ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А21-13346/17 от 25.09.2018 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

02 октября 2018 года

Дело №А21-13346/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2018 года

Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2018 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Сомовой Е.А.

судей Згурской М.Л., Юркова И.В.

при ведении протокола судебного заседания: Василькиной Ю.А.

при участии:

от истца (заявителя): не явился, извещен

от ответчика (должника): не явился, извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20682/2018) ГУ - Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.06.2018 по делу № А21-13346/2017 (судья Лобанова Е.А.), принятое

по иску ГУ - Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации

к ООО "Инвамед"

об обязании исполнить обязательство по возврату денежных средств

установил:

Государственное учреждение – Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1023900586423 , ИНН 3906010388 , место нахождения : Калининградская область , г.Калининград , ул.Чайковского, 11) (далее- Учреждение , истец) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Инвамед» (ОГРН 1173926008948 , ИНН 3906352310 , место нахождения: Калининградская область , г.Калининград , ул.Художественная , д.5 , кв.3) (далее- Общество, ответчик) об обязании исполнить обязательства по возврату Учреждению денежных средств в размере 1 629 375 руб.01 коп. , предоставленных в качестве преференции.

Решением арбитражного суда первой инстанции от 26.06.2018 в удовлетворении иска отказано.

В апелляционной жалобе учреждение просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению апеллянта, в связи с тем, что единственным учредителем ответчика является Калининградская областная организация Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов», которая является региональной организацией, а не общероссийской, денежные средства в сумме 1 629 375,01 руб., предоставленные в качестве преференции ООО «Инвамед» по спорным государственным контрактам, подлежат возврату в региональное отделение.

Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 10.05.2017г. на официальном сайте www.zakupki .gov .ru истцом опубликованы извещения о проведении электронных аукционов на право заключения государственных контрактов на поставку инвалидам абсорбирующего белья (пеленок) в 2017 году с начальной (максимальной) ценой контракта 1 316 147 руб.40 коп. и на поставку инвалидам подгузников для взрослых в 2017году с начальной (максимальной) ценой контракта 14 182 786 руб.80 коп.

Кроме того, 15.08.2017 истцом опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку инвалидам абсорбирующего белья (пеленок) в 2017 году с начальной (максимальной) ценой контракта 823 170 руб.

Согласно протоколам подведения итогов аукционов №0235100000917000099-3 от 23.05.2017 (участвовало три участника), №0235100000917000098-3 от 02.06.2017 (участвовало два участника) , №0235100000917000138-3 от 29.08.2017. (участвовало два участника) победителем аукционов признано Общество.

Ссылаясь на то, что уставный капитал Общества состоит из вклада Калининградской областной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» и среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда – не менее чем двадцать пять процентов, в соответствии со статьей 29 Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон №44-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014г. №341 «О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта» Общество обратилось к Учреждению с требованиями от 24.05.2017г. , от 05.06.2017г., от 30.08.2017г. о заключении государственных контрактов на поставку товаров для инвалидов по цене, увеличенной до пятнадцати процентов от цены, предложенной Обществом при проведении аукционов, которая соответственно составляет 1 248 694 руб. 70 коп., 10 438 531 руб. 40 коп., 804 649 руб.35 коп.

Учреждением с Обществом были заключены государственные контракты №269 от 08.06.2017г. на сумму 1 248 694 руб.70 коп., №290 от 22.06.2017г. на сумму 10 438 531 руб.40 коп., №437 от 13.09.2017г. на сумму 804 649 руб.35 коп.

Полагая, что ответчик не имеет права на преимущества при определении цены контракта, предусмотренные статьей 29 Закона №44-ФЗ, поскольку не является общероссийской общественной организацией инвалидов и не соответствует требованиям, указанным в названной статье, истец обратился к ответчику с предложением о возврате денежных средств в размере 1 629 375 руб.01 коп., предоставленных в качестве преференций по названным государственным контрактам, а затем в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, правомерно руководствовался следующим.

Предоставление преимуществ организациям инвалидов при участии в закупках регламентировано нормами статьи 29 Закона о контрактной системе, которые направлены на обеспечение социальной защиты инвалидов в части их реабилитации (статья 9 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона о контрактной системе организациям инвалидов, являющимся участниками закупок, предоставляются преимущества, указанные в части 3 настоящей статьи.

Действие настоящей статьи распространяется на общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем восемьдесят процентов, и на организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем двадцать пять процентов (часть 2 названной статьи).

В силу части 3 статьи 29 Закона №44-ФЗ при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг. Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни. В случае, если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признана организация инвалидов, контракт по требованию победителя заключается по предложенной им цене с учетом преимущества в отношении цены контракта, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 341 утверждены Правила предоставления преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта (далее - Правила), частью 3 которых установлено, что для получения преимущества участник закупки, являющийся организацией инвалидов, наряду с документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, заявляет в произвольной форме свое соответствие критериям, установленным частью 2 статьи 29 Закона о контрактной системе.

Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, исходя из представленных доказательств (часть 1 статьи 64, статья 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции установил, что Общество соответствует требованиям, установленным действующим законодательством.

Так, согласно выписке из ЕГРЮЛ в отношении ответчика следует, что учредителем Общества является Калининградская областная организация Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов».

Согласно уставу Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» территориальная сфера деятельности ВОИ – общероссийская; структурные подразделения ВОИ – региональные и местные организации ВОИ осуществляют свою деятельность в субъектах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании устава ВОИ и собственных уставов; устав ВОИ закрепляет основные положения и требования к уставам региональных и местных организаций ВОИ, обеспечивающие организационное единство ВОИ.

Калининградская областная организация Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» согласно ее уставу является региональной организацией (отделением) Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов», действует на территории Калининградской области Российской Федерации и осуществляет свою деятельность в соответствии с уставом и программой ВОИ на основании настоящего устава.

Таким образом, уставный капитал Общества полностью состоит из вклада региональной общероссийской общественной организации инвалидов, являющейся структурным подразделением общероссийской общественной организации инвалидов, что соответствует части 2 статьи 29 Закона №44-ФЗ.

Из имеющихся в материалах дела документов следует, что среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам Общества составляет не менее 50 %, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда – не менее чем 25%.

Судом первой инстанции верно отмечено, что аукционной комиссией заказчика при изучении документов ответчика не было принято решение о несоответствии поданных заявок на участие в закупке требованиям документации об электронном аукционе, Закону о контрактной системе; допуская ответчика к участию в аукционе, впоследствии признавая его победителем и заключая государственные контракты, заказчик не подвергал сомнению действительность принятого решения и установленной цены контракта.

На стадии изучения документов ответчика до признания его победителем и заключения государственного контракта истец имел возможность проверить обстоятельства, оценка которых могла повлиять на вывод о соответствии общества требованиям, установленным статьей 29 Закона о контрактной системе.

С учетом приведенного ссылки истца на содержание письма Министерства финансов Российской Федерации от 26.09.2017 № 24-02-058/62503 судом апелляционной инстанции отклоняются.

Кроме того, судом учтено, что контракты, заключенные между сторонами, исполнены в полном объеме.

Доводы учреждения, изложенные в апелляционной жалобе, судом отклоняются, поскольку по существу не затрагивают вопросов правильности применения судом первой инстанции при рассмотрении спора норм права к установленным по делу фактическим обстоятельствам, а сводятся к несогласию с произведенной оценкой данных обстоятельств и имеющейся по делу доказательственной базы.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Калининградской области оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Е.А. Сомова

Судьи

М.Л. Згурская

И.В. Юрков