинский городской округ» на финансовое обеспечение расходов по реализации проектов; создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях в рамках проведенного Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в 2019 году (далее - Соглашение № 2).
Предоставление иного межбюджетного трансферта осуществлялось в соответствии с мероприятиями, предусмотренными муниципальной программой формирования современной городской среды для реализации проекта создания комфортной городской среды в малых городах -победителях Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в 2019 году, в целях финансового обеспечения которых предоставлялся иной межбюджетный трансферт, направленный на достижение результатов регионального проекта Администрацией. Согласно Соглашению № 2 иной межбюджетный трансферт бюджету Правдинского городского округа за счет средств федерального бюджета составил 40 000 000 руб. Наименование проекта создания комфортной городской среды - «Средневековый город-парк. Благоустройство парка. Правдинска как отправная точка развития городах (далее - проект, мероприятие). Необходимо отметить, что проектное решение, в котором указывался конкретный перечень работ для реализации Проекта Соглашением № 2 не предусмотрен
Реализация мероприятия осуществлялась в рамках заключенных Администрацией трех муниципальных контрактов:
- муниципальный контракт от 24.12.2019 № 0135200000519005526, заключенный между муниципальным образованием Калининградской области «Правдинский городской округ» (далее - муниципальное образование) и ООО «Эко-Блок № 345» на выполнение работ по благоустройству территории парка по ул. Школьной г. Правдинска и прилегающих объектов (с изменениями и дополнениями); работы выполнены в полном объеме в срок до 29.12.2020; по состоянию на 11.03.2021 в рамках исполнения контракта работы и расчеты между муниципальным образованием и ООО «Эко-Блок № 345» выполнены в полном объеме, что подтверждается материалами дела.
- муниципальный контракт 20.04.2020 № 0135200000520000627 заключенный между муниципальным образованием и ООО «Мириам» на выполнение работ по объекту «Реконструкция хранилища в рамках проекта благоустройства территорий
парка по ул. Школьной г. Правдинска и прилегающих объектов» с учетом дополнительного соглашения, по состоянию на 21.01.2022 в рамках выполненных работ расчеты между заказчиком и подрядчиком ООО «Мириам» выполнены в полном объеме, данный факт подтверждается представленными в материалы дела документами.
- муниципальный контракт от 24.11.2020 № 033520001420Q02472 заключен между муниципальным образованием и ООО «БСП» на выполнение работ по устройству прогулочной террасы в городском парке г. Правдинска Калининградской области (с изменениями и дополнениями)., срок выполнения работ по 31.12.2020, согласно предоставленным в материалы дела КС-2 и КС-3 работы выполнены в полном объеме в срок до 31.12. 2020.
С учетом изложенного, за работы по реализации проект «Средневековый: город-парк. Благоустройство территории парка г. Правдинска как отправная точка развития города» по уровням бюджетов было оплачено:
- федеральный уровень бюджета - 40 000 000 руб.;
- областной уровень бюджета - 23 084 827 руб. 60 коп.;
- муниципальный уровень бюджета - 1 570 608 руб. 67 коп.
Таким образом, по состоянию на 31.12.2020 проект «Средневековый город-парк. Благоустройство территории парка г. Правлинска как отправная точка развития города» был фактически создан, как указано в отчете о результатах регионального проекта. Оплата за счет средств федерального бюджета в сумме 40 000 000 руб. произведена полностью 24.12.2020, оплата за счет средств областного бюджета в сумме 23 084 826 руб. 80 коп. была произведена полностью 31.12.2020, а в срок до 11.03.2021 - 1 570 608 руб. 67 коп. за счет средств местного бюджета.
Из вышеизложенного следует, что условия Соглашений №1, 2 Министерством нарушены не были.
Кроме того, пунктом 5.2 Соглашения №1, также как 5.2 Соглашения № 2 предусмотрен возврат денежных средств исключительно в случае, если по состоянию на первое января финансового года, следующего за отчетным, имеется не использованный остаток иного межбюджетного трансферта.
Вместе с тем, как указано выше, иной межбюджетный трансферт в размере 40 000 000 руб. полностью использован в рамках оплаты выполненных работ по контрактам при реализации проекта «Средневековый город-парк. Благоустройство территории парка г. Правдинска как отправная точка развития города» в установленные Соглашениями №1,2 сроки, о чем имеются соответствующие подтверждающие документы в материалах дела.
Установив обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, пункт № 8 представления Управления от 16.07.2021 № 35-22-19/21 не имеет под собой фактических и правовых обоснований, а требование о возврате денежных средств является незаконным.
В рассматриваемом случае судом первой инстанции правильно установлены все значимые для дела обстоятельства и дана им надлежащая правовая оценка, неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции от 11.07.2023 и удовлетворения апелляционной жалобы Управления не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 11 июля 2023 года по делу № А21-12173/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Калининградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Л.В. Зотеева
Судьи
М.И. Денисюк
Н.И. Протас